Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические основания обмена социально-психологическими отношениями
Любое изменение социального множества - следствие взаимодействий как составляющих деятельности или общения человека. Сам корень слова изменение - “мен” говорит о том, что в процессе деятельности и общения происходит обмен, то есть взаимопереход элементов из одного множества в другое Этот взаимопереход мы не рассматриваем как обмен физическими объектами. Поскольку речь идет о социально-психологическом уровне организации взаимодействия, он связан с социально-психологическими явлениями, носителями которых служат личности, включенные в общественное движение. И, следовательно, обмен здесь может заключаться только во взаимопереходе психических моделей реальности, строящихся в системе социальных координат конкретных сообществ, к которым данные личности принадлежат. Но "...индивид с индивидом не могут обмениваться непосредственно и прямо психическими переживаниями. Это - замкнутые психические машины, из которых психика может быть сообщена другой машине не непосредственно, а только через те или иные проводники...(173). Образ действия индивида, его производящего, и является таким проводником. Образ интерпретируется каждой другой личностью как наличие у действующего индивида или группы соответствующей модели реальности, отражающей восприятие ими соотношения субъективных качеств и качеств объективно существующего мира. Эта модель, как социально-психологическое отношение индивида или группы, учитывается личностью при построении отношений к окружающему миру и, далее, в организации своих действий. В итоге, межиндивидуальная, межгрупповая связь в ходе обмена социально-психологическими отношениями порождает взаимоотношения, регулирующие конкретные акты взаимодействия. Эти акты объективируют и делают очевидными те социально-психологические свойства, которые превращают индивидов и группы в элементы соответствующей социальной системы и, следовательно, подтверждают или изменяют существующую между ними связь. Связь социальных групп делает возможной факт обмена социально-психологическими отношениями. Свойство определяет содержание (направление), по которому будет происходить обмен. А взаимоотношения делают обмен реальным, определяя его цену и создавая мотивирующую силу, заставляющую группы в обмен вступать и, далее, изменяться, приобретая новые свойства и создавая новые социальные множества. Обмен социально-психологическими отношениями, в конечном итоге, становится необходимым условием существования групп, в социальной системе, так как в ней каждый элемент “...есть сразу и цель, и продукт, и средство: каждый создается и утверждается другим и, питая себя, питает своего “сочлена” (63, с.153). Развитие современных форм обмена социально-психологическими отношениями определено историческим процессом. Содержательно, первые межгрупповые отношения были продиктованы единственно семейными основами жизни. Труд был достаточно примитивен и не требовал символизации. Вероятно, в основном эти отношения касались межплеменного взаимодействия, проявляющегося в процессе образования семейных связей. “...Реализация отношения брака не просто реализация соотношения двух изолированных индивидов, но одновременно установление соотношений между многими индивидами как членами групп” (141, с.33). Система взаимодействия внутри семьи не требовала обмена социально-психологическими отношениями в той форме, в какой она существует сейчас. Стабильность ситуации, регулирование поведения обычаями позволяют эффективно регулировать взаимодействие внутри семьи только знаками-сигналами и указательным полем праречи первобытного сообщества. В современном обществе некоторые супружеские пары, прожившие многие годы совместно, могут большую часть времени обходиться подобными упрощенными грамматическими структурами, понимая все остальное с полуслова. Другое дело, когда возникают семейные связи на почве межродовых отношений. Жизнь заставляла создавать согласованное поле символических значений для организации эффективного взаимодействия. В единой семье встречаются две социальные системы, которые вступают в полосу обмена социально-психологическими отношениями, питая друг друга и приводя к интенсивному развитию символического поля процесса общения людей. Так же как в процессе обмена товаром возникает социально-практическая система знаков, в процессе обмена социально-психологическими отношениями между родовыми общностями возникает система символов, то есть общедоступных и сделавшихся видимыми выражений сопряженных свойств этих общностей, которые закладывают возможность новой общности, объемлющей предыдущие. Как уже отмечалось, Питирим Сорокин нашел удачный метафорический образ индивидов как “ абсолютно замкнутых психических машин”. Поэтому необходимость символического выражения взаимоотношений групп, чтобы преодолеть эту замкнутость, очевидна. “С психологической точки зрения (“внутренней”) это взаимодействие (психологическое взаимодействие индивидов) сводится к обмену различными представлениями, восприятиями, чувствами, хотениями и вообще всем тем, что известно под именем психических переживаний” (173, с.47). Поэтому воссоздавать внутри себя эти переживания других люди могут, только имея общих посредников - знаки социально-психологических отношений, вызывающие соответствующие переживания, в первую очередь речевые. Это формирует общие ценностные владения социальных объединений и развивает единую систему ценностей, создающих необходимую социальную мотивацию и эффективное взаимодействие, которое превращает отдельных индивидов в групповой субъект деятельности и общения.
Date: 2015-11-14; view: 326; Нарушение авторских прав |