Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтение с остановками. Чтение с остановками —' условное название методической стратегии по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов





Чтение с остановками —' условное название методической стратегии по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух.


На уроках приходится не только читать текст (что для не­которых учащихся даже в девятом классе бывает трудно) и извлекать необходимую информацию, но и анализировать ху­дожественную реальность во всем ее многообразии, оценивать ее с разных точек зрения, а зачастую создавать собственный текст, строящийся с учетом особенностей художественного произведения.

Существует, к сожалению, среди учащихся и некоторых родителей заблуждение, что достаточно прочитать и переска­зать текст, и знание литературы обеспечено. Дети, добросове­стно прочитав заданные на каникулы книги, зачастую не мо­гут самостоятельно проанализировать проблематику того или иного произведения, дать полную характеристику его героям, объяснить собственные впечатления от прочитанного произ­ведения: эмоциональные, интеллектуальные или идейные.

Конечно же, одна из задач уроков литературы и русского языка — помочь учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить, как он воплощен в слове. Технология развития критического мышления расширяет спектр задач. Учителю необходимо обратить внимание на такие аспекты, как присво^ ение полученных знаний, приобретение опыта решения про^ блем. Учителя-словесники, поставленные в условия жесткой конкуренции с современными средствами информации, нахо­дятся в постоянном творческом поиске новых методик препо­давания, приемов обучения чтению художественной литера­туры, чутко отзываясь на предлагаемые педагогической нау­кой инновации.

У читателей, наверное, возникает вопрос: можно ли ис­пользовать приемы технологии при работе с художественны­ми текстами? Ведь художественная литература — это не про­сто набор фактов и явлений, это особый мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью закреплена определенная знаковость, постижение и раскрытие которой зависит от уровня образованности, знаний и т. п. Художе: ственный текст обладает свойством «выдавать различным_чи-тателям различную информацию — каждому в меру его по-_нимания..._ именно ту, в которой он нуждается и к восприя­тию которой подготовлен»^. Строго заданная структура урока (вызов — осмысление содержания — рефлексия) и предлагае­мые графические, табличные приемы могут показаться на первый взгляд неуместными на уроках, которые призваны раскрыть творческие способности и нестандартность мышле­ния ученика при знакомстве с произведением искусства. Но следует помнить, что стадия вызова предназначена для акту­ализации имеющихся знаний и представлений о предмете изу-

1Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970. — С. 32. 48


чения, а предметом изучения на уроках литературы становят­ся и текст как многоаспектная и глубинная единица речи, и отраженная в нем человеческая жизнь, опосредованная автор­ской позицией. Включая личный, пусть иногда незначитель­ный, жизненный опыт детей в систему работы на уроке, мы тем самым предлагаем им собственный путь осмысления и анализа литературного произведения.

На этапе осмысления содержания наряду с упорядочени­ем, систематизацией новой информации и соотнесением по­лученных сведений с собственными знаниями школьникам дается возможность отследить процесс рождения новых идей, т. е. ученик получает опыт работы с художественным текстом как активный и думающий читатель, способный подойти к литературному произведению с новыми идеями.

Стадия рефлексии, которая характеризуется активным целостным обобщением полученной информации и выработ­кой собственного отношения к изучаемому материалу, дает широкие возможности для формирования аргументированно­го представления о произведении, помогает учащимся выра­ботать навыки создания собственных текстов, способствует живому диалогу с автором.

Кроме того, использование данной стратегии ориентирова­но на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Дж. Стил и ее коллеги отмечают, что снижение ин­тереса к чтению, замена письменного текста на видео- и ком­пьютерную информацию становятся чрезвычайно острой про­блемой для развития молодых людей, способных принимать взвешенные и компетентные решения, не только исходя из ежеминутной целесообразности, но и руководствуясь научны­ми доводами, культурными традициями, разумом и чувствами.

Приемы технологии развития критического мышления, рассматриваемые в этой главе, могут быть использованы не только на уроках филологического цикла, но и при изучении естественно-научных, общественных дисциплин. Кроме того, приемы и стратегии, изложенные в других главах, также мо­гут быть использованы на уроках литературы, русского язы­ка и развития речи — как при работе с художественными тек­стами, так и при изучении текстов научного, научно-популяр­ного, публицистического или литературно-критического со­держания.

Date: 2015-11-15; view: 1031; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию