Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть V
ИНТИМНАЯ ЖИЗНЬ: АНТОНИЙ И «РАСТОЧИТЕЛЬНАЯ РОСКОШЬ»
В 41 году до н. э. Марк Антоний, триумвир, император и победитель при Филиппах, пожелал, чтобы египетский фараон Клеопатра Tea Филопатор прибыла в древний город Таре. Его гонца Квинта Деллия провели в царские покои в Александрии, и, обратившись с формальным приветствием к двадцативосьмилетней государыне, восседавшей перед ним на троне, он «принялся всячески обхаживать египтянку, убеждал ее ехать в Киликию, <…> убранством себя изукрасив»[416]. Хотя Клеопатра отвечала со свойственной ей «хитростью и редким мастерством речей»[417], она как независимый монарх не спешила отозваться на просьбу Антония, несмотря на то что «успела получить много писем и от самого Антония, и от его друзей»[418]. Тем не менее она допускала возможность создания нового альянса с Римом в лице Антония, ближайшего соратника Цезаря. Она знала его уже четырнадцать лет, и его стремление подражать Цезарю и Александру вкупе с любовью к греческой культуре и тягой к красивой жизни и женщинам с решительным характером служили хорошим предзнаменованием. Хотя Клеопатра не спешила с ответом, она решила встретиться с Антонием в Тарсе, но когда сама сочтет нужным, на ее условиях и в ее неподражаемой манере. «Приготовив щедрые дары, взяв много денег, роскошные наряды и украшения, – какие и подобало везти с собою владычице несметных богатств и благоденствующего царства»[419], она задумала с помощью легендарной птолемеевской показной пышности превратить банальную встречу в верхах в яркую демонстрацию политических намерений. Но самым мощным оружием в политическом арсенале Клеопатры было ее понимание мужской натуры. Хорошо зная о желании Антония, чтобы к нему обращались как к Дионису, богу, отождествляемому с египетским Осирисом, она решила поймать его на слове, польстив его божественности тем, что предстанет как его супруга Исида‑Афродита. Хотя Клеопатра уже создала в общественном сознании представление о себе как о земном воплощении Исиды, она постарается воспользоваться случаем, чтобы выразить тонкий намек на возможность установления союза как на божественном, так и человеческом уровне. Уже испробовав свои чары на Цезаре, «перед Антонием она предстанет в том возрасте, когда красота женщины в полном расцвете»[420], тем более что над ней потрудилась целая армия модельеров, косметологов, парфюмеров и парикмахеров. Мужчины всегда с подозрением относились к таинственному искусству украшения женщины, способному превратить ее в богиню красоты. На политической арене это, конечно, могло привести к серьезным последствиям. В то время как иные республиканцы упрекали Клеопатру в появлении на людях, «без меры во всем свою красу разукрасив» [421], римские поэты признавали, что «нужен уход красоте, без него красота погибает, даже если лицом схожа с Венерой самой»[422]. Готовясь к встрече с Антонием, Клеопатра могла воспользоваться широким ассортиментом косметики, начиная с маслянистого ланолинового экстракта из овечьей шерсти и кончая пудрой из семян или корней люпина. Из окиси олова, смешанной с овечьим жиром и крахмалом, делали белую нетоксичную свинцовую основу мази церусса. Чтобы придать щекам розоватый оттенок, использовали порошкообразную красную охру или привезенные из Индии румяна орсель. Эту фиолетово‑красную краску смешивали с маслянистой основой для создания твердой губной помады. Для придания большей выразительности лицу Клеопатре тщательно выщипывали брови и особое внимание уделяли глазам, поскольку было хорошо известно, что женский взгляд может сразить мужчину как смертельный удар в бою. Хотя гречанкам полагалось держаться скромно, опустив глаза долу, и никогда не смотреть на мужчин в упор, египтянки вели себя совсем иначе, сильно красили глаза сурьмой, сделанной из мелко протертого галенита, смешанного с пальмовым маслом или фильтрованным соляным раствором. Для удобства пользования сурьму помещали в трубочки и наносили палочками из слоновой кости, бронзы, серебра или золота. Она была важным ингредиентом в грекоримской любовной магии. Как и все модницы Александрии того времени, Клеопатра подводила и удлиняла глаза, оттеняя веки порошкообразным зеленым малахитом, синей ляпис‑лазурью и желтым шафраном, чтобы походить на Афродиту. Глядя в настенные зеркала, как колдуют над ней ее служанки, Клеопатра могла еще смотреться в зеркало с ручкой в форме палицы Геракла, завернутой в львиную шкуру, считавшуюся его атрибутом. Символика Геракла ассоциировалась с мифической лидийской царицей Омфалой, которая соблазнила и буквально разоружила Геракла, отобрав у него палицу и львиную шкуру. Поскольку Антоний числил свое происхождение от Геракла, Клеопатра, всматриваясь в свое отражение, наверняка обдумывала, как добиться такого же результата. Выбор духов составлял еще один элемент ее многофункциональной стратегии, а выбирать она могла из всего ассортимента продукции, выпускавшейся в Древнем мире. Кипр, недавно возвращенный ей Цезарем, издавна был важным центром парфюмерного производства, да и Александрия славилась на весь мир своими парфюмерными фабриками, куда доставляли экзотические компоненты из Аравии, Индии и Дальнего Востока и где их смешивали с египетскими материалами. Как и другие древние монархи, Клеопатра, должно быть, имела свое характерное благоухание. Духи для парфянских царей, например, изготавливались из огромного числа экзотических компонентов, происходивших из различных частей громадной империи, чтобы подчеркнуть всемогущество властителей. Египтяне с давних времен пользовались благовониями в ритуальных и политических целях, но Клеопатра хорошо знала, что благовония ассоциируются с любовью и сексом, сферой Хатхор‑Афродиты, священными цветами которой были мирт и роза. Вот почему она могла выбрать для себя миртовое и розовое масло. Ими можно было смазывать кожу и волосы, но «чтобы от влажных волос не испортился шелк превосходный, шпилька прическу твою сколет и сдержит ее»[423]. Уход за волосами – это еще один важный элемент ритуала, считавшегося актом поклонения, во время которого почитательницы, «держа гребни из слоновой кости, <…> расчесывают и прибирают волосы владычице»[424], олицетворяющей Исиду‑Афродиту. На изображениях волосы богини обычно заколоты в аккуратный пучок, как у Клеопатры, и удерживаются золотыми и серебряными шпильками. На людях женщины обычно появлялись с тщательно уложенными волосами, хотя некоторые мужчины признавались, что им нравится, когда дома она раскидывает «их по плечам напоказ»[425]. Поэтому когда Клеопатра отправлялась на встречу с Антонием, на ее плечи могли ниспадать пряди волос, как у Исиды‑Афродиты, чьи «густые длинные волосы, незаметно на пряди разобранные, свободно и мягко рассыпались по божественной шее»[426]. Волосы обычно завивали нагретыми металлическими щипцами, затем их закрепляли смолой или составом на восковой основе. Чтобы волосы казались более длинными и для придания им другого цвета, могли использовать шиньоны. Особенно ценились для этой цели рыжие волосы германских племен, покоренных Цезарем. Такой цвет любили модницы Александрии, в том числе женщины из царской семьи. По‑видимому, мода пошла от золотисто‑каштановых волос Клеопатры, а этот оттенок придавала хна, краска, получаемая из листьев кустарника лавсония. Ею испокон веков красились представители всех слоев общества, даже фараоны. Кустарник в большом количестве произрастал в районе Канопа и Александрии, но лучшая хна привозилась из Аскалона, города, где находилась в изгнании Клеопатра. Что касается одежды, то почти наверняка Клеопатра выбрала греческий хитон. Афродита всегда изображалась в хитоне, ниспадавшем с одного плеча, так что женщинам советовали:
…непременно сумей обнажить свою левую руку – Локоть открой напоказ, ниже плеча и плечо. Это я вам говорю, у которых белая кожа: Каждый к такому плечу рад поцелуем припасть[427], Поскольку «так‑то верней сожжет нас любовь»[428].
Хитон Клеопатры по такому случаю, вероятно, был сшит из такой же тонкой ткани, через которую просвечивались ее «белые груди» перед Цезарем, или из шелка, привезенного с греческого острова Кос, или даже из самого лучшего китайского шелка. Рыжеволосые александрийские модницы отдавали предпочтение синим и зеленым тонам. Овидий по этому поводу писал:
Вот тебе цвет прозрачных небес в безоблачный полдень <…> Вот тебе ткань, чей цвет – как волна, чье имя – морское, – Верю, одеты в нее нимфы в пучине зыбей[429].
Клеопатра облачила самых прелестных служанок, сопровождавших ее в Таре, в наряды нереид и харит. Как богиня, рожденная из морской пены, Клеопатра в дополнение к хитону из сине‑зеленого шелка, несомненно, должна была надеть на себя много жемчуга из своей сказочной коллекции, в частности, длинное жемчужное ожерелье, дважды обмотав его вокруг шеи. Эти украшения также передавали важную политическую идею как символы восточного богатства, которое вскоре могло стать доступным для Антония. На некоторых монетах она изображена со шпильками в волосах, для придания им глянцевого блеска украшенными жемчужинами. Но наибольшую известность «во всей истории» имели ее громадные серьги с двумя самыми большими жемчужинами стоимостью десять миллионов сестерциев каждая. Как писал Плиний, прежде чем попасть к ней, они прошли через руки восточных царей, очевидно имея в виду, что сокровищами Птолемеев завладел Митридат, а потом Цезарь вернул их Клеопатре. Она производила ошеломляющий эффект, когда носила эти серьги в Риме: у женщин, подражавших ей, захватывало дух от сознания того, что на каждой мочке висело украшение, по цене равное нескольким имениям. Помимо кремового цвета жемчуга, она могла надеть ювелирные изделия с ярко‑зелеными египетскими изумрудами, цвет которых, столь обожаемый ее птолемеевскими предками, совпадал с цветом лица у бога плодородия Осириса, отождествлявшегося с греческим Дионисом. Жемчугом и драгоценными камнями украшали в то время даже обувь. У позолоченных сандалий Клеопатры, какие она переняла у Афродиты, могла быть толстая пробковая подошва, ибо рост и стан имели существенное значение для главы государства. Подражая Клеопатре, в сандалиях на высокой платформе ходили и александрийские модницы. Увешанная драгоценностями с надушенной головы до позолоченных ног, Клеопатра теперь могла ступить на палубу позолоченного корабля и плыть на север мимо Кипра, а затем на восток к побережью Киликии. Ее прибытие со стороны легендарного острова, места рождения Афродиты, будет служить подтверждением ее идентичности, даже до того как она сама появится в поле зрения. Как она того хотела, «повсюду разнеслась молва, что Афродита шествует к Дионису на благо Азии»[430], когда невиданный корабль вошел в устье реки Кидн, и толпы людей начали собираться на поросших шафраном берегах, чтобы увидеть самое знаменательное в истории явление. Клеопатра «поплыла вверх по Кидну на ладье с вызолоченной кормою, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар. Царица покоилась под расшитою золотом сенью в уборе Афродиты, какою изображают ее живописцы, а по обе стороны ложа стояли мальчики с опахалами – будто эроты на картинах. Подобным же образом и самые красивые рабыни были переодеты нереидами и харитами и стояли кто у кормовых весел, кто у канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных курильниц и растекались по берегам. Толпы людей провожали ладью по обеим сторонам реки, от самого устья, другие толпы двинулись навстречу ей из города, мало‑помалу начала пустеть и площадь, и в конце концов Антоний остался на своем возвышении один»[431]. Пока он ждал в гордом одиночестве на опустевшем форуме, царственная гостья не спешила ступить на его территорию и оставалась под балдахином как богиня в своем святилище. Ибо сейчас разгоралась битва волевых личностей, которую Клеопатра намеревалась выиграть. Поэтому она отклонила приглашение Антония к обеду и сама позвала его со свитой на свой корабль. Антонию ничего не оставалось, как согласиться, и с этого момента она начала одерживать верх. Когда Антоний в сопровождении эскорта с зажженными факелами вышел на берег, где ее позолоченный корабль продолжал сиять, хотя солнце уже давно зашло за горизонт, сотни огней сверкали как звезды среди оснастки, так «что трудно было оторвать взгляд или представить себе зрелище прекраснее»[432]. Официальная встреча Антония, происходившая на глазах изумленных жителей, напоминала праздник огней в честь Исиды. Когда наконец его провели к царице, он, «пораженный, помимо внешности, также и умом Клеопатры, тотчас влюбился в нее, как юноша, хотя ему в это время исполнилось уже сорок лет»[433]. В огромной обеденной зале с золотыми и пурпурными портьерами Клеопатра «устроила в честь его царское пиршество, на котором все было из золота, всё в драгоценных камнях, всё самой тонкой работы. <…> При виде несметного богатства Антоний остановился как вкопанный, Клеопатра же с улыбкой сказала, что это ее подарок»[434]. После окончания этой чрезвычайно важной встречи, в ходе которой Клеопатра объяснила свои действия в недавнем конфликте, она пригласила Антония и сопровождавших его лиц к себе на обед на следующий вечер. «Второй пир был еще великолепнее, так что первый показался убогим. И опять она подарила всё это ему, а военачальникам позволила унести с собой каждому свое ложе; чаши и покрывала тоже были розданы гостям. А когда настало время расходиться, она предоставила высшим чинам носилки и слуг, прочим же гостям – коней с серебряной сбруей; и каждому был приставлен эфиопский раб с факелом»[435]. Во время последней встречи Клеопатра устроила такое же представление, только на этот раз пол обеденной залы был выстлан ковром из лепестков роз высотой несколько футов. И только когда она удовлетворилась произведенным эффектом, она наконец приняла приглашение Антония, который «приложил все усилия к тому, чтобы превзойти ее роскошью и изысканностью, но, видя себя побежденным и в том и в другом, первый принялся насмехаться над убожеством и отсутствием вкуса, царившими в его пиршественной зале»[436]. Ибо, несмотря на греческое образование и любовь к греческой культуре, Антоний всегда, в сущности, оставался грубоватым солдафоном, и Клеопатра, поняв, что ей придется иметь с ним дело на этом уровне, так и стала делать «смело и без всяких стеснений»[437], прежде чем приступить к реализации своего плана по приведению его политических амбиций в соответствие со своими собственными. Клеопатра намеревалась возродить планы, которые она строила с Цезарем, вспомнив о пророчестве в «Книгах Сивилл» о том, что бессмертный царь вместе с вдовствующей царицей покорит Рим. И «женщина миром всецело тогда завладеет, и станет он ей во всем подчиняться и слушаться беспрекословно. <…> Вдова окажется мира царицей»[438], и наступит новый золотой век единства между Востоком и Западом. Представив свой визит в Таре как наступление нового золотого века, Клеопатра предложила Антонию блестящее будущее со всеми ресурсами, необходимыми для покорения Парфии и установления единоличной власти над римским миром. За это он устранил бы ее оставшихся врагов. Располагая сведениями, что «царица» Арсиноя пытается выдавать себя за истинную правительницу Египта, вынужденную жить в Эфесе, и что она уговорила египетского наместника на Кипре Серапиона помогать Кассию, Клеопатра настояла на немедленной казни сестры, и Антоний согласился. И «что бы ни требовала Клеопатра, все выполнялось без всякого внимания к священному или справедливому. Сестру Клеопатры Арсиною, находившуюся просительницей <…> в храме Артемиды, Антоний приказал убить посланным к ней людям»[439]. Так в храме, где издавна забивали скот для всего города, теперь лишили жизни бывшую царицу Египта. Хотя Клеопатра пощадила верховного жреца храма, воздававшего Арсиное царские почести, Антоний приказал казнить Серапиона и самозванца, выдававшего себя за воскресшего Птолемея XIII, в действительности утонувшего в Ниле. Сейчас, когда все соперники Клеопатры и претенденты на египетский трон были ликвидированы, а ее позиции закреплены печатью одобрения со стороны Рима, Антоний пожаловал ей римскую Киликию, сделав подарок, не уступавший подаренному ей Цезарем Кипру. Добившись всего, чего хотела, и даже большего, ликующая Клеопатра объявила, что возвращается домой, и пригласила Антония к себе в гости. Подавив восстание в Сирии в конце 41 года до н. э., он прибыл в Александрию, город, где ему довелось побывать за четырнадцать лет до этого, когда римляне силой вернули трон Авлету. Горожане были рады его возвращению, как и Клеопатра, которая «оказала ему великолепный прием. <…> Выходил из дому Антоний только в храмы и гимнасии или для беседы с учеными; время проводил с греками и Клеопатрой, которой, несомненно, он главным образом и посвящал все свое время»[440]. В ту зиму из‑за сильных штормов корабли не выходили в открытое море, и военную кампанию пришлось отложить. Антоний остался в Александрии и проводил время, как в Афинах, на положении частного лица. Он ходил в греческой одежде, поддерживал физическую форму, и Клеопатра «бывала в числе зрителей, когда он упражнялся с оружием»[441]. Он брал ее на охоту, бывшую любимым времяпрепровождением коронованных особ, и даже они вместе ловили рыбу. Как‑то раз «он велел рыбакам незаметно подплывать под водою и насаживать добычу ему на крючок и так вытащил две или три рыбы. Египтянка разгадала его хитрость, но прикинулась изумленной, рассказывала об этом замечательном лове друзьям и приглашала их поглядеть, что будет на другой день. Назавтра лодки были полны народу, Антоний закинул лесу, и тут Клеопатра велела одному из своих людей нырнуть и, упредивши рыбаков Антония, потихоньку насадить на крючок понтийскую вяленую рыбу. В уверенности, что снасть не пуста, Антоний вытянул лесу и под общий хохот, которым, как и следовало ожидать, встретили «добычу» все присутствующие, Клеопатра промолвила: «Удочки, император, оставь нам, государям фаросским и канопским. Твой улов – города, цари и материки»»[442]. Хотя с октября по март на море свирепствовали бури, не позволявшие совершать плавания, Клеопатре вменяют в вину то, что Антоний надолго задержался в Египте. Ее упрекали в том, что Антоний, «обезоруженный и околдованный Клеопатрой, не раз оставлял важнейшие дела и откладывал неотложные походы, чтобы разгуливать и развлекаться с нею на морском берегу близ Канопа или Тафосириды»[443]. Римляне считали Каноп чем‑то вроде «легкомысленного» морского курорта. В этом культовом центре Исиды и Осириса собирались огромные толпы верующих на праздник воскресения Осириса. Его культовый образ выносили из храма и на золотой барке везли в Тафосириду. После того как при Птолемеях Осирис стал Сераписом, храм в Канопе превратился в великолепный Серапейон. Как писал Страбон, «даже самые уважаемые люди верят в его целительную силу и <…> спят там»[444], чтобы чародеи‑жрецы всемогущей Исиды даровали им чудесное исцеление. Клеопатра регулярно посещала это место, облаченная как земное воплощение Исиды. В Канопе также находилось святилище Геракла, куда приходил Антоний, одетый как его божественный предок и выглядевший «подобно тому, как на картинах мы видим Омфалу, которая отбирает у Геракла палицу или сбрасывает с его плеч львиную шкуру»[445], прежде чем предложить ему предметы женского туалета. В Риме на него обрушились с критикой за такое поведение, а также за то, что они с Клеопатрой менялись ролями, предаваясь развлечениям или устраивая драматические представления. Антония обвинили в том, что он, «забыв свою родину, свое имя, тогу»[446], стал «цимбалистом из Канопа, игравшим на потеху Клеопатре»[447]. На самом деле он принимал участие в традиционных египетских мистериях и почитал своих греческих предков, за что был вознагражден Клеопатрой: она приказала изготовить его бюст из темно‑зеленого египетского базальта. Бюст установили в культовом центре Канопа по случаю признания Антония воплощением Диониса‑Осириса. Большую часть зимы Антоний и Клеопатра провели в Александрии. Любители драматических постановок, они часто посещали самый большой в городе театр, сообщавшийся с дворцом крытой галереей, которая проходила вдоль дворцовых садов и рядом с борцовской ареной. В честь Осириса, отождествлявшегося с Дионисом, в храмах устраивались драматические представления. Постановки на сюжеты египетских мифов, как и греческие комедии, исполняли вне храмов актеры в масках, пользовавшиеся популярностью у александрийцев за острый язык и грубоватые шутки. Даже сами египетские монархи принимали участие в театральных постановках от селевкидского Антиоха IV, который сбрасывал одежду и плясал, до Авлета, обожавших костюмированные представления. У Антония и Клеопатры были танцоры, такие как Хелидон, прозванный римлянами «исполнителем непристойных танцев». Их еще больше шокировало то, что друг Антония, Луций Мунаций Планк, наместник Рима в Сирии, «во время пиров <…> красился в синий цвет, обнажался, увенчивал голову тростником, волочил хвост и прыгал на коленях»[448]. Наслаждаясь жизнью в замкнутом мире дворца, Антоний и Клеопатра также проводили время во дворце на острове Антиродос, названном так, потому что по очертаниям он имел сходство с большим греческим островом, где Антоний получал образование. Это было идеальное место уединения с частной пристанью рядом с дворцом, построенным ранними Птолемеями и, весьма вероятно, перестроенным самой Клеопатрой. На основании из известняка площадью пять с половиной тысяч квадратных метров возвышался дворец из красного гранита, кварцита и базальта. Колонны чередовались со статуями монархов и богов, в числе которых находились и мраморная скульптура обнаженного Тота‑Гермеса с накидкой, переброшенной через плечо, гранитная фигура Клеопатры высотой пятнадцать футов и Цезариона, а также гранитные и диоритовые сфинксы с лицом Авлета. Среди этого великолепия Антоний и Клеопатра неразлучно оставались вдвоем. «Вместе с ним она играла в кости»[449], нарды, в бабки и в новую игру, придуманную в Александрии с фишками из слоновой кости, украшенными видами города и портретами членов царской фамилии. Каждый день устраивались пиры для узкого круга друзей, в числе которых был Планк, источавший комплименты Клеопатре, и еще один гость, проводивший так много времени в обществе Антония, что сам называл себя «Паразитом». Эти люди составляли своего рода эксклюзивный клуб под названием «Amimetobioi», что значит «Союз неподражаемых», и «что ни день они задавали друг другу пиры, проматывая совершенно баснословные деньги»[450]. Это было не простое застолье с участием небольшого числа друзей, потому что пиры с таким изобилием яств и вина всю ночь напролет обходились в астрономические суммы и являлись демонстрацией статуса их устроителей. Своими легендарными пирами Клеопатра хотела показать, с каким уважением относится к Антонию, который так ценил хорошую еду, что однажды в Афинах подарил повару изумительный дом после особенно понравившегося обеда. Экзотические продукты со всех концов известного мира доставлялись ко двору Клеопатры, пытавшейся с каждым разом превзойти себя и поразить гостей. К столу подавались павлины и цапли с Самоса и Мелоса, тунцы и осетры из Халкидона и с Родоса, охлажденная рыба из Понта, гребешки из Тарента и моллюски из Красного моря и даже Британии. В большом изобилии морские животные, употреблявшиеся в пищу, водились в акватории Александрии. Вблизи дворца вылавливались мидии и различные моллюски, сладкие и сочные в отличие от тех, что обладали желудевым привкусом, добывавшихся за пределами гавани. Птолемеям, конечно, очень нравилась рыба местного улова и привозная копченая, а также широкое разнообразие мясных продуктов от дичи до домашней птицы. Знакомого одного из поваров Клеопатры провели на царскую кухню, где «среди прочего изобилия он увидел восемь кабанов, которых зажарили разом, и удивился многолюдности предстоящего пира. Его знакомец засмеялся и ответил: «Гостей будет немного, человек двенадцать, но каждое блюдо надо подавать в тот миг, когда оно вкуснее всего, а пропустить этот миг проще простого. Ведь Антоний может потребовать обед и сразу, а случается, и отложит ненадолго – прикажет принести сперва кубок или увлечется разговором и не захочет его прервать. Выходит, – закончил повар, – готовится не один, а много обедов, потому что время никак не угадаешь»»[451]. Во дворце в ту зиму, несомненно, выпивали много вина, ибо Клеопатра, гордившаяся качеством подаваемого к столу напитка, заботилась о том, чтобы в нем не было недостатка при чествовании Антония как земного воплощения Диониса. Большой знаток вин, он предпочитал греческие, хотя итальянские сорта существенно улучшили, когда переняли опыт греческих виноделов. Фалернское и цекубское вино экспортировалось в закупоренных пробками глиняных амфорах, промазанных внутри сосновой смолой, в результате чего получалось вино с привкусом смолы. Вина изготавливались и в Ронской долине Галлии, в Испании, на Кипре, в Сирии, Финикии и в самом Египте. Птолемеи развивали существовавшую в течение тысячелетия индустрию, чтобы удовлетворить спрос греческого населения и насытить прибыльный зарубежный рынок. Хотя виноградники в непосредственной близости от дворцов считались одними из лучших, вокруг озера Мареотис собирали такой хороший урожай винограда, что «мареотийское вино разливали в сосуды, чтобы оно стало выдержанным»[452]. Вина превосходного качества еще делали в Центральной Дельте, Фивах и в западных оазисах Бахария, Харга и Фарафра. Винодельческие районы Египта, связанные с именем Александра, имели особое значение для династии Клеопатры. Во время празднеств, когда прославлялась божественность царского дома Птолемеев с почитанием Диониса, вино лилось рекой. На больших плотах везли огромные прессы, в которых давили виноградный сок, пока двигалась процессия. На одном из плотов устанавливался громадный, наполненный тридцатью тысячами галлонов[453]вина бурдюк из шкур сотен леопардов, животного, посвященного Дионису. Затем следовал массивный серебряный смесительный чан с шестью тысячами галлонов, по обе стороны которого сидели полторы тысячи мальчиков в венках из плюща и сосновых шишек с золотыми и серебряными кувшинами для вина. Употребление вина являлось главной составляющей царского образа жизни, и это часто вменялось в вину птолемеевским монархам. Оратор‑трезвенник Демосфен ставил в укор Филиппу II его привычку пить вино, по той же причине отрицательно отзывался об Антонии Цицерон, который писал, что у него в доме «все оглашалось криками пьяных, полы были залиты вином, стены забрызганы»[454]. Оратор называл Антония «изнуренным пьянством и развратом»[455]и обвинял его, что он, «будучи во хмелю»[456], пытался провозгласить Цезаря царем. Антонию даже пришлось написать в свое оправдание памфлет под названием «О его пьянстве». Тем не менее репутация была подорвана, и хотя в Антонии видели «человека великого и с благородными задатками», «к чужеземным нравам и неримским порокам» его, очевидно, привели «пьянство и <…> страсть к Клеопатре, не уступавшая страсти к вину»[457]. Более поздние римские источники будут утверждать, что «египтянка в качестве платы за наслаждение требовала от опьяненного полководца Римскую империю»[458]. И саму Клеопатру обвиняли в том же пороке. Поэт Гораций писал: «ум, затуманенный у ней вином мареотийским»[459], а Секст Проперций вторил ему: мол, у царицы «язык, скованный постоянными возлияниями»[460]. Если учесть, что законом устанавливались ограничения на принятие алкоголя римскими женщинами, то привычка Клеопатры пить вино выглядела более утонченной, чем могли себе представить ее критики. Храмовой литургией поощрялось употребление вина монархами как проявление их царской самобытности и ритуальной специфики, ибо считалось, что в состоянии опьянения происходит прямое общение с богами; ритуальные тексты в храмах Филэ сулили «бесконечное пьянство», «которое развязывает язык»[461]. О жрицах птолемеевских времен писали, что они «красивые, с заплетенными в косы волосами, поддерживаемыми лентами, с высокой грудью, в богатых украшениях, опьяневшие от вина», и это совпадало со словами религиозного гимна тысячелетней давности: «Как счастлив храм Амона и даже та, что проводит дни в веселье с царем богов в своей душе, <…> она как опьяневшая женщина, сидящая у храма, с заплетенными в косы волосами и красивыми грудями». И хотя в переводах встречаются слова «распущенные», а не «завязанные лентой» волосы, что указывает на неопрятный вид и наготу, тщательно убранные волосы и соблазнительная ложбинка между грудей, как и состояние легкого опьянения, – все это характерные признаки богини Хатхор. Так же неверно истолковывалась птолемеевская скульптура сидящей на земле женщины с кувшином для вина, обычно называемая «Пьяная старушка». Но это не какая‑нибудь беднячка, потому что на ней одежда и украшения состоятельной женщины. Вероятно, она одна из тысяч жительниц Александрии, участвующих в празднике Диониса, даже «возможно, известная пьянчужка, статуя которой могла бы находиться в храме бога вина»[462]. Таким образом, употребление вина, которому предавалась Клеопатра как богиня опьянения с земным воплощением Диониса, санкционировалось в ритуальных целях, и она стала «филопотом» – «любительницей выпить», как мать Александра, Олимпиада. Клеопатра стала во главе почитательниц Диониса, способных в состоянии опьянения совершать кровавые жертвоприношения. Их мистерии напоминали мифы о том, как Хатхор‑Сехмет отправилась на землю, чтобы истребить человеческий род за грехи, и, устроив бойню, упивалась людской кровью. Хотя понятие «женская агрессия», особенно вызванная алкоголем, было абсолютно несвойственно римлянам, вино и пиво являлись основными напитками во многих древних культурах, а их употребление служило «не чем иным, как символом греческой культурной идентичности»[463]. Греки, считавшие, что не может быть низкой личностью человек, любящий вино, устраивали дружеские встречи с выпивкой, которые занимали важное место в повседневной жизни. Такое употребление вина контролировалось социальной средой. Предварительно разбавленное водой вино из больших глубоких чаш (кратер) переливали в кувшины, часто украшенные изображениями женщин царской династии с рогом изобилия в руках. Затем его разливали по кубкам. Классический сосуд для питья – ритон – представлял собой рог изобилия в миниатюре из облицованной керамики. Серебряные кубки делали в Мемфисе, а посуда Клеопатры, как отмечал Афиней, вся была из золота, вся в драгоценных камнях, и всё самой тонкой работы. Ее личный кубок украшал крупный аметист, считавшийся символом трезвости и якобы обладавший способностью отрезвлять. В тон ему она носила на пальце кольцо с большим фиолетовым аметистом. Когда каждый вечер она и «неподражаемые» возлежали на ложах, вкушая всевозможные угощения в честь Диониса, перед ними выступали флейтисты, танцоры и акробаты под песни, «которые петы в театрах или <…> с нильских пришли берегов»[464]. Гости играли в различные игры, такие как кот‑табос, в которой остатки вина выплескивались в какую‑нибудь цель, и распевали застольные песни о Дионисе и других богах, например, с такими словами: «К нам пришел Аполлон, сейчас он будет плясать. Я слышу звуки его лиры и чувствую, что здесь Купидон и сама Афродита. <…> тот, кто будет плясать с нами всю ночь напролет, пока не наступит рассвет, в награду получит медовую коврижку за игру в коттабос и может поцеловать любую девушку и любого юношу»[465]. Некоторые подвиги Клеопатры передают атмосферу, царившую на полуночных пирах во дворце. Однажды она вышла в город, одевшись так, как перед встречей с Цезарем. Сейчас, когда Антоний в платье раба ночью «бродил и слонялся по городу, останавливаясь у дверей и окон домов и осыпая обычными своими шутками хозяев, Клеопатра и тут была рядом с Антонием, одетая ему под стать. Нередко он и сам слышал в ответ злые насмешки и даже возвращался домой помятый кулаками александрийцев, хотя большинство и догадывалось, с кем имеет дело. Тем не менее шутовство Антония было по душе горожанам, они с охотою и со вкусом участвовали в этой игре и говорили, что для римлян он надевает трагическую маску, для них же – комическую»[466]. Но все эти проделки были лишь игрой, а отнюдь не пьяным дебоширством. Три чаши вина считались пределом в любой компании, поскольку сам Дионис говорил, что «четвертая – не для меня, а для спеси, пятая – для крика, шестая – для веселья, седьмая – для синяка под глазом, восьмая – для вызова в суд, девятая – для гнева и десятая – для безумия и кидания мебели»[467]. Участники одной печально известной греческой вечеринки допились до того, что им показалось, будто в бурю плывут по морю, и они начали выбрасывать из окон мебель, чтобы избавиться от лишнего груза, но все равно на следующий день страдали от «морской болезни». Вино в Египте и Греции издавна употребляли не только для поднятия настроения и при совершении ритуалов, но и в лечебных целях и для растворения медицинских ингредиентов. Говорят, что дочь Зевса, Елена Троянская, смешала с вином «египетский сок» и давала его своему мужу Менелаю и его товарищам, когда их отнесло ветром к острову Фарос, и все поклонники Гомера знали, что
В чаши она круговые подлить вознамерилась соку, Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье Бедствий дающего: тот, кто вина выпивал, с благотворным Слитого соком, был весел весь день и не мог бы заплакать… Диева светлая дочь обладала тем соком чудесным; Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона, Им наделила; земля богатообильная много Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых; Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким Прочих людей[468].
Возможно, речь здесь идет о соке опийного мака (Papaver somniferum); его основной компонент – морфин – является анальгетиком, обладает наркотическим и стимулирующим свойством и вызывает эйфорию. В классическом мире опиум, конечно, использовали как успокаивающее средство. Хранили его в небольших сосудах в форме мака. В Древнем Египте «шепен», иногда определяемый как мак, использовали для приготовления пива; это название встречается в медицинских текстах для обозначения компонента, входящего в состав средства, которым успокаивали плачущего ребенка, и известного в современном Египте как афродизиак. Египтяне также использовали цветы лотоса при изготовлении вина со слабым наркотическим эффектом, и сама Клеопатра на пирах говорила своим гостям, чтобы они «выпили свои венки»[469], по традиции сплетенные из цветов лотоса. Поэтому весьма вероятно, что случаи, подобные тому, что описывал Гораций, как греческая дочь богов подливала в вино своего мужа‑воина поднимающий настроение сок, происходили на пирах Клеопатры, обладавшей обширными познаниями в области медицины. Так что «крепление» вина такими добавками не было большой редкостью. Подписывая брачный контракт, одна невеста клялась Исидой, Осирисом, Гором и Зевсом, что не будет давать мужу привораживающие снадобья с питьем и едой. Однако Клеопатра именно так и поступала, когда готовила свои магические зелья, чтобы придать больше притягательной силы своему образу Афродиты и выиграть пари с Антонием. Желая затмить всех роскошью своих пиров, Клеопатра заявила, что может одна выпить десять миллионов сестерциев. Это вызвало изумление и недоверие у гостей. Тогда она вынула из уха серьгу с жемчужиной, «этим восхитительным и уникальным творением природы. Антоний, сгорая от любопытства, что она собирается сделать»[470], вместе со всеми присутствующими наблюдал, как царица подняла украшенный аметистом кубок. Когда его наполнили по знаку Клеопатры, она опустила огромную жемчужину в жидкость и, после того как содержимое зашипело, предложила тост за Антония и осушила кубок, и это стало кульминацией их постоянных возлияний. Хотя подробности этой истории у многих вызывали сомнения из‑за того, что Клеопатра могла просто проглотить жемчужину, «зная, что ее можно будет потом достать»[471], ее жест основывался на знании химии. Жемчужины в основном формируются из карбоната кальция, растворяющегося в кислотах. Хотя обычное вино не способно растворить жемчуг так быстро, кислое вино или современный столовый уксус, содержащий пять – семь процентов уксусной кислоты, конечно, сделали бы дело. Когда кальций растворился в разбавленном водой уксусе и с шипением выделился в виде пузырьков диоксида углерода, жемчужина действовала как таблетка от несварения желудка, нейтрализуя кислоту. Таким образом, у Клеопатры получился вполне приятный на вкус напиток из уксуса с жемчужиной. Происходившую реакцию можно представить следующей формулой: СаС03 + 2СН3СООН > Са(СН3СОО)2 + Н20 + С02 Знания из области естественных наук Клеопатра перенесла в сферу эзотерического; созданный ею напиток был известен как «магистерий» – «великий эликсир», знаменитый афродизиак, связанный с богиней любви Афродитой‑Венерой. Когда она собиралась проделать то же самое со своей второй сережкой, чтобы предложить Антонию последовать ее примеру, Планк выступил вперед и объявил, что она безоговорочно выиграла пари. Антоний должен был платить, и, «исполняя условия какого‑то проигранного им спора, он на пиру, на глазах у многих гостей, поднялся с места и растирал ей ноги»[472]. Хотя египетские придворные давно уже растирали царские ноги, как того требовал государственный этикет, выбранная Клеопатрой плата за проигранное пари свидетельствует о ее остроумии, поскольку в соответствии с греческой традицией женщины растирали ноги мужчинам во время выпивок. Как писал Антифан, гость на одной из таких пирушек воскликнул: «Просто восхитительно, как ты растираешь мне ноги своими нежными руками!» Такая интимность в отношениях Клеопатры с Антонием возникла к концу 41 года до н. э., когда они уже были любовниками. Как один из основателей «Союза неподражаемых» Антоний считал себя неподражаемым любовником, и, как Цезаря до него, его очень прельщала возможность обладать потомком Александра, тем более потомком, чьи полномочия в качестве живого воплощения Афродиты получили неоспоримые доказательства. Афродита на египетских изображениях предстает практически обнаженной, только великолепные распущенные волосы ниспадают на плечи. Грудь прикрыта лишь полоской ткани, да и этот скромный наряд она зачастую готова сбросить. Тем самым подчеркивается заложенный в белье эротический заряд, помогающий женщинам выглядеть наиболее соблазнительно в глазах любовников. Афродита изображалась не только в неком подобии бюстгальтера, но и с ожерельями, браслетами на руках и ногах, а также длинными цепочками, обвивающими ее тело. Позднее это превратилось в некое подобие украшенного драгоценными камнями пояса, по признанию самой Афродиты, «все обаяния в нем заключались»[473]. Подобные тяжелые золотые пояса, ожерелья и сетки для волос из золотых нитей носили дамы высшего света при птолемеевском дворе. Такие драгоценности не снимали даже перед тем, как заняться любовью. На одном футляре для зеркала была выгравирована женщина с замысловатым пучком волос, нательной цепочкой, браслетом на ноге и прочей дорогой мелочью; в ее будуаре прикроватный столик с кувшином вина, эротические картины на стенах, какими александрийская элита любила «украшать свои дома – с богами‑в страстных объятиях. Люди, считающие сексуальную неумеренность благочестием, <…> развешивают в спальнях картины на достаточно большой высоте, как подношения в храме. Лежа в постели в чувственном наслаждении, они могут бросить взгляд на обнаженную Афродиту, слившуюся в экстазе с Аресом»[474], римским богом войны Марсом. Откровенные эротические произведения искусства испокон веков составляли часть нескромной египетской культуры, и во дворце Александрии, конечно, находилось предостаточно подобных картин. Центральное место в роскошных покоях Клеопатры занимала ее золотая кровать с мягкими пуховыми перинами, льняными простынями, вероятно, застеленная великолепным египетским покрывалом «искусной работы, переливающимся пурпурными, темнозелеными, алыми, фиолетовыми красками, вышитым цветами и орнаментами, фигурами животных и сверкающими звездами, обрамленным пурпурной каймой и отделанным золотым шнуром»[475]. Мягкий свет от масляных ламп, горевших рядом с кроватью, аромат куфи, исходивший от золотых курильниц, создавали спокойную и чарующую атмосферу, в которой предавались любовной неге земные воплощения Афродиты и Диониса. Антония, все еще женатого на Фульвии, не мучили угрызения совести за совершаемое прелюбодеяние, а Клеопатра не состояла в браке. В космополитической и неханжеской атмосфере Александрии секс был просто приятным времяпрепровождением. Фигурки, называвшиеся симплегмы (узлы), изображали невероятные позы, а в царской библиотеке хранились работы на сексуальные темы от непристойных рассказов до самоучителей. В одном таком учебнике, написанном Филенис Самосской, давался такой совет по обольщению: «Соблазнитель должен быть неопрятен и непричесан, и он не должен казаться слишком озабоченным тем, что собирается сделать». Затем следовали наставления, как льстить женщине: «Простушке нужно говорить, что она богиня, дурнушке – что на свете нет ее краше, женщине в годах нужно делать комплименты как юной девушке». Там еще содержались главы «О поцелуях» и «О позах». Столь же откровенные подробности живописал Овидий в своей «Науке любви», считавшейся неподходящей для замужних женщин. В ней он описывал позы на примере мифических пар от Гектора и Андромахи, когда мужчина находился сверху, до Миланиона и Атланты; в этом случае женщина клала ноги мужчине на плечи. Поэт также советовал прекрасному полу:
Женщины, знайте себя! И не всякая поза годится – Позу сумейте найти телосложенью под стать. Та, что лицом хороша, ложись раскинувшись навзничь; Та, что красива спиной, спину подставь напоказ. <…> Всадницей быть – невеличке к лицу. <…> Тысяча есть у Венеры забав. <…> Пусть до мозга костей размывающий трепет Венеры Женское тело пронзит и отзовется в мужском; Пусть не смолкает ни сладостный стон, ни ласкающий ропот: Нежным и грубым словам – равное место в любви. Даже если тебе в сладострастном отказано чувстве – Стоном своим обмани, мнимую вырази страсть. <…> Но и в обмане своем себя постарайся не выдать – Пусть об отраде твердят и содроганье, и взор, И вылетающий вздох, и лепет, свидетель о счастье, – У наслажденья есть тайных немало примет[476].
Эмоциональный накал секса нашел отражение в птолемеевском заклинании, в котором проникновение ассоциируется с чародейством: «Этот таинственный огонь, всю пылкость, всю страстность, всю нежность, все томление, все, что жжет тебе грудь, вдохни в душу женщины, наполни всем этим ее сердце, ее чрево; приведи ее в свой дом, обладай всем, что есть у нее в руках, во рту, в теле, в лоне»[477]. В половых отношениях также прибегали к магии. Мужскую потенцию могли усиливать отваром сельдерея и ночной фиалки, священного растения бога плодородия Мина; если требовалась помощь Диониса, в вине настаивали сосновые шишки и сыпали в него перец; чтобы не происходило преждевременное семяизвержение, мужской член натирали морковным соком. В качестве противозачаточного средства рекомендовались квасцы, соляной раствор или уксус. Аристотель предлагал смазывать женские гениталии кедровым маслом, свинцовым порошком и ладаном, а Диоскорид советовал для этой цели перечную мяту, квасцы или кедровую смолу, являвшуюся «чудодейственным» контрацептивом, когда ею смазывали пенис. Хотя все эти средства были легкодоступными для Клеопатры, она не хотела пользоваться ни одним из них, и, вероятно, как она задумала, к февралю 40 года до н. э. снова забеременела. Однако это произошло несколько несвоевременно, потому что именно тогда неожиданно возникла критическая ситуация как на Востоке, так и на Западе, и под угрозой оказалось все, чего добился Антоний. Хотя его обвиняли в инертности, считавшейся римлянами большим недостатком египтян, и что он «за пустыми забавами растрачивал и проматывал самое драгоценное <…> достояние – время»[478], он среагировал моментально, оставив свою беременную любовницу, с которой он не увидится более трех лет. Если на этот период Клеопатра практически исчезла из римских памятников прошлого, в египетских источниках освещается, как она управляла своим разросшимся царством и растущей семьей. В 40 году до н. э., на одиннадцатом году ее правления, в жреческих сборниках документов сообщается, что мать быка Аписа, умершая, когда Клеопатра находилась в Тарсе, после длительного процесса бальзамирования была похоронена в одном из склепов Исеума на пустынном плато Саккары. Во время беременности, олицетворявшей божественный дух священной коровы – еще один аспект Исиды, Клеопатра, несомненно, нанесла государственный визит в Саккару и сделала соответствующие подношения во здравие своего ожидаемого отпрыска. Но смерть священной коровы была не единственным скорбным событием в том году: в Мемфисе скончался сорокадевятилетний верховный жрец Пшеренптах III. Как сказано в посмертной записи на стеле, «в 11‑й год правления государыни владычицы Двух Земель Клеопатры и ее сына Цезариона в месяц Епифи 15‑го дня я навечно упокоился. Меня погребли на Западе и совершили все обряды для моей величественной мумии»[479]. После бальзамирования, длившегося семьдесят дней, его погребли рядом с женой Таим‑хотеп в некрополе Саккары. Преемником стал их единственный сын Петубастис III, появившийся на свет после того, как его родители обратились с мольбами к Имхотепу дать им сына для продолжения жреческого рода. Мальчик родился в шестой год правления Клеопатры (46–45 гг. до н. э.), тот же самый год, когда и Цезарион. Таким образом, в семилетнем возрасте Петубастис стал верховным жрецом Мемфиса, заняв в египетской иерархии почти такое же положение, как юный фараон Цезарион. Вероятно, он был возведен на жреческий престол Клеопатрой и Цезарионом на такой же пышной церемонии в Александрии, как и его отец, когда вступал в должность. В столичном Серапейоне установили базальтовую статую юного жреца, в чем проявилась царская благосклонность к нему. Клеопатра внимательно следила, что происходит за пределами Египта, особенно за действиями Антония, после его отъезда из Александрии в Тир, дабы отразить наступление парфян и их новых союзников, оставшихся римских республиканцев. Завладев Киликией и Карией, парфяне вторглись в Сирию, захватили Антиохию и изгнали сторонника Антония, иудейского царя Ирода. Но Антония ждали еще и другие неприятности. Пока он предавался любви с неотразимой правительницей Египта, его жена Фульвия, вероятно, решившая вернуть себе мужа, вместе с его оставшимся в живых братом Луцием подняла мятеж[480]против Октавиана. Они хотели воспользоваться неспокойной обстановкой в Италии, вызванной тем, что Октавиан пытался обеспечить землей многие тысячи ветеранов, отобрав ее у землевладельцев. Когда Луций двинулся на север, чтобы соединиться с верными Антонию людьми в Галлии, Октавиан послал ему наперерез своего соратника Марка Випсания Агриппу, которому удалось окружить Луция в городе Перусия. Осажденных осыпали из катапульт градом снарядов с надписью «Ты – покойник, лысый Луций Антоний. За победу Гая Цезаря [Октавиана]!»[481]Солдаты, вдохновленные стихотворением Октавиана о его сражении с женщиной, не имевшей ничего женского, кроме внешности, делали еще надписи с грубыми угрозами в адрес Фульвии. Когда от Луция бежали его союзники, неукротимая Фульвия собрала армию из ветеранов, но ее попытки спасти положение оказались безуспешными, и Луций сдался. Октавиан счел нужным пощадить его как консула и брата Антония и даже сделал его наместником в Испании. Жителям Перусии повезло меньше: их город был отдан на разграбление солдатам Октавиана. Но во время кремации одного из горожан вспыхнул пожар, уничтоживший всю добычу. Октавиан захватил триста именитых горожан, некоторых из них он знал лично, и, сказав им «Ты должен умереть»[482], на иды марта 40 года до н. э. приказал принести их в жертву на алтаре, посвященном обожествленному Юлию Цезарю. Наконец, прочно утвердившись на Западе, Октавиан сумел найти взаимопонимание с оставшимся в живых сыном Помпея, Секстом, называвшим себя «царем морей» и носившим синий плащ как сын Нептуна‑Посейдона. Сенат назначил его правителем Сицилии, Сардинии и Корсики при условии, что он будет обеспечивать поставки зерна Риму из африканской провинции. Октавиан отказался от заключения брака с дочерью Фульвии, Клавдией, который должен был укрепить триумвират, и женился на Скрибонии, тетке жены Секста. Несмотря на то что Скрибония была несколько старше своего двадцатичетырехлетнего мужа, она вскоре забеременела. Неблагоприятные последствия политического вмешательства подорвали здоровье Фульвии, и она заболела. В таком состоянии она бежала в Афины со своими сыновьями Антилием и Юлием и матерью Антония, Юлией. Весной 40 года до н. э. в разгар парфянского кризиса взбешенный Антоний прибыл из Тира, и у него состоялась бурная встреча с женой. Выслушав ее объяснения, он оставил семью в Греции, а сам отправился в Италию улаживать дела с Октавианом. Войско Октавиана препятствовало высадке Антония на берег, но ему удалось осадить Брундизий (Бриндизи), хотя обе армии не хотели сражаться друг с другом, будучи соотечественниками. После длительных переговоров Октавиан и Антоний пошли на взаимные уступки и в сентябре того же года подписали в Брундизии договор. Они приняли решение, что оба будут набирать войско в Италии, что Октавиан получает Галлию, Испанию, Далматию и Сардинию, Лепид сохраняет за собой Северную Африку, а за Антонием остаются все земли от Македонии до Евфрата. После того как Фульвия умерла в Греции, Антоний снова стал свободным человеком. Чтобы укрепить договор между триумвирами, он женился на незадолго до этого овдовевшей старшей сестре Октавиана, Октавии. Сенат не настаивал на соблюдении обычного десятимесячного траура, гарантировавшего отцовство любому ребенку, родившемуся в этот период, тем самым предоставив возможность состояться браку по расчету. Молодая женщина, которой отводилась важная роль в установлении равновесия сил между Октавианом и Антонием, была яркой личностью. Наверное, далеко не столь идеальная, какой ее представляет история при сопоставлении добродетелей Октавиана с пороками Клеопатры, она вращалась в кругу литераторов, людей искусства и уже имела нескольких детей. Октавия считалась красивой, хотя ее портреты на монетах производят противоречивое впечатление. Пучок на затылке, челка, прикрывающая лоб, и мягкие завитки вокруг шеи настраивали приятелей ее брата на лирический лад. Ее волосы восхищали естественностью в отличие от предположительно искусственной внешности Клеопатры. Примерно в то время, когда Октавия выходила замуж за Антония в Риме, а жена Октавиана, Скрибония, готовилась произвести на свет его единственную дочь Юлию, наступил срок рожать и Клеопатре. В октябре 40 года до н. э. у нее родились девочка и сын. Это было выдающееся событие, но не первый случай в царском роду Птолемеев, она оказалась даже не первой Клеопатрой, у которой появилась двойня, потому что Клеопатра Трифена, старшая дочь Птолемея Фискона и его племянницы Клеопатры III, родила мальчиков‑двойняшек от селевкидского царя Антиоха Грипа. Береника, двадцатичетырехлетняя правнучка царевны, старшая дочь Таимхотеп и верховного жреца Пшеренптаха III, также произвела на свет двойню – мальчика и девочку, которые, возможно, вскоре умерли вместе со своей матерью. Если учесть, что разнополые двойни более редки, чем однополые, то заслуга Клеопатры была особого рода, поскольку «живых близнецов рождается меньше и выживаемость в раннем детстве одного из них или обоих еще ниже»[483]. И хотя греки в Древнем Египте не практиковали убийство новорожденных, как в некоторых районах современного Египта, где девочек из разнополых пар иногда не кормят, такая судьба, конечно, не ждала двойняшек Клеопатры. Высоко чтимыми на династическом и материнском уровне, изначальными разнополыми близнецами являлись божества‑творцы Шу и Тефнут, родители близнецов Геба и Нут, которые, в свою очередь, родили две пары близнецов: «божественных сестер» Исиду и Нефтиду и их братьев Осириса и Сета. И все же рождение реальных близнецов было весьма необычным феноменом, и их таинственная природа наделяла их особым статусом; зодчие‑близнецы Сути и Хор говорили друг о друге: «Он вышел из чрева в один день со мной». Некоторые современники соправителей Эхнатона и Нефертити считали их биологическими близнецами – во всяком случае, их изображали богами‑близнецами Шу и Тефнут. В птолемеевский период, когда считали, что однополые герои‑близнецы Кастор и Полидевк взаимодействуют с Исидой, у Птолемея II была любовница по имени Дитима – «Двойняшка». Девушки‑двойняшки Тауи и Таой изображали Исиду и Нефтиду во время мистерий, посвященных Апису в Саккаре, при Птолемее VI, чей титул «близнец живого Аписа» выражал престижный статус близнеца. Клеопатра сознавала символику, связанную с рождением у нее двух особенных детей, и придавала огромную важность тому, какие имена они получат. Поэтому мальчика она назвала Александром, а девочку – по имени сестры великого полководца – Клеопатрой. Их дополнительные эпитеты Гелиос и Селена – Солнце и Луна, небесные тела, считавшиеся греками близнецами, также ассоциировались с образом богини‑матери Исиды, по поверьям родившей солнце. Невозможно себе представить, чтобы Клеопатра так или иначе не отметила это знаменательное событие. В собрании Каирского музея хранится найденная в Дендере малоизвестная скульптурная группа из песчаника, изображающая два божества (диада). Хотя ученые пока не дают определенного ответа на вопрос, какие это божества, весьма вероятно, что здесь представлены дети Клеопатры, обнимающиеся мальчик и девочка. Над головой мальчика угадывается солнечный диск, а волосы девочки украшает серп луны. На этих подобиях короны просматриваются глаза Гора как охранительные талисманы. Фигуры окружены кольцами двух больших змей, духов Исиды и Сераписа, охранявших Александрию и всех членов царского дома. Обратная сторона скульптуры усыпана звездами. Вместе с тем звездные имена и символы имели прямое отношение к пророчествам «Книг Сивилл», где говорилось, что Рим будет покорен царицей Востока, провозвестницей золотого века любви и согласия. Этой объединенной империей Востока и Запада будет править божественный отрок, о чьем приходе возвестит звезда. Согласно еще одному пророчеству, известному как «Битвазвезд», Бык, отождествляемый с Дионисом‑Антонием, одолеет Козерога, являющегося знаком Октавиана, после чего Дева изменит судьбу ее Близнецов в созвездии Овна, что можно воспринимать как намек на Исиду‑Клеопатру, ее близнецов и Александра – «священного барана Амона». Изображение звездного неба со знаками Зодиака на потолке храма в Дендере свидетельствует о том, что Клеопатра и ее астрологи с помощью подобных пророчеств манипулировали настоящим и предугадывали будущее. Эта практика нашла отражение в самом раннем гороскопе, найденном в Египте, датированном 4 мая 38 года до н. э.: за словом «Пер‑ат» – «женщина‑фараон» следовало перечисление: «Солнце: Телец 4: Юпитер в созвездии Рака. Луна: Козерог 20 и половина…»[484]. Пока придворные астрологи Клеопатры занимались предсказанием будущего для нее и ее детей, она посредством таких же методов пыталась получить информацию о делах в Риме, где также пользовались астрологией для предсказания рождений, браков и смертей. Сам Антоний, кажется, проявлял некоторый интерес к таким делам, и в его свите в Риме постоянно находился египетский астролог. Но, предвещая славное будущее Антонию, он предупреждал, что его гений всегда будет затмеваться гением Октавиана, и советовал держаться от него подальше. Астролог, по‑видимому, находился на службе у Клеопатры и толковал послания звезд с учетом ее интересов, в то же время обеспечивая связь между ней и Антонием. Доподлинно известно, что между Клеопатрой и Антонием велась переписка, ибо позднее говорили, что, «разбирая дела тетрархов и царей, он принимал ониксовые и хрустальные таблички с ее любовными посланиями и тут же, на судейском возвышении, их прочитывал»[485]. Хотя содержание писем никогда не разглашалось, их «любовная» суть, вероятно, отражала состояние души Клеопатры, и почти каждое слово в классической литературе о любви и страсти было написано мужчинами, редкий пример женского творчества являет письмо одной египтянки своему мужу: «Знай же, что без тебя я не вижу солнца, потому что для меня ты и есть солнце»[486]. С еще большим надрывом передавалось чувство горечи и обиды в популярной птолемеевской песне: «Болью сжимается сердце, когда я вспоминаю, как он целовал мои губы, а сам хотел бросить меня. <…> Звезды мои милые, ноченька темная, свидетели моей страсти, укажите мне дорогу к тому, кого я пылко люблю, хотя он меня предал. <…> Так знай же, меня ничто не остановит, когда ярость кипит в груди при мысли, что я буду спать одна»[487]. Не исключено, что Клеопатра пыталась повлиять на Антония, когда они были далеко друг от друга, с помощью колдовства. Хорошо известно, что ее другое «я» – Исида – обладала магической силой, и заклинания того времени часто начинались словами: «Я обращаюсь к тебе, богиня Исида, многоименная и многоликая». Под этим могли подразумеваться Афродита, Венера Деметра и Геката, лунное божество из Фракии. Часто заклинания читали, повернувшись лицом к луне, небесному символу Исиды. В число магических предметов входили длинные изогнутые в виде кобры бронзовые жезлы, бронзовые чаши для гадания и амулеты, а также магические формулы, написанные комбинацией иероглифов, букв греческого и древнееврейского алфавита. Считалось, что одним из многочисленных приворотных заклинаний можно привлечь мужчин к женщинам, а женщин к мужчинам и заставить девственниц выбегать из дома. Во времена Клеопатры соперницу предавали проклятию, произнося такие слова: «Ты, огнедышащее чудовище, смердящая свинья! Умойся кровью, умойся мочой, надень наряд из крапивы – он тебе будет к лицу. Тебе не отмыться водой, что есть в море. Сгинь! Пусть скорее придет час твоей смерти!» Это заклинание произносили над восковой или глиняной фигуркой с волосами жертвы, иногда пронзая ее гвоздями. Безотносительно к тому, какие чувства питала Клеопатра к Антонию и Октавии, большую тревогу ей доставляли политические проблемы, возникавшие в непосредственной близости от ее дома после изгнания парфянами царя Ирода. Он прибыл в Александрию, рассчитывая на помощь Клеопатры, которая приняла его как союзника Антония и по примеру того, как прежние птолемеевские цари использовали иудейских полководцев, предложила ему командовать своей армией. Он отклонил этот жест и попросил дать ему корабль, чтобы добраться до Рима. Ранее сенат провозгласил его правителем Иудеи и царем иудеев, считая, что он может противостоять растущему влиянию Клеопатры на Востоке. От Рима Ирод получил официальную санкцию по возвращении в Иудею изгнать парфян, расправиться со всеми остальными претендентами на трон и усмирить иудейских фундаменталистов, считавших его пособником римлян. Однако экспансия Ирода в Самарию, Галилею и большую часть Сирии была враждебно встречена Клеопатрой, поскольку она претендовала на все эти территории, чтобы возродить бывшую империю Птолемеев. Клеопатру, должно быть, также вовсе не обрадовало известие о том, что Октавия ждала ребенка от Антония. Осенью 39 года до н. э. родилась их первая дочь Антония, а на зиму супруги перебрались в Афины, готовясь к предстоящему захвату Антонием Парфии. Там они выпустили монеты со своими двумя профилями, и афиняне чтили супружескую пару как «богов‑благодетелей». Антоний заключил символический священный брак с покровительницей города богиней Афиной‑Палладой, которую по такому случаю отождествили с Октавией. И когда коварная Октавия попыталась затмить соперницу на божественном и земном уровне, это вторжение на территорию, прежде занимаемую Клеопатрой, привело ее в ярость, в чем, вероятно, и состояла цель. Между тем Антоний начал одерживать политические победы. Ирод действовал против парфян столь же успешно, как и Публий Вентидий, один из соратников и ветеранов Цезаря, командовавший силами Антония. Вторжение парфян в Малую Азию и Сирию было остановлено, и их царевич погиб в сражении при Антиохии в июне 38 года до н. э. Его отрубленную голову возили из одной провинции в другую для устрашения изменивших римлянам городов. Разбив наконец парфян и вернув Риму честь через пятнадцать лет, после того как они нанесли поражение Крассу, Антоний праздновал победы в Греции, а Вентидию был устроен триумф в Риме. У Октавиана же дела шли совсем не так успешно. Несмотря на то что он породнился с семьей Секста Помпея, сам Секст оставался центром притяжения для мятежников. Его сильный флот контролировал стратегически важные поставки зерна, и это грозило сорвать планы триумвиров. Октавиану ничего не оставалось, как перейти к действиям против него. Для начала он развелся со Скрибонией, матерью его единственного ребенка. Причиной развода Октавиан назвал то, что он устал «от ее дурного нрава»[488], хотя еще раньше он заприметил более молодую кандидатку в жены. Почти сразу же после развода в январе 38 года до н. э. он заставил девятнадцатилетнюю Лидию Друзиллу развестись с мужем и выйти замуж за него. Антоний, попрекая его, напомнил о том, как «не терпелось ему жениться на Ливии»[489], потому что она была беременна вторым ребенком. Тем не менее их прочный союз оказался самым важным из всех, что заключал Октавиан, и гарантией его прочности служили обширные семейные связи Ливии, ее ценные советы и закулисные политические интриги, иногда стоившие кому‑нибудь жизни. Октавиан дважды терпел жестокое поражение от Секста и был вынужден обратиться к Антонию за помощью. В итоге весной 37 года до н. э. Антоний предоставил необходимые ему корабли. В Таренте Антония встречал Октавиан с большой свитой, в которую входили Квинт Гораций Флакк (Гораций) и Публий Вергилий Марон (Вергилий), два поэта, назначенные Октавианом, говоря современным языком, сотрудниками по связям с общественностью, отвечающими за создание в массах его положительного образа и переписывание истории в случае необходимости. В то время как Антоний и Октавиан продолжали занимать доминирующее положение в Риме, Октавия играла важную роль в сохранении нелегкого мира между ее мужем и братом, двух людей с абсолютно разными характерами и к тому же никогда не любившими друг друга. Тем не менее ей удалось уговорить Антония предоставить Октавиану сто тридцать кораблей, пообещав, что ее брат за эту услугу передаст Антонию двадцать тысяч солдат для предстоящей кампании возмездия против Персии. И поскольку этот триумвират не выполнил тех задач, которые перед ним ставились, он был продлен еще на пять лет Тарентским договором, скрепленным помолвкой старшего сына Антония, девятилетнего Антилла, и двухлетней дочери Октавиана, Юлии. После завершения этих дел осенью 37 года до н. э. Октавиан вернулся в Рим образцовым римским лидером, а Антоний из Италии направился на Восток. Его сопровождала Октавия, беременная их вторым ребенком, но в Керкире (Корфу) она почувствовала себя плохо, и, чтобы не рисковать ее здоровьем, Антоний отправил ее обратно к брату в Рим, где она осталась жить с их дочерью Антонией, его двумя сыновьями от Фульвии и двумя сыновьями Октавии от предыдущего брака. Тем временем Антоний приплыл в Сирию и приступил к реорганизации восточных провинций после парфянского вторжения. Зиму 37–36 года до н. э. он провел в Антиохии, претворяя в жизнь новые планы управления Востоком. Вместо пяти бывших провинций он образовал три, а именно Сирию, Азию (имеется в виду Малую Азию) и Вифинию. Он также объединил мелкие подвластные княжества в более крупные региональные образования. Цель этих реформ состояла в том, чтобы создать цепочку союзных территорий в Восточном Средиземноморье от Фракии на севере до Египта на юге. Все они были переданы в руки его самых доверенных сторонников. В помощь Ироду для подавления беспорядков в Иудее Антоний оставил римский гарнизон. В числе новых лиц, которым он передал правление, был Аминт, состоявший секретарем у бывшего подвластного царя Галатии, и Полемон, сын фригийского Date: 2015-11-15; view: 433; Нарушение авторских прав |