Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С рождения до 6 месяцев





После роддома родителям необходимо внимательно наблю­дать за развитием своего малыша, обращая внимание на фор­мирование зрения. На 8—14-й день жизни малыш уже может удерживать в поле зрения движущийся предмет. Движения глаз, пока еще скачкообразные, ступенчатые, к месяцу жизни становятся более плавными. Малыш может проследить за дви­жущейся игрушкой или отклоняющимся лицом взрослого. Проверьте это умение. Для этого возьмите яркую игрушку и


покажите малышу с расстояния 50—80 см, плавно перемещая ее от средней линии лица вправо и влево. Необходимо, чтобы малыш был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света.

На втором месяце жизни продолжается формирование уме­ния сосредотачивать взгляд на лице взрослого и игрушке, ус­ложняется траектория прослеживания за игрушкой или лицом взрослого (вправо-влево, вверх-вниз). Чуть позже у малыша появляется возможность следить за приближающейся и уда­ляющейся от глаз игрушкой.

К возрасту 3 месяцев малыш с хорошим зрением должен прослеживать за игрушкой вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях с расстояния 50—80 см, у него должна быть реакция сужения зрачка при приближении пред­мета (на 15—20 см) и расширение при его удалении (на 50—80 см), длительно смотреть на разговаривающего с ним че­ловека или показываемую игрушку.

Обратите внимание на то, как малыш следит за игрушкой:

• одинаково ли двигаются глазные яблоки вправо-влево,
вверх-вниз, по кругу;

• плавно или прерывисто они двигаются при прослеживании.

К 6 месяцам малыш может видеть мелкие предметы с рас­стояния полуметра. Проверить остроту зрения можно с помо­щью методики, разработанной А. А. Невской (Институт ранне­го вмешательства, Санкт-Петербург). Для этого посадите малыша к себе на колени перед столом, на котором рассыпаны крошки хлеба. Важно, чтобы белые крошки были рассыпаны на темной скатерти, а крошки черного хлеба были на белом фоне. Если малыш не тянется к ним, а в ситуациях бодрствова­ния не обращает внимания на мелкие предметы и детали игру­шек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере.

С этого же возраста (с 6 месяцев) можно попытаться опре­делить состояние периферического зрения, которое измеряется величиной поля зрения. Величина поля зрения — очень важ­ный качественный показатель состояния зрительной системы. Это все пространство, которое видит глаз при неподвижном положении головы и взгляда.

Малыша посадите на колени, перед ним на столе поставьте игрушку. Другой взрослый, находящийся сзади, из-за головы ребенка, на уровне его уха должен бесшумно выводить другую игрушку. Граница поля зрения фиксируется, когда ребенок, за­метив игрушку, поворачивает к ней глаза и голову. Отметьте: поля зрения должны быть одинаковыми с обеих сторон и со­ставлять:

• 30—40 градусов — для ребенка 4 месяцев;

• 60—70 градусов — для ребенка 6 месяцев;

• 80—90 градусов — для ребенка от 8 месяцев и старше.


Признаки неблагополучия: сужение полей зрения; их асим­метрия.

Очень важно понять, равноценно ли малыш пользуется зре­нием обоих глаз («Кавер-тест»).

Малыша посадите на колени взрослого, дайте ему интерес­ную игрушку. Поочередно закрывайте ладонью то один, то дру­гой глаз ребенка, не дотрагиваясь до его лица.

Отметьте: есть ли попытка отвести руку взрослого или вы­глянуть из-за руки.

Признаки неблагополучия: реакции на закрытие хуже видя­щего глаза нет.

При малейших подозрениях на неблагополучное развитие зрения проконсультируйтесь у врача-офтальмолога.

Также необходимо проконсультироваться с офтальмологом, если в родильном доме врач не осматривал ребенка. Важно про­вести осмотр в первые полгода жизни малыша. В идеале первый визит к глазному врачу должен состояться в 1 месяц, а затем, при отсутствии патологии, — когда ребенку исполнится полгода.

Почему так важно обследовать зрение младенца в первые месяцы жизни?

Ученые определили, что наиболее благоприятный период для развития зрительной системы ребенка — первое полугодие жизни. Именно в этот период активно формируются зритель­ные функции, дальнейшее их развитие будет протекать не столь интенсивно.

Во время осмотра в кабинете офтальмолога ребенок-груд­ничок должен лежать на пеленальном столе или кушетке, без подушек. Обследование проводится по следующему алгоритму:

• определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации
на предмете, в 2—3 месяца — по слежению за яркой игрушкой
размером 15—20 см на светлом однотонном фоне, в 4—5 меся­
цев — по четкости слежения до расстояния 3—5 м) и полей
зрения1. Поля зрения определяются ориентировочно — врач
двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления ре­
акции малыша на предмет;

• осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (дви­
жений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей,
полноценности открывания-закрывания век), а также оптиче­
ских сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и
щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или
круглый луч света сквозь оптические среды глаза).

Офтальмолог измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы), когда определяется характер движения свето­вой тени в просвете зрачка. Обычно исследование проводится с расстояния 1,0 м. Врач приставляет зеркало к своему глазу и на-

1 Поля зрения — максимальное пространство, осматриваемое од­ним глазом.


правляет луч света от лампы в глаз пациента. Затем он двигает это зеркало из стороны в сторону по горизонтали и по вертика­ли. Необходимо найти положение, когда зрачок исследуемого глаза начнет светиться красным светом. Затем, медленно пово­рачивая зеркало вокруг оси рукоятки влево и вправо, доктор от­мечает появление тени с какого-либо края зрачка. После этого к глазу приставляют скиаскопическую линейку с минусовыми или плюсовыми линзами. Смещая линейку от самого слабого по преломляющей силе стекла (+0,5 Дптр) к более сильному, нахо­дят то из них, с которым тень при движении зеркала уже не по­является. Затем измеряют рефракцию второго глаза.

У недоношенных младенцев осмотр глазного дна осуществ­ляется только с помощью бинокулярного (стереоскопического) офтальмоскопа со специальными линзами.

Если остроту зрения определить не удается (у малыша не­четкая реакция фиксации или слежения), то выполняется ис­следование по регистрации импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного ана­лизатора или о задержке его развития. Исследование ЗВП — безболезненная и безопасная процедура для ребенка любого возраста (с первых месяцев жизни). Провести диагностику ЗВП (зрительных вызванных потенциалов) можно в крупных клиниках и научных центрах (Институт коррекционной педа­гогики РАО, г. Москва).

Современное офтальмологическое оборудование позволяет осматривать глазное дно и определять рефракцию с нерасши­ренным зрачком. Но бывают случаи, когда приходится исполь­зовать препараты, расширяющие зрачок (необходимость осмот­ра периферии глазного дна, особенно у недоношенных детей, отсутствие специального оборудования, очень узкий зрачок и т. п.). У малышей необходимо применять препараты коротко­го действия, например тропикамид (мидриацил, мидрум) или 0,1 % раствор атропина. Это безопасные препараты, и при необ­ходимости их можно использовать для детей любого возраста.

Date: 2015-11-14; view: 299; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию