Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие ребенка от рождения до поступления в школу





Психическое развитие в младенческом и раннем возрасте. Период новорожденности. Анатомо-физиологическпе особенности новорожденного. Рефлексы и рефлекторные комплексы, необходимые для выживания. Комплекс оживления как основное новообразование периода новорожденности. Улыбка новорожденного как первый социальный жест (М.И.Лисина). Кризис новорожденноести.
Характеристика младенческого возраста. Физическое и моторное развитие. Созревание или динамическая система. Потребность в движениях. Сенсорное и перцептивное развитие. Формирование в младенчестве предпосылок усвоения речи. Психосоциальное развитие в младенче­стве. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятель­ность младенца. Основные этапы эмоционального развития ребенка в рамках ею первых отношений с окружающими. Госпитализм. Депривация и неблагополучные семьи. Основные новообразования младенческого возраста: ходьба как расширенно социальной ситуации развития, развития речи, ее автономность и эмоциональность.
Характеристика раннего возраста по периодизации Д.Б. Эльконина.
Предметно-манипулятивная деятельность - ведущая деятельность раннего возраста. Наглядно-действенное мышление как новообразование преддошкольника. Формирование в предметной деятельности предпосылок игровой деятельности. Появление продуктивных видов деятельности к кон­цу раннего возраста. Развитие речи в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Активная самостоятельная речь - новая форма общения. Предпосылки развития личности в раннем возрасте. Кризис трех лет как кризис социальных отношений.
Психическое развито и формирование личности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Теории игровой деятельности (Г. Спенсер. К. Гросс. К. Бюллер. 3. Фрейд и др.). Виды игр. Стадии развития трудовой деятельности (Д.Б.Эльконин). Влияние сказки и изобразительной деятельности на психическое развитие детей. Зарождение учебной деятельности к концу дошкольного возраста. Предпосылки формирования учебной деятельности. Когнитивное развитие дошкольника. Развитие первого схематического контура детского мировоззрения как основное новообразование в дошкольном возрасте
Психосоциальное развитие дошкольника. Основные теоретические подходы к развитию ребенка: психодинамический, социального научения, когнитивный. Условия формирования и развития личности ребенка. Особенности самосознания и самооценки. Развитие Я-концепции в дошкольный период. Половая идентификация. Общение в дошкольном возрасте. Развитие волевых процессов в дошкольном возрасте. Формирование чувства долга и ответственности. Готовность ребенка к обучению в школе. Общая характеристика ребенка к концу дошкольного возраста. Понятие готовности к школе. Физическая готовность (морфологическое развитие, функциональная зрелость). «Волна ожидания». Предпосылки обучаемости. Основные компо­ненты психологической готовности ребенка к обучению в школе. Кризис 7 лет. Основные достижения и противоречия. «Обобщение переживания» или «интеллектуализация аффекта» - центральное новообразование детей 6-7 лет (Л.С. Выготский). Стремление к общественно значимой и общественно оце­ниваемой деятельности как основное новообразование дошкольника, харак­теризующее его готовность к школьному обучению
Интеллектуально-познавательная готовность к школе. Развитие внутреннего плана действий и семиотической функции (Н.Г. Салмина). Личностная готовность к обучению в школе. Социальная позиция школьника. Мотивационная готовность. Эмоционально-волевая готовность. Психологические основы подготовки детей к школе. Готовность детей к школе как основное условие адаптации детей к школе.

Психическое развитие ребенка на стадии среднего детства (младший школьный возраст)
Общая характеристика личности младшего школьника. Изменение объективных условий психического развития с приходом ребенка в школу. Анатомо-физиологическое развитие в младшем школьном возрасте. Перестройка жизни ребенка (Д.А Люблинская). Повышенная восприимчивость и впечатлительность. Адаптация детей к школе. Социально-психологические и гигиенические критерии адаптации детей к школе. Развитие мотивационно-потребностной сферы младшего школьника. Сохранение потребностей дошкольного детства. Теоретические подходы к психосоциальному развитию в среднем детстве. Развитие Я-концепции детей в период обучения в начальной школе. Рефлексия - новообразование младшего школьника. Влияние учителя и классно! о коллекции на формирование личности.
Характеристика деятельности младшего школьника. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Готовность к познавательной деятельности. Внутренний план действий - новообразование младшего школьника. Проблема обучения и развития. Правильно opганизованная структура учебной деятельности как критерий умственного развития (В.В. Давыдов. Д. IS. Эльконин). Основные линии развития ребенка (Л.В. Занков). Мотивы учения младшего школьника. Знания, умения и навыки в свете требований учебных программ. Учитель как непререкаемый авторитет. Игровая и трудовая деятельность младшего школьника.
Особенности речевой деятельности младшего школьника. Переход языкового развития в умение читать и писать. Овладение письменной речью. Интериоризация чтения. Формы речевого поведения детей. Развитие комму­никативной функции речи. Особенности внимания младшего школьника. Произвольное внимание - необходимое условие успешной учебы.
Развитие познавательной сферы младшего школьника. Особенности ощущений и восприятия. Развитие памяти. Мнемические приемы запоминания. Развитие мышления в процессе обучения (П.П. Блонский). Возможности умственной деятельности младших школьников (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Развитие мыслительных операций. Познавательные способности младших школьников в связи с переходом от дооперационного мышления к мышлению на уровне конкретных операций (Ж. Пиаже).
Воображение младшего школьника. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника. Осознанность и сдержанность чувств. Формирование нравственных чувств. Воля - основа произвольности психических процессов. Волевые качества личности. Произвольность психических процессов - новообразование младшего школьника Формирование привычек младшею школьника.
Индивидуально-психологические особенности младших школьников. Особенности проявления характера и темперамента в младшем школьном возрасте. Учет индивидуальных различий в процессе обучения. Развитие общих и специальных способностей. Основные принципы изучения индивидуальных особенностей. Группы неуспевающих детей. Группы развития. Неспособность к учению. Половые различия и успехи в учении.

Психология подросткового возраста
Подростковый возраст — период перехода от детства к взрослости, характеризующийся становлением качественно новых образований и большой социальной активностью.
Подростковый возраст в свете разных концепций. Влияние исторического времени. Клиническое исследование «кризиса» подросткового возраста. (Ст. Холл.. Э. Шпрангер, Ш. Бюллер, Э. Штерн, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И. Божович). Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социальною развития подростков. Половая идентичность и сексуальное поведение.
Проблема ведущего вида деятельности подростка (интимно-личностное общение со сверстниками, общественно-полезная деятельность). Формирование идентичности и ее источники. Референтная группа. Значимый другой (Эриксон). Стремление к взрослости как основное психическое новообразование подросткового возраста, его виды. Коллектив сверстников и социальная среда. Своеобразие структуры коллектива и отношений подростков в связи с половыми различиями. Дружба в подростковом возрас­те. Идеалы и ценностные ориентации, альтернативы образа жизни. Учебная деятельность подростков. Когнитивное развитие. Формирование познавательных и общественных интересов и мотивов поведения. Школьная депривация. Проблема формирования профессиональной направленности. Развитие творческой активности. Формирование личности в подростковом возрасте. Нравственное мировоззрение и его формирование. Развитие оценочного отношения к взрослым и их сверстникам. Негативные установки и их воз­никновение. Психологические особенности «трудных» подростков. Деликвентность. Акцентуация характера подростков.
Основные закономерности развития самосознания. Кризис «социальных отношений». Проблема оценки и самооценки. Уровень притязаний подростка. Развитие аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Развитие эмоционально-волевой сферы и стремление к самосовершенствованию. Формирование направленности личности подростков (коллективистическая, личная, престижная).! 1редпосылки перехода к юношескому возрасту.

Психология юношеского возраста.
Юность - период развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни.Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Юность в культурно-историческом аспекте. Физическое развитие морфофункциональные изменения. Проблема акселерации. Проблема ведущей деятельности (учебно-профессиональная деятельность). Когнитивные изменения. Психологические основы выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Формирование идентичности. Эпигенетическая теория Э. Эриксома. Половые различия. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития. Психологический склад юноши и девушки, общие и отличительные черты. Сверстники, друзья и социальная среда. Социальное сравнение. Любовь в юношеском возрасте. Развитие самосознания и образа «Я». Я-концепция в юности. Ценности, идеалы, мировоззрение. Юношеская субкультура. Юношеские дневники. Мошны и ценностные ориентации. Особенности эмоциональной жизни. Стресс. депрессия и совладеющее поведение. Психопатии юношеского возраста. Формирование внутреннего мира и поиск смысла жизни. Формирование воли. Развитие творческой активности как выра­жение потребности самовыражения. Объективные (внешние) и субъективно-психологические (внутренние) факторы выбора профессии (про­фессионального самоопределения).
Особенности мышления и условия его воспитания. Пути развития научного мировоззрения.

Акмеологический период развития человека
Акмеология - психология развития взрослого человека в разные пе­риоды зрелости под влиянием различных факторов и условий жизни.
Предмет акмсо.югии - онтогенетическая эволюция конституцион­ных, нейродинамических, психофизиологических, интеллектуальных, личностных, возрастно-половых особенностей взрослою человека, проявляемых в условиях жизнедеятельности.

Разделы акмеологии:
Психология зрелости - период жизни взрослых людей, представляющий собой становление человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.
Геронтология - психология старости.
Общие условия перехода к зрелости. Социальное значение периода зрелости. Стадии периода зрелости: 20-40 лет средняя зрелость, 40-60 лет средняя взрослость. 60 лет и дальше поздняя взрослость (возрастная периодизация жизненного пути в зарубежной психологии); 21-35 ранняя взрослость. 35-60 лет зрелость (возрастная периодизация в отечественной психологии). Биологический возраст как средняя вероятная продолжительность жизни. Социальный возраст как соответствие человека существующим в данной культуре нормам. Психологический возраст- адаптация к требованиям среды.
Общественно-полезный труд как ведущий вид деятельности зрелого возраста. Основные новообразования периода зрелости - материальная и социальная независимость, автономия, способность самостоятельно принимать решения.
Особенности познавательной деятельности в период зрелости. Особенности развития психических процессов. Возраст и обучаемость. Возрас-
тно-половая дифференциация психофизиологического развития. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости».
Особенности социальной активности в период зрелости. Формирование личности как субъекта деятельности и его творческих возможностей. Я - как личность, Я — как родитель, Я — как работник. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального раз­вития.
Периодизация зрелого возраста. Теория психосоциальных стадий Эрика Эриксона. Концепция жизненного пути Ш. Бюлер. Возрастная периодизация на основе «узловых точек» жизни по Н.Л. Пэрна. Возрастная периодизация, построенная на основе антропологических исследований В.В. Бу-нак и В.В. Гинзбург. Возрастная периодизация на основе сравнительно-возрастных характеристик большого диапазона возрастов Д. Бромлей.
Проблема кризиса зрелого возраста. Защитные механизмы и их роль в достижении успеха - вытеснение, проекция, сублимация.

Геронтогенез
Период старения и старости. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Эйджизм и стереотипы (Эйджизм - социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оценке молодости и дискримина­ции старости). Периодизация старения. Предстарческий период 60-69 лет. Старческий период 70-79 лет. Позднестарческий период 80-89 лет. Дрях­лость 90-99 лет. Физические аспекты старения. Морфофункциональные из­менения в старости. Теория старения: стохастические теории старения (Шнейдер, 1992.). теория генетически запрограммированного старения. Ког­нитивные изменения в процессе старения. Познавательные способности пе­риода старости. Причины снижения познавательной деятельности. Деменция. Болезнь Альцгеймера.
Психосоциальное развитие периода старости. Смена статуса. Старение и личность. Задачи развития периода старости. Сохранение идентичности. 11роблема трудовой деятельности в старости, ее возможность и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Семейные и личные отношения. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблемы долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.

Литература
Основная:
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М.: Смысл; Эксмо, 2004.
Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос – Пресс, 2004.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Психология среднего возраста, старения, смерти: Учебник // Под ред. А.А. Реана. – СПб. – М.: Прайм-Еврознак: Олма-Пресс, 2003.
Психология человека от рождения до смерти: Полный курс психологии развития // Под общ. ред. А.А.Реана. – М.: Прайм-Еврознак: Нева Олма- Пресс, 2002.
Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Хрестоматия по детской психологии: от младенчества до подростка. Учебное пособие / ред. и сост. Г. В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.


Дополнительная:
Дебесс М. Подросток. – СПб.: Питер, 2004.
Диксон У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб.: Прайм- Евро Знак, 2004.
Кайл Р. Развитие ребенка. – СПб.: Прайм -Еврознак, 2006.
Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000.
Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004.
Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2004.
Психология современного подростка /Под ред. проф. Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005.
Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах учебное пособие. – М.: ТК ВЕлби, Издательство Проспект, 2004.
Шаповаленко Н.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2004.

 

Date: 2015-11-15; view: 1587; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию