Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дворец Цезаря: Клеопатра в Европе 1 page
Весной 46 года до н. э., перед государственным визитом в Рим, Клеопатра занималась формированием правительства. В зарубежной поездке ее будет сопровождать брат и соправитель Птолемей XIV. Тем самым она сохранит видимость традиционного двойного правления и предотвратит попытку захвата власти в свое отсутствие. Повседневное руководство будут осуществлять ее наиболее доверенные должностные лица: текущими государственными делами займется Феон; ведать казначейством она, возможно, поручит Селевку; Каллимах, губернатор Фивады, сохранит за собой управление югом страны; а двоюродный брат Пшеренптах III будет контролировать ситуацию из Мемфиса. Преемственность в жреческой династии последнего скоро будет гарантирована рождением долгожданного сына после молитв Имхотепу. Мать новорожденного Таимхотеп сообщала в письме, что сын «родился на шестой год вступления на престол ее величества царицы Клеопатры, Владычицы Двух Земель, 15‑го дня Эпифи [15 июля 46 года до н. э.] в 8‑м часу утра. Лицом ребенок похож на сына Птаха, назвали его Петубастисом. Жители Мемфиса ликовали». Когда все совершали благодарственные молебствия Великой Исиде, ее живое воплощение уже покинуло Египет в начале лета, увозя с собой в Европу своего годовалого сына Цезариона в сопровождении огромной свиты и тринадцатилетнего брата. Возможно, Птолемей XIV впервые совершал плавание по Средиземному морю, которое египтяне называли «Большим зеленым», «Греческим», а римляне «Маге Nostrum» – «Нашим морем». Большой роскошный корабль Клеопатры, напоминавший легендарные морские суда ее птолемеевских предков, по размерам превосходил ее речное судно и не уступал океанскому лайнеру, построенному Птолемеем IV. Если средняя афинская триера с тремя скамьями весел и парусами имела в длину примерно сто двадцать футов, то этот царский корабль был длиной четыреста двадцать футов, имел сорок скамей весел, и на него пошло такое количество привезенной из зарубежья древесины, какое требовалось для строительства пятидесяти триер. «Корабль имел необычайно красивые пропорции. Удивительно красиво было и его снаряжение: на корме и на носу были фигуры не менее двенадцати локтей вышиной, и повсюду он был расцвечен восковыми красками, а часть борта с отверстиями для весел до самого киля была разукрашена резьбой – листвой плюща и тирсами»[311]. На воду «толпа сталкивала его с криками и трубными звуками»[312], и, несомненно, такие же пышные проводы устроили Клеопатре и ее свите, когда она отправлялась в морское путешествие. Подобные плавания совершали некоторые из ее предков, в том числе враждовавшие между собой братья Птолемей VI и Птолемей VII, протеже Суллы царевич Птолемей XI и ее отец Авлет. Сама Клеопатра также плавала с ним двенадцатью годами раньше. Для того чтобы пересечь Средиземное море из Александрии до главного римского морского порта Путеолы, нужно было менее двух недель, а александрийский почтовик покрывал это расстояние за одну неделю. Громадный корабль Клеопатры, вероятно, передвигался более величественно, достигнув сначала юго‑западного побережья Италии и плодородного района Кампании. Расположенный на торговом пути, по которому шли суда из Александрии, он заселялся с VIII века до н. э. сначала греческими купцами. Здесь преобладала смешанная греко‑итальянская культура с признаками египетского влияния. Жители поклонялись Исиде в храмах со священными водоемами, заменявшими собой Нил, и в марте отмечали праздник «Navigium Isidis» – «Плавание Исиды», во время которого зажигались масляные светильники, по виду напоминавшие барку Исиды. А сейчас настоящий корабль заходил в Неаполитанский залив, миновав Везувий с виноградниками на его склонах. Бывшие поселения греческих купцов, такие как Помпеи, перешедшие к Риму, превратились в фешенебельные курорты на побережье, получившем название «Колония Венеры». Здесь расположились загородные виллы богачей и знаменитостей, таких как Сулла, Цицерон и Цезарь. После того как позади остался Неаполь, еще одна бывшая греческая колония, где почиталась Исида, Клеопатра наконец прибыла в Путеолы, главный морской порт Рима до I века н. э. Здесь она сошла на берег. Ее встречала официальная делегация, высланная Цезарем, если не сам Цезарь. По‑видимому, посетив в Путеолах старинный храм Исиды, чтобы отблагодарить богиню за благополучное плавание, Клеопатра продолжила путь в Рим по знаменитой Аппиевой дороге в повозке. Отсутствие рессор, вероятно, компенсировалось большим количеством подушек, а за тонкими полотняными занавесками она скрывалась от полчищ кровожадных комаров с Понтинских болот. По пути Клеопатра, возможно, посетила храм Исиды‑Фортуны на горе Монте Гинесто недалеко от Палестрины, места паломничества женщин, желающих иметь детей или недавно родивших. Из искусственного грота храма струилась живительная родниковая вода точно так же, как во время разлива нильская вода омывала отполированные серебряные пешеходные дорожки в египетских храмах. По случаю рождения Цезариона Клеопатра могла заказать большую мозаичную картину ее царства на погруженный под воду пол храма, который она, возможно, посетила в юности. Сохранившиеся части мозаики и рисунки поврежденных в XVII веке фрагментов позволяют судить, что на ней изображен Нил на всей его протяженности со многими храмами по берегам. Недавно высказывалось предположение, что мозаика создавалась в память о путешествии Клеопатры по Нилу с Цезарем, и, более того, когда‑то на ней находилось изображение самой Клеопатры в той части картины, где трубачи возвещают о прибытии птолемеевской царственной особы, сходившей с корабля под красным зонтом от солнца с длинной золотой бахромой. И поскольку римские военные в ожидании этого события стоят под навесом храма и пьют вино, как на каком‑то празднике, вполне возможно, что палестринская мозаика некогда являлась чем‑то вроде свадебной фотографии Клеопатры и Цезаря. Клеопатра со своей свитой наконец достигла стен Рима, где находился некий прототип перехватывающей стоянки. Тогда «по распоряжению Цезаря запрещалось въезжать на территорию города любому транспорту – повозкам и каким‑либо колесницам – с рассвета до заката»[313]. Чтобы не нарушать установленный порядок, Клеопатра, должно быть, прибыла на закате дня или, что более вероятно, проследовала далее в паланкине, средстве передвижения, которым пользовались римская элита и фараоны в Египте, чтобы других посмотреть и себя показать под тенью царского балдахина. Цезарь принял Клеопатру и ее соправителя Птолемея XIV как приглашенных глав государства и удостоил их официального титула «reges socii et amici populi Romani» – «друзья и союзники римского народа», титула, за который так упорно боролся Авлет тринадцатью годами ранее и за который ему пришлось так дорого заплатить. Цезарь встретил его дочь «с великими почестями и богатыми дарами»[314]. Он вполне мог подарить ей крупный жемчуг – как известно, Цезарь презентовал его своим прежним любовницам. Так, для Сервилии он купил жемчужину, «стоившую шесть миллионов»[315]. Насколько же больше Цезарь должен был подарить Клеопатре, матери его единственного ребенка, которого он сейчас мог впервые увидеть? Возможно, Цезарь подарил речной жемчуг, что привез из Британии, или крупный жемчуг, некогда составлявший часть царской казны Птолемеев, отправленной на хранение на остров Кос и захваченной Митридатом Понтийским, а потом Помпеем, чей триумф 61 года до н. э. запомнился огромным количеством жемчуга, представленного на всеобщее обозрение. Можно отдать должное Цезарю, если он решил исправить прошлую несправедливость, вернув законному владельцу захваченную Помпеем собственность. После оказания таких почестей Цезарь разместил Клеопатру и ее свиту на своей громадной вилле на Яникульском холме в фешенебельном районе Трастевере на западном берегу Тибра, откуда открывался изумительный вид на город. Расположенная в глубине парка, спускающегося к реке, вилла сразу же открывалась взору тех, кто прибывал в Рим со стороны моря. На ее ландшафтный дизайн, безусловно, оказала влияние греческая культура, ибо многие римляне считали, «что нет у тебя и усадьбы, если на нее не насело множества греческих слов, которыми по отдельности называют разные места»[316]. И их особенно восхищали рощи и дорожки храма Нимф в Македонии, где учился Александр. Александрийцы научились разбивать сады не только вокруг естественных водных источников, но и там, где хотели. Примером могут служить и аквапарки нильского типа, высмеянные Цицероном, и бронзовые и мраморные скульптуры, такие как «Мальчик на дельфине», извергающие воду в пруды с рыбами и водяными лилиями, где иногда во время пикников охлаждали напитки и подносы для еды. Возлежа в тени беседок и навесов, Клеопатра, несомненно, наслаждалась просторами садов, предоставленных в ее распоряжение, где в многоцветном изобилии росли лилии, нарциссы и олеандры, на клумбах благоухали белые, розовые и красные розы и источали сильный аромат пурпурные, желтые и белые фиалки. Они были высажены между декоративными, аккуратно постриженными кустами вечнозеленого лавра, мирта и самшита. Там также росли и большие фиговые пальмы, шелковица и, конечно, вишневые деревья, привезенные из Понта в 74 году до н. э. вместе с другими экзотическими трофеями. Модные античные статуи стояли в самых подходящих местах в садах богачей. Так, статуя Артемиды, великой охотницы, размещалась на лесистых участках, где, как в птичьих заповедниках преемников Александра, важно расхаживали пронзительно кричащие павлины, завезенные из Индии, и обитали более прозаические создания, выведенные в искусственных водоемах, кроличьих садках и голубятнях. Другим любимым садовым украшением была статуя брата Артемиды, Аполлона, обычно устанавливавшаяся на самых солнечных местах, чтобы подчеркнуть его сходство с греческим богом Солнца Гелиосом. Говорили, что родственница Цезаря, Юлия, мать Марка Антония, молилась перед кумирней Аполлона в своем саду. Кроме как в декоративных целях садовая скульптура ставилась рядом с деревьями, считавшимися священными, так же как у египтян сикоморы и тамариски были посвящены Хатхор. И видимо, не случайно самым важным божеством ч любом римском саду была отождествлявшаяся с Хатхор римская богиня Венера, чью статую обычно ставили рядом с водой, что символизировало ее рождение из моря. Нити, связующие ее с морем, перешли к Исиде, кому также отводилось важное место в римских садовых святилищах, где совершались обряды посвящения. Способность богини воскрешать мертвых, как она воскресила Осириса, чтобы зачать сына, нашла отражение в фаллических образах, повсеместно встречавшихся в жизни римлян. Фаллические талисманы, характерные для культуры, где доминировало мужское начало, защищали от злых духов, а фигурки похожего на гнома Приапа с гипертрофированной мужской принадлежностью приносили в дом всевозможное плодородие. Богатый тесть Цезаря, Луций Кальпурний Пизон, обвинялся в том, что выкрал в Греции античные статуи, которыми украсил свои сады в Италии, и обширный парк Цезаря, несомненно, украшали такие фигуры. У него появился вкус к роскоши в начале карьеры, когда он настолько разочаровался в загородном доме, построенном в Нерви, что снес его. Так что теперь вилла на Яникульском холме должна была отвечать его запросам и была достаточно большой, чтобы в ней разместилась царица с многочисленной свитой. К визиту Клеопатры интерьер виллы расписали городскими пейзажами с фантастической архитектурой и мифическими животными, якобы украшавшими ее дворец. Изображения египетских солнечных дисков, корон и змей постепенно появились в соседних виллах, чему способствовало присутствие восточного монарха в среде их владельцев. Не стоит забывать и о мозаичных полах, поскольку они так нравились Цезарю, что «в походах он возил с собою штучные и мозаичные полы»[317]. Несомненно, мраморные полы в его вилле напоминали те, что были в домах его соратников, возможно, застеленные такими же узорчатыми персидскими коврами, что украшали дворец в Александрии, или даже более экзотическими «tossae Britannicae», ковриками, какие клали на пол в домах римлян в различных уголках Европы и которые Цезарь перенял, когда совершал походы далеко на север. С наступлением зимы, когда температура могла опуститься так низко, что замерзал Тибр, нельзя было недооценить достоинства приподнятых полов, обогревавшихся горячим воздухом от печи по расположенным под ними воздуховодам. По‑гречески такая система отопления называлась гипокауст. Помещение освещалось сальными свечами или масляными светильниками из бронзы или золота с выгравированными на них листьями лотоса, головами дельфинов и морскими раковинами. Они укреплялись в замысловатых канделябрах или настенных держателях. Лучше всего для нового дома Клеопатры подходили бы светильники в виде ростры – они создавали бы впечатление ночного праздника Исиды, когда богиня выходила из воды при свете горящих огней. Хотя римская вилла не была заставлена мебелью, ложа, вошедшие в употребление из Греции во II веке до н. э., стояли повсюду, обитые тканью различных расцветок – алой, зеленой, желтой и переливающейся пурпуром, привезенной из Тира на Финикийском побережье. Ложа по внешнему виду очень напоминали римские кровати I века до н. э. с изогнутыми ножками, инкрустированные на египетский манер черным деревом, слоновой костью и золотом. Цезарь якобы спал со своим прежним любовником, царем Вифинии, на золотой кровати. Египетское влияние тем и ограничилось, поскольку римляне предпочитали подушки традиционным деревянным подголовникам египтян, которыми все еще пользовались жрецы Исиды. «Резные камни, чеканные сосуды, статуи, картины древней работы [Цезарь] всегда собирал с увлечением»[318]. Он выставлял предметы искусства в специально сделанных шкафах, а изображения богов и членов семьи, которые в его случае могли являться одними и теми же, украшали традиционное домашнее святилище с небольшим бронзовым алтарем для воскурения благовоний. Как свидетельствовал Цицерон, городская вилла, принадлежавшая одному из приближенных Суллы, была забита золотыми и серебряными сосудами, чеканным серебром, покрывалами, картинами и мраморными скульптурами. Сам Сулла жил в особняке на Палатинском холме недалеко от огромного дома бывшего заместителя Цезаря, Антония, а Цезарь, «когда стал великим понтификом, поселился в государственном здании на Священной дороге»[319], где также жила его жена‑римлянка Кальпурния. В отличие от большинства римлян, остававшихся в трущобах и в высоких многоквартирных домах в перенаселенном центре города, богатые, спасаясь от летнего зноя, перебирались в загородные дома. Много таких домов появлялось на побережье Кампании к югу от Рима. В этом месте какое‑то время могла провести Клеопатра, потому что Цезарь и многие его сподвижники там имели дома. Цицерон особенно любил свой дом в Помпеях, а один из центурионов Цезаря владел прекрасной виллой, называвшейся «Домом Фавна», который был «более внушительный, чем любой известный дворец или вилла эллинистических царей того времени»[320]. Он еще по праву знаменит тем, что в нем находился великолепный мозаичный пол, выложенный примерно в 100 году до н. э., с изображением Александра в битве при Иссе. Большеглазый полководец так похож на ранних Птолемеев, что невольно задаешься вопросом, не копия ли это с александрийского оригинала. Клеопатра могла бы также узнать нильские пейзажи и образы Исиды и Гора, часто встречавшиеся в росписях вилл и храмов, в том числе на темно‑красных стенах храма Исиды в Геркулануме. Прекрасные изображения ее жрецов и жриц, танцующих фигур в масках, вертикально стоящая мумия Осириса в открытом гробу и такие же красные стены виллы в Помпеях, известной как «Вилла тайн», – все это передает атмосферу праздника, сопровождавшего религиозное посвящение перед Дионисом и гигантским фаллосом под покрывалом. Один из самых роскошных домов в этом районе принадлежал тестю Цезаря. Мраморный фасад шириной восемьсот футов с высокой башней, с которой открывался великолепный вид на море, имел портик с колоннами. В нем помещались коллекция античных скульптурных портретов из бронзы, в том числе бюст одного из родственников Клеопатры, и превосходная библиотека, насчитывающая почти две тысячи произведений. На мысе в Лавренте находилась еще одна, более поздней постройки вилла с широкими окнами. До них при волнении долетали брызги. Складывающиеся двери между окон можно было открыть при хорошей погоде, чтобы насладиться непосредственной близостью моря. Хотя в каждом богатом римском доме имелся комплекс сооружений и устройств для купания, сначала появившихся на Востоке, египетская элита уже многие тысячелетия принимала ванну в облицованных известняком ванных комнатах со стоком для воды. Водопровод, существовавший во дворцах Греции еще в бронзовом веке и как неотъемлемая система во дворцах Македонии и Александрии, к 312 году до н. э. появился в Риме, когда впервые свежая вода стала подаваться в город по глиняным и свинцовым трубам. Естественно, в большом количестве вода требовалась для общественных бань в Риме, становившихся очень популярными в I веке до н. э. в условиях тесного проживания растущего населения. Вода, как известно, обладает терапевтическими свойствами, и одним из видов гидротерапии было лечение холодной водой, методику которого разработал греческий раб Антония, Антоний Муза. Его метод оказался таким результативным, что статую Музы поставили рядом с Асклепием и богинями, дарующими здоровье, Гигиеей и Фортуной. И поскольку на Западе Исида‑Фортуна считалась также богиней‑покровительницей ванн, а Афродита на Востоке ассоциировалась с купанием, неудивительно, что Клеопатра как земное воплощение Исиды‑Афродиты стала тесно связана с этим процессом и была увековечена в понятии «купание Клеопатры», часто встречавшемся в Древнем мире. Клеопатра, конечно, чувствовала бы себя вполне комфортно в роскошной обстановке большинства банных заведений. В то время называли «тараканьей дырою ту баню, которая устроена не так, чтобы солнце целый день проникало в широченные окна, не так, чтобы в ней можно было мыться и загорать сразу, чтобы из ванны открывался вид на поля и море»[321]. Застекленные окна в ванных на вилле в Лавренте выходили на море. Для застекления использовался полупрозрачный селенитовый камень, называвшийся «petra specularis». Достоверность описаний в римских источниках стеклянных потолков, больших зеркал, мозаичных полов, мраморной облицовки, многочисленных статуй, серебряных кранов и «ступеней, по которым с шумом сбегает вода»[322]подтверждается находками в Египте серебряных ванн с кранами в виде львиной головы и интерьером дворца I века до н. э. в Кесарии (Палестина). Во дворце в облицованных мрамором ванных с системой гипокауст имелись горячие комнаты кальдарии, где кожа очищалась, и холодные комнаты фригидарии с бассейном, в который ныряли, чтобы освежиться, и тогда поры закрывались. Ежедневно, как по расписанию, по‑видимому, в обычных сандалиях на деревянной подошве, чтобы ноги не скользили по мокрому мраморному полу, Клеопатра направлялась купаться в сопровождении небольшой армии прислужниц, которые несли махровые полотенца, морские губки и пемзовые терки с бронзовыми ручками. И хотя у римлян не было мыла, египтяне с давних времен в качестве моющего средства использовали твердую каустическую соду, а александрийцы еще и корень мыльнянки. Что касается очистительных кремов, то крем бреху делали из растертых, вымоченных в воде семян люпина, а римский аналог этого средства ломентум изготавливался из размолотых бобов. В одной из своих эпиграмм римский поэт Марциал писал: «Ты натирай‑ка живот свой морщинистый этой мазью, если средь белого дня в бани Стефана пойдешь»[323]. Та же самая бобовая мука и растертые семена люпина входили в состав другого средства, которое рекомендовал модницам поэт Овидий: «Гнезда плаксивых птиц раздобудь (потому «зимородным» снадобье зовут). Пятна сгоняет оно»[324], что является иносказательным описанием помета пегого зимородка. Содержащийся в нем фермент – аминокислота, способствующая заживлению кожи, – рекомендовался римским пособием I века до н. э. «Medicamina Faciei Femineae» («Притиранья для лица») и в настоящее время используется в модных салонах красоты лондонского Найтбриджа для наложения масок при ожогах солнечными лучами. Помимо того что Клеопатра пользовалась притираниями на минеральной основе, такими как creta fullonica, в состав которого входила глина, нитрум, который делали из пепла, и смеси мела с уксусом, она, как любят говорить, принимала ванны из молока ослиц. Ее примеру, чтобы разгладить морщинки и смягчить кожу, следовали многие состоятельные римлянки. По этому поводу римский поэт‑сатирик Ювенал писал: «Вот умывается в ванне молочной, ради которой она погнала бы ослиное стадо»[325]. Жировая эмульсия молочного белка улучшала структуру сухой кожи, а молочная кислота разглаживала морщины или даже обесцвечивала пигментацию точно так же, как бычья желчь использовалась для удаления пигментных пятен. Римляне высшего класса чистили зубы содой и бикарбонатом, а также жевали смолистое вещество фисташкового дерева и ароматизированные пастилки, чтобы освежить дыхание. Они также пользовались зубочистками и делали маникюр пемзой и бронзовыми инструментами. В «карманный набор», похожий на швейцарский армейский нож, входило приспособление вроде бронзовой ложечки для чистки ушей, а для состоятельных людей – золотой или серебряный пинцет. Говорили, что Цезарь пользовался щипчиками для удаления волос alipilus, и при нем всегда находился цирюльник, который «не только стриг и брил, но и выщипывал волосы»[326], и пользовался он острой металлической бритвой. В отличие от древнеегипетской практики полного удаления волос с тела обоими полами классический мир считал мужскую депиляцию проявлением изнеженности. Только женщины должны были избавляться от волос и следить за тем, чтобы «грубый не рос волос на крепких ногах»[327]. Волосы смягчали сильно нагретой скорлупой грецкого ореха или их удаляли смесью древесной смолы, камеди или воска с различными каустическими веществами. Помимо средств для удаления нежелательных волос на теле, египетские царицы часто пользовались различными препаратами, вызывающими интенсивный рост волос, от маслянистого состава, которым пользовались еще в Век пирамид, до нескольких видов восстановителей волос, созданных самой Клеопатрой. Древнеримский врач Гален, живший во II веке н. э., в своих трудах приводит несколько рецептов «медицинских средств, записанных с ее слов». Вот один из них: «При выпадении волос приготовьте пасту из реальгара [моносульфида мышьяка] и смешайте ее с дубовым соком, полученную массу нанесите на кусок ткани и приложите к тщательно вымытому натром [гидроксидом натрия] участку кожи». К этому рецепту Гален сделал такую приписку: «Я сам смешивал натр с мылом по этому рецепту, результат получился отличный»[328]. Хотя в такой помощи скорее нуждался Цезарь, чем Клеопатра, он предпочитал скрывать увеличивающуюся лысину венцом. В ходу были также парики и шиньоны, чтобы скрыть облысение или придать более пышный вид тому, что осталось. Осваивая трехтысячелетний пастижёрный опыт египтян, римляне вместе с тем импортировали черные волосы из Индии и светлые и рыжие – из Северной Европы. Ими они либо подновляли имевшиеся парики, либо создавали совершенно новые. Так, для одной римлянки – приверженки Исиды был сделан парик в виде прически с пучком «а‑ля Клеопатра». Однако в отличие от египтян, носивших нарочитые и часто очень стилизованные парики, в римском мире к ним относились с чувством юмора или небрежением. Когда к одной девушке неожиданно пришел ее обожатель, «вышла красотка, парик задом надев наперед»[329]. Хотя римское общество оказывало давление на женщин, требуя, чтобы они были красивыми, предполагалось, что они будут делать так, будто их красота совершенно естественная. Не случайно Овидий писал:
Но красота милей без прикрас – поэтому лучше, Чтобы не видели вас за туалетным столом. <…> Ты выходи напоказ лишь во всем совершенстве: Скрой свой утренний труд, спящей для нас притворись. Надо ли мне понимать, отчего так лицо твое бело? Нет, запри свою дверь, труд незаконченный спрячь. Что не готово, того не показывай взгляду мужскому – Многих на свете вещей лучше им вовсе не знать[330].
Поэтому обычно за закрытыми дверями ванной комнаты мылись, делали депиляцию, натирались маслами, после чего это масло вместе с потом соскребали металлическим инструментом под названием стригил. В Египте еще несколько тысячелетий назад существовали массажисты. Терапевтический эффект от массажа усиливался веществами, обладавшими специфическими медицинскими свойствами, и считалось, что они защищают от невидимых сил. Богов и царей обычно умащали такими дорогими маслами, и на картинах даже изображали, как придворные растирают царские ноги на различных государственных церемониях. Известен по крайней мере один случай, когда Клеопатре вот так растирали ноги[331], вероятно, дорогостоящей мендезианской мазью, которую делали из мирры, корицы и смолы и втирали в ступни. Точно так же, не обращая внимания на цену, использовали различные составы для ее рук. Как‑то раз она отдала 400 динариев за один фунт увлажнителя на медово‑масляной основе с добавлением куфи, сладкой и острой смеси корицы, меда, вина и смолы, которая действовала на организм как снотворное. Этот состав источал специфический аромат, «располагающий ко сну, и все печали напряжения дневных забот без помощи вина аромат распускает как узлы и ослабляет»[332]. Считалось, что это лучшее средство расслабиться после напряженного дня. Хотя некоторые предшественницы Клеопатры способствовали распространению египетских духов, прежде предки Цезаря запрещали «заморские духи» за то, что они оказывали тлетворное влияние, а вот теперь они стали криком моды. Их названия, такие как «Эликсир Афродиты» или «Расцвет молодости», ничего не говорят о компонентах, но дают представление о маркетинговых технологиях, которые даже тогда апеллировали к извечному стремлению к красоте. Во время пребывания в Риме Клеопатра, наверное, пользовалась родинонскими духами из роз, любимого цветка ее киренской предшественницы Береники II и священного цветка Венеры и Исиды. С розовых плантаций, находившихся севернее Неаполя, цветы поставлялись парфюмерам, а о том, что оливы и цветы выращивались вокруг «Виллы парфюмера» в Помпеях, свидетельствуют местные настенные росписи на сюжеты производства духов, а на одной из картин изображен даже дегустатор, нюхающий конечный продукт на запястье. Чтобы поддерживать на высоком уровне общественный имидж, Клеопатре, наверное, требовался целый арсенал косметики, поэтому ее личные покои были забиты разного рода сундуками и ящиками с отделениями для хранения бутылочек, горшочков, пузырьков и тарелочек для смешивания. Сосуды для косметики и парфюмерии из горного хрусталя, агата с прожилками, серебра, золота и цветного стекла варьировались по форме от простых, похожих на пробирку «ангуентарий» радужного цвета до миниатюрных амфор, флаконов из синего стекла с ручками в виде головы дельфина, бутылочек также из синего стекла в виде грозди винограда или синих птиц – типичных изделий стекольщиков Северной Италии. Хотя считалось, что духами пользуются только женщины, флакон из‑под духов так часто находят на бывших местах расположения военных гарнизонов, что «нельзя не прийти к заключению, что иногда от римских солдат исходил приятный запах»[333]. В римских казармах также имелись бани и туалеты. Даже в общественных туалетах в Остии были мраморные сиденья, мозаичные полы, крашеные стены и алтарь богини Исиды‑Фортуны. Саисские и александрийские цари пользовались золотыми горшками, а их содержимое удалялось в систему подземной канализации, по которой нечистоты сбрасывались в море. Проблема личной гигиены решалась с помощью губки на палочке, а при менструации брали куски ткани – «полоски для зада», как они назывались в документах древнеегипетских прачечных, – или переработанную старую материю – по‑гречески «rhakos», которую использовали как тампоны. Считалось, что лучший способ решить проблему предменструального синдрома – это забеременеть. Судя по литературным произведениям того времени, а также по надписям на стенах бань, это, несомненно, случалось в расслабленной обстановке ванной; совместные посещения бань стали нормой для всех классов к концу I столетия до н. э. и любимым времяпрепровождением супружеских пар. Затем традиционно, ближе к вечеру или вечером, устраивали ужин, за которым, поскольку завтрак был весьма скромным, а обед – не более чем легкой закуской, потреблялась основная дневная норма пищи. Званые ужины являлись выражением социального статуса. Стены в столовых обычно красили в яркий красный цвет или мрачный черный и украшали натюрмортами. Тема еды могла присутствовать даже в напольных мозаиках с изображением и по‑восточному колоритных, сверкающих на солнце свежих морепродуктов, и словно разбросанной во время пиршества всякой снеди – действительно «Неубранный зал». Контрастировали с такими картинами монохроматические мозаики со скелетом, несущим кувшины с вином и словно говорящим: «Ешьте, пейте, веселитесь». Точно так же, как у Геродота, когда небольшие чучела покойников приносили на египетские пиры, чтобы подчеркнуть преходящую сущность жизни. Гости возлежали на ложах вокруг центрального обеденного стола. Каждый имел две полотняные салфетки – одну повязывали на шею, а другой вытирали пальцы. Вилок тогда еще не придумали, хотя римляне обожали привезенное с Востока столовое серебро. После обращения с молитвами к богам процессия слуг вносила серебряные и золотые блюда с едой. Date: 2015-11-15; view: 403; Нарушение авторских прав |