Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Литургия Преждеосвященных Даров
Литургией Преждеосвященных Даров называется такое богослужение, во время которого верующим для благоговейного поклонения и причащения предлагаются Святые Дары, освященные прежде, на полной Литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста. Совершение полной Литургии, в состав которой входит освящение Даров, в древности сопровождалось общей трапезой, называемой «вечерею любви», и было для христиан торжественным празднеством. Древние христиане Литургию, на которой совершалось освящение Даров, называли Пасхою, потому что присутствовали при этой Литургии с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасхи. Такое празднество Церковь признала не соответствующим дням покаяния и строгого поста Святой Четыредесятницы и потому постановила правилом (49‑м Лаодикийского Собора) не совершать полной Литургии в дни Четыредесятницы, за исключением субботы и дней воскресных, когда пост облегчается и христиане могут проводить эти дни с большим торжеством, чем прочие дни Великого поста. Но, с другой стороны, имея в виду обыкновение древних христиан причащаться как можно чаще, Церковь, чтобы лишением, хотя бы на одну неделю, Тела и Крови Христовых не ослабить духа верующих, нуждающихся при подвигах умерщвления плоти в подкреплении небесною пищею, постановила предлагать им в дни Великого поста Дары Преждеосвященные. Преподание этих Даров, без сомнения, должно было соединяться с приличествующими молитвами. В этом обычае и лежит начало Литургии Преждеосвященных Даров. Первоначально она совершалась по устному преданию и не везде одинаково. Так было до времени святого Григория Двоеслова, епископа римского (умер в 604 году), который собрал и изложил письменно чин Литургии Преждеосвященных Даров, отчего она и стала известна с его именем. Шестой Вселенский Собор окончательно принял ее и правилом 52‑м постановил совершать ее в дни Четыредесятницы. Священник К. Субботин «Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви» Эта Литургия в течение всего Великого поста служится по средам и пятницам (и еще некоторым особым праздникам). На ней принято причащаться лишь по болезни или по какой‑то другой особой причине (отмечу также, что младенцев за Литургией Преждеосвященных Даров не причащают). По традиции все верующие приступают к Святым Христовым Таинам (Дарам) в конце первой великопостной седмицы – в субботу или воскресенье. Содержание Великого поста
Каждая седмица Великого поста – этап на пути к Пасхе. Чтобы помочь верующим пройти этот длинный и нелегкий путь и укрепить их веру, Церковь каждую седмицу вспоминает определенные события и святых.
... Важно! Первая и последняя седмицы Великого поста отличаются особой строгостью. По Уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается в среду, второй раз – в пятницу.
Четыредесятница Великий, или Покаянный, канон преподобного Андрея Критского [8] В первые четыре дня первой седмицы Великого поста на вечерней службе читается Великий канон преподобного Андрея Критского. Проникнутый глубоким чувством покаяния, этот канон необыкновенно соответствует духу поста – это как бы беседа с собственной душой, призыв подняться из грязи жизни, начать жить чисто и свято: «Душа моя, душа моя, встань, что спишь? Приближается кончина, и ты смутишься; воспрянь же ото сна, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все Собой наполняющий». В каноне приведены многие события из ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до Вознесения Господня. Святой Андрей с необыкновенным умением прилагает каждое из событий Священной Истории к состоянию грешной души, извлекает из сокровищницы Писания сильные побуждения к покаянию и нравственному исправлению человека. Заслуживая по своему содержанию, высоте мысли, яркости и образности выражений название «великого» произведения, этот канон является великим и по своему объему (250 тропарей вместо обычных в то время 30). Позднее к тропарям преподобного Андрея Критского были прибавлены тропари, обращенные к святой Марии Египетской, которая своим величайшим покаянием служит ярким примером нравственного обновления грешного человека.
... Важно! С понедельника по четверг включительно канон читается по частям. Полностью – в среду вечером на пятой седмице Великого поста.
Седмицы четыредесятницы Первая неделя (воскресенье) Великого поста называется неделей Торжества Православия, установленного в Византии при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон и окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В этот день, после Литургии, в храме совершается особенный чин – чин Торжества Православия: священнослужители перед иконами Спасителя и Божией Матери молятся об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Затем дьякон читает «Символ веры» и произносит анафему всем, кто осмеливается искажать истины православной веры, и славословит ее защитников.
* * *
Вторая седмица Великого поста называется седмицей Светотворных постов. Церковь вспоминает архиепископа Фессалонитского Григория Паламу, жившего в XIV веке, при жизни удостоенного Божественных Откровений и дара исцеления. Он оставил церковное учение о несотворенном божественном свете (Фаворский свет), который свидетельствует о присутствии Бога в мире и созерцания которого (света) можно достичь глубокой, безмолвной молитвой.
* * *
Третья неделя называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды крестной смерти Спасителя. За Всенощной службой (накануне в субботу), после Великого славословия, из алтаря для всеобщего поклонения выносится Святой Крест, чтобы, приложившись к нему, все постящиеся ощутили Божественную поддержку в их нелегком духовном подвиге. Святой Крест остается для поклонения в течение всей седмицы до пятницы, когда его после Часов перед Литургией уносят в алтарь. Поэтому и 4‑я седмица Великого поста называется Крестопоклонной, или Средокрестной, поскольку в ее среду Великий пост достигает своей середины. Раз в четыре года на этой седмице в мироваренной палате в течение трех дней при непрерывном чтении Евангелия Патриарх Московский и всея Руси готовит святое миро, в состав которого входят масла, благовонные травы, вино и ароматические вещества.
* * *
В богослужении четвертой недели Церковь вспоминает высокий пример постнической жизни подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника – автора книги «Лествица», в которой духовный путь подвижника сравнивается с восхождением по крутым ступеням. Игумен монастыря Святой Екатерины на Синае, преподобный Иоанн писал для монахов‑пустынников, но его видение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, относится к каждому христианину. Именно поэтому Церковь молится Иоанну Лествичнику в дни поста, который призывает всех стремиться к высотам духовным.
* * *
В среду на пятой седмице совершается Всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона святого Андрея Критского (полностью) и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности оно называется «Андреевским стоянием», или «стоянием Марии Египетской». В субботу этой же седмицы совершается пение торжественного акафиста [9] Божией Матери (первый из акафистов, составленный в VII веке) «Похвала Пресвятой Богородицы». Эта удивительно‑красивая служба, совершаемая раз (!) в году, составлена в благодарность Божией Матери за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» читается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь всем христианам в борьбе с врагами невидимыми.
* * *
В пятую неделю Великого поста Церковь прославляет святую Марию Египетскую. По Церковному Преданию, она была раскаявшейся блудницей, которая сорок (!) лет провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи. Ее образ служит символом и примером истинного и преображающего все существо покаяния.
* * *
Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с «ветвями» всевозможных добродетелей. В субботу на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря – она так и называется: «Лазаревой». Это единственный день в году, когда воскресная служба совершается не в воскресенье. Шестая неделя называется Неделей ваий (ветвей), или Цветоносной неделей (Вербное воскресенье), и посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня в Иерусалим, куда Он добровольно шел для страданий и Крестной смерти. В этот двунадесятый праздник все верующие в подражание той далекой торжественной встречи Господа стоят в храме с зажженными свечами и «знамением победы» – веточками вербы, единственной распустившейся в наших широтах к этому времени. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово…», а читается 50‑й псалом и освящается – молитвой и окроплением святой водой – верба, которую хранят дома как святыню. Пассия В современной богослужебной практике РПЦ распространен обычай совершать особые службы – Пассии – в вечер четырех воскресных дней (на 2‑й, 3‑й, 4‑й и 5‑й седмицах) Великого поста. Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит «страдание» (по‑церковнославянски – «страсть»). Пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя. Страстная седмица Седьмая седмица (Страстная) – последняя неделя поста перед Пасхой посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиях, распятии, крестной смерти и погребении. Это самое святое время Церковного года, который, можно сказать, является как бы подготовительным к седмице Страстей Христовых и Пасхи. По величию и важности вспоминаемых евангельских событий каждый день этой седмицы называется Святым и Великим, и в каждый из них совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. В это время Церковь призывает нас оставить все суетное и мирское и непременно посетить храм, сопереживая трагическим событиям последних дней земной жизни Спасителя. Первые три дня этой седмицы – Великие понедельник, вторник и среду – посвящены усиленному приготовлению к Страстям Христовым. Аналогично тому, что Иисус Христос все эти дни проводил в храме, беседуя и поучая народ, богослужения этих дней отличаются особой продолжительностью. Святая Церковь как бы ведет всех присутствующих в храмах за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, ток фарисеям и всюду просвещает нас именно теми словами, с которыми обращался Он Сам к Своим слушателям в эти дни. На вечерней службе в Великую среду, собственно, оканчивается великопостное богослужение: в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой (в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до самого праздника Святой Троицы) – наступают дни иного плача, пронизывающего отныне все богослужение, плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия.
... Важно! В каждый из этих трех дней на всех службах читается Евангелие (полагается прочитать все четыре евангельских текста).
В Великий четверг вспоминаются: ♦ омовение Христом ног ученикам; ♦ Тайная вечеря; ♦ молитва Господа в Гефсиманском саду; ♦ предание Его Иудой. В этот день вместо «Херувимской песни» на Литургии поется потрясающей красоты и проникновенности песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь…» На современном русском языке оно звучит так: «Сын Божий! Сделай меня ныне участником Твоей Тайной вечери, потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда, но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Также в этот день за Литургией происходит освящение Патриархом мира, употребляемого для совершения Таинства миропомазания, при освящении храмов и антиминсов. Вечер этого богослужебного дня относится уже к Великой пятнице (к пятничной утренней службе), и в храмах совершается Последование святых и великих страстей Господа нашего Иисуса Христа, или служба Двенадцати Евангелий. В двенадцати отрывках из Евангелия, читаемых священниками, раскрывается вся история страданий Христовых – начиная с Его последней беседы с учениками на Тайной вечери и заканчивая Его погребением и приставлением стражи к Гробу Господню. Во время этой службы все молящиеся стоят с зажженными свечами, хор поет: «Слава Страстием Твоим, Господи», «Слава долготерпению Твоему, Господи». По благочестивому обычаю после чтения последнего Евангелия свечи не угашают, стараясь донести ихдо дома, чтобы запечатлеть их огнем на косяках дверей священный знак Креста и возжечь приготовленную заранее лампаду. В Великую пятницу мы переживаем: ♦ крестные страдания (страсти) Спасителя; ♦ Его смерть на кресте; ♦ Его погребение. В этот самый скорбный день в году Литургии не бывает – потому что Сам Господь принес Себя в жертву, – читаются только Царские часы. Вечерня совершается в третьем часу дня – в час смерти Спасителя на кресте – в воспоминание снятия с креста Его тела и погребения во гробе. При пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа с нем Пречистое Тело Твое…» священнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаницу полагают на особо приготовленном столе (гробнице). После чего священнослужители и все молящиеся поклоняются Плащанице, которая будет находиться посреди храма в течение трех (неполных) дней, символизируя таким образом трехдневное нахождение Спасителя во гробе.
... Важно! В этот день разрешается вкушать пищу только после окончания чина погребения Плащаницы Господа.
В Великую субботу богослужения посвящены воспоминанию нахождения Иисуса Христа во гробе, сошествия Его во ад и преславного Его воскресения. На Утрени, после Великого славословия, при пении «Святый Боже…» начинается чин погребения Плащаницы. Плащаница выносится священнослужителями из храма и при участии молящихся обносится вокруг него в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и Его победы над адом и смертью. После внесения Плащаницы в храм она под пение «Благообразный Иосиф…» подносится к открытым Царским вратам в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз (отворил) нам двери рая. Когда Плащаница водворяется на место посередине храма, начинается чтение паремии [10] из книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол (книга Деяний Апостольских), научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. Божественная Литургия в Великую субботу бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечерней. После малого входа и пения «Свете тихий…» начинается чтение пятнадцати паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в алтаре в это время священнослужители переоблачаются в белые одежды – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Христа. Точно так же преображается все убранство храма, даже прихожанки меняют темные платки на белые. Дьякон в светлом облачении, подобно Ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницей, читая Евангелие, возвещает всем о Воскресении Христовом. Затем Литургия продолжается обычным порядком, лишь вместо «Херувимской» поется дивная песнь: «Да молчит всякая плоть человеча И да стоит со страхом и трепетом, И ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих И Господь господствующих Приходит заклатися И датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии Со всяким Началом и Властию, Многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, Лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
... Важно! По окончании Литургии до начала Полунощницы освящают куличи, творожные пасхи и крашеные яйца.
В двенадцатом часу ночи совершается Пасхальная Полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце этой службы священнослужители молча переносят Плащаницу в алтарь через Царские врата и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых. Все благоговейно ожидают наступления полуночи, когда начнется светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Коливо [11]
Как следует провести Страстную седмицу Для достойной встречи Светлого Христова Воскресения следует присутствовать на службах в храме, начиная с вечера среды, совершенно отказавшись от застолий, хождения по гостям, просмотра кинофильмов, телепередач и т. п. В Великий четверг в память о Тайной вечере, когда впервые было установлено Таинство Евхаристии, полагается исповедаться и причаститься.
... Важно! Для этого следует обязательно присутствовать на вечерней службе
Великой среды. В Великую пятниц у хорошо бы быть на вечерней службе, чтобы причаститься в Великую субботу. Обязательно присутствовать при богослужениях Великой субботы – на выносе Плащаницы (14 часов), службах Великой субботы и Пасхальной.
... Важно! В первые три дня Страстной седмицы положено «сухоядение» и посильное воздержание в пище: хлеб, овощи, фрукты, компоты (пища невареная). В Великий четверг разрешено вино и вареная пища с маслом (для причастившихся). В Великую пятницу до выноса Плащаницы не полагается принимать никакой пищи и питья – ибо это самый великий постный день в память Страстей Господних. В Великую субботу разрешается принимать в пищу овощи и фрукты с хлебом и вином.
Чудо благодатного огня О чуде Воскресения Иисуса Христа из мертвых свидетельствует Благодатный огонь, который из года в год, начиная с глубокой древности, нисходит (появляется)в Иерусалимском храме Гроба Господня накануне православной Пасхи (только!) – в Великую субботу – на глазах многочисленных паломников различных конфессий из всех уголков мира. Современный храм Гроба Господня – это огромный многоуровневый архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом распятия, Кувуклию (пещеру Гроба Господня, где находится трехдневное ложе Спасителя), Кафоликон (кафедральный соборный храм Иерусалимских патриархов), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов и галерей. Исторически сложилось так, что различные части храма находятся под контролем разных христианских конфессий. Но главные святыни – Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство храмовыми службами, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. К одиннадцати часам дня Великой субботы полностью отключается освещение храма. В Кувуклии, на Гробе Господнем, устанавливают большую лампаду, наполненную маслом, в которой и должен разгореться Благодатный огонь, и тридцать три свечи – по числу лет земной жизни Спасителя; каменное ложе обкладывают кусочками ваты. После проверки Кувуклии на наличие источников огня ее опечатывают большой восковой печатью, на которой, как это заведено издревле, свои личные печати ставят представители турецкой стражи и израильской полиции. Тем временем храм Гроба Господня, по рассказам очевидцев, сначала изредка, а затем все интенсивнее озаряется удивительными голубоватыми световыми всполохами… Около часа дня начинается литания (с греческого – молитвенная процессия)Благодатного огня – крестный ход от алтаря Кафоликона через весь храм с троекратным обходом Кувуклии. Блаженнейший патриарх Иерусалимский останавливается перед входом в пещеру Гроба Господня. Его разоблачают: снимают праздничные ризы, оставляют лишь один длинный белый хитон. Затем он заходит в Кувуклию, где коленопреклоненно молит Бога о ниспослании Святого огня… С этого момента интенсивность и частота всполохов нарастают, голубоватые молнии вспыхивают то сверху вниз под куполами, то снизу вверх. Скоро они буквально ливнем пронизывают все пространство храма, особенно Кувуклию. Все находящиеся в храме (по самым скромным подсчетам, это тридцать тысяч человек!) погружаются в молитву… Напряжение все растет – ибо считается, что год, когда Божественный огонь несойдет на землю, станет последним в мировой истории… И вот оно – Чудо схождения Благодатного огня: на мраморной плите Гроба Господня появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Иерусалимский патриарх прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим чудесным – прохладным! – огнем он зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм к ликующему народу. Благодатный огонь в мгновение ока передается от одного к другому… И через считаные минуты – весь храм в огне! Из груди тысячи богомольцев вырывается восторженный крик радости и неподдельного восторга. В течение первых минут огонь проявляет необъяснимые свойства: он не обжигает – получившие его паломники омывают им лица, проводят по нему руками… Все радуются, все торжествуют и веселятся: «Ныне вся исполнишася света: Небо и земля и преисподняя». Минут через десять прежде «прохладный» Благодатный огонь приобретает свои обычные свойства. «Выйдя» за пределы храма Гроба Господня, Благодатный огонь разносится верующими по всей земле, чтобы христиане в самых отдаленных уголках планеты могли поклониться ему, зажечь от него свою свечу и в очередной раз вознести Господу благодарственную молитву. Подчеркну еще раз: Божественная благодать в виде огня сходит только (выделено мной. – О.Г .) перед Пасхой православной и только при православных иерархах. До сих пор одна из колонн храма хранит свидетельство о чудесном событии, произошедшем в 1579 году, во времена султана Мурада Правдивого, которое со всей определенностью можно рассматривать не иначе как явное Божие указание на истинную веру. Горя желанием получить Священный огонь, армяне‑монофизиты подкупили турок, владевших тогда Иерусалимом, и в Великую субботу заняли храм, оттеснив оттуда православных христиан. Последние во главе со своим патриархом Софронием IV стояли на площади, перед закрытыми Святыми вратами, в великой надежде принять Благодатный огонь хотя бы из рук еретиков. Шли томительные минуты, часы… Священный огонь все не сходил… Вдруг раздался громовой удар. В тот же миг одна из мраморных колонн у ворот храма треснула, и из этой трещины в буквальном смысле брызнул долгожданный Благодатный огонь. Патриарх Софроний зажег от него свои свечи, а от него уже получили Священный огонь и все стоящие у храма. Армяне были посрамлены… Согласно древней традиции Благодатный огонь поддерживается в Кувуклии целый год и гасится только накануне Великосубботнего дня. В мае 1992 года впервые после 79‑летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на Русскую землю. Группа паломников (священнослужителей и мирян) по благословению Святейшего Патриарха Алексия II пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия.
... Date: 2015-11-15; view: 408; Нарушение авторских прав |