Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы терминологии. Определение





 

Содержание и форма – категории, с общефилософской точки зрения характеризующие любое явление природы в его целостности со стороны внутреннего (содержательного) и внешнего (формального) своеобразия. Содержание – сущность явления, форма – способы ее (сущности) выражения. Эти положения распространяются и на произведения искусства, в том числе и на литературно‑художественные произведения. Содержание и форма представляют собой нерасторжимое диалектическое единство, в котором, по утверждению Гегеля, осуществляется динамика непрерывного взаимоперехода одной категории в другую (содержания – в форму и формы – в содержание).

Таким образом, произведение выступает, с одной стороны, как явление, а с другой – как процесс, совокупность взаимоотношений. Поэтому содержание и форму нельзя представлять как составные (тем более – автономные) части произведения (явления) или как сосуд и его содержимое. В подлинно художественном произведении определенное содержание вполне адекватно определенной художественной форме (и наоборот), существует только в их нерасторжимости. Конкретизация вопроса о составе категорий содержания и формы допустима лишь на теоретико‑аналитическом уровне. Содержание литературно‑художественных произведений при этом рассматривается как совокупность их субъективно‑смысловых (идейных) и объективно‑предметных (тематических) значений, а форма – как выражающие эти значения словесно‑образные структуры. Органический сплав субъективно‑словесного и объективно‑предметного (идейно‑тематического) уровня произведения есть его содержание. Выражающая это содержание система образов, зафиксированная в словесных структурах, – форма.

Содержание литературно‑художественного произведения, выступающее в образной форме, тем самым отличается от содержания научных сочинений, выраженного в понятиях. Мастерство в достижении высокого уровня единства содержания и формы связано с природным дарованием (талантом) художника, композитора, писателя. В высочайшей степени этим талантом обладал А.С. Пушкин. Вдохновенный гений Пушкина, подобно его Моцарту, достигал тончайшего соединения формы и содержания в слове, мысли и образе, первозданной чистоты и целостности, эстетической достоверности своих созданий, до сих пор выступающих почти во всех жанрах в качестве идеальных образцов, эталонов художественного совершенства, «гармонии», как обозначал это качество сам поэт. «Гармоничность» соединения формы и содержания настолько тонка, что не может быть представлена в предметной реальности: условно крайние грани содержания здесь выступают в качестве формы.

Каково наполнение (состав) художественного произведения? Имеет ли искусство свой специфический предмет? По Гегелю, предметом искусства является только идеальное, прекрасное в своем роде. Другие исследователи отмечают наличие в явлениях действительности особых «эстетических качеств», являющихся предметом, объектом изображения в произведении. Для революционных демократов прекрасное – жизнь во всем ее многообразии и сложности.

Большинство исследователей отмечают в качестве источника произведений искусства действительность в целом; в качестве предмета (объекта) искусства рассматривается «человек и его жизнь».

В учебнике Л.И. Тимофеева «Теория литературы» человек рассматривается как «главный» предмет. Тем самым допускается возможность существования предмета искусства вне сферы жизни и деятельности человека.

Предмет (объект) не тождествен содержанию: он отличается от содержания так же, как явление действительности отличается от его изображения. Например, стол – предмет, явление действительности, а стол, изображенный Достоевским в каморке Раскольникова, наряду с другими деталями, – элемент искусства, содержания и формы произведения.

Из определений художественного содержания можно отметить определение Г.Н. Поспелова: «Содержание – это осознанная и отраженная в свете авторского понимания и оценки действительность». Здесь выражены обе стороны содержания: объективная («отраженная действительность») и субъективная («в свете авторского понимания и оценки»).

Содержание произведения многозначно; эта многозначность основана на многозначности художественного образа и неоднозначности авторской трактовки изображаемого явления действительности. Так, российское разночинство середины XIX в. явилось предметом (объектом) изображения у ряда русских писателей. Но субъективное его осмысление различно. Чернышевский одобрил и изобразил его в положительных персонажах. У Тургенева разночинство некоторыми чертами характера отрицательно. Для Гончарова разночинцы – на грани уголовного мира (Марк Волохов).


Е. Волкова определяет содержание произведения как «специфическую для искусства… сферу значения и смысла, обладающую системной упорядоченностью». Не очень удобен здесь термин «сфера», который выглядит как нечто автономное.

Наряду с категориями содержания в близком ключе используются термины «пафос» (от греч. páthos – страсть), «патетика». Белинский соизмеряет пафос с живой идеей, насыщенностью произведения высоким накалом чувств, энергией действенности. Пафос может быть трагическим, комическим, истинным и ложным, охватывать отдельное произведение и творчество писателя в целом.

При анализе произведения используется также термин «тенденция» в смысле основной его направленности, перспективы развития его образной системы – идеологической, социальной, эстетической, национальной. Искусство вообще тенденциозно, оно не является «чистым», т. е. совершенно свободным от каких‑либо человеческих интересов и чувств. Тенденциозность в негативном смысле – авторская предвзятость, декларативность, выход автора за рамки образного способа передачи содержания.

Л.И. Тимофеев, помимо объективной и субъективной сторон содержания, отграничивает «непосредственное» содержание – под ним разумеются конкретные образы персонажей, в которых реализуются объективная и субъективная стороны содержания. Так, объективное и субъективное истолкования смысла российского разночинства представлены в образах Рахметова (Чернышевский), Базарова (Тургенев), Волохова (Гончаров).

Нам представляется более точным и компактным следующее определение содержания художественного произведения:

художественное содержание есть творчески воспроизведенная автором существенно значимая сторона художественного произведения.

 







Date: 2015-11-15; view: 394; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию