Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обмен социально-психологическими отношениями и материально-практическая деятельность





Традиционно, социальная психология строго связывает построение взаимоотношений субъектов с их материально-практической деятельностью и обменом продуктами этой деятельности. Но, веротно, такой подход не совсем полон, а детерминация взаимоотношений социальных групп более сложна.

В силу своего назначения, обмен социально-психологическими отношениями приобретает свойство относительной самостоятельности от материального обмена, осуществляемого в ходе взаимодействия, так как представляет собой иную сторону групповой активности. Это обосновано тем, что любая деятельность в материальной сфере на социальном уровне организации поведения требует сохранения и развития групповых субъектов активности.

В материальной сфере обмен товарами возможен только в силу того, что они приобрели свойство стоимости. Свойство же стоимости, в свою очередь, возникло только благодаря появлению чувства справедливости как меры взаимоотношений социальных общностей. Поэтому, полностью соглашаясь с утверждением И.В.Полякова о том, что товарный обмен ”...не индифферентный проводник практики, но процесс, обладающий имманентными ему законами...” (141, с.65), можно продолжить его мысль предположением о том, что среди этих законов не последнее место занимают законы обмена социально-психологическими отношениями групп, то есть законы взаимоотношений. Более глубоко понять их значит, в том числе, выяснить характер взаимосвязи между материальным обменом и обменом социально-психологическими отношениями.

Уточнить основную функцию обмена социально-психологическими отношениями в связи с материально-практической деятельностью человека помогает анализ динамики смены системных оснований в процессе исторического развития взаимоотношений социальных групп.

Материалом для такого анализа служит история смены принципов устройства общественных систем в России.

Первые акты взаимодействия происходили по преимуществу не в виде обмена товаром, а в виде прямого обмена “живой” деятельностью или “живым” движением. С усложнением структуры взаимодействия необходимо развивается символическая, особенно ценностная сторона взаимоотношений, выраженная знаками, как посредниками взаимодействия, с одной стороны, а, с другой, непосредственный процесс реконструирования и явленности свойства социальности индивидам в их сознании. Начинается путь непрерывного утверждения социального мира человека.

- Вначале у славян сложилась простая неразделенная семья и старейшины, домачины, старосты, главари, большаки, господари как индивидуальные персонификации их.

-Затем появляется сложная неразделенная семья с переходом отчины нераздельно всем детям.[Период интегрированных межгрупповых отношений].

- После этого происходит смена родовых отношений княжескими владениями. Это знаменует доминирование территориального принципа общности, усложнение соседских связей (межгрупповых отношений) внутри общности.

Формируются волости-земли, состоящие из более мелких объединений - вервей - носительниц самоуправления, полностью ответственных перед княжей властью за своих собратьев. Формируются города как центры волостей, и появляется вече как, в известной мере, механическое объединение волеизъявления горожан. [Период смены оснований, роста разнообразия и определенной редукции межгрупповых отношений, снижение силы социального контроля].

- Развиваются монархические системы. Происходит переход через боярскую думу к единовластию монарха сверху донизу. (Это становится, видимо, возможным тогда, когда отдельные, хотя и вынужденные к совместной жизни объединения типа вервей и городов, психологически начинают ощущать единство своей судьбы с судьбами других общностей.). Устойчиво оформляется денежная система. [Период интеграции межгрупповых отношений, повышение силы социального контроля].

- Появляется промышленное производство и конкурентные отношения капиталистического принципа устройства социальной структуры, развивается частная собственность и инициатива. [Период дезинтеграции социальных связей и новый рост их разнообразия, снижение силы социального контроля].

- Осуществляется переход к социалистическому принципу устройства социальной системы.[Унификация межгрупповых отношений, повышение интегративных процессов, повышение силы социального контроля].

Такая историческая перспектива показывает, что основная роль обмена социально-психологическими отношениями заключена в поддержке интеграционно-дифференцирующих тенденций. Мы видим как в историческом процессе дифференцирующие и интегрирующие силы сменяют друг друга, определяя путь развития социальных систем.


Обмен социально-психологическими отношениями осуществляет постоянное воспроизведение или изменение социальной структуры в соответствии с целями межгруппового взаимодействия.

Физическая аналогия И.Пригожина дает этому хорошую иллюстрацию (148). Так же как мы поддерживаем разницу температур в наполненных азотом и водородом двух сообщающихся сосудах, чтобы из однородной смеси получить отделенные друг от друга газы, так, и, после формирования границ социальных групп, их стабильность требует поддержания определенного межгруппового "напряжения" в сознании членов взаимодействующих групп. Это "напряжение" служит необходимым условием существования обмена ресурсами и действиями или, более уместно сказать словами П.Рикера, "практиками"[21], требующимися социальной системе для достижения своей цели.

Этот адекватный системной цели уровень "напряжения", дифференциации между группами, воплощенный в конкретных взаимоотношениях групп, обеспечивается постоянным обменом социально-психологическими отношениями, так же как отделенность газов в колбах нуждается в постоянном поддержании соответствующих температур.

Игровой эксперимент Джонатана Пула, который назывался "Смерть в море", явно это подтвердил. По его условиям шесть игроков, имеющих возможность общаться только через ЭВМ, должны были решить - кому сесть в шлюпку, выдерживающую только трех человек. Прекращение процесса обмена отношениями (отключение терминала) приводило к тому, что такого игрока не оказывалось среди спасшихся на шлюпке (339).

Как ответ на изменение взаимоотношений, происходящее в процессе обмена социально-психологическими отношениями, прогресс материально-предметной деятельности расширяет возможности социальных систем, вовлекая их во все более полное развитие свойства социальности и создавая тем самым потенциал нового изменения.

Взаимосвязи групп и существования объективно заданных, пространственно-временных отношений достаточно, чтобы между ними начался обмен социально-психологическими отношениями. Еще К.Маркс отмечал, что “...при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии...” (110, с.,337).

Но, как показывает анализ многочисленных зарубежных исследований проблемы межгрупповых отношений (247, 255, 371) и отечественных исследований межиндивидуальных отношений (195), простое, формальное введение взаимосвязи может вызвать очень противоречивые социально-психологические отношения. Они даже при кооперативной взаимозависимости могут приобретать явно конкурентную направленность.

Это говорит о том, что материальный обмен однозначно не определяет характера обмена социально-психологическими отношениями. Последний приобретает свойство относительной самостоятельности от материальных отношений групп, так как служит иным задачам.

Для подтверждения относительной самостоятельности обмена социально-психологическими отношениями проведем анализ фактов, предоставляемых различными исследованиями межгрупповых отношений.

В качестве примера самостоятельности можно привести эксперимент Нэдлера и его коллег, демонстрирующий процесс приписывания мотивов внешней группе в ситуации принятия группой ответственного, национально значимого решения. В этом эксперименте внешняя групп первоначально была ориентирована как враг или союзник. После 6 получасовых этапов межгруппового контакта, командам сообщалось, что их страну поразила опасная болезнь, против которой нет достаточной вакцины. В случае получения сообщения о предложении помощи со стороны врага, скрытый мотив помощи предполагался гораздо чаще, чем в ситуации союзнических отношений. Помощь рассматривалась попыткой получить определенные преимущества (331).


Сильверштейн и Фламенбаум приводят результаты опроса, в котором на вопрос: "Почему Советский Союз решил в одностороннем порядке наложить запрет на ядерные испытания?" 34% американцев ответили, что это попытки ограничить преимущества US в технологии; 17% усмотрели попытку развить Советские преимущества, а 17% подозревали хитрости и уловки пропаганды (349). То есть трактовка мотивации группы в приведенных примерах стремилась поддержать существующую социальную структуру независимо от характера действия совершенного группой.

Факты группового поведения в ситуации межгруппового конфликта на территории бывшего СССР также дают многочисленные подтверждения идее самостоятельности обмена социально-психологическими отношениями.

Например, в процессе киргизско-узбекского конфликта 1.5 тысяч киргизских студентов в течение двух дней были выселены с частных квартир, хозяевами которых были узбеки. Налицо явный экономический ущерб владельцам квартир, но явная поддержка, сложившегося между группами, обмена отношениями (226, с. 41).

В том же исследовании приводится другой очевидный факт. “Так, на очередном митинге, организованном 30 мая узбекской стороной в знак протеста против выделения земель колхоза им.Ленина для строительства индивидуального жилья кыргызской молодежи, приглашенным представителям власти передали требования митингующих из 18 пунктов. Ни в одном из пунктов не было речи о земле. Содержание этих 18 пунктов сводилось к требованиям об образовании в области узбекской автономии, признание в качестве государственного узбекского языка, в них звучали националистические призывы, требования отставки руководителей области и города, привлечения их к ответственности за разжигание якобы межнациональной вражды” (Там же, с.46)

Ситуация, сложившаяся в Латвии, аналогична. “Свыше 90% латышей владеют русским языком. В свою очередь, латышским языком владеет менее 20% нелатышского населения республики … 41% латышей постоянно пользуются русским языком, а 36% - латышским, остальные не имеют здесь строгой привычки. 83,2% юношей и девушек русской и другой национальности пользуются русским языком, а латышским лишь 10,3%. …64% латышей в случае полного или частичного незнания латышского языка партнером диалога всегда, без исключения, переходит на русский язык (87, с.89). Казалось бы, объективно, с материальной точки зрения, латыши имеют преимущество перед русским населением. Они более адаптированы. Но в ситуации интенсивного обмена социально-психологическими отношениями действуют не материальные, и не физические условия, и не экономические факторы, а социально-психологические – чувство обиды, тревоги и страх утраты целостности. Они, в первую очередь, определяют взаимоотношения групп и задают направление обмена.


Самостоятельность обмена социально-психологическими отношениями давно используют специалисты по организации сложных переговоров и разрешению конфликтов. Так, Брайан Ведж, столкнувшись с проблемой сложности существования американской миссии в Доминиканской республике, опирался именно на эту закономерность обмена. Он понял, что проблема может быть решена, если за счет организации обмена изменить отношение к миссии со стороны революционной доминиканской молодежи. Было продумано и тщательно организовано несколько межгрупповых встреч, основной акцент которых был направлен на контроль обмена социально-психологическими отношениями и преобразование его в конструктивные формы. Это позволило разрядить обстановку (384).

Важность обмена социально-психологическими отношениями при ведении деловых конференций и решении глобальных материальных проблем успешно учитывается в практике переговоров Генеральной Ассамблеи ООН за счет техники малых групп (317).

Приведенные факты делают очевидным относительную независимость материальной стороны жизни группы от ее отношения к группе-партнеру. Они показывают различие между психологией, непосредственно связанной с созданием материальных условии человеческой жизни с помощью материального обмена, и психологией, связанной с обменом социально-психологическими отношениями, направленным на поддержание целостности или изменение социальной системы и построение соответствующих взаимоотношений между группами. Последний создает условия реализации экономических, политических, правовых отношений, непосредственно регулирующих взаимодействие социальных групп в процессе их жизнедеятельности.

 







Date: 2015-11-14; view: 316; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию