Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование второго типа регуляции





Гораздо интереснее с точки зрения психологии второй тип регуляции взаимоотношений, который подразумевает неудовлетворенность, возникающую у групп, проигравших межгрупповое сравнение. Тогда проблема самосохранения групп становится для них существенно важной. Это приводит к целому спектру внутригрупповых психологических явлений и влиянию последних на избрание новой тактики межгрупповых взаимоотношений.

Неудовлетворенность, возникающая как реакция на результаты межгруппового сравнения, вызывает состояние тревожности и ощущение ненадежности группового существования. Некоторые авторы связывают это состояние с потерей группой контроля над ситуацией взаимодействия (319). В итоге, группа начинает поиск путей восстановления группового контроля.

1. Примеры проявления конформизма встретился в условиях взаимодействия групп, в котором один из партнеров был группой низко статусной и явно менее квалифицированной.

Распределение качеств по степени их важности, которое сделали проигрывающие сравнение группы, как для групп партнеров, так и для себя не отличались по характеру от аналогичных распределений, сделанных группами с нормально развивающимися взаимоотношениями. Но характеристики группами самих себя были примечательны большой критичностью. Группы были не только недовольны рядом своих характеристик, но и считали их развитыми хуже, чем у внешних взаимодействующих групп. Причем, подавляющее большинство наиболее критично оцениваемых качеств относились к необходимым и важным для взаимодействия групп.

Эти же качества были низко оценены у групп и партнерами по взаимодействию, и руководством организаций.

Такая отрицательная оценка группообразующих качеств никогда не встречалась нам в других ситуациях взаимодействия. Как не встречался и общий итог взаимоотношений таких групп: более половины их членов предпочли группы-партнеров в целом.

Результаты межгруппового сравнения настолько затронули групповое сознание, что свойство социоцентризма оказалось неспособным противостоять объективным проявлениям групповых качеств. Чувство групповой приверженности оказалось утраченным. При условии свободной миграции, такие группы перестали бы существовать. Но поскольку организационная система не оставляет альтернатив, члены групп вынуждены конформировать по направлению к более высоко статусным партнерам и выбирать тактику взаимодействия, которая приспосабливала бы их отношения к отношениям, декларируемым группой-партнером. Полная ассимиляция групп не достигается только благодаря существующим межгрупповым границам, поддерживаемым организацией и более высоко статусной группой-партнером.

2. Тенденция нормализации становится возможной благодаря особым психологическим защитным механизмам групп. Объяснение им дает теория социальной идентичности. Она основана на том, что индивид стремиться поддержать позитивную самооценку. А поскольку категоризация себя в определенную социальную группу входит в самообраз личности, то индивид будет стремиться принадлежать к тем группам, которые обеспечивают конструктивный вклад в Я-концепцию. И, следовательно, группы будут делать все возможное, чтобы таких отличий от других групп добиться (366).

Тактика трансформации ценностной структуры, с помощью которой происходит межгрупповое сравнение, встречается нередко. Она встретилась и в исследовании взаимоотношений групп в производственной организации за несколько лет до того, как первые статьи о теории социальной идентификации попали в руки российского читателя.

Группы, проявившие такую тактику, в целом характеризовались как нормальные производственные подразделения, в практике которых встречаются трудности совместной деятельности, в частности, трудности совместных решений и внедрения совместных проектов.

Одна из групп подчеркивала более активную позицию и более высоко оценивала свой опыт работы и плодотворность идей. Она была критична по отношению к себе и к своим партнерам.

Вторая группа была менее критична, и ее критика была направлена преимущественно против партеров. В социальной структуре организации она занимала более низкостатусную позицию по сравнению с первой. Вторая группа признавала более высокий уровень качеств, необходимых и важных для профессионального взаимодействия, у своих партнеров. Одновременно она подчеркивала у себя более высокий уровень развития качеств не столь важных, и даже совсем маловажных для взаимодействия. И партнеры против этого, в принципе, не возражали. Таким образом, проигрыш сравнения по основным характеристикам, от которых зависит результат взаимодействия, был очевиден.


Казалось бы, члены группы должны в этом случае прибегать к конформизму по отношению к партнерам. Но они избрали иной путь. Когда анализ обратился к распределению степени ценности определенных качеств для взаимодействия, то обнаружилась необычная тенденция. Большинство качеств, которые у себя высоко оценивала проигрывающая группа, изменили свою значимость, и некоторые - очень существенно. Оценки "совсем неважно" и "не очень важно" сменились на "важно" и "очень важно".

Проигравшая группа, наряду с признанием значимости некоторых важных для взаимодействия групп качеств, приписала высокую ценность и ряду других качеств, обязательных для группы членства и совсем неважных для партнеров. Увеличивая психологический разрыв между ценностью для себя и внешней группы по наиболее выгодным групповым качествам, группа подчеркивала, таким образом, свою индивидуальность и создавала психологическую защиту, предохраняющую ее от ущерба межгруппового сравнения.

Тактика, избранная группой, приближала ее скорее к полюсу изоляции от другой группы, нежели к полюсу ассимиляции с ней, как это делает тактика, обеспечивающая конформизм.

Возможности для реализации тенденции к нормализации вплетены в культуру любого государства. Сама история государства или сообщества представляет собой итог работы защитных механизмов, предохраняющих его от возможных неудач. Пишется она в духе "избранного" народа, обладающего уникальной, ни с кем не сравнимой судьбой и самыми справедливыми законами.

Некоторые народы специально стимулируют восприятие своей подчиненности и гонимости со стороны других социальных групп, укрепляя солидарность внутри общности и получая дополнительные политические и экономические преимущества.

Своеобразной защитой служит стимулирование расхождения отдельных национальных черт и ниш групповой активности. Это расхождение не только объективно складывается, но и специально поддерживается в общественном сознании.

 

Замечательное исследование кризиса идентичности целого народа и его поиска путей равновесия среди других сообществ проводит ивановский историк Д.И.Полывянный в рукописи своей докторской диссертации: "Духовная культура средневековой Болгарии в контексте византийско-славянской общности".

Болгары видимо длительное время испытывали чувство неуспеха в сравнении со своими более сильными соседями. Поэтому история развития их идентичности всегда несла в себе черты некоторой вторичности. Ее первым ориентиром была Византия. Недаром мифология болгар наполнена византийскими реминисценциями. После падения Константинополя в 1204 году и последовавшего на Византию османского нашествия, столица Болгарии город Тырново называется в литературных источниках "царским градом", а болгарский народ - богоизбранным, перенимая этим отблеск величия Византии.

Утрата сложившейся идентичности после захвата Тырнова османами подвигает часть его жителей перейти в ислам, хотя альтернатива остаться православными была вполне реальна. В основном это был торговый люд, который во всех сообществах имеет, пожалуй, самую слабую идентификацию с сообществом и поэтому легко конформирует по направлению к новым, высоко статусным группам.


Столица Болгарии переходит в Бдин. Идентичность болгарского народа стремиться сохраниться, и поэтому победы осман толкуются Божей карой. Тырново называется в церковных книгах "тот город". Все реже употребляется этноним "болгары". По мнению Иоасафа, митрополита бдинского, на Бдинское царство, бывшее ранее частью Болгарского государства, грехи Тырнова не распространяются. В этом, на мой взгляд, проявилась очевидная тенденция к нормализации взаимоотношений, которая развивалась дальше, после захвата Бдина османами.

Несмотря на такие разрушительные для болгарской идентичности удары она все же сохранилась, и болгарский народ продолжал находить свое место в европейской культуре и сохранять себя как общность. Это происходило во многом благодаря тому, что он отошел от меры себя как "богоизбранного", перенеся ее на Сербию и уравновесив "восточное царство", турок, занявших место Византии, "западным царством", которым раньше была Болгария, а теперь - Сербия, а затем и другое православное государство - Россия. Культура "западного царства" несла в себе меры сравнения, дающие опору для сохранения болгарской идентичности и возможность достижения необходимой точки равновесия в социуме.

Этот кусочек истории хорошо показывает непрерывность и гибкость процессов регулирования межгрупповых отношений. Он собственно дает нам понять, что человеческая история - это не состояние стабильного обмена социально-психологическими отношениями, а цепь постоянных нарушений и новых попыток достижений равновесия системы социума, то есть процесс регулирования взаимоотношений субъектов истории.

 

Подытоживая, можно сказать, что на первом этапе регулирования группы строят свои взаимоотношения как открытые системы. Именно благодаря этому остается пока возможным регулирование взаимоотношений с помощью механизмов саморегуляции.

Типы регуляции, которые встречаются на этапе саморегуляции, приведены в таблице 8:

 

Таблица 10

Тип регуляции Вариант регуляции Сущность регуляции
1. Выигрыш межгруппового сравнения   манипуляция Снижение требовательности к ряду системноважных качеств группы членства при сохранении требовательности к группе-партнеру.
    2. Проигрыш межгруппового сравнения конформизм Чрезмерная критичность к качествам группы-членства.
  нормализация Увеличение психологического разрыва между ценностью для группы-членства и ценностью для внешней группы наиболее выгодных для сравнения групповых качеств.
инновация В процессе эмпирического исследования не встретилась.

Если ситуация, требующая регулирования групповых взаимоотношений, становится резко очерченной и вызывающей серьезную конфронтацию обменивающихся групп, то регулирование выходит на второй этап, существенно отличающийся от первого.

 







Date: 2015-11-14; view: 293; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию