Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретическое обоснование и актуальность темы
Проблема эмоционального неблагополучия дошкольников очень актуальна в наши дни, так как социально- экономические, политические, духовные изменения нашего общества привели к изменению личностных ориентиров и мировоззрения современных взрослых и детей. Размышляя о социально–психологических, социально– экономических и духовно-нравственных факторах, влияющих на возникновение эмоционального неблагополучия дошкольников, мы приведём доводы М.В. Ермолаевой, которая на основе многолетней работы и наблюдений высказала предположение о том, что «дети, имеющие трудности в эмоциональном развитии – это продукт и лицо нашего сложного, неспокойного и изменчивого времени». Л.Г. Миланович описывает актуальность данной проблемы так: «Глубинные социально– экономические, психологические, идеологические духовные изменения нашего общества отразились на психологическом складе современного человека, привели к изменению его личностных ориентиров и мировоззрения. Ещё большей степени перестройки коснулись эмоциональные состояния и особенности формирования личности ребёнка. Ритм современной жизни обостряет чувствительность маленького человека, повышает уровень тревожности, его эмоции напряжены и остры, а воображение менее продуктивно, так как современные дети часами проводят у телевизора и компьютера, этим ограничивая личностные контакты со сверстниками и взрослыми». Доктор медицинских наук Е.Н. Винарская писала о влиянии стиля общения воспитывающих взрослых на развитие эмоциональной сферы ребёнка: «Представим себе усталых, тревожных родителей, удручённых неуверенностью в завтрашнем дне, массой нерешённых проблем, нехваткой денег и свободного времени. В чём заключается суть их родительского воспитания и общения с детьми в тот короткий срок времени, которое они могут посвятить своим детям после рабочего дня? К сожалению, чаще всего это общение сводится к замечаниям, нотациям и к другим средствам ограничения активности детей: это не бери, туда не ходи, нельзя этого делать. Все эти требования не сопровождаются объяснением их значения для самого ребёнка, такая форма взаимодействия является муштрой, а не развитием ребёнка. Требование неукоснительного подчинения характерно не только для семьи, но и для детского дошкольного учреждения, поэтому сопровождает жизнь ребёнка с утра до вечера.
[Ермолаева М. Психологические методы развития языкового общения и эмоциональных состояний \\ Дошкольное воспитание 1995. № 9]
Ограничивая сферу активности и любознательности ребёнка, воспитывая его средствами замечаний и запретов, воспитывающие взрослые затормаживают адаптивные ориентировочно - исследовательские реакции ребёнка, на смену которым в поведенческом репертуаре ребёнка появляются и преобладают оборонительные реакции, повышается уровень тревожности, неуверенности в себе и другие эмоциональные проблемы». Актуальность работы по данной теме обуславливает и возросшее количество неполных семей, неблагополучных семей, семей с низким, а также высоким материальным уровнем, вечная занятость родителей, отсутствие эмоционального тепла, конфликтность в семьях воспитанников, отсутствие у родителей необходимых психолого – педагогических знаний и умений эффективного общения с детьми, ошибки в воспитании. Всё это приводит к тому, что семья всё больше и больше утрачивает воспитательную, коммуникативную и другие функции, а наряду с этим способствует возникновению эмоциональных проблем у детей уже в дошкольном возрасте. Воспитывающие взрослые зачастую переоценивают роль интеллектуального развития в ущерб эмоциональному становлению личности, при этом забывают, что эмоциональные проблемы дошкольного детства компенсируются с трудом или невосполнимы вообще. Ещё одной немаловажной причиной актуальности проблемы эмоционального неблагополучия дошкольников можно считать экологию. Ухудшение экологической обстановки приводят к осложнениям в развитии ребёнка в пренатальный и перенатальный периоды его жизни, способствуют неблагоприятному течению беременности и родов. В детских дошкольных учреждениях возросло количество детей с неврологической патологией: поражением ЦНС, ММД, синдром дефицита внимания, гиперактивностью, детской нервностью, психопатией и другими, что также обуславливает появление проблем в поведении ребёнка, трудностей в развитии эмоциональной сферы личности. Неврологическая патология дошкольников накладывает отпечаток на жизнь ребёнка в детском саду и дома, поэтому воспитатели, педагоги – психологи и родители должны искать совместные пути решения этой проблемы. О.В. Хухлаева приводит следующие данные по исследованиям эмоциональной сферы личности дошкольников в г. Москве: 50% детей, посещающие детские дошкольные учреждения, соматически нездоровы и нуждаются в психопрофилактике и коррекции развития эмоциональной сферы личности. А.И. Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребёнка» глубоко исследует особенности родительского поведения, ошибок в воспитании и их влияние на эмоциональную сферу ребёнка. В целях коррекции отклонений в развитии эмоциональной сферы он предлагает использовать различные методы: проигрывание реальных и вымышленных историй, рисование страхов и другие психотерапевтические техники, которые необходимо проводить с ребёнком и родителем совместно. [Ермолаева М.В, Миланович Л.Г Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. – М.: Институт практической психологии. – 1996 – 104 с.] [Хухлаева О.В. «Лесенка радости» методическое пособие для педагогов – психологов М., 2002 с 4] [Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение. Книга для воспитателей и родителей 2-е изд. 1983.- 192с.]
В.В. Ткачёва высказала предположение о том, что предпринимаемые вспомогательные меры рекомендательного и консультативного характера, осуществляемые педагогами – психологами в детских дошкольных учреждениях, не всегда достигают своей цели. Среди причин низкой результативности коррекционной работы с семьёй она называет личностные установки, особенности характера родителей, неосознаваемые ошибки в воспитании, и в связи с этим необходимо разработать такие формы психокоррекционной работы, с помощью которых могли бы быть успешно преодолены многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей. Ю.С. Шевченко, рассматривая вопрос психокоррекционной работы, считает, что накоплен значительный опыт психокоррекционной работы с детьми и их родителями, разработаны её основные принципы и методы, но программ психокоррекционного воздействия, ориентированных на разные категории детей с отклонениями в развитии и разные семьи, в которых они воспитываются, пока недостаточно. Осознавая значимость решения проблемы работы с эмоционально неблагополучными детьми и их родителями, напрашиваются следующие вопросы: · Можно ли с помощью образовательных, коррекционно – развивающих, тренинговых программ для родителей существенно влиять на развитие личности ребёнка? · Как объединить усилия педагогов и родителей при решении проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольников? Семья – это система, нарушение в одном звене непременно искажает другие, поэтому коррекцию отклонений в развитии эмоциональной сферы ребёнка необходимо проводить совместно с родителями. Совместная работа родителей с детьми в игровой деятельности даёт возможность создать ситуацию доверительного общения, открывает большие возможности для воздействия на внутренний мир взрослого и ребёнка.
[В.В. Ткачёва «Психокоррекционная работа в детском дошкольном учреждении» М., 2000 с.4] [Ю.С Шевченко, В.П Добридея, О.Н Усанова «Психокоррекция: теория и практика»М., 1995с. 51] Цели и задачи тренинга «Познай себя и своего ребёнка»
Реализация программы «Познай себя и своего ребёнка»
В наше время всё большую популярность у нас в стране приобретает работа в детско-родительских психотерапевтических и психокоррекционых группах, так как включение ребёнка и родителя в совместную игровую деятельность приносит максимальный психотерапевтический эффект. Адресат: эмоционально неблагополучные дети с различными формами отклоняющегося поведения (агрессия, негативизм, высокий уровень тревожности, трудности в общении, застенчивость и другие) и их родители. На занятия приглашаются родители с детьми в возрасте 5-7 лет. Цель создания программы тренинга и практическая значимость: облегчить труд детского психолога в поисках эффективных программ психопрофилактики и коррекции отклонений в развитии эмоциональной сферы и связанных с ними форм отклоняющегося поведения. Объединить усилия детского сада и семьи в решении данной проблемы. По материалам программы психологи могут составить собственные программы, тренинги для работы с эмоционально неблагополучными детьми и их родителями, упражнения, предложенные в программе, могут быть использованы при составлении индивидуальных программ коррекции отклонений в эмоциональной сфере личности ребёнка и родителей. Внедрение программы в работу детского дошкольного учреждения поможет педагогам – психологам эффективно строить работу с родителями эмоционально – неблагополучных детей. Предварительная работа: индивидуальные консультации с родителями по проблемам, выявленным в процессе диагностики, обсуждается отношение родителей к данным проблемам. При осуществлении психотерапевтической работы с детьми и их родителями используются следующие методы: психогимнастика, арттерапия в технике гештальттерапии, релаксационные техники, элементы телесно – ориентированной терапии, решение и проигрывание проблемных ситуаций, элементы гештальттерапии, анималотерапии, куклотерапии, сказкотерапии. · Психогимнастика позволяет работать над выразительностью движений, мимикой и жестами ребёнка и родителей, способствует снятию эмоционального напряжения. Проигрывание этюдов помогает развивать умение распознавать, сопоставлять различные эмоциональные состояния, развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве у дошкольников. · Арттерапия в технике гештальттерапии помогает ребёнку и родителям овладеть символическими средствами передачи эмоциональных состояний, настроения, переживанием личностного мироощущения и отношения к изображённому. Мироощущение ребёнка и его родителей, их эмоциональный мир в арттерапии позволяет осмыслить себя в мире образов и цвете. · Релаксационные техники способствуют снятию эмоционального напряжения, помогают обучить детей и родителей навыкам релаксации. · Элементы телесно – ориентированной терапии позволяют снять эмоциональное напряжение, мышечные зажимы в теле ребёнка и родителей, осуществлять тактильный контакт. Эти техники развивают контроль над телом, мышечным напряжением, которое характерно для детей с эмоциональными проблемами, Как правило, присуще и родителям эмоционально неблагополучных детей. · Решение и проигрывание проблемных ситуаций позволяют проанализировать особенности взаимоотношений ребёнка со взрослыми и детьми, способствуют осознанию ребёнком и родителем неэффективных способов взаимодействия. Познакомить детей с социально приемлемыми способами выражения своего эмоционального состояния. · Элементы анималотерапии способствуют развитию сострадания, эмпатии, заботы о ближнем. · Коммуникативные игры стимулируют развитие эффективных навыков общения взрослого с ребёнком. Использование данного вида игр позволяет развивать как вербальные, так и невербальные навыки общения ребёнка с родителями. · Куклотерапия и сказкотерапия позволяют создавать эмоционально-положительное настроение, развивать воображение. В ходе совместных игр у детей и родителей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать себя и других людей, у них часто возникает эмпатия по отношению к окружающим. Проигрывание ролей с учетом отклоняющихся форм поведения позволяют ребёнку и родителям побывать в разных ролях, попробовать различные модели поведения, что способствует расширению поведенческого репертуара, коррекции отклонений в эмоциональной сфере личности. Сочетание данных методов неслучайно, они позволяют воздействовать на все стороны эмоциональной сферы ребёнка и родителей, позволяют решать коррекционные задачи, делает совместную работу с детьми и их родителями более эффективной, способствуют не простому воспоминанию о пережитом, а творческой переработке пережитых впечатлений, комбинированию и построению новой деятельности, отвечающей вопросам, потребностям, впечатлениям ребёнка и взрослого. Реализация программы «Познай себя и своего ребёнка» Date: 2015-11-15; view: 700; Нарушение авторских прав |