Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирическое исследование организации обмена социально-психологическими отношениями





 

Как профессиональные действия в границах производственной системы требуют своей организации, так и процесс эффективного обмена социально-психологическими отношениями, не меньше чем предыдущий, требует введения определенных пределов и общепринятых моделей поведения. К сожалению, свой основной акцент психология организаций ставит на производственном аспекте организационной активности, а исследования второго аспекта ограничиваются обычно уровнем персонального поведения.

В последние годы, в связи со смещением фокуса внимания организационного контроля на более высокие структурные уровни, включающие в себя отношения между группами, объединениями групп, регионами, народностями, нациями начали развиваться и исследования в этой области.

Так, и в России, и за рубежом началась разработка проблемы доверия как необходимого психологического основания развития эффективных взаимоотношений социальных групп (221, 232).

Проводятся сравнительные исследования в области психологии международного партнерства в бизнесе, и вышла одна из первых книг, посвященных этому (9).

По инициативе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации разрабатывается национальная программа: "Российская деловая культура", которая отводит большую роль исследованию и формированию этики и психологических механизмов в сфере межгрупповых отношений в производстве и бизнесе (120, 155).

Одним из самых важных моментов первого этапа обмена является формулирование конкретных принципов справедливости протекания процесса межгруппового взаимодействия. Формулирование таких принципов зависит от ряда организационных факторов.

Один из факторов связан с физическими характеристиками групп. Важную роль в этом играют характеристики групповых границ. Роль конкретной ситуации, связанной с групповыми границами в период социальных изменений в России, стала совершенно очевидной и сыграла большую роль во взаимоотношениях вновь созданных государств.

Эффективный обмен, который складывается при нормально развивающейся организации, требует соблюдения главного условия: периодического подкрепления этого обмена актами межгруппового взаимодействия. Эффективный обмен социально-психологическими отношениями обеспечивает такую обменную связь, к которой можно применить характеристику, предложенную Блэлоком и Уилкиным, как связи, обеспечивающей взаимное достижение желаемых исходов через добровольность поведения групп (249).

Как отмечают те же авторы, длительный и обмен социально-психологическими отношениями должен стремиться к вариациям форм, в которых он совершается, чтобы снизить вероятность пресыщения им при достижении основной цели взаимодействия. Рутинизированный обмен может создавать ощущение безопасности, но со временем удовлетворенность им падает, и участники начинают поиски иной альтернативы (Там же).

Другое условие поддержание эффективного межгруппового обмена - это периодический вклад в позитивную социальную идентичность членов групп. Как пишут Хьюстон и Джаспарс, каузальные объяснения членов группы будут стремиться к тому, чтобы поддерживалась и увеличивалась позитивная идентичность воспринимающего субъекта (294). Но для того, чтобы это происходило, процесс обмена должен предоставлять для этого благоприятные ситуации.

Обмен не будет эффективным, если взаимодействие будет организованно с партнером существенно уступающим в межгрупповом сравнении. В этом случае, хотя группа и будет получать первое время удовлетворение от своего группового превосходства, ее адаптивные способности будут снижаться, и она не выдержит социальной конкуренции с другими элементами социальной структуры. Группы, для появления тенденций связанных с их развитием, должны испытывать определенное напряжение, связанное с риском неблагоприятного межгруппового сравнения в ходе взаимодействия.

Это, впрочем, не является характеристикой сугубо человеческих систем. То же самое мы видим и в природе. На основании наблюдений экосистем в биологии была выдвинута гипотеза промежуточного нарушения, которая предполагает, что максимальное разнообразие видов достигается при средней интенсивности нарушающих факторов (28).

Таким образом, еще одним условием эффективного обмена будет определенный момент межгрупповой конкуренции, который должен быть заложен при организации межгруппового обмена.

Модель Лотки-Вольтерры, созданная в конце 20-х годов в биологии, предполагает, что если возникает сильная межвидовая конкуренция, то результат ее непредсказуем и зависит от случайных внешних факторов. Стабильный процесс обмена возникает тогда, когда внутривидовая конкуренция становится сильнее межвидовой (314а).


Для реализации этого условия в социальных системах процесс эффективного обмена должен одновременно совершаться и подкрепляться на разных уровнях организации взаимодействия групп, приводя к тому, чтобы межгрупповая конкуренция превращалась в процессе межгруппового сотрудничества на субординатном уровне в межгрупповое соревнование на уровне взаимодействия равных субъектов.

Такой принцип организации межгруппового обмена можно назвать "принципом поддержания регрессирующей конкуренции". При его реализации развивается справедливое соревнование, когда в добровольной взаимной борьбе любая группа стремиться преодолеть уникальность другой, не разрушая ее, а развивая собственные потенции и способствуя тем самым развитию потенций других. При этом, большая часть группового сознания направлена на сохранение субординатной группы, включающей соревнующиеся.

Конечно, есть группы такие как, например, нации, которые настолько ценят свой суверенитет, что, по мнению Роберта Кана, мысль о какой-то тотальной комбинации с другими для них совершенно невозможна. Однако существуют, как он пишет, ситуации общего риска, когда группы объединяют только ограниченные ресурсы для достижения конкретных ограниченных целей, например, для совместного освоения Антарктиды. И, хотя эти группы продолжают конкурировать в других сферах, ситуации общего риска нередко становится достаточно для развития кооперативной субкультуры. Это создает хорошие предпосылки для развития эффективного обмена социально-психологическими отношениями (300).

Преодоление “другого” на уровне равных субъектов, но слияние на уровне субъекта высшего порядка. Только при таком процессе обмена будет плодотворно реализован принцип межгруппового взаимодействия, сформулированный Джефри Рубиным: "Все что необходимо для меня - найти некоторый путь, чтобы получить то, что я хочу - возможно даже больше того, на что я рассчитывал - оставляя дверь открытой для того, чтобы и вы получили то же самое" (344, с.198).

Для доказательства положения о влиянии организации взаимодействия на процесс обмена социально-психологическими отношениями было проведено два эмпирических исследования.

Эксперимент 1







Date: 2015-11-14; view: 394; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию