Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4. Процесс развития взаимоотношений социальных групп
Эта глава посвящена доказательству третьей гипотезы исследования, связанной с этапами развития взаимоотношений. Сменяя друг друга, эти этапы определяют специфику взаимоотношений социальных групп при их взаимодействии в социальной системе. Исследование развития взаимоотношений проходило на примерах взаимодействия естественных малых и средних групп, когда процесс взаимодействия реально наблюдаем, признаки взаимоотношений легко регистрируемы, а межгрупповые контакты регулярны и постоянны. Исследование таких социальных групп как классы, слои, демографические группы требуют своего инструмента исследования. При этом мы, в известной мере, абстрагируемся от случаев серьезного вмешательства внешних сил, связанного с целенаправленным применением власти и влияния, так как это требует дополнительных исследований. Мы ограничиваемся рассмотрением одного цикла развития взаимоотношений, начиная с момента первой встречи групп в процессе межгруппового взаимодействия. В реальной практике это могут быть, например, только что сформированные студенческие группы, производственные коллективы, политические образования. Многие существующие группы уже имеют свою историю взаимоотношений, и поэтому путь их дальнейшего развития выглядит не столь очевидным. Однако и там мы замечаем аналогичные процессы. Тем не менее, это так же требует дополнительных исследований. В реальной жизни развитие взаимоотношений, разумеется, является более сложным, не однолинейным процессом. Во-первых, любые группы входят в состав и осуществляют жизнедеятельность более сложных социальных субъектов. Профессиональная группа является, например, одновременно и элементом государственной структуры. И развитие этой структуры будет, в свою очередь, влиять на развитие взаимоотношений профессиональных групп. Во-вторых, каждый этап развития не просто сменяет друг друга, а взаимопроникает друг в друга. Так, рассматривая далее этап эффективного обмена социально-психологическими отношениями, мы не имеем в виду, что на других этапах межгруппового обмена социально-психологическими отношениями не происходит вообще. На этапе категоризации, например, он непременно происходит, иначе никакая категоризация просто невозможна. Специально называя его эффективным, мы подчеркиваем, что основной целью обмена служит поддержание сложившейся структуры межгруппового взаимодействия, так как она соответствует в представлении группы тем требованиям, которые она предъявляет партнеру по взаимодействию. В свою очередь, категоризационные процессы, также происходят на этапе эффективного обмена, но они носят, своего рода подчиненный характер, поддерживая и уточняя категоризационную структуру в процессе обмена. Поэтому в диссертационной работе мы можем говорить только об основных тенденциях, которым подчиняется развитие взаимоотношений в определенный период межгруппового взаимодействия. Рассматриваемая ниже модель развития взаимоотношений, должна приниматься с учетом тех ограничений, которые нами обозначены. Тем не менее, мы предполагает, что разрабатываемая модель станет полезным, хотя и достаточно абстрагированным, инструментом, помогающим глубже понять процессы, происходящие при межгрупповом взаимодействии, служащим методологической базой для дальнейшего исследования психологических аспектов развития взаимоотношений, ляжет в основу разработки эффективных методов прогнозирования процесса развития межгрупповых отношений в реальном политическом, экономическом и культурном контекстах нашего общества.
Date: 2015-11-14; view: 436; Нарушение авторских прав |