Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы макроокружения предприятия
9.8. Система воспитания в структуре образовательного кластера Необходимость усиления внимания к воспитанию молодежи в современном обществе В настоящее время все больше осознается необходимость утверждения в обществе приоритета социальных ценностей, прав и свобод личности, её способности к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности и профессиональной компетентности. Необходимость разрешения возникшей в современном обществе социальной ситуации определяет актуальность разработки целостного концептуального подхода к проблемам воспитательной деятельности в молодежной среде. Основой для создания собственных аутентичных систем воспитания являются нормативно-правовые акты РФ, имеющие статус обязательных для исполнения. Так, в документе "Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа" (1997 г.) и Докладе Государственного Совета РФ "Образовательная политика России на современном этапе" (2001 г.) отмечено, что в процессе реформирования общества "изменяются роль и функции образования в России, которые смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп". Одновременно с этим подчеркивалось, что в ходе общественного развития формируются предпосылки для обновления содержания воспитания, которое "необходимо сосредоточить на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения". Сравнительный анализ имеющихся основных концептуальных подходов и концепций воспитания показывает, что воспитание большинством авторов рассматривается как общественный процесс и как управление процессом развития личности через воспитательную среду, мотивацию обучающегося, личность преподавателя и т.д. Методологической основой воспитательной деятельности являются современное миропонимание процессов, происходящих в обществе, их диалектичности, гуманистических подходов к личности, сформулированных в мировой и отечественной педагогике. Проведенный анализ существующих концепций воспитания показывает необходимость а) целенаправленности воспитательного процесса, б) формирования, организации воспитательного воздействия, в) создания с помощью определенных социально-психологических и педагогических средств конкретных условий для развития и саморазвития личности. В то же время до настоящего времени не решены задачи: а) теоретического общеконцептуального подхода к воспитанию как непрерывному процессу от дошкольного до послевузовского образования; б) отражения воспитательного потенциала образовательных учреждений в государственных стандартах; в) моделирования общей стратегии воспитания в непрерывном образовании. 9.9. Становление воспитательная системы Тюменского государственного нефтегазового университета с позиций кластерного подход а В Тюменском государственном нефтегазовом университете создана Программа воспитательной работы, отражающая позицию ТюмГНГУ как культурно-образовательного кластера региона, развивающая политику личностно-ориентированного воспитания в контексте формирования экологической культуры выпускников и утверждением культурно-антропологического подхода (рис. 7), дающего понимание значимости и ценности личности человека как созидателя, как творца не только того, что его окружает, но и своей собственной судьбы. При всей значимости каждой конкретной профессии, которую получает человек, принципиально важно быть личностью, достигшей высокого уровня общей и профессиональной культуры, имеющей широкий кругозор, разносторонние интересы, способной понимать других людей, соотносить свои желания и намерения с их стремлениями и планами, доказывая это собственными поступками и отношением к ним. Эти качества особенно необходимы для представителей социальных профессий, т.е. для тех, кто имеет дело с человеком, кто профессионально ориентирован на взаимодействие с другими людьми.
Рис. 7. Структурная схема личностно-ориентированного воспитания Культурно-антропологический подход исходит из целостного представления о личности будущего специалиста, его месте и роли в системе культуры, определяемыми тем, что будущий специалист -- это не только субъект культуры, но и ее объект, что он одновременно является ее продуктом и ее творцом. Студент вуза, учащийся колледжа или лицея, прежде всего, сам осваивает общую и профессиональную культуру, сложившиеся культурные представления и ценности, и уже потом приступает к созидательной деятельности, преобразованию окружающего мира, обогащению и приумножению культурных достижений своего народа (этноса). С этой точки зрения для общества очень важно то, какую культуру представляет будущий специалист, поскольку от этого зависит будущее культуры данного общества. Культурная антропология позволяет а) лучше понять основные закономерности, условия и механизмы становления "человека культурного", логику реализации им своего творческого потенциала; б) ориентирует на целостное понимание человека, акцентируя внимание на его ключевой характеристике -- эстетической, ключевая ценность которой -- понятие " красота ", преодолевающее объективную ограниченность познания (истины), выступающее их системным свойством. Поэтому "Красота -- всегда символ Истины, Добра и других ключевых ценностей культуры, она определяет собой их гармоничную целостность и в силу этого выступает системообразующим и смыслообразующим началом всей системы человеческих ценностей". Эстетическое в данном контексте означает несколько большее, чем его привычное толкование, -- за ним кроется всё, чувственно воспринимаемое, переживаемое как таковое, порождающее образное осмысление окружающего мира и ценностное отношение к нему. Однако, если воспитание не привнесло в человеческие чувства и влечения эстетическую утонченность, изящность, одухотворенность, они становятся отправной точкой для самых разрушительных и самоуничтожающих деяний личности. Гарантией против этого саморазрушения, грубых и необдуманных действий могут быть только хороший вкус, чистота помыслов, высота и благородство поступков, которые коррелируют с главным, что определяет содержание и характер отношений человека с внешним миром, -- с его ценностными ориентациями и идеалами. Если в сферу личностно-значимых ориентации будущего профессионала попали профессиональные ценности и идеалы, студент неизбежно должен соотносить с ними свои действия, "просчитывая" возможные их последствия, прогнозируя их возможный результат. Эмоциональная культура, утонченность чувствований, глубина и полнота испытываемых переживаний наполняют эти отношения особой одухотворенностью, человеколюбием, душевным теплом. Тогда многие важные личностные качества -- забота, участие, милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, искренность, благородство, любовь, уважение к другому человеку, интеллигентность становятся обязательными чертами стиля профессиональной деятельности специалиста, его ключевыми "знаковыми" признаками. Методологической основой построения воспитательной системы университета выступает комплекс идей: о целостности человека; о духовности человека и роли рефлексии в развитии его субъектности, его уникальной способности определять жизненные перспективы, искать смысл жизни, выбирать для себя нравственные ценности и ориентиры; о сущности самосозидающего, трансцендирующего (выходящего за любые актуально данные пределы), открытого ко всяким возможностям человека; об открытости целостного педагогического процесса, направленного на создание условий саморазвития, самообразования человека, по обеспечению для него пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия (табл. 6). Данная методологическая основа построения аксиологической модели воспитания позволила сформулировать систему понятий, на которые ориентировано воспитание в университете (табл. 7). 9.10. Цели и содержание профессионального воспитания Профессиональное воспитание есть последовательное движение личности студента к добровольно выбранной им цели, а результат этого самодвижения -- обретение системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом, Расширение его духовных потребностей и интересов, мотивов, ценных в социальном плане, обогащение эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств, эмфатических способностей, освоение прикладных умений, навыков, привычек, опыта саморефлексии. Цель профессионального воспитания предстает как некий отсроченный результат, совокупно, целостно представляющий собой сложное, системное личностное образование -- нравственно-эстетическое отношение к действительности, на обретение которого и направлена духовная активность студента. Само же профессиональное воспитание (как целенаправленный процесс) предстает как управление развитием личности будущего специалиста через моделирование среды его бытия, погружение его в "базовую культуру" -- профессиональную, духовно-нравственную, художественно-эстетическую, физическую, как включение его в активные социальные отношения со средой, в процесс творческой самореализации. Таблица 6 э с т е т и к а
Таблица 7 э с т е т и к а
Тем самым изначально определяются важнейшие профессионально-значимые и воспитательно-ценные сферы деятельности (в рамках которых происходит нравственно-эстетическое становление личности будущего специалиста в вузе): а) познание и обогащение интеллектуального развития, расширение кругозора личности, ее потребностей и интересов, а также реализация научно-исследовательских интересов студента; б) развитие творческих, художественно-эстетических способностей личности как основы индивидуальности, самобытности специалиста, обогащение его эмоциональной культуры, опыта восприятия и оценки произведений искусства, эстетических явлений и процессов окружающей действительности; в) формирование здорового образа жизни; освоение нормативов физической и санитарно-гигиенической культуры, а также культуры умственного труда; рациональное использование ресурсов своего организма; г) приобщение к студенческому быту и включение в содержательный досуг, формирование у будущего специалиста представления о способах организации своего свободного времени, об эстетических условиях своей деятельности, образа жизни, о принципах взаимоотношений с другими людьми. Выделение таких сфер деятельности еще не дает "адресной" ориентированности процесса, эту функцию выполняют воспитательные задачи, уточняющие, конкретизирующие цели, переводящие ее в практическую плоскость (табл. 8). Выделение основных сфер, в которых происходит профессиональное воспитание личности будущего специалиста, решение соответствующих задач и реализация принципов воспитания имеют важное значение и для определения его логики, содержания, механизмов управления им, планирования и изучения его эффективности. Содержание профессионального воспитания в этом контексте выступает тем средством, с помощью которого обеспечивается целенаправленное изменение объекта воспитания, придание ему целостности, завершенности, сформированности профессионально необходимых параметров и свойств. Понятие "содержание профессионального воспитания" включает развернутую систему конкретизированных задач и усложняющихся видов деятельности, избираемых с учетом возрастных особенностей и возможностей воспитанников. Определение содержания воспитания сопряжено с осмыслением социального заказа -- совокупности общественных ожиданий и стандартов, которым должен соответствовать выпускник учебного заведения. В этом случае организаторы воспитания более точно и конкретно понимают то, что в личности будущего специалиста уже сегодня не соответствует общественным ожиданиям и потому нуждается в целенаправленном развитии. Таким образом, содержание воспитания ориентировано в завтрашний день, в зону ближайшего развития личности студента, предлагая будущему специалисту заведомо более сложные (по отношению к его актуальным возможностям) виды и сферы профессиональной деятельности. 9.11. Основные задачи профессионального воспитания Важнейшие профессионально-значимые и воспитательно-ценные сферы деятельности, проецируемые на студентов, определяют основные задачи профессионального воспитания студентов (табл. 8). Таблица 8 Date: 2015-11-15; view: 480; Нарушение авторских прав |