Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология развития и возрастная психология





Предмет, задачи и перспективы научного исследования в возрастной психологии
Возрастная психология как теоретическая отрасль психологической науки, изучающая факты, закономерности и механизмы психического развития и становления личности в онтогенезе. Условия, причины, движущие силы и закономерности психического развития в онтогенезе как предмет возрастной психологии. Теоретическое и прикладное значение возрастной психологии. Учет возрастной динамики психического развития как важнейшее условие эффективности педагогической деятельности.
Основные разделы возрастной психологии: детская психология, психология подростка и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Разработанность теоретических проблем разделов возрастной психологии и их место в структуре науки. Связь возрастной психологии с другими науками: философией, общей и педагогической психологией, педагогикой, воз­растной анатомией и физиологией.
Краткий исторический очерк развития и становления возрастной психологии. Вклад зарубежных ученых в разработку проблем детской и возрастной психологии (Ж. Пиаже, А. Валлон, 3. Фрейд, А. Адлер, Б. Скиннер, В. Штерн, Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Лоренц, Дж. Брунер). Становление и развитие отечественной возрастной психологии (Ушинский К.Д., Блонский П.П., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Элько-нинД.Б.. Гальперин П.Я., Давыдов В.В., БожовичЛ.И., Мухина B.C.). Педо­логия и свертывание исследований в области возрастной (детской) психоло­гии. Современное состояние и перспективы развития возрастной психологии.

Методы возрастной психологии и организация научного исследования
Соотношение понятий «методология», «метод» и «методика» в исследованиях по возрастной психологии. Основные методологические прин­ципы организации исследования в возрастной психологии: принцип детер­минизма, принцип единства психики (сознания) и поведения (деятельности), принцип объективности, принцип историзма.
Использование научного метода в возрастной психологии и этапы проведения исследования: постановка проблемы, формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления, проверка гипотезы (сбор, статистическая обработка, анализ данных), формулирование выводов. Основные методы организации исследования развития человека: метод продольных срезов (лонгитюдный метод), метод поперечных срезов, «близнецовый метод", кросскультурные и когортно-последовательные исследования.
Эмпирические методы возрастной психологии. Особенности использования методов наблюдения и эксперимента в возрастной психологии. Метод наблюдения, его разновидности и требования к проведению. Эксперимент в возрастной психологии, констатирующая и формирующая страте­гии экспериментального исследования. Опросные методы (беседа, интервью, анкетирование), их особенности и значение в возрастной психологии. Кли­ническая беседа (Ж. Пиаже). Экспериментально-генетический метод Л.С. Выготского. Метод тестов. Тесты достижений и способностей. Проблема перспективы диагностики психического развития (возможности и огра­ничения). Анализ продуктов деятельности. Социометрические исследования как метод изучения групп, коллективов в возрастной психологии. Этика проведения научного исследования.

Теории психического развития человека в онтогенезе
Теория, ее место и значение в возрастной психологии. Структура и функция психологической теории. Основные спорные вопросы в теориях психического развития: факторы психического развития, характер психиче­ского развития (непрерывность, скачкообразность), природа объекта разви­тия (активность - пассивность субъекта). Основные теоретические подходы к проблеме психического развития: биогенетический, социогенетический и психогенетический (конвергентный) подходы.
Теории психического развития человека в онтогенезе. Психоаналитические теории развития (3. Фрейд, А. Адлер. Э. Эриксон, К. Юнг, К. Хорни). Теория социального научения и бихевиористская концепция развития (Б. Скиннер). Когнитивные теории развития человека (Ж. Пиаже. Дж. Брунер). Генетическая эпистемология как учение об интеллектуальном развитии ребенка. Развитие личности в онтогенезе в рамках теории "Я" (гума­нистическая психология: А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне). Этология, социобиология и развитие человека (К. Лоренц).
Проблема психического развития в отечественной психологии (Выготский Л.С, Рубинштейн С.Л.. Леонтьев А.П., Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б.. Божович ЛИ). Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория деятельности А.Н.Леонтьева. Теория формирования умст­венных действий П.Я. Гальперина. Концепция учебной деятельности Э.Эльконина и В.В. Давыдова.


Факторы и особенности психического развития в онтогенезе
Сущность психического развития. Аспекты (области) психического развития в онтогенезе. Факторы психического развития как условия и предпосылки, детерминирующие развитие психической деятельности человека. Биологические предпосылки развития: наследственность, врожденность, половой диморфизм, актуальное физическое развитие. Биологические про­цессы развития: созревание, рост, старение.
Факторы окружающей среды и психическое развитие - физическая среда и социальные условия развития. Понятие социальная ситуация развития. Социальные институты развития и формирования личности. Обучение, воспитание и психическое развитие. Место и роль средств массовой комму­никации в психическом развитии человека. Активность личности и психиче­ское развитие.
Особенности, закономерности психического развития в онтогенезе. Противоречия как источники и движущие силы психического развития. Психические новообразования как результат и суть процесса психического развития. Неравномерность и гетерохронность в развитии психических функций, процессов и свойств. Критические и сензитивные периоды развития. Научение и социализация как механизмы развития и становления личности. Возрастные кризисы и основные противоречия, лежащие в их основе.

Психическое развитие человека в процессе общения, обучения и деятельности
Обучение как активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта, способов деятельности. Основные теоретическое подходы к проблеме соотношения обучения и развития. Млея тождества научения и развития в бихевиоризме. Трактовка обучения и развития как два самостоятельно и независимо идущих процесса по Ж. Пиаже. Положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развтии индивида. Уровень актуального и «зона ближайшего» развития по Л.С. Выготскому и опережающий характер обучения в психическом развитии ребенка. Воплощение идей Л.С. Выготского в практике образования в рамках развивающего обучения.
Общение со взрослыми как один из главных факторов психического развития ребенка. Общение как средство приобщения ребенка к общественно-историческому опыту человечества через усвоение значений предметов и явлений окружающей реальности. Идея Л.С. Выготского о двухступенчатом характере развития высших психических функций («интерпсихическая» и «интрапсихическая»). Место и значение общения на разных лапах онтогенеза для интеллектуального и психоэмоционального развития человека. Роль общения в развитии детей младенческого, раннего и дошкольного периодов. Общение как ведущий вид деятельности подросткового возраста. Особенности общения человека в акмеологический период развития и на стадии геронтогенеза.
Деятельностный подход к пониманию психики человека. Единство сознания (психики) и деятельности как объяснительный принцип психологии. Понятие о внешней и внутренней деятельности. Интериоризация и экстериозация как механизмы усвоения социокультурного опыта человеком. Понятие о ведущем типе деятельности. Смена ведущего типа деятельности в процессе психического развития. Возникновение новых потребностей и мо­тивов как необходимая предпосылка смены ведущего типа деятельности. Игра, учение, общение и труд как основные виды человеческой деятельно­сти, как один из механизмов психического развития индивида. Развитие способностей человека в результате освоения и выполнения той или иной деятельности.







Date: 2015-11-15; view: 1182; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию