Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические предпосылки современных представлений о личности





Методологические основы анализа понятий личности. Европей­ский рационализм XVII-XVIII вв. и его концепция человека. Человек как мыслящее «Я». Человек как "вещь". Физический и психологический (целевой) типы детерминации. Понятие базовой мотивации. Представление о непрерывном поле мотивации. Отождествление понятия личности с понятием мыслящего «Я».
Свобода как фундаментальная характеристика личности в рационализме. Невозможность детерминистического анализа личности в рамках рационалистического подхода.
Критика рационалистической концепции человека. Общественные отношения как исходная предпосылка марксистской концепции
человека. Представления о мотивации в рамках марксистского подхода.
Многозначность понятия личности в современной психологии. Структурный и генетический аспекты анализа личности. Предварительные представления о структуре личности. Личность как «система мотивов». Личность как «самосознание». Личность как способность к творческим проявлениям. Личность как способность к нравственному деянию.
Предварительные представления о генезисе и движущих силах развития личности. Натуралистический подход: среда и наследственность как движущие силы развития личности. Деятельностный подход: личность как «причина себя». Противоречия в структуре личности как движущие силы ее развития.
Органические предпосылки и социальные условия развития личности.
Индивид и личность. Индивид как биосоциальная целостность. Генотип и фенотип индивида. Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида.
Индивидные свойства. Возрастно-половые и индивидуально-типические классы индивидных свойств. Конституционные, нейродинамические и гормональные особенности как индивидуально-типические свойства. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Классические теории темперамента. Учение И.П. Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента. Современные представления о типах высшей нервной деятельности человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Я. Стреляу). Методы исследования темперамента и их использование при профотборе и профобучении.
Строение тела и особенности психики. Соотношение типов конституции и темперамента в классификациях Э. Кречмера и У. Шелдона. Возможные причины корреляции соматических особенностей конституции и темперамента: прямая и опосредованная связь. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида.

Социальные условия развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности (Л.С. Выготский, Б.Н. Ананьев, Л.И. Божович). Общая характеристика понятий «социальная роль» и «социальный статус». Ролевые теории личности.

Проблема социально-типического в личности. Национальный характер. Методы исследования социально-типических проявлений личности.

Роль социализации в формировании личности. Когнитивный и мотивационный аспекты социализации. Интериоризация как меха­низм социализации (П. Жане, Л. С. Выготский). Стадии процесса социализации, институты социализации.


Структура личности
Принцип анализа по «элементам» и принцип анализа по «единицам» как общие принципы структурирования психических образований (Л.С. Выготский). Выделение единиц как способ анализа структуры личности.
Черта как элемент анализа строения личности. Факторный подход к структуре личности. «Факторный профиль» как единица строения личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд).
Личностный конструкт как элемент структуры личности. Основные характеристики когнитивистского подхода к структуре личности (Д. Келли, Ф. Франселла, Д. Баннистер).
Влечение как элемент анализа строения личности. Представления о структуре личности в психоанализе 3. Фрейда. Понятие «Оно», «Я», «Сверх-Я». Развитие этих представлений в психологии К.Г. Юнга: Эго, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное. Динамика влечений. Защитные механизмы личности.
Диспозиция как элемент анализа строения личности. Персоналистический подход Э. Шпрангера. Структура личности в теории установки (Д. Н. Узнадзе и др.).
Отношение как элемент строения личности. Структура личности в концепции А.Ф. Лазурского. Разработка представлений об отношениях в концепциях В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна.
Деятельность как элемент строения личности. Параметры
структуры личности в концепции А.Н. Леонтьева: широта жизненных отношений, степень иерархизованности мотивов, общий профиль
системы деятельностей (мотивов).
«Я» как единица личности в теориях «личности как самосознания». У. Джемс о трехкомпонентной структуре «Я». Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности. Самооценка и самоотношение. Современные подходы к описанию структуры самосознания.

Date: 2015-11-15; view: 901; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию