Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ в системе поэтики





 

Такой анализ связан с параметрами структуры художественного произведения. Изучение литературных явлений в рамках поэтики (поэтика – от греч. poiētikē – поэтическое искусство) известно с древности. Первым предложил свое толкование поэтики Аристотель. Широко была известна в России «Поэтика» Буало. Во второй половине XX столетия почти каждый известный российский литературовед предложил свой вариант толкования поэтики. Некоторые ученые опирались на «Историческую поэтику» А.Н. Веселовского с ее сравнительно‑исторической методологией. Ученые марксистского направления предпочитали социологический приоритет в поэтике. У Д.И. Лихачева, С.С. Аверинцева, А.Ф. Лосева доминировала эстетическая направленность при изучении проблем поэтики. В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский, Г.Н. Поспелов основное внимание при изучении поэтики уделяли «структуре», «конструкции», «организации» произведения. М.Б. Храпченко преимущественно интересовали словесно‑образные средства при изучении проблем поэтики. М.М. Бахтин раскрывал специфические черты поэтики через жанрово ‑видовые формы. Б.М. Эйхенбаум видел наибольшую результативность в синтезе поэтики и критики. Комплексное изучение языковой и образной стилистики считал задачей поэтики В.В. Виноградов. К настоящему времени толкование поэтики приобрело столь широкий смысл, что поэтика стала соизмерима с теорией литературы в целом. Поэтика – наука о системах изобразительно‑выразительных средств и способов создания произведения, приемов и принципов его изучения.

Выделяют три сферы общей поэтики: а) звуковую, б) словесную, в) образную.

При этом макропоэтика выходит на проблемы художественного мира писателя, а микропоэтика исследует частные вопросы метрики, ритмики, фоники. Оформились в специфические системы проблемы европейской, восточной поэтики. В системе поэтики стало оправданным изучение частных вопросов: отдельных жанров, видов. В то же время рамки поэтики позволяют выйти на всеобъемлющий, широкий анализ, соизмеримый с целостным. Именно поэтому ученые, особенно молодые все чаще избирают для анализа рамки поэтики.

 

Возможный вариант целостного анализа литературного произведения

 

I. СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Авторский замысел (источники, списки, редакции, прижизненные и академические издания). Внетекстовые факторы (историческая обстановка, биография).

2. Идейный смысл (понимание, объяснение, оценка изображаемого).

3. Проблематика (постановка и решение общественных вопросов).

 

II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА (ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА)

 

1. Образная (внутренняя) форма:

а) сюжет; художественное время;

б) характеры (типы); психологический уровень;

в) ситуации (обстоятельства); социальный уровень;

г) конфликты (отношения);

д) композиционная структура; художественное пространство (способы организации);

е) жанровая специфика.

2. Речевая (внешняя) форма:

а) речевые компоненты (поэтический синтаксис/ фигуры, поэтическая фонетика);

б) способы повествования (повествовательная композиция); речевые пласты;

в) речь автора и персонажей;

г) стих; ритм; рифма; размер;

д) специальные речевые формы (тропы).

 

III. КОМПОНЕНТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

 

1. Тип творчества.

2. Художественный метод.

3. Литературное направление, течение, школа.

4. Своеобразие художественного стиля.

 

IV. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

 

1. Произведение в критике (восприятии).

2. Сценическая история (для драматургии).

 

 







Date: 2015-11-15; view: 456; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию