Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация опыта освоения образовательной области. Исследуем природный мир, экспериментируем





Что осваивают дети

Исследуем природный мир, экспериментируем. Воспитатель учиты­вает предпочтения детей к познанию разнообразных объектов приро­ды, интересуется, о ком или о чем хотели бы узнать, внимательно относится к детским вопросам. Поддерживает проявления интереса дошкольников к природе, к наблюдению, экспериментированию, изу­чению материалов энциклопедий, журналов. Обращает внимание детей на интересные факты, особенности, изменения в природе. Сти­мулирует проявление детской любознательности, стремления глубже изучить явления природы, применяя освоенные способы познания.

Во время прогулок на участке детского сада (ближайшем парке, сквере) педагог предоставляет детям возможность внимательно пона­блюдать за состоянием природы, почувствовать запахи, прислушаться к звукам, голосам.

Поддерживает проявления инициативы, самостоятельности у стар­ших дошкольников, поощряет стремление принимать цель наблюде­ния от воспитателя, сверстников или ставить ее самостоятельно, эле­ментарно планировать ход наблюдения, использовать в наблюдении сенсорные и интеллектуальные способы познания (не только подойти, потрогать, но и сравнить, порассуждать, высказать версию, обсудить с другими детьми и т. д.), достигать результата. Взрослый создает усло­вия, при которых полученные результаты наблюдения необходимы детям для их практической, продуктивной деятельности (рисование, конструирование, ручной труд). Предлагает дошкольникам задания для самостоятельных наблюдений в природе, создает проблемные си­туации — познавательные и практические, в которых нужно «поло­мать голову», чтобы найти решение, тем самым развивая у детей ин­терес к самостоятельному изучению природы. Использует проблем­ные, поисковые вопросы, направляет детей на самостоятельный поиск экологической информации: спросить у родителей, понаблюдать, найти что-то интересное о ком-либо.

В уголке экспериментирования, на участке детского сада следует создавать условия для выявления детьми качеств и свойств воды, снега, льда, песка, почвы, камней, определения их зависимости от воздействия солнца, температуры, влажности воздуха, сезона.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности педа­гог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познаватель­ные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах на­блюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблю­дения. Предлагает детям размышлять о полученных маленьких «от­крытиях»: свойствах и качествах объектов природы, причинах природ­ных явлений, изменений в природе.

Вовлекает детей в игры, рассматривание наглядного материала или поддерживает самостоятельные инициативы детей для сравнения объ­ектов и явлений природы по признакам сходства и различия. С по­мощью вопросов, в процессе обсуждений, в игровых ситуациях («Чем похожи», «Посели в свой домик», «Четвертый лишний», «Кто где живет и почему?») помогает детям объединять природные объекты в группы по особенностям внешнего вида, повадкам, приспособлению к среде. Предлагает детям объяснить свой выбор, ответить на вопрос «Почему?».

Использует наглядные модели, в которых отражаются признаки сходства представителей разных групп живого (рыбы, птицы, звери, насекомые, растения). Стимулирует детей к самостоятельному приду­мыванию простейших моделей по аналогии. Собственным примером побуждает дошкольников самостоятельно применять знания о приро­де при анализе новых ситуаций.

Воспитатель создает условия для развития у детей чувства единства с природой. Замечает признаки сходства человека с другими живыми существами в проявлениях жизни (питание, дыхание, рост, движение). Для этого педагог использует игровые ситуации, беседы: «Чем похожи и чем отличаются?», «Почему природа наш общий дом». В ходе об­суждения подводит детей и к выделению отличий человекам других живых объектов.

Для выделения и понимания детьми многообразия ценностей при­роды использует наблюдения и дидактические игры «Что подсказала человеку природа?», «Природа-помощник».

Заинтересовывает дошкольников составлением рассказов, историй о природе. Педагог сам интересуется детскими рассказами о наблю­даемых явлениях природы, детскими объяснениями, придуманными ими сказками, историями об окружающем, использует их для состав­ления книжек-самоделок, коллекций, выставок.

Заботимся о растениях и животных. Воспитатель поддерживает инициативу и самостоятельность детей в осуществлении посильного ухода за растениями и животными. В уголке природы предоставляет детям возможность для самостоятельного ухода за растениями: поли­вать, рыхлить почву, очищать листья от пыли, учитывая особенности растения, правильно размещать их по отношению к свету. Обращает внимание детей на то, что их помощь важна для создания благопри­ятных условий жизни животных и растений. Совместно с детьми ор­ганизует дежурство в уголке природы.


Привлекает детей к активному участию в сезонных видах труда. Вместе с воспитателем дошкольники подкармливают птиц осенью и зимой, собирают для них плоды, ягоды, семена трав; расчищают учас­ток от снега, освобождая место для игр; высаживают семена, лукови­цы, рассаду растений на клумбе, цветнике; прикрывают растения цвет­ника опавшей листвой, чтобы уберечь их от вымерзания. Взрослый вовлекает детей в деятельность по изготовлению кормушек, вместе с детьми постоянно подсыпает в них корм.

Любим природу, радуемся общению с ней. Воспитатель поощряет эмо­циональный отклик детей, проявление внимания, чуткости к природе ближайшего окружения. Создает проблемные ситуации («Что будет, если...», «Как нам быть с бедою этой?», «Как поступили дети?», «Мы дру­зья природе или враги?»), в процессе решения которых дети применяют знакомые правила поведения в природе, прогнозируют элементы собст­венных поступков при общении с природными объектами. Разделяет чувства и эмоции детей по поводу состояния растений и животных: со­чувствует, жалеет или восхищается красотой, радуется, что они здоровы.

Обсуждает с детьми происходящие изменения в природе, побуж­дает их высказываться о том, как чувствуют себя животные в разные сезоны, кому требуется помощь человека, в каком состоянии находят­ся растения в разные сезоны, как им можно помочь.

В процессе наблюдений на прогулках, экскурсиях педагог побуж­дает детей эмоционально откликаться на красоту окружающей приро­ды в разные сезоны. Поддерживает их стремление отражать свои впе­чатления от природы в речевой, продуктивной деятельности.

Предупреждает негативные поступки детей, обсуждая правила пове­дения в природе. В разговоре с детьми подводит их к пониманию того, что любовь к живому — это не стремление скорее взять себе, сорвать цветок, а созерцание красоты окружающего, ощущение запахов приро­ды, восприятие звуков, помощь живому. Поддерживает радость детей, удовольствие от общения с природой, от помощи живому существу, попавшему в беду. Акцентирует внимание детей на собственных чувст­вах («Что мы чувствуем, когда помогли?», «Что мы чувствуем, наблюдая красоту осеннего парка?»). Использует игры-этюды, имитационные игры, побуждает детей высказывать собственные впечатления.







Date: 2015-11-14; view: 267; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию