Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роман горбуна





Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Собор­ной площади. Я молода, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно


люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок...»

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА Возможные вопросы:

— В чем необычность ситуации?

— Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?

— Как вы думаете, кто написал письмо?

— Автор письма пишет: «...Вы найдете, быть может > во
мне душу, родную Вам...» В чем может обнаружиться род­
ство?

— Когда и где должна состояться встреча? Почему там?

— Чем настораживает письмо?

— Предположите, как отреагирует горбун.

— Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?
Ответы на последний вопрос лучше записать на доске с

указанием авторства, чтобы в дальнейшем проверить правиль­ность выдвигаемых предположений. Продолжаем чтениеч

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) пер­чатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длин­ными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тон­кой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза по­темнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа. Наконец в сто­ловой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важно­стью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым все­гда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг...

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА Возможные вопросы:

— Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?

— Попробуйте передать чувства героя через определения,
или музыкальный аккорд, или букет цветов, или цветовую
палитру. ';

— Какие цвета будут доминировать? Почему?

— Случаен ли выбор горбуна?

— Что нового узнали о герое?

— Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?

— Есть ли уверенность в счастливой развязке?


— Какова же проблема рассказа? Если мнение измени­
лось, что повлияло на изменение?

— А. П. Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж
это вдруг». Предположите, что могло произойти дальше. Мне­
ние обоснуйте.

На этой стадии используется прием «дерево предсказа­ний».

После обсуждения текст дочитывается до конца.

...Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важ­ными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбунья.

Беспощаден кто-то к человеку!

На стадии рефлексии предлагается письменная работа на выбор, которая учитывает индивидуальные литературные склонности обучающихся:

1. Ответное письмо горбуна.

2. Описание сбора горбуньи на свидание в стилистике
И. А. Бунина.

3. Эссе по впечатлениям от рассказа.

4. Сочинение-рассуждение об идее произведения.
Данную стратегию можно использовать при работе с раз­
личными типами художественных текстов.

Модельный урок

Тема: «Русские народные сатирические сказки» (урок ли­тературы разработан Е. В. Ягуновой, учителем гимназии № 177 Санкт-Петербурга, текст взят из сборника «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева», составитель А. Горелова (Л., 1983).

Цель урока: учить видеть и понимать приемы создания ко­мического в сказке (гипербола, гротеск).

Приемы технологии, используемые на уроке: мозговая ата­ка, обращение к личному оцыту, чтение с остановками, под­бор пословиц.

Ход урока. Стадию вызова открывает учитель (чтение от­рывка из сказки — «присказка»).

Уродилась я ни мала, ни велика — всего-то с игольное ушко, не то с приворотную надолбу. Пошла я в лес самое дремучее дерево рубить — кра­пиву. Раз тяпнула — дерево качается, два тяпнула — ничего не получается, в третий раз тяпнула — выскочил кусок, мне, красной девице, в лоб. Тут я, красная девица, трое суток пролежала; никто меня не знал, не видал, толь­ко знала, видала меня рогатая скотина — таракан да жужелица.

Всталаш, красная девица, отряхнулася, на все четыре стороны огляну-лася, побрела по берегу, по берегу все не по нашему. Стоит река — вся из


молока, берега из киселя. Вот я, красная девица, киселя наелася, молока нахлебалася.

Это присказка, а сказка впереди.

Стадию вызова продолжает беседа:

• Любите ли вы сказки?

• А что вы о них знаете? Объясните понятие «сказка». Ка­
кие бывают сказки? (Привести примеры.) Для чего их созда­
вали?

По ходу ответов заполняется таблица:

Таблица 6 Какие бывают сказки

 

Вид Значение Авторство
О животных Бытовая Волшебная Развлекает Учит Воспитывает Народная Литературная

На данном уроке следующим этапом стала презентация инсценировок сказок «Хорошо, да худо», «Каша из топора» (по сборнику сказок Афанасьева). После инсценировок прохо­дит обсуждение в группах (прием «мозговая атака»), учащие­ся ищут ответ на вопрос, что объединяет эти сказки.

На первый взгляд сказки кажутся очень разными: одна строится на диалоге, другая — сюжетный рассказ. И объеди­няющая их сатирическая направленность может быть не оп­ределена каждым учеником индивидуально. Поэтому предла­гаемый прием «мозговая атака», т. е. обсуждение в группе и выдвижение различных идей, дает возможность детям не только увидеть в произведении что-то новое, замеченное то­варищем, но и развивает умение аргументированно доказы­вать свою позицию.

• К какому виду вы бы их отнесли или, может быть, выде­
лили в отдельный вид? (В таблицу 6 добавляем слово «сати­
рическая».)

• Что такое «сатира»? (Способ проявления комического в
искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений,
которые представляются автору порочными. Учащиеся могут
объяснить своими словами.)

• Какие же пороки высмеиваются в сказках? (Невежество,
глупость, жадность, любопытство.)

• За счет чего создается эффект комичности?

По ходу объяснений учащихся учитель фиксирует основ­ные идеи в таблице, левая часть которой содержит ключевые слова и словосочетания из текста, а правая — объяснение, за счет чего создается эффект комичности.


хожу; совсем отощал-исхудал: есть-то нечего! С той худобы завелись вши немалые; а я догадлив был, принялся их ловить, шкурки драть да ремешки кроить; свил веревочку, привязал за край неба и начал спускаться. На беду не хватило веревочки. Пришлось бы мне долго висеть промеж неба и земли, да мужик вышел овес сеять: несет ветерком ко мне полову, я-то ловлю да веревку вью. Ни много ни мало прошло времени, перестал мужик овес ве­ять, а веревки все не хватает. Что тут делать? Была не была, прыгнул наземь и попал в трясину; по самые уши утонул.

Сижу день, и два, и три; волоса ветром разбило. Прилетела утка, свила себе на моей голове гнездышко и снесла яичко. Я хотел взять да съесть, уж и руку протянул, да одумался: пусть еще снесет, тогда за один раз наемся. На другой день снесла утка второе яичко; а я себе на уме: подожду еще денек, авось снесет третье. Наутро слышу я — шум шумит: идет волк боло­том; подошел к гнезду и поел яйца; поел и хочет назад идти, а я тем време­нем намотал хвост его на руку и крикнул во все свое горло. Волк с испугу бросился в сторону и вытащил меня из трясины. Воротился я домой; дед засмеялся, я захохотал; тут и батька мой родился.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

Учитель организует беседу по вопросам:

— Какое же житье у героя?

— Над чем смеется герой? (Над бедностью и безысходнос­
тью.)

— Кто является героем сказки?

— В чем необычность его поведения? (Алогизм действий
героя.)

— Охарактеризуйте его.

На стадии рефлексии учитель дает задание выбрать из предлагаемых пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к этой сказке. Объяснить почему.

— Слезами горю не поможешь.,

— Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

— И рад бы заплакать, да смех одолел.

Данный прием акцентирует внимание читателей на идее произведения.

Пример из практики

Посмотрите, как этот алгоритм используется в практике реального урока, проведенного учителем Нижегородской гим­назии Т. В. Учуватовой.

Тема: «Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», 1903 г.».

На фазе вызова учитель сообщает необходимые для чтения рассказа сведения об авторе, истории создания этого произве­дения. Учащиеся делают предположения, о чем пойдет речь в рассказе.

Рассказ называется «После бала». Причем название Л. Н. Толстой менял неоднократно, первоначальные названия «На балу и после бала», «А вы говорите».

Вопрос учащимся: Как вы думаете, о чем рассказ? (Сразу


хотим предупредить учителя о необходимости внимательно выслушивать ответы учащихся, не критикуя, не пересказы­вая по-своему, не давая никаких оценок, все ответы затем обобщаются учителем.) Необходимо напомнить, что бал — веселье, праздник, радость, счастье, любовь.

Толстой написал рассказ в 1903 г., но действие его проис­ходит в 40-е гг. XIX в., во время правления Николая I.

Император, первый красавец своей эпохи, воображающий себя средневековым рыцарем, живущим в романтическом готическом замке. Но управление государством Николай I представлял себе как управление армией: жестокая дисцип­лина, беспрекословное подчинение, ревностное выполнение однозначных приказов. Вся Россия — огромный военный плац, где маршируют все, даже жена императора Александ­ра Федоровна, немецкая принцесса. Такова общая атмосфера 40-х гг.

Толстой был женат на С. А. Берс, дочери московского вра­ча. В свою будущую жену был страстно влюблен. Из записей Л. Н. Толстого той поры можно судить о том, сколько надежд и сомнений вызывало в нем это чувство: «Я влюблен, как не верил, чтобы можно любить... Был у них вечер, она прелестна во всех отношениях». С. А. Берс впоследствии дала мужу про­звище «тонкокожий», оно подчеркивало, насколько остро чувствовал он любые противоречия человека, его поступков и чувств, его отношений к миру.

На смысловой стадии читаем текст рассказа небольшими отрывками. Текст рассказа достаточно известен, поэтому здесь мы предлагаем только вопросы к нему.

Вопросы к I части произведения:

— Каковы ваши впечатления от бала?

— Какие художественные средства использует Л. Н. Тол­
стой, чтобы вызвать именно такое настроение у читателя?
(Цвет, звук, настроение героя.)

— Каково настроение героя?

— Как вы думаете, как будут развиваться события даль­
ше? Почему?

— Как будут меняться в связи с этим ощущения героя?
Почему?

Подводим итоги беседы. Вопросы ко II части:

— Были ли верны ваши представления о том, как будут
развиваться дальнейшие события?

— Как будут меняться чувства героя?

— Как можно выразить его ощущения?

— Еще одним из вариантов названия рассказа было «Отец
и дочь». Как в связи с этим, по вашему мнению, будут разво­
рачиваться дальнейшие действия? Как изменится настроение
героя?


Подводим итоги беседы. Вопросы, к III части:

— Каким герой видит мир? (Цвет, звук.)

— Как меняется его мироощущение?

— Почему полковник, увидев Ивана Васильевича, отвора­
чивается и делает вид, что не узнал его?

— Как вы думаете, что будет дальше? Почему?

— Какой художественный прием, по-вашему, лежит в ос­
нове композиции рассказа?

На стадии рефлексии проводится групповая творческая работа.

Задания группам могут быть такими:

Группа 1. Представьте себе, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке Б. Напишите письмо от его лица (т. е. от первого).

Группа 2. Допишите рассказ (возможный финал).

Группа 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета (кра­сок). Докажите, почему это так. Расскажите о его структуре, строении.

Выполнив задание, группы знакомят класс с результатом.

Продолжается стадия рефлексии чтением двух вариантов концовки новеллы (первая и последняя редакция), после чего задаем учащимся вопросы:

— Что изменил автор, изменив концовку рассказа?

— Почему полковник, любящий и внимательный отец,
оказывается жестоким с солдатами?

— Чего не может понять Иван Васильевич? (Отец искрен­
не добр и искренне зол, вера в необходимость жестокой рас­
правы с теми, кто преступил закон.)

Это первый урок из отведенных на изучение темы, на по­следующих можно продолжить работу с текстом, включив в дискуссию совместный поиск, перекрестную дискуссию (дан­ные приемы описаны в главе 6).

В российской дидактике накоплен богатый опыт работы с текстом художественного произведения на уроке. Такая «ме­тодическая копилка» есть у каждого учителя словесности. Как заинтересовать ребенка книгой? Как привлечь его к осмысленному чтению? Попробуйте использовать предложен­ные приемы и стратегии в своей практике.


Date: 2015-11-15; view: 2800; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию