Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
§ 1. Объективные признаки состава возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства
В системе состава преступления неотъемлемыми элементами являются объект и объективная сторона преступления. Для преступлений экстремистской направленности именно признаки данных элементов служат основой для разграничения соответствующих уголовно наказуемых деяний. В науке уголовного права объект преступления является обязательным элементом состава преступления и определяет направленность преступных посягательств. В середине XX в. ученые М.Д. Шаргородский и Н.С. Алексеев писали: "Проблема объекта преступления является не менее важной и философски глубокой проблемой, чем проблема вины и причинения, она только значительно менее разработана в нашей литературе" <1>. Вопросы, связанные с объектом преступления, не потеряли своей актуальности и в настоящее время. -------------------------------- <1> Шаргородский М.Д., Алексеев Н.С. Актуальные вопросы советского уголовного права. Вестник ЛГУ, 1954. Вып. 5. С. 188 - 189.
Нами поддерживается господствующая в теории уголовного права позиция, признающая объектом преступления охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает преступление и которым причиняется или может быть причинен вред <1>. -------------------------------- <1> См.: Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М.: Госюриздат, 1957. С. 124; Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М.: Госюриздат, 1960. С. 4; Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М.: Академия МВД СССР, 1980. С. 17 - 27; Гаухман Л.Д. Объект преступления. Лекция. М.: Академия МВД России, 1992. С. 5 - 19.
Как и любой другой элемент состава преступления, объект характеризуется наличием обязательных и факультативных признаков. К первым относятся общественные отношения, охраняемые уголовным законом, а ко вторым - предмет преступления <1> и потерпевший от преступления <2>. -------------------------------- <1> См.: Ляпунов Ю.И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права: Учеб. пособие. М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1989. С. 72 - 76. <2> См.: Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная: Учебник / Под общ. ред. Л.Д. Гаухмана, Л.М. Колодкина и С.В. Максимова. М.: Юриспруденция, 1999. С. 94 - 95.
В настоящее время существует мнение о четырехступенчатом делении объекта преступления на общий, родовой, видовой и непосредственный <1>. Однако наиболее обоснованной, на наш взгляд, является точка зрения ряда ученых, которые предлагают так называемое вертикальное деление объекта преступления на общий, типовой (подобщий, надродовой, сложный, составной), родовой и непосредственный <2>. Полагаем, что такая классификация сохраняет преемственность с теоретическим делением объекта преступления на виды, существовавшим до принятия УК РФ 1996 г., не противореча при этом логике построения действующего уголовного закона. -------------------------------- <1> См.: Уголовное право России. Общая и Особенная части / Под ред. В.П. Ревина. М.: Юридическая литература, 2000. С 110 - 111. <2> См.: Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Л.Д. Гаухмана и Л.М. Колодкина. М., 1999. С. 145.
Непосредственный объект, как правило, подразделяют на основной, дополнительный и факультативный <1>. Вместе с тем, по нашему мнению, более обоснованной выступает позиция, согласно которой деление объекта осуществляется на обязательный и другой, который может быть 1) обязательным, 2) альтернативным или 3) дополнительным (факультативным) <2>. Считаем, что с помощью последней классификации можно более четко определить соотношение различных объектов конкретного уголовно наказуемого деяния и провести его отграничение от смежных составов преступлений. -------------------------------- <1> См.: Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. С. 80 - 83; Фролов Е.А. Спорные вопросы общего учения об объекте преступления // Сборник ученых трудов Свердловского юридического института. Вып. 10. Свердловск, 1969. С. 213. <2> См.: Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АО "Центр "ЮрИнфоР", 2005. С. 80.
Остановившись на общетеоретических положениях об объекте преступления, перейдем к рассмотрению данного элемента состава применительно к деянию, предусмотренному ст. 282 УК РФ. Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Данная уголовно-правовая норма содержится в главе 29 "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства" раздела X "Преступления против государственной власти". Типовым объектом преступлений против государственной власти являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование и стабильность государственной власти в России в целом, а также ее отдельных институтов и органов. Отнесение указанного вида преступлений к преступлениям против государственной власти представляется обоснованным, так как в результате совершения преступления возникает реальная угроза целостному существованию российского государства, его внутренней гармонии. Повышенная общественная опасность данного вида преступления характеризуется, по мнению авторов, тем, что посягательство выходит за рамки межличностного уровня общественных отношений и вторгается в область межгрупповых отношений. Преступления, направленные на возбуждение ненависти и вражды по таким признакам, как национальность, раса, несмотря на многочисленные изменения, традиционно были в числе государственных преступлений на современном этапе и в советское время. Родовым объектом преступлений, предусмотренных ст. 282 УК РФ, выступают основы конституционного строя России и безопасность государства. Основы конституционного строя содержатся в главе 1 Конституции Российской Федерации в виде основополагающих принципов, определяющих сущность нашего государства, правовое положение личности, основы экономического строя, систему и порядок взаимодействия государственных органов. В соответствии с ними Россия - это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, в котором: 1) человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; 2) носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России; 3) социальная политика нашего государства направлена на создание таких условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; 4) равным образом признаются и защищаются все формы собственности (частной, государственной и т.д.); 5) государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; 6) гарантируется местное самоуправление; 7) признается многопартийность, в качестве государственной не может быть признана никакая идеология; 8) принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России <1>. -------------------------------- <1> См.: Мирошникова В.А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. М., 1997. С. 7.
Словосочетание "безопасность государства" целесообразно определять на основе понятия безопасности вообще, содержавшегося в утратившем силу Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" <1>, в соответствии со ст. 1 которого под безопасностью понималось "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". Жизненно важными интересами является "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства". А к "объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность". -------------------------------- <1> См.: Ведомости. 1992. N 5. Ст. 769.
Соответственно, безопасность государства наряду с личной безопасностью и безопасностью общества является составной частью безопасности в целом. Безопасность государства заключается в состоянии защищенности от внешних и внутренних угроз социальных отношений по удовлетворению совокупности потребностей, надежно обеспечивающих существование государства и возможность его прогрессивного развития. Отметим, что Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. "О безопасности" <1> не содержит определения безопасности, несмотря на то, что соответствующее понятие является основополагающим для данного нормативного правового акта, поскольку входит в его предмет, задачи и цели. Данная ситуация указывает на одну из основных проблем российской системы права - пробельность законодательства. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // Российская газета. 2010. 29 декабря.
Изложенные обстоятельства позволяют заключить, что родовым объектом преступления в виде возбуждения ненависти и вражды, а равно унижения человеческого достоинства, выступают общественные отношения, обеспечивающие реализацию основополагающих принципов, отражающих сущность нашего государства, правовое положение личности, основы экономического строя, систему и порядок взаимодействия государственных органов, а также безопасность Российской Федерации. Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, следует рассматривать с учетом экстремистской направленности данного деяния. Неотъемлемым элементом в структуре непосредственного объекта каждого из преступлений экстремистской направленности выступают общественные отношения, обеспечивающие основы конституционного строя в части реализации запрета на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни <1>. Отметим, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации <2> данный запрет касается создания и деятельности общественных объединений, однако последующие положения Основного закона несколько расширяют и конкретизируют эту норму, распространяя ее действие на всех участников общественных отношений. -------------------------------- <1> См.: ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации. <2> Далее - Конституция РФ.
Так, в ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции РФ "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства". Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ "достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления", в том числе расовая, национальная и иная принадлежность. Исходя из приведенных конституционных положений в сочетании с уголовно-правовым определением преступлений экстремистской направленности можно заключить, что соответствующими деяниями нарушаются общественные отношения, обеспечивающие толерантность, терпимость между различными социальными группами и их представителями, независимо от социальной, расовой или национальной принадлежности, отношения к религии, приверженности определенной идеологии либо направлению в политике, а равно принадлежности к какой-либо иной группе в структуре общества. При направленности таких преступлений на возбуждение указанной ранее ненависти либо вражды нарушаются общественные отношения, обеспечивающие одну из основ конституционного строя государства в виде запрета на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни как крайней формы интолерантности по отношению к тем или иным социальным группам и (или) их представителям. Предложенный нами подход к определению так называемого постоянного непосредственного объекта преступлений экстремистской направленности согласуется с позицией социологов относительно объекта воздействия экстремизма в целом. Так, Л.С. Рубан отмечает, что "экстремистские идеи и действия во всем их многообразии направлены против выработки реального плюрализма и толерантности, свободного распространения и обмена идеями и мнениями, учета взаимных интересов как социальных групп, так и отдельно взятых индивидов независимо от классового, имущественного, расового, национального или религиозного признаков; против признания абсолютной ценности прав человека" <1>. -------------------------------- <1> Рубан Л.С. Как разрешать конфликты и формировать толерантность. М.: Московское бюро по правам человека; ДА-ИАМП; МосУ МВД России, 2007. С. 11.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. N 629 отмечается, что "становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должны опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 год) толерантность определяется как ценность и добродетель, проявляющаяся в праве всех индивидов быть разными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации принципов толерантности подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось на Северном Кавказе в виде вспышек ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, который в свою очередь усиливает деструктивные процессы в обществе" <1>. -------------------------------- <1> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. N 629 "О федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)" // СЗ РФ. 2001. N 36. Ст. 3577.
Применительно к непосредственному объекту преступлений, предусмотренных главой 29 УК РФ, отмеченные общественные отношения входят в содержание основного (обязательного) непосредственного объекта данных уголовно наказуемых деяний. Для более полного рассмотрения непосредственного объекта преступления в виде возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства, требуется, на наш взгляд, уяснение названных в ч. 1 ст. 282 УК РФ признаков пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. Признак вообще толкуется как "та сторона в предмете или явлении, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, знаком" <1>. Данное определение достаточно ясно и полно отражает сущность приведенного термина. Из него видно, что признак - это особенность, свойство конкретного предмета или явления, посредством которых существует возможность отличить интересующий предмет или явление от массы других и отнести их к соответствующему классу. -------------------------------- <1> Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1939. Т. 3. С. 795.
При рассмотрении объективных признаков пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, следует обратиться к социологии и акцентировать внимание на понятии социального статуса (социальной позиции) структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений являются социальные статусы <1>. -------------------------------- <1> См.: Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. М., 1998. С. 537.
Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где занимает соответствующие позиции, то он является носителем не одного, а нескольких статусов. Эти статусы различаются в зависимости от пола, возраста, национальности, происхождения, семейного положения, образования, профессии, должности, характера выполняемой работы, партийной и профсоюзной принадлежности, религиозности и т.д. Совокупность всех этих статусов индивида называют статусным набором <1>. -------------------------------- <1> См.: Кухарчук Д.В. Социология: Краткий курс лекций. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 52.
Разновидностями социального статуса являются предписываемые и достигнутые статусы. Предписанным (аскриптивным) называется статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и желания. Такой статус определяется полом, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, системой родства и т.д. Достигнутым (достигаемым) называется статус, приобретенный благодаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т.д. <1>. -------------------------------- <1> См.: Кухарчук Д.В. Указ. соч. С. 52.
Исходя из такой классификации к предписанным статусам относятся признаки пола, расы, национальности, языка, происхождения. Лишь принадлежность к какой-либо социальной группе как самый абстрактный признак может соответствовать достигнутому статусу. Однако такая градация в настоящее время весьма условна, поскольку примат демократических и либеральных принципов, а также достижения современной науки позволяют отчасти изменять и предписанные статусы (например, сменить пол, нивелировать признаки расы или национальности, изучить различные языки, стать последователем другой религии и т.д.). Отметим, что в отличие от общего понятия преступлений экстремистской направленности в ч. 1 ст. 282 УК РФ не упоминается идеология и политика, но приводятся признаки пола, языка и происхождения. Кроме того, если преступлениям экстремистской направленности присуща национальная, расовая и иная ненависть либо вражда, то действия, запрещаемые ст. 282 УК РФ, направлены на возбуждение ненависти или вражды по определенным признакам. Считаем, что последняя формулировка является более правильной, поскольку прилагательные "политический", "идеологический", "расовый", "национальный" и "религиозный" неотделимы от явлений, обозначаемых, соответственно, словами "политика", "идеология", "раса", "национальность" и "религия". Например, прилагательное "национальный" обозначает что-либо характерное для определенной нации. Следовательно, по нашему мнению, данные прилагательные недопустимо использовать в сочетании со словами "ненависть" и "вражда", так как соответствующие побуждения характеризуют не какую-либо политику, идеологию, расу, национальность или религию, а психическое отношение к таковым. В ч. 1 ст. 282 УК РФ среди признаков лиц, в отношении которых возбуждается ненависть либо вражда, унижается человеческое достоинство, первым назван признак пола. Половая принадлежность человека - совокупность биосоциальных характеристик, в которых чисто биологические, генетические факторы половой дифференциации дополняются социальными: культурно обусловленной спецификой воспитания, формированием полоролевой идентификации, системой сексуального поведения и предпочтений <1>. -------------------------------- <1> См.: Словарь практического психолога. Минск, 1997. С. 416.
Существование мужского и женского полов является объективным и константным. Это положение не изменяется с течением времени. В этом смысле мужчины и женщины образуют две большие человеческие группы мирового масштаба. Исторически дискриминация по половому признаку действительно имела место, но это касалось нарушений прав, свобод и законных интересов, главным образом женщин. Сама же ситуация, когда отношения и действия проникнуты бескомпромиссной неприязнью и ненавистью между мужским и женским полами, кажется маловероятной. Трудно представить реальность враждебных отношений близких людей (матери и сына, брата и сестры, жены и мужа) именно по половому признаку. Расчет на то, чтобы своими действиями возбудить ненависть либо вражду между мужским и женским полом, даже в отдельно взятой географической точке представляется абсурдным. А вот унижение (оскорбление) чести и достоинства человека по этому критерию представляется возможным. Однако, как считают авторы, здесь существует проблема целесообразности указания в названии ст. 282 УК РФ и ее диспозиции на человеческое достоинство. В современных условиях равноправие полов общепризнано в соответствии с рядом нормативных правовых актов международного и внутригосударственного права. Рассматривая признак пола применительно к ст. 282 УК РФ, следует отметить, что проблема ненависти и вражды актуальна в отношении лиц с так называемой нетрадиционной сексуальной ориентацией (представителей сексуальных меньшинств). В российском обществе превалирует стойкое неприятие однополых сексуальных отношений и лиц, их практикующих. В обыденном сознании нетрадиционная сексуальная ориентация часто связывается с понятием половой принадлежности. Представители сексуальных меньшинств имеют возможность с помощью медицины изменять внешний облик и первичные половые признаки, что вступает в противоречие с нормами нравственности, но с формальной точки зрения не противоречит действующему законодательству. В России идея семьи как особого гетерономного союза мужчины и женщины, создаваемого с целью воспроизводства и преемственности поколений, традиционно выступает важнейшей предпосылкой института брака. Нетрадиционные сексуальные отношения не соответствуют национальной культурной традиции нашей страны хотя бы в силу статистической неестественности предопределяющих влечений и интересов. Исходя из этого возбуждение ненависти и вражды по такому основанию видится нам гипертрофированным. Слово "раса" обозначает исторически сложившуюся группу человечества, объединенную общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения <1>. При этом в человеческом обществе выделяют три расы: европеоидная, монголоидная и негроидная. Отметим, что процессы глобализации, особенно ощутимые в последние десятилетия, с неизбежностью повлияли на смешение рас, национальностей и, как следствие, расовых и национальных признаков. Поэтому считаем целесообразным и даже необходимым изменить законодательное определение преступлений экстремистской направленности посредством указания не на расу, национальность, и т.д. в целом, а на признак (признаки), их характеризующий, что позволит более точно определить мотив и цель деяния, в том числе при установлении отличающегося цвета кожи представителей ненавистных для виновных социальных групп. Например, отличающийся цвет кожи нередко предопределяет выбор потенциальных потерпевших и, несмотря на то что в сознании виновных не всегда однозначно характеризует принадлежность к определенной расе, объективно такой признак в целом считается расовым, что и должно учитываться при квалификации преступления. При этом нельзя говорить об объективном вменении, поскольку для выяснения интеллектуального момента умысла в преступлениях экстремистской направленности важно установить осознание хотя бы одной соответствующей данным деяниям существенной и типичной отличительной черты (признака) потерпевшего (потерпевших), в связи с которой (которыми) возникли и реализовались ненависть и (или) вражда виновного. -------------------------------- <1> См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО "ИТИ Технологии", 2008. С. 657.
Слово "нация" раскрывается в двух значениях: 1) исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика; 2) в некоторых сочетаниях: страна, государство (Организация Объединенных Наций) <1>. Как уже указывалось нами ранее, во многих странах слова "национальность" и "национальный" характеризуют гражданство лица, поэтому, учитывая интеграцию Российской Федерации в мировое сообщество, а также во избежание терминологической путаницы считаем целесообразным подчеркнуть непосредственно в уголовном законе, что слово "национальный" в контексте норм об ответственности за преступления экстремистской направленности означает именно этническую принадлежность лица или группы лиц. -------------------------------- <1> См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 398.
В мировой науке, а в последние годы и в России широко используется другой термин, объединяющий все виды национальных общностей и являющийся по отношению к ним родовым, - этнос (этническая группа). Однако в УК РФ 1996 г. употребляется лишь понятие "национальность" и производные от него, а термин "этнос" (этническая группа) не применяется. Представляется, что многие этнические группы действительно обладают такими объективными признаками, как общность языка, территории, культуры и др. Вместе с тем социологи и психологи полагают, что на первое место выходят субъективные признаки: этническое самосознание и этническая (групповая) идентичность членов национальных групп, формирование у них образа "мы" и групповой солидарности. В результате этнос становится для его членов прежде всего психологической общностью <1>. -------------------------------- <1> См.: Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998.
Еще одна сходная позиция раскрывается в определении: "Национальность, прежде всего, сказывается в чувстве взаимного тяготения, то есть в области не экономической и не политической в строгом смысле слова, а в области народных чувствований и желаний, т.е. явлений психологического порядка; одна общая черта - осознание взаимной зависимости и общности исторического прошлого, языка, других культурных особенностей, в их числе - веры, наконец - сознание общности интересов в настоящем" <1>. -------------------------------- <1> Ковалевский М. Национальный вопрос // Новый Вавилон. М., 1994. N 1. С. 37.
В настоящее время превалирует точка зрения о том, что "единственным инструментальным свойством того, что называется этничностью, или национальной принадлежностью, остается критерий осознания принадлежности к группе людей, обладающих сейчас или обладавших в прошлом едиными культурными свойствами, то есть общими формами, в которых люди осуществляют или осуществляли свое общественное бытие. Эти элементы культуры настоящего или прошлого выступают для индивида в роли индикаторов социального единства в настоящем или прошлом как указатели возможной социальной близости, принадлежности к социальной общности, социальному родству, что, собственно, и выражается в самосознании и самоназвании" <1>. -------------------------------- <1> Винников А.Я., Гиренко Н.М., Коршунова О.Н., Леухин А.В., Серова Е.Б. Методика расследования преступлений, совершаемых на почве национальной или расовой вражды или ненависти / Под общ. ред. О.Н. Коршуновой. СПб., 2002. С. 9.
Таким образом, по ст. 282 УК РФ должно квалифицироваться возбуждение ненависти либо вражды по отношению к представителям любой национальной (этнической) группы независимо от ее размера, наличия общей территории, особенностей происхождения, уровня развития и других объективных характеристик группы. По данным переписи населения 2002 г., этнический состав Российской Федерации представлен более чем 140 национальностями <1>. Полагаем, что на текущий исторический момент российский национальный состав существенно не изменился. При оценке результатов переписи следует учитывать, что национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При этом на учет численности населения отдельных национальностей могло повлиять то, что опрашиваемые имели право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. - 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствовали сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения были получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность <2>. -------------------------------- <1> Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 90, 91. <2> См.: Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года // Сайт "Российской газеты". URL: http://www.rg.ru/2011/12/16/stat.html (дата обращения: 15 октября 2014 г.).
Признак языка в контексте ст. 282 УК РФ рассматривается в тесной связи с национальной принадлежностью человека, поскольку конкретной национальности присуща специфичная "система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе" <1>, отличающаяся от других. Отсюда группа людей, являющихся носителями конкретного языка, как правило, считают его родным в силу своего этнического происхождения. В немалой степени языковой признак субъекта указывает и на культурную традицию, в рамках которой он получил воспитание и вырос. -------------------------------- <1> Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2007. С. 638.
По результатам переписи в 2010 г. владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. - 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения - 37 млн. человек (98,7%). Владение русским жестовым языком глухих указали 121 тыс. человек. Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский <1>. -------------------------------- <1> См.: Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года // Сайт "Российской газеты". URL: http://www.rg.ru/2011/12/16/stat.html (дата обращения: 15 октября 2014 г.).
Яркими примерами неприязни и враждебных действий по этому основанию явились многочисленные факты дискриминации отдельных групп населения в некоторых национально-территориальных образованиях бывшего СССР. Так, в странах Прибалтики остается актуальным нарушение прав и свобод русскоязычного населения. Однако, по нашему мнению, неприязнь отдельных представителей коренных прибалтийских этносов предопределяется все же не владением частью населения русским языком как родным, а их этнической принадлежностью. Представляется, что признак языка выступает одним из структурных элементов этноса (национальности), поэтому его отдельное упоминание в законе как криминообразующего признака следует исключить. Признак происхождения указывает на принадлежность человека по рождению к какой-нибудь нации, классу, сословию <1>. Иными словами, происхождение соответствует предписанному (аскриптивному) статусу, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и желания <2>. У человека отсутствует возможность выбора группы, в которой он может родиться. В этом смысле данный признак объективен. В период существования советской государственно-правовой системы особая роль отводилась социальному (классовому) происхождению. Приоритет во всех вопросах всегда отдавался лицам "пролетарского" происхождения. Напротив, "нетрудовые элементы" подвергались репрессии, в отношении их вводились ограничения и лишения. В тексте Конституции РФ запрещается возбуждение вражды по основанию происхождения (ст. 13, 19, 29). Отметим, что в отдельных случаях под происхождением понимают место рождения и место прежнего проживания (например, "русский японского происхождения" - это этнически русский человек, который родился и проживал на территории Японии какое-то время). Полагаем, что признак происхождения является абстрактным и многозначным. Изученная судебная и следственная практика не содержит примеров возбуждения уголовных дел по ст. 282 УК РФ по признаку происхождения. Поэтому исключение признака происхождения из диспозиции ст. 282 УК РФ может быть обоснованным. -------------------------------- <1> См.: Ожегов С.И. Указ. соч. С. 430. <2> См.: Кухарчук Д.В. Указ. соч. С. 52.
Слово "религия" понимается в трех значениях: 1) одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения; 2) одно из направлений такого общественного сознания (например, мировые религии - буддизм, ислам и христианство); 3) в переносном смысле - сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону. Прилагательное "религиозный" также может обозначать верующего человека <1>. Полагаем, что в контексте рассматриваемого преступления следует учитывать первое и второе значения слова "религия". Также отметим, что в сегодняшнем обществе нередко встречается и отрицание либо равнодушное отношение к указанным формам и направлениям общественного сознания. Поэтому при определении преступлений экстремистской направленности более правильным, на наш взгляд, будет указать на отношение к религии, включающее и веру, и атеизм. Именно на отношение к религии указывается в ч. 1 ст. 282 УК РФ. -------------------------------- <1> См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 675.
Отношение к религии как одно из обязательных оснований при возбуждении ненависти и вражды и унижении человеческого достоинства на рубеже XX - XXI вв. в ходе отказа от общенациональной марксистской идеологии приобрело большое значение. Эти процессы положили начало религиозному возрождению, что не могло не актуализировать межрелигиозные противоречия, во многом обострившие проблему экстремизма в России. Под религией вообще понимается "форма общественного сознания - совокупность представлений, покоящихся на вере в сверхъестественные существа, которые являются предметом поклонения" <1>. В России проживают последователи четырех мировых религий (христианства, иудаизма, буддизма, ислама), а также различных местных культов и верований. Отрицание существования Бога, отказ от религиозных верований, другими словами атеизм <2>, также выражает отношение к религии. Поэтому возбуждение ненависти или вражды к лицам по признаку неверия, а равно унижение их человеческого достоинства, следует рассматривать в качестве деяния, запрещаемого ст. 282 УК РФ. -------------------------------- <1> Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 477. <2> Там же. С. 23.
Принадлежность к какой-либо социальной группе в ряду рассмотренных выше признаков занимает особое место, так как представляется наиболее сложным и неоднозначным признаком. В социологии такая группа определяется как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре разделения труда и деятельности. При этом подчеркивается, что понятие социальной группы является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как единого целого на отдельные структурные составляющие <1>. -------------------------------- <1> См.: Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995. С. 151.
Следовательно, под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (признакам). "Социально значимыми признаками могут быть пол, возраст, национальность и раса, профессия, экономический или политический статус, религия, уровень образования, семейно-брачно-родственный статус, образ жизни, культура и язык, личностные качества, тип социального взаимодействия и социальных отношений, место жительства, а также группировка признаков дают нам огромное количество социальных групп, ведь к ним относятся также малые группы" <1>. -------------------------------- <1> Кравченко А.И. Социология: Словарь: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997. С. 166; см. также: Колодкин Л.М. Социология: Курс лекций. М.: АО "ЦентрЮрИнфор", 2003. С. 47; Энциклопедический социологический словарь. С. 151.
По нашему мнению, рассматриваемые группы следует выделять только на основе социально значимого признака (признаков), не относя к таковым те, что придают группе асоциальный характер (например, принадлежность к тому или иному преступному объединению, экстремистской организации, наличие судимости и т.п.). В противном случае большинство видов человеческой деятельности по противодействию асоциальным явлениям могут подпадать под определение преступлений экстремистской направленности. К сожалению, при разработке постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации последнее положение не нашло своего отражения в окончательной редакции данного документа, хотя его поддержало 86% опрошенных нами сотрудников правоохранительных органов. Считаем, что отсутствие четкой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации по отмеченному вопросу на практике способно приводить к противоречивым судебным решениям. Например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации оставила в силе приговор Кировского областного суда от 10 февраля 2009 г., по которому Л. и Г. осуждены за убийство, совершенное по мотиву ненависти в отношении лиц, "неадаптированных к жизни в гражданском обществе". При этом под такими лицами суд подразумевал тех, кто не имеет определенного места жительства, в совокупности составляя определенную социальную группу. По уголовному делу было установлено, что осужденные, совершая убийство Ш., предварительно оскорбили последнего и его знакомую словом "бомж" во взаимосвязи с нецензурными высказываниями. Кроме того, осужденный Л. в своих показаниях отметил, что для него "бомжи" - это "просто существа, которых он за людей не считает", ссоры с потерпевшим у него и Г. не было, они "просто договорились" его избить <1>. -------------------------------- <1> См.: Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации N 10-о09-6 от 1 апреля 2009 г. // Архив Верховного Суда Российской Федерации.
Представляется, что в приведенном судебном решении социальная группа выделена искусственно, более того, указание на принадлежность к лицам, "неадаптированным к жизни в гражданском обществе", создает судебный прецедент произвольного признания такими группами совокупности людей, характеризующихся различными видами асоциального поведения: попрошайничеством, бродяжничеством, проституцией, систематическим употреблением алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ и т.п. Безусловно, применение насилия, равно как и другие противоправные деяния в отношении данных лиц, должно быть наказуемо, однако вряд ли можно признать обоснованным усиление их уголовно-правовой охраны по сравнению с гражданами, "адаптированными к жизни в гражданском обществе". Кроме того, отметим, что большая часть населения негативно относится к асоциальным элементам, допуская в своих высказываниях резкие выражения и критику в их адрес, что, на наш взгляд, также недопустимо рассматривать в контексте преступлений экстремистской направленности в первую очередь как деяние, предусмотренное ст. 282 УК РФ. Поэтому согласимся с А.А. Кунашевым, считающим, что "группу лиц можно относить к социальной группе как ценности, охраняемой законом, только если интересы и цели деятельности ее членов не являются противозаконными. Данный критерий позволяет отграничить от экстремистских посягательств преступления, совершенные в отношении наркоманов, проституток, других групп, характеризующихся противоправным поведением" <1>. -------------------------------- <1> Кунашев А.А. Мотивы ненависти или вражды в уголовном праве России: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 11.
А.И. Кравченко отмечает, что "совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5 - 2 раза. Так, на планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8 - 10 млрд., и все это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5 - 6 группах" <1>. По существу, общество - это тоже социальная группа, но только самая большая из проживающих на данной территории <2>. -------------------------------- <1> Кравченко А.И. Указ. соч. С. 167. <2> См.: Там же.
Простейшие на первый взгляд слова "принадлежность к социальной группе" таят в себе множество значений. Одни принадлежат, когда активно участвуют во всех сферах деятельности той или иной социальной группы. Другие считают принадлежностью лишь то, что формально числятся в такой группе или организации. Таким образом, принадлежность - это целый континуум переходных форм от активного взаимодействия до мысленного отождествления себя с социальной группой (т.е. идентификации) <1>. -------------------------------- <1> См.: Там же.
Но можно выделить и еще одну разновидность принадлежности к определенной социальной группе, о которой человек иногда и не подозревает, к примеру социологические исследования могут подразделить все общество на самые различные группы (неженатых мужчин, незамужних женщин и т.д.). Конечно же, в повседневной жизни мало кто задумывается, да и может вовсе не знает о том, что, оказывается, он принадлежит к одной из таких социальных групп. В рассматриваемом контексте термин "принадлежность" употребляется уже в ином, статистическом значении. Для конкретного человека такая принадлежность не является чем-то реальным. Определение данной принадлежности может иметь реальное значение для социолога, статистика, криминолога либо иного ученого. "Таким образом, принадлежность может быть реальной, так или иначе осознаваемой и обозначаемой индивидом, а может быть нереальной, никак не осознаваемой, используемой учеными в качестве критерия классификации людей по категориям" <1>. -------------------------------- <1> Кравченко А.И. Указ. соч. С. 168.
С позиции квалификации того или иного деяния как преступления экстремистской направленности важно определить как реальную (осознаваемую), так и нереальную (неосознаваемую) принадлежность потерпевшего к конкретной социальной группе. Причем определяющее значение для юридической оценки деяния имеет отнесение потерпевшего к такой группе с позиции виновного. Анализ уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности подтверждает, что в сознании лиц, совершающих такие деяния, человеческое общество делится (классифицируется) на составляющие его группы, к одной либо нескольким из которых виновные испытывают ненависть либо вражду. Как правило, данная классификация является донельзя упрощенной, производимой по принципу "наши (свои) - не наши (не свои, чужие)", однако встречаются и попытки околонаучного обоснования соответствующей ненависти либо вражды. При этом виновные не "забывают" и о себе, чаще всего считая себя принадлежащими к "лучшей", с их точки зрения, социальной группе. Осознание данной принадлежности придает "смысл" не только совершению противоправных деяний в отношении представителей ненавистной группы, но и нередко - самой жизни виновного. Согласно определению Р. Мертона социальная группа - это "совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют, осознают свою принадлежность к группе и считаются ее членами с точки зрения других людей" <1>. Здесь содержатся объективные - непосредственное взаимодействие между людьми - и субъективные признаки - отнесение индивидом себя к членам определенной группы и его соответствующее восприятие другими людьми. -------------------------------- <1> Социология / Под ред. В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 2000. С. 156.
Другое научное мнение характеризует социальную группу как "совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности" <1>. Этот подход основан на объективных признаках без учета субъективных. Первый объективный фактор - это общий социальный признак, отличающийся от иных совокупностей людей, вторая объективная составляющая - это собственная общественно необходимая функция данной группы, выделяющая ее из массы других социальных общностей. Социальная группа "фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства и др., а потому является родовым по отношению к понятиям "класс", "социальный слой", "коллектив", "нация", а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и др. общностей" <2>. С данной точки зрения все перечисленные в ст. 282 УК РФ признаки общностей (пол, раса, национальность, язык, происхождение и отношение к религии) укладываются в содержание социальной группы, т.е. являются ее разновидностями. С этой точки зрения законодатель не учел смысловой широты понятия "социальная группа", в связи с чем его употребление в ст. 282 УК РФ можно признать неудачным. -------------------------------- <1> Российская социологическая энциклопедия. С. 103. <2> Российская социологическая энциклопедия. С. 103, 104.
Ряд авторов считают, что социальные группы "отличаются от общностей, в основе которых лежат разного рода биологические, биосоциальные, географические признаки и свойства индивидов - расовые, половые, возрастные, национальные, территориальные и т.п." <1>. -------------------------------- <1> Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1988. С. 50.
В социологии принято выделять "стихийные группы" <1>, или "массовые общности" <2>, которые не относятся к социальным группам и отличаются стихийным, случайным характером возникновения, достаточно коротким периодом существования, а зачастую и размытостью границ (публика, аудитория, толпа). -------------------------------- <1> Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 149. <2> Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2001. С. 95.
В социологии существует классификация социальных групп, подразделяющая их на большие и малые. Под малой социальной группой понимается "малочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 98.
Большие социальные группы социологи определяют как "устойчивые совокупности значительного количества людей, действующих совместно в социально значимых ситуациях и функционирующих в масштабах общества (страны) в целом... Принадлежность индивидов к данной социальной группе определяется на основе определенной совокупности социально значимых признаков - классовая принадлежность, содержание и характер совместной деятельности, социальный статус, национальность, пол, возраст, образование и т.д." <1>. В малых социальных группах основополагающим аспектом является "непосредственный устойчивый личный контакт" <2> между всеми членами группы (семья, компания друзей, спортивная команда, производственный коллектив, школьный класс и т.д.). В больших социальных группах, в отличие от малых, "связи и отношения носят не только непосредственный, но и опосредованный характер" <3>. Думается, что законодатель при формулировании текста ст. 282 УК РФ имел в виду большие социальные группы. -------------------------------- <1> Социологический словарь / Отв. ред. Г.П. Давидюк. Минск, 1991. С. 221 - 222. <2> Энциклопедический социологический словарь. С. 146. <3> Социология / Под ред. В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 2000. С. 156.
Считаем, что в контекстном отношении признак принадлежности к какой-либо социальной группе, указанный в ст. 282 УК РФ с использованием союза "а равно", дополняет другие перечисленные выше признаки, поскольку подразумевает иные критерии для объединения людей в группы, образующие отдельно взятые структурные элементы общества. Пол, раса, национальность, язык, происхождение, отношение к религии, имущественное положение, профессия, возраст представляют далеко не полный перечень признаков, которые может вмещать в себя широкое понятие социальная группа. При этом употребление термина "социальная группа" не обладает необходимой ясностью и привносит в ст. 282 УК РФ расширительный смысл. Поэтому признак принадлежности к какой-либо социальной группе подразумевает любые не названные в диспозиции ст. 282 УК РФ признаки. При всей нечеткости указания на принадлежность к какой-либо социальной группе необходимо отметить отсутствие по данному поводу официальных разъяснений, что на практике приводит к неоправданно широкому применению уголовно-правовой репрессии. К сожалению, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 28 июня 2011 г. "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" обошел вниманием признак "принадлежности к какой-либо социальной группе", как, впрочем, и остальные основания для ненависти либо вражды, оставив этот центральный вопрос на усмотрение правоприменителя. Таким образом, обоснованность включения в диспозицию ст. 282 УК РФ признака принадлежности к какой-либо социальной группе вызывает сомнение. Полагаем, что отмеченную проблему не следует исправлять посредством законодательного определения понятия социальной группы, поскольку таковое с неизбежностью повторит и (или) увеличит число признаков, в связи с которыми возбуждаются ненависть либо вражда, а равно унижается человеческое достоинство, и вряд ли привнесет ясность в толкование данного признака. Например, Д.И. Леньшин, говоря о необходимости закрепления легального определения социальной группы в примечании к ст. 282 УК РФ, предлагает изложить его в следующей редакции: "Под социальной группой в преступлениях экстремистской направленности следует понимать совокупность людей, которые в силу профессиональной деятельности, совершения систематических совместных действий, а равно открыто выражаемых личных, политических, религиозных и иных убеждений, предпочтений, имеют общие интересы или формы самовыражения, самоидентификации, не противоречащие закону" <1>. Как видим, в этом определении частично повторяются признаки, и без того присутствующие в диспозиции ч. 1 ст. 282 УК РФ (политические и религиозные убеждения), а также привносятся новые расплывчатые понятия (личные и иные убеждения, предпочтения, общие интересы, формы самовыражения, формы самоидентификации), что никоим образом не может способствовать единообразному применению ст. 282 УК РФ и препятствовать расширительному толкованию последней. -------------------------------- <1> Леньшин Д.И. Преступления экстремистской направленности по уголовному праву Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 8.
Анализ уголовных дел показал, что суды рассматривают в качестве социальной группы любую совокупность людей, выделенную по социально значимым критериям (признакам). При этом учитывается, что в законодательном определении преступлений экстремистской направленности обобщенное понятие "какая-либо социальная группа" приводится после признаков, касающихся конкретных разновидностей социальных групп (политика, идеология, раса, национальность, религия), за счет чего к указанному понятию относят большие социальные группы, обладающие сходными по значению признаками. По изученным уголовным делам к таким социальным группам суды относили лиц, ведущих асоциальный образ жизни, принадлежащих к движению "Антифа", являющихся иммигрантами, ветеранов Великой Отечественной войны, должностных лиц, профессиональных политиков. Например, по приговору Алтайского краевого суда на основании вердикта присяжных заседателей К.А. и К.В. признаны виновными в нескольких насильственных преступлениях, совершенных по мотивам ненависти и вражды в отношении социальной группы. Как установлено вердиктом присяжных заседателей, К.А. и К.В. из-за неприязни и нетерпимости, испытывая ненависть и вражду к людям, ведущим асоциальный образ жизни, и из-за того, что они собирали металл на территории бывшего тракторного завода в г. Р., заранее объединились с иными лицами для совершения действий против жизни и здоровья любого из людей, ведущих асоциальный образ жизни и собирающих металл на территории бывшего тракторного завода, для чего подыскали биты, травматический пистолет и не менее трех травматических патронов к нему, острые предметы в виде стержней, использовали автомобиль ВАЗ 21101. После чего, руководствуясь вышеизложенным мотивом, совершили ряд насильственных преступлений <1>. -------------------------------- <1> См.: Справка Алтайского краевого суда по результатам изучения судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, а также об иных преступлениях экстремистской направленности, рассмотренным в 2013 году // Архив Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.
По приговору Октябрьского районного суда г. Владимира С. признан виновным в создании экстремистского сообщества для совершения преступлений экстремистской направленности по мотивам расовой, национальной ненависти в отношении народностей Кавказа, Средней Азии, иных лиц неславянской внешности, а также вражды в отношении социальной группы представителей движения "Антифа" <1>. -------------------------------- <1> См.: Справка Владимирского областного суда по результатам изучения судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, а также об иных преступлениях экстремистской направленности, рассмотренным в 2013 году // Архив Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.
По Постановлению Октябрьского районного суда г. Архангельска прекращено уголовное дело в отношении Б. в связи с его деятельным раскаянием, обвинявшегося органами предварительного следствия в совершении действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды, на унижение достоинства группы лиц по признакам принадлежности к социальной группе "иммигранты" <1>. -------------------------------- <1> См.: Справка по результатам изучения практики рассмотрения судами Архангельской области в 2013 году уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, а также иных преступлениях экстремистской направленности // Архив Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с приговором мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 3 Ш. признан виновным в совершении публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности посредством размещения на интернет-ресурсе социальной сети "ВКонтакте" креолизованного текста (текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык), содержащего призывы к осуществлению насильственных действий в отношении ветеранов Великой Отечественной войны <1>. -------------------------------- <1> Справка по результатам изучения практики рассмотрения в 2013 году судами Вологодской области уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, а также иных преступлениях экстремистской направленности // Архив Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.
По уголовному делу, рассмотренному 4 февраля 2013 г. Свердловским районным судом г. Иркутска, К. был осужден по ч. 1 ст. 282 УК РФ, при этом он был признан виновным в совершении действий, направленных на унижение достоинства должностных лиц и профессиональных политиков. Судом было установлено, что К., используя псевдоним, на личной странице в социальной сети "ВКонтакте" размещал смонтированные оскорбительные фотографии и свои уничижительные комментарии к ним, касающиеся высших должностных лиц государства и политиков, направленные на унижение их достоинства. Кроме того, по одному уголовному делу в качестве социальной группы рассматривался "человеческий вид в целом", при этом мотив был обозначен как идеологическая ненависть. Как указано в приговоре Иркутского областного суда от 2 апреля 2013 г., основой объединения членов экстремистского сообщества А. и Л. стала общность идеологических взглядов и единый мотив совершения преступлений - убийство любого лица и совершение других преступлений против личности, собственности, общественной безопасности и нравственности по мотивам идеологической ненависти к человеческому виду в целом, поскольку ни с кем из потерпевших они лично не были знакомы, в каких-либо отношениях не состояли. Изучив и приняв радикальную идеологию ненависти к людям и призывы к убийствам, они преследовали цель убийства любого человека. Жертв выбирали независимо от возраста и пола, но не способных оказать адекватного сопротивления и с учетом безопасности самих подсудимых (в безлюдных местах, чаще в темное время суток) <1>. -------------------------------- <1> См.: Справка по результатам изучения практики рассмотрения судами Иркутской области дел о преступлениях, предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, а также об иных преступлениях экстремистской направленности // Архив Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.
Полагаем, что приведенные примеры еще раз подтверждают наше предложение о необходимости исключения из диспозиции ч. 1 ст. 282 УК РФ, а также из уголовно-правового понятия преступлений экстремистской направленности оценочного признака, обозначенного словосочетанием "какая-либо социальная группа". Наличие такого признака создает условия для произвольного применения уголовного закона, что не соответствует принципу законности. Мы исходим из того, что "любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а внутренне расчлененное... Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности" <1>. Признаки пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе являются основаниями для интеграции людей в различные группы, "которые находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей - социально-экономических, политических, духовных" <2>. -------------------------------- <1> Социология / Под ред. В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 2000. С. 112, 113. <2> Социология / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 1998. С. 112.
Ранее уже давалось определение социологическому понятию "статусный набор". Из него следует, что один индивид является обладателем нескольких различных социальных статусов. Например, конкретная женщина (пол) может быть русской (национальность) православной христианкой (отношение к религии) с европеоидной внешностью (раса). Каждой отдельно взятой социальной группе также может быть присущ свой специфический статусный набор. Таким образом, преступление, предусмотренное ст. 282 УК РФ, может быть связано как с одним социальным статусом (признаком), так и с множеством социальных статусов (признаков) или статусным набором. При этом для квалификации преступления по ст. 282 УК РФ не имеет значения количество признаков, по которым возбуждаются ненависть и вражда, их может быть несколько или только один. Все рассмотренные признак Date: 2015-11-14; view: 812; Нарушение авторских прав |