Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы возрастающего значения идеологии инновационного развития Республики Беларусь в контексте цивилизационного процесса
Все эти факторы предопределяют содержательную направленность идеологии белорусского общества и государства – идеологии социальной гармонии и взаимной ответственности государства и граждан: «Государство – для народа, человек – во благо своего Отечества».
4.5. Национальная идея: понятие, сущность, содержание, функции Многомерность и сложность такого феномена, как «национальная идея», объясняют существование различных определений ее понятия, сущности, содержания, функций, цели. Актуализация и усложнение данной проблемы возрастают по мере того, когда приходится давать ответ на такие вопросы: Как зародилась идея нации? В чем она состоит? Как она исторически развивалась? Почему она смогла завоевать широкую поддержку по всему миру? В чем состоит идея нации в разных странах? Почему стало возможным применение этой идеи в разных культурных сообществах? Каковы последствия данной идеи для различных сообществ? Следует отметить, что проблематикой национальной идеи (ее политические и социальные функции, ресурсы и их ограниченность, ее возможная манипуляция в интересах различных групп, соотношение демократии и нации) наука активно занимается с начала 50-х гг. ХХ в. К примеру, научные подходы к изучению национальной идеи в западной социологии, при всем своем многообразии, сводятся, как правило, к проблеме соотношения понятий «нация» (как идеи) и «национализм» (как идеологии), их содержательной наполняемости. И это закономерно. В современном мире возрастает острота национальных конфликтов, а это свидетельство того, что национализм (как идеология) продолжает быть влиятельной политической силой, а нация (как идея) имеет поддержку масс в большинстве стран мира, ради которой многие ее приверженцы готовы отдать свою жизнь (к примеру, чеченский конфликт, американо-иракский и т.д.). Поэтому проблема национальной идеи весьма актуальна в настоящее время. Как считает Х. Кохн, один из сторонников конструктивистского подхода, нация «как идея» и национализм «как идеология» зародились в Англии еще в ХVII в. и позже, позаимствованные во времена Французской революции, получили распространение по всей Европе. В современной западной социологии наметились три основных подхода к изучению национальной идеи. Конструктивистский (Х. Кохн, Б. Шафер, Е. Кедури, Л. Гринфелд, Б. Андерсон и др.), который рассматривает нацию, с одной стороны, как идею, продукт социальной мысли, с другой – как реальное сообщество, которое на основе идеи создано в современном мире[50], а национализм – как критический образ мышления, политическую идеологию, определенное мировоззрение, позволяющее современному человеку связывать воедино политические, культурные и теологические аспекты своего существования (по Б. Андерсону). В данной парадигме национальная идея рассматривается в качестве функциональной потребности общества в его объединении, консолидации. Натуралистический (примордиалистский подход): Е. Шилз, К. Гирц и др., рассматривающие нацию как данность, изначальную сущность, как отражение определенного современного способа существования этнической группы. Отсюда – характер нации определяют изначальные ее характеристики, т.е. культурные и физические. Сторонники данного подхода связывают термин «национализм» с понятием этничности, включающим в себя весь спектр культурных и физических свойств, присущих населению[51]. Национальную идею, которая лежит в основе данного подхода, определяют еще идеей «романтизма нации»; понятие «нация» трактуется как «коллективная душа», корни которой – в самой природе человека. В данной парадигме суть национальной идеи – в любви, преданности и чувстве братства индивида к своему сообществу. Инструменталистский: П. Брасс, Дж. Брейли и др. отрицают само существование нации, рассматривают идею нации как инструмент в борьбе определенных сил в своих собственных интересах (прежде всего политических), а национализм как вид политики. В данной парадигме национальная идея понимается как стратегический выбор, инструмент в борьбе за власть и привилегии, который позволяет мобилизовать массы в интересах элит. Как видим, для зарубежной социологической науки вопрос о национальной идее остается дискуссионным. Компромисс в ее понимании не найден не только в западной науке, но и в отечественном научном сообществе. В одних источниках авторы, используя расширительные толкования данного понятия, затрагивают такой спектр проблем, как «начало» исторической судьбы народа, его места в мире и генетических истоков, исторической и культурной миссии, особенностей и уникальности национального характера и т. п. Некоторые авторы определяют понятие «национальная идея» как «доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования»[52], подчеркивая при этом, что смысл национальной идеи двуедин. С одной стороны, она есть самосознание (самоидентификация) нации, с другой – ее послание миру о своем бытие, своих интересах, устремлениях и ценностях как уникальной исторической общности людей. Член-корреспондент НАН Беларуси В.А. Бобков рассматривает национальную идею «… как преобладающую в национальном сознании, убеждениях, представлениях и устремлениях, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования»[53]. Бесспорно мнение авторов о том, что национальная идея не изобретается, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей определенного народа, которые предполагают его целостность, «узнаваемость» другими. Все это свидетельство того, что в белорусском обществе идет интенсивный процесс формирования объединяющей национальной идеи. Как представляется, теоретическая дискуссия, которую ведут ученые и политики по поводу понятия «национальная идея» и ее содержания еще далека от завершения. Это объясняется следующим: во-первых, имеется множество теоретических проблем, которые как зарубежной, так и отечественной науками малоизучены (гносеологические корни, сущность, содержание, функции идеологии и т.п.). Отсюда и разброс формулировок самого понятия «идеология» и ее важнейшей составляющей – «национальной идеи»; во-вторых, разрабатывая свои теоретические представления о национальной идее, авторы, как правило, акцентируют внимание на проблемах тех стран, которые они представляют, без должного учета тенденций и прогнозирования развития современного мира вне контекста цивилизационного процесса; в-третьих, представляется теоретически ошибочно искать истоки национальной идеи только лишь в исторических «корнях» народа, в то время как национальная идея являет собой воплощение системы идеалов и ценностей общества и личности с учетом многообразия условий, в которых она зарождается и формулируется. Предпринимается попытка облечь национальную идею в определенные чеканные формулы – типа: триады «Отечество – Интеллект (Разум) – Благосостояние» («Айчына – Iнтэлект (Розум) – Добрабыт»), Квiтней, Беларусь!; «Мы – белорусы», отмечая, что это и есть наше «национальное кредо», смысл социально-политических устремлений, заявление о своем месте среди других народов, своих установках относительно ближних и дальних народов-соседей и т.д. По-видимому, национальная идея не должна сводиться только к лозунгам, формулам, отдельным словам или фразам, какими бы они ни были привлекательными. Ибо, так или иначе, это может привести к эклектике, явно не совместимой с научным подходом. Однако если оставить за скобками различные теоретические нюансы, специфические подходы к определению содержания понятия «национальная идея», то следует, как представляется, признать, во-первых, что национальная идея должна иметь мировоззренческую основу, определяя таким образом основу развития общества; во-вторых, национальная идея должна отражать цель развития; в-третьих, национальная идея должна определять основные пути и способы достижения целей развития общества. Как справедливо отмечает профессор А. Рогалев, идея бывает настоящей, ведущей и творческой тогда, когда она прорастает сквозь историю народа, его мировоззрение, саму душу, веру, совесть и характер, внутренний уклад и этническую культуру[54]. Как представляется, национальная идея – это доминирующая в национальном сознании совокупность воззрений и идей, судьбоносных для данного общества, определяющая цель его развития и историческую миссию. Национальная идея в практической ее реализации призвана выполнять важнейшую функцию консолидации общества, обеспечение социальной стабильности, сбалансированности интересов различных социальных групп общества, личности и государства. Национальная идея связывает ценностно-нормативную и эмпирически-бытийную сферы человеческой культуры, своеобразным хранилищем которой выступает национальное сознание. Национальное сознание нельзя отождествлять с национальным идеалом, хотя последний является его неотъемлемой частью. Национальное сознание – это не цепь умозрительных построений, а духовно-нравственные ориентиры народа, выражающиеся в его типических поступках и реакциях, во всех проявлениях духовной жизни. Скорее всего, это «узлы» народной психики, предопределяющие самый вероятный вариант практического выбора в тех или иных условиях. Национальное сознание как исторически сложившаяся, устойчивая, специфическая форма общественного сознания, преломляющаяся в национальном интересе, находит свое выражение в национальной идее. Date: 2015-11-14; view: 351; Нарушение авторских прав |