Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возможности применения модели развития взаимоотношений групп к анализу социально-психологических явлений
В связи с предложенной моделью формирования ряд социально-психологических феноменов приобретают значительную определенность, заняв свое место в общем ходе построения взаимоотношений. Эта определенность достигается благодаря пониманию функций, которые несет то или иное явление в ходе жизнедеятельности социальной системы.
Рассмотрим возможности предлагаемой концепции в интерпретации ряда социально-психологических явлений на примере взаимосвязанных феноменов деперсонализации, стереотипизации и конформности, которые нередко анализируются в социальной психологии преимущественно с точки зрения их деструктивного влияния на сознание личности. С позиций авторской концепции они делают очевидными и свои конструктивные аспекты. Один из первых шагов, которые начинаются с момента идентификации - это формирование группового сознания. Оно связано с активизацией процессов деперсонализации личности, то есть смягчением индивидуальных реакций членов группы и актуализацией черт, связанных с групповой идентификацией. " Деперсонализация является субъективным стереотипизированием себя в терминах соответствующей социальной категории " (382, с.5). Люди начинают воспринимать себя как взаимозаменяемые элементы общего "социального тела". И чем больше групповая идентификация, тем сильнее процессы деперсонализации. Процесс деперсонализации закономерен, и ошибочно рассматривать его в целом как разрушающий личность, вне анализа социального контекста, в котором личность живет. Именно этот процесс позволяет людям увидеть критерии социального мира, в котором человек вынужден жить, сформировать единые цели и идеалы, усвоить нормы, установки и роли общежития. Таким образом, поведение человека на групповом уровне организации его жизни невозможно без процесса деперсонализации. В основании процесса деперсонализации лежит механизм конформности, приводящий к стереотипному восприятию реальности. Последнее, в свою очередь, дает возможность воспринимать отдельных, непохожих друг на друга индивидов, через призму "прототипной личности" (288, 372), выделяя в ней типичные свойства, позволяющие идентифицировать ее с той или иной социальной группой. Эти стереотипы наполняют групповое сознание в большей степени не ошибками восприятия, а восприятием устойчивых и обобщенных сторон социальной реальности и практически закрепляют собой групповой опыт, доводя его до каждого члена группы. Феномены конформности и стереотипизации - одни из самых популярных в социальной психологии. Традиционная точка зрения детерминантами конформности выделяет: 1) нормативное влияние, берущее начало из индивидуальной потребности в социальном одобрении и 2) информационное влияние, связанное с принятием мнения других как средства достижения соответствия собственных оценок, мнений и установок объективным характеристикам реального мира. Нормативное влияние обычно рассматривается в контексте власти и определяется прагматическими целями индивида, не затрагивая глубинные слои его сознания. Поэтому его легко объяснить, используя теории обмена или бихевиорального обуславливания. Концепция информационного влияния наполнена более тонкими психологическими механизмами. Первые исследования в этой области обычно связывают с экспериментами М.Шерифа и С.Аша (241, 345). Информационное влияние вызвано неопределенностью стимулов физической реальности и возможностью снять неопределенность за счет сравнения своих ощущений с откликами других. Это порождает у субъекта мотивацию к поиску людей, обладающих необходимой информацией, и зависимость от этих "специфических других", а, следовательно, порождает и конформность. Однако, ряд явлений не находит удовлетворительного объяснения в рамках традиционных концепций. Среди них такие, как проблема независимости и нонконформности (297), влияние меньшинства (327). В то же время традиционные исследования дали ряд таких фактов как зависимость конформности от размеров большинства; от привлекательности группы; от наличия группировок; от существования оппозиции и осознания когнитивного отличия от большинства (295). М.Хогг и Д.Тернер провели исследования, которые показали альтернативу традиционному объяснению. Авторы экспериментов выдвинули концепцию "референтного информационного влияния", подчеркивающую, что конформность проявляется в ситуации расхождения индивидуальных оценок, мнений и поведения с нормами той группы людей, с которой индивид себя идентифицирует. Исходя из этой концепции, несоответствие внутренних ориентаций индивида ориентациям группы членства разрешается двумя путями: увеличением субъективной конформности или признанием своей принадлежности к другой категории. Таким образом, это подтверждает, что конформность является не индивидуальным, а специфическим групповым феноменом, который появляется благодаря мотивирующей силе свойства социальности. Поиск разделенных социально-психологических отношений и заставляет человека неосознанно для себя корректировать индивидуальные вариации, приводя к повышению групповой монолитности и эффективности группы как субъекта социального действия. Конформность приводит к наполнению группового сознания стереотипными образами и групповыми оценками реальности. Традиционный подход к стереотипам подчеркивает их упрощенную, негативную, генерализующую и иррациональную природу. В основе такого подхода лежит индивидуалистическая парадигма. Особенно образна в этом отношении модель "когнитивного скряги", который упрощает и генерализует информацию, чтобы снизить ее поток, внося тем самым искажения в восприятие мира (360). Импульс к новой интерпретации стереотипизационных процессов дал эксперимент Тэджфела и Уилкиса (1963) (367). Он показал, что сам факт объединения линий в группы давал начало стеретипизирующим процессам. Как контраргументы традиционной по духу гипотезе Тэйлор, предполагающей отчетливость и новизну стимулов в качестве главной детерминанты подключения процессов стереотипизации, Оукс и Тернер провели серию лабораторных экспериментов. Результаты этих экспериментов стали серьезными аргументами для того, чтобы согласиться с их авторами: "... первичная функция категоризации (познавательной стороны процесса образования стереотипов - комментарий И.С.) - не упрощение восприятия, как арьергардное действие, вызванное ограниченными возможностями личности, а скорее его обогащение через селективное представление реальной структуры окружения, таким способом, который позволяет воспринимающему "идти" через стимульную информацию к объектам и событиям в соответствии с их значением и человеческим смыслом " (335, с. 121). "...стереотипизация это не процесс снижения информации, не сверхгенерализованные искажения, это процесс, через который мы улавливаем реалии групповой жизни" (Там же, 130). Стереотипизация - не упрощающий, а адаптивный процесс, переводящий взаимодействие на более высокий уровень социальной организации. Содержание этого процесса зависит от содержания межгрупповых отношений. Хотя Д.Тернер и допускает сверхгенерализацию как отклонение, связанное с искажением информации, вряд ли следует придавать ей такой акцент. По крайней мере, сверхгенерализация чувств и аттитюдов неизбежно происходит, когда новый индивидуальный объект включается в сферу взаимодействия. И эта сверхгенерализация не будет искажением реальности, если актуальное взаимодействие с данным индивидом будет происходить на соответствующем уровне социальной организации. Искажение наступает тогда, когда стереотипы, соответствующие межгрупповому взаимодействию, начинают регулировать межиндивидуальные отношения. То, что мы обычно понимаем под "искажением", в большинстве своем вызвано конфликтными ситуациями. Но вначале происходит конфликт, а потом "искажение"; вначале импульс действия - потом восприятие. Такие искажения объективно обусловлены и выполняют целеобусловленную, регулирующую функцию даже в патологических случаях. То, что нерационально со сторонней точки зрения, вполне рационально с позиций субъекта. Что касается упрощения информации, то можно предположить, что в ситуации сильной межгрупповой напряженности будет происходить сужение сферы категоризационных измерений вплоть, до одного (например, такой как конкретный национальный признак). Из-за этого оно автоматически приобретает гипервыраженный характер. Таким образом, конформность и процесс формирования стереотипов - одни из основных условий, которые делают возможной деперсонализацию индивидов и приведение их к "одному групповому знаменателю ". Рассмотрим возможность новых подходов к анализу воздействия на социально-психологические явления на примере конфликта, как наиболее популярного в связи с проблемами социального управления. Поскольку главное следствие ситуации конфликта - изменение категоризационной системы, то с позиций изложенной концепции взаимоотношений социальных групп можно предположить несколько стратегий воздействия на групповое сознание облегчающих процесс разрешения конфликта (186): 1. Логика концепции самокатегоризации подсказывает в качестве эффективного пути снижения остроты межгруппового конфликта смягчение категоризационных границ и организацию восприятия максимального подобия групп друг другу. Другими словами, - это путь снижения межгрупповой дифференциации путем размывания категоризационных границ. Теоретическим итогом такой стратегии может быть новая самокатегоризация и ассимиляция группами друг друга. А практическим позитивным исходом бывает осознание пересекающейся категории "Вы", уничтожающей противостоящую дихотомию. Эксперименты Уорчела показали, что наличие единой лабораторной формы снижало напряженность межгруппового конфликта. Подобным же образом можно заново оценить традиционные выводы результатов экспериментов Шерифа. Снижению конфликта, скорее всего, способствовала не организация кооперативной зависимости для достижения суперординатной цели, а сглаживание межгрупповых границ членства в процессе достижения этой цели, то есть фактически, психологические слияние групп (347). На этой стратегии построены рекомендации, связанные с целесообразностью познания истории и культуры конкурирующей группы, увеличения числа межгрупповых контактов. Анализ самокатегоризационных процессов и событий в России 90-х годов не позволяют очень оптимистично оценивать данную стратегию. Этим путем на практике можно скорее ретушировать, сгладить остроту, чем разрешать конфликт. Но достижение этой цели может дать обратный результат. Сильно поляризованные группы будут стремиться к еще большей дифференциации и поиску новых измерений для отличий друг от друга. Эти новые измерения могут оказаться еще более разрушительными, чем прежние 2. Другой путь снижения конфликта - повышение рельефности и актуальности существующей категории более высокого порядка, которая включает в себя обе противостоящие группы. Исследования Брюер и Крамер показали, что рельефность суперординатной категории может поднять уровень кооперативности групп (254, 305). Этот путь можно назвать путем гуманизации взаимоотношений групп. Эта стратегия была очень популярна в советское время в виде призывов к гражданской сознательности, жертвенности ради общего дела. Популярна она была и в западной конфликтологии. Но, как показывают исследования, некоторые суперординатные цели могут скорее увеличить, чем снизить давление дифференциации. Так Руперт Браун пришел к выводу, что введение такой суперординатной цели как повышение общего уровня зарплаты работников, привлекая внимание к этому измерению, может снизить разницу между ними, а поскольку различие важно для групповой идентичности, то конфликт между группами еще более усилится. Суперординатная цель должна затрагивать иное измерение, нежели измерение, вызывающее конкуренцию (257). Примером успешной реализации стратегии можно назвать, получившую во 2-й половине 20 века признание, тактику "общего риска". При этой тактике конфликтующие стороны объединяют только ограниченное количество ресурсов и используют их только для ограниченных целей. Этим устраняется страх перед возможностью полного слияния групп, который может возникнуть при использовании первой стратегии. Образцом может служить соглашение между США и СССР, по которому обе нации становится главными участниками освоения Антарктиды или Постоянный Консультативный Совет, созданный по итогам переговоров об ограничении стратегического оружия между теми же странами (300). Но тактика "общего риска", так же как и предыдущая не разрешают конфликт радикальным образом, а лишь смягчают его и могут перевести в скрытое состояние, которое, при некоторых условиях, даст новую вспышку межгрупповой напряженности еще более острой. 3. Следующий путь - заключается в переводе взаимодействия с межгруппового уровня организации на межперсональный уровень. Так, Уайлдер обнаружил снижение межгрупповой дискриминации при росте индивидуальной информации о членах противостоящей группы, а в исследовании Брауна и Тернера - после введения личного контакта членов взаимосвязанных групп - дискриминационная тенденция вообще не была обнаружена (258, 387). Большой опыт в управлении структурной сложностью проблем и гибкостью использования персонального уровня разрешения спорных вопросов имеет Генеральная Ассамблея ООН (317). Персональный уровень разрешения конфликта создает одно из главных условий успеха - он учит стороны слышать друг друга. 4. И, наконец, можно учесть свойство относительной независимости внутригрупповых процессов от социального контекста (295, 372, 374). Он заключается в четком осознании внешней группы и разведении сфер групповых интересов так, чтобы каждая из противостоящих групп нашла свою нишу в структуре социального взаимодействия с сохранением, а может и повышением позитивной идентичности членов группы. Самым элементарным примером применения такой стратегии служит процесс деления зон влияния Великобританией, США и Россией на территории Германии после их победы во II Мировой войне. Такой подход предполагает расчленение объекта спора. В результате, каждый участник конфликта получает только часть, возводит психологические и физические границы, типа Берлинской стены, и тем самым предохраняет ниши своей активности от вторжения со стороны конкурентов. При этом сам объект разрушается и остается опасность оспаривания справедливости принципа деления какой-либо из сторон. Более приемлемым является соблюдение принципа современной конфликтологии "выиграть-выиграть", при котором каждая группа получает в полном объеме все, к чему она стремилась (76, 199). Пожалуй, только этот путь дает стабильное разрешение конфликта и ощущение безопасности существования групп до тех пор, пока существует восприятие равенства статусов групп. Все предыдущие стратегии влияния на конфликтную ситуацию можно использовать, в известной мере, как подготовка к успешной реализации последней. Обращение к базовым потребностям - один из наиболее коротких путей нахождения оптимального решения для урегулирования конфликта. Date: 2015-11-14; view: 393; Нарушение авторских прав |