Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 2. Психические процессы и психические состояния





 

Тема 5. Ощущения и восприятия (Лекции – 2/1 часа, самостоятельно -6/12)

Ощущения: понятие, классификации (по анализаторам, по месту расположения рецепторов, по модальности), виды. Основные стимулы раздражители для различных анализаторов. Изменчивость чувствительности анализаторов. Явление сенсибилизации, синестезии, адаптации. Субсенсорные ощущения. Латентный период. Абсолютные пороги ощущений. Психометрическая кривая. Относительный порог. Закон Вебера -Фехнера.

Восприятие: понятие, виды, свойства, отличия от ощущений. Свойства, определяющие продуктивность восприятия. Связь восприятия с другими процессами. Основные теории восприятия в психологии (гештальтпсихология, когнитивное направление, экологическое направление). Механизмы восприятия времени, пространства (величены, формы, расстояния, глубины), движения. Понятия: аккомодация, конвергенция. Автокинетический эффект. Фи - феномен. Фантом конечности. Законы восприятия.

Тема 6. Внимание (Лекции – 1/0,5 ч., практика – 1/- ч., самостоятельно – 6/12 ч.)

Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Свойства: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем. Функции внимания: избирательность; удержание и сохранение; регуляция и контроль. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.

Психологические теории внимания (Т. Рибо, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Гальперин, Добрынин). Этапы развития внимания у детей (Л. С. Выготский).

Тема 7. Память (Лекции -1/0,5ч., практика -1/- ч., самостоятельно -6/12 ч.)

Понятие памяти. Роль памяти в жизни человека. Отличие памяти человека от памяти животных. Психологические теории памяти (ассоциативное направление, гештальтизм, бихевиоризм, психоанализ, деятельностный подход). Физиологические теории памяти: нейрофизиологическая теория; теория, объясняющая механизмы кратковременной и долговременной памяти. Химическая теория.

Классификации видов памяти: по характеру психической активности (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная); по продолжительности (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая); по преобладающему анализатору (зрительная, двигательная, слуховая и пр.); по цели деятельности (произвольная, непроизвольная); по осмысленности (механическая, смысловая) и пр. Краткая характеристика каждого вида.

Процессы памяти: запоминание; сохранения; воспроизведение (узнавание, собственно воспроизведение, припоминание); забывание (отрицательная индукция, проактивное торможение, ретроактивное торможение, запредельное торможение). Законы памяти и факты из ее исследований. Эффект Зейгарник. Закон Эббингауза. Закономерности запоминания и воспроизводства материала, выявленные исследованиями А.А. Смирнова, Т. Рибо, Г. Эббингауза.

Культурно-историческая теория памяти Л. С. Выготского. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания у детей по А. Н. Леонтьеву.

Тема 8. Мышление и речь (Лекции – 2/2 ч., практика – 1, самостоятельно – 10/8)

Понятие о мышлении как об обобщенном и опосредствованном отражении действительности. Мышление как высший познавательный процесс. Мышление с точки зрения ассоциативного направления, гештальтизма, бихевиоризма, психоанализа, деятельностного подхода. Задача и проблема в мышлении.

Классификация видов мышления по характеру решаемых задач (теоретическое и практическое), по формам (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное), по степени развернутости (дискурсивное и интуитивное), по степени новизны (репродуктивное и продуктивное), по участию воли (произвольное, непроизвольное), по реалистичности. Операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация. Процессы (логические формы): понятия, представления, суждения, умозаключения (индукция и дедукция, силлогизм).

Мышление и эмоции. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Отличия интеллектуальной и творческой деятельности. Основные характеристики творческого акта. Способы активизации творческого акта.

Теории развития мышления (Пиаже, Гальперин, Выготский и Сахаров, Клар и Уоллес). Мышление и интеллект. Индивидуальные особенности мышления.

Речь как познавательный процесс. Язык и речь. Значение и смысл. Виды речи: ситуативная и контекстная, внутренняя (внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование) и внешняя (письменная, устная, жестовая, дактильная, эгоцентрическая). Функции (коммуникативная, выражения, обозначения) и характеристики речи.

Мышление и речь. Развитие мышления и речи в онтогенезе.

Тема 9. Воображение (Лекции -1/-ч., практика -1/- ч., самостоятельно -4/8 ч.)

Определение воображения. Свойства воображения. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Формы синтеза представлений: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Функции воображения. Образ в воображении. Творчество и воображение.

Тема 10. Эмоции и чувства (Лекции -1/0,5 ч., практика- 1/1ч., самостоятельно - 6/10 ч.)

Развитие представления об эмоциях в истории психологии (Спиноза, Вундт, Дарвин, Джеймс и Ланге, Фестингер, Анохин, Рубинштейн, Леонтьев). Общая характеристика эмоций. Функции эмоций: коммуникативная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная, ориентировочная.

Классификации эмоций по знаку (положительные, отрицательные), по потребностям (низшие, высшие), по мобилизации организма (стенические, астенические), по продолжительности, по ценностным переживаниям, по модальности (удивление, радость, гнев) и т. д.

Классификация эмоций по силе и длительности проявления: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства, стресс. Эмоции в узком и широком смысле. Фундаментальные эмоции.

Понятие высших чувств. Виды чувств: нравственные, интеллектуальные, эстетические, практические. Сходство и различия между эмоциями и чувствами.

Тема 11. Воля (Лекции – 1/0.5 ч., практика 1/1 ч., самостоятельно – 7/10 ч.)

Развитие представления о воли. Позиции, утверждающие реактивность и активность волевого поведения (Аристотель, Спиноза, Корнилов, Бехтерев, Анохин, Бернштейн, Селиванов). Изучение воли с позиций бихевиоризма, психологии мотивации, психологии личности. Современный взгляд на проблему воли в психологии. Выготский о проблеме воли и развитии произвольности. Характерные черты произвольных процессов. Основные функции воли.

Волевое действие и его виды: непроизвольное, произвольное, простое, сложное. Понятия волевой регуляции, волевых усилий. Направления развития волевой регуляции у человека.

Волевые качества (первичные, вторичные и третичные волевые качества). Понятия абулия и апраксия. Формирование воли, факторы, препятствующие и способствующие развитию волевых качеств у детей.

 

Date: 2015-11-15; view: 287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию