Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель процесса развития взаимоотношений социальных групп
Логику смены этапов подсказывает анализ структуры взаимоотношений социальных групп, сути обмена социально-психологическими отношениями и роли дифференциально-интегральных процессов, происходящих в социальной системе. Структура взаимоотношений предполагает, что их построение начинается с познавательной стороны, когда, в ходе обмена социально-психологическими отношениями, дифференцирующие процессы формируют групповые границы субъектов взаимоотношений. Эти границы предопределены условиями взаимодействия групп, а, в дальнейшем, после формирования соответствующих взаимоотношений, их совместной деятельностью, кооперацией или конкуренцией. Суть этого процесса состоит в рефлексии групп, которая направлена на осознание своего места в социальной системе и формирование чувства групповой приверженности, создающего мотивацию личности для защиты групповых интересов. Поэтому начальную фазу построения взаимоотношений групп можно назвать фазой производства межгрупповых отношений. Эта стадия состоит из двух этапов. На первом этапе дифференцирующие процессы, происходящие в социальной системе, приводят к оформлению конкретных социальных групп, которые строятся в русле системообразующих отношений. Неорганическая природа не имеет внутреннего самостоятельного бытия. Все ее движения определяются внешними силами. У растений появляются начала внутреннего мира, но отсутствует обратная связь в окружающую растение реальность. Животные приобретают эту обратную связь через ощущения и вынуждены пользоваться фиксированными признаками, разделяющими представителей родительского и родственного вида. Человек, благодаря самосознанию, дан себе в третий раз. Поэтому в проблеме межгрупповых отношений внутригрупповые процессы принимают на себя активную, а иногда и преобладающую роль. Человек сам вынужден выбирать - как, в конечном счете, их построить. Конечно, как био- и как социовид, он будет стремиться принимать цели, согласующие его с окружением для выживания и развития, но он уже не может сделать это произвольно. Он должен пропустить все через осознание. Причем, через осознание постоянно меняющегося мира, лишенного фиксированных социальных признаков, так как иначе развитие общества было бы просто не возможным. Поэтому перед человеком, в его сознании "...сначала имеется абстрактное пространство - пространство возможностей (в том числе и возможностей формирования социальных групп по любому из доступных сознанию социальных измерений - И.С.)- внутри которого находится некоторое подмножество точек, соответствующих действительно происходящим событиям" (149, с.316). Чтобы выйти из состояния множества, человек должен познать себя по отношению к другим. То есть вернуться в естественный цикл жизни природы человек может только через сознание, через познание организованной сложности своей и окружающего мира. Познавательная сфера становится критически важной для социального существования человека. Этот этап рефлексии, по мысли Тейара де Шардена, - необходимый этап возникновения новых структур, когда начинается образование зернистой структуры материи, формирование границ элементов структуры (188). Поскольку речь идет о познании социальных категорий, которым принадлежат взаимодействующие социальные группы, то назовем данную рефлексию процессом категоризации, сущность которого рассмотрим дальше. В результате категоризации и начинается формирование социальной группы как целостности и, следовательно, выстраивание ее взаимоотношения с другими группами. На втором этапе начинает формироваться групповое сознание, которое обеспечивает саморегуляцию групповой жизни. На этом этапе группа должна осознать свое место в общечеловеческой культуре и те сферы активности, в которых она может осуществить себя. В первую очередь это касается формирования системы групповых ценностей, которые будут затем формировать идеальные образы как меры сравнения. Если мы обратимся к такой аналогии как обмен товаров, то увидим, что отношение, в которое вовлекаются товары - это одновременно отношения равенства и неравенства (141). Яблоки и апельсины на рынке могут вступать в товарные отношения только потому, что они фрукты. Любые стимулы, вызывающие межгрупповые отношения, будут влиять на их формирование только при сравнении этих стимулов в категориях более высокого порядка. Идеальные образы и создают рабочее поле таких категорий, на фоне которых строятся уже конкретные взаимоотношения социальных групп. Эти идеальные образы, вмещая в себя ценностную сторону, задают общие нормы, в пределах которых групповые взаимоотношения регулируются. И конечно, они задают самые главные нормы, определяющие понятие равенства, на основе которого в дальнейшем будет оцениваться степень справедливости существования конкретной социальной системы в целом. Это такие нормы, например, как традиционность, харизматичность или рациональность. То есть на данном этапе начинают закладываться основы того, что мы назвали раньше культурой группы. Одновременно начинают складываться особые психологические механизмы, благодаря которым, собственно, и возможен групповой взгляд на окружающий социальный мир. Среди них такие механизмы как конформность и стереотипизация, которые до недавнего времени считались сугубо индивидуальными. И только работы сторонников концепции самокатегоризации показали их специфическую групповую природу, предназначенную для реализации межгрупповых отношений (178). На этой стадии формирования взаимоотношений групп доминируют процессы группообразующего межгруппового сравнения, связанного с анализом качественных характеристик элементов структуры. Они создают то индивидуальное свойство - чувство приверженности группе и группового патриотизма, которое превращает группы в устойчивые во времени единицы, снижает личностную тревожность, связанную с социальным статусом. Это позволяет социальной группе изменить переходный характер взаимоотношений и перейти от ситуации доминирования процессов социальной ориентации группы в межгрупповом контексте к процессам обмена социально-психологическими отношениями. В итоге, на этой стадии говоря словами Эрика Фромма, вместо "...доиндивидуалистического тождества - клана развивается новое тождество - стадо, в котором само отождествление покоится на чувстве несомненной принадлежности к стаду" (203,с.480). То есть, развивается новое личностное свойство членов групп, которое собственно и позволяет в дальнейшем совершать эффективный обмен взаимоотношениями групп. Вторую фазу построения взаимоотношений можно назвать стадией эффективного обмена социально-психологическими отношениями между социальными группами. Стадия производства кончается, а стадия эффективного обмена начинается с актуализации межгрупповых установок. Эти установки настраивают на выбор определенного уровня взаимодействия и выбор типа взаимодействия. Основные типы взаимодействия мы обсуждали ранее. Но то, как будет протекать обмен отношениями в каждом конкретном случае, то есть тактика обмена, зависит от иных процессов сравнения, нежели только что затронутые в связи со смыслом группового существования. Конкретные акты эффективного обмена будут зависеть от того, какой вклад группы делают в достижение их целей, а, следовательно, и целей системы, которой они служат. И поэтому очень важной на данном этапе межгруппового взаимодействия будет оценка соответствия требований, предъявляемых взаимодействующих групп, их групповым свойствам. Этот второй вид процессов сравнения в конкретной социальной системе отличается от процессов сравнения, которые подчас происходят и в животном мире. "В то время как естественные явления, к числу которых мы отнесем и чисто целенаправленное поведение, происходят в соответствии с законами, ценностно-ориентированное поведение происходит в соответствии с правилами, принятыми субъектами действия..." (2). Поэтому первый этап данной стадии протекания межгрупповых отношений связан с проблемой превращения плохо структурированных социально-психологических общностей в организации. Суть организации в создании всех необходимых границ, в рамках которых взаимодействие проходит наиболее эффективно. "Наличие "организации" между переменными эквивалентно существованию ограничений в пространстве возможностей" (149, с.316). Очерчиваются пространственные границы, регламентируются действия. Но особенно строго организуются переменные, касающиеся непосредственных форм проявления взаимоотношения групп, соответствующих принципу устройства социальной системы. Этот этап характеризуется также созданием системы критериев, за пределами которых взаимоотношения групп воспринимаются неудовлетворительными и нуждающимися в регулировании. По сравнению с мерой справедливости это более частные меры, которые связаны не с принципом устройства системы, а с конкретными ситуационными факторами и конкретными носителями отношений. Они важны для выбора соответствующих тактических приемов, с помощью которых совершается обмен взаимоотношений групп. На втором этапе совершается непосредственный обмен социально-психологическими отношениями групп. Это не обмен товарами, не обмен действиями, не обмен знаниями. В конечном счете, это обмен воплощенными в них разделенными в конкретных социальных группах чувствами, установками и образами, которые могут поддерживать или угрожать воспринимающим их группам, а через цели последних и единству соответствующих социальных систем. Этот вклад в целостность и развитие обменивающихся психологических групп-единств создает новое, развивает или разрушает старое единство, объемлющее взаимодействующие группы и в зависимости от этого творит их конкретные взаимоотношения. Представить это достаточно сложно без того, чтобы непроизвольно не сползти на конкретные идеи, материальные предметы или действия. Эти явления легко обнаруживают себя в процессе взаимодействия и поэтому нередко затеняют собой истинный предмет социально-психологического анализа. Удивительно красивый пример, проясняющий ситуацию в этом отношении, встречается в трудах Льва Карсавина, где он рисует картину появления на свет новой общности ("всеединой личности") в купе поезда, когда там внезапно встречаются совершенно разные люди. За каждым из них стоит своя общность, уникальная, совершенно непохожая на другие. И, несмотря на непозволительную длинноту этого примера, мы приведем его полностью, настолько важной кажется корректность ощущений в данном вопросе. "Очевидно, не мы создали, родили нашу всеединую личность. - Она (правда, в полной потенциальности) сама является необходимым условием нашего общения. Она не похожа ни на одного из нас, и никто из нас в отдельности не мог ее создать и в себе индивидуализировать. Следовательно, не могли ее создать и все мы вместе. Один из моих собеседников, почтенный семьянин (недаром он высказал несколько глубокомысленных суждений о браке), несомненно, качествовал в беседе, как его семья. И он, наверное, передаст наш разговор жене и детям. Я, русский человек, открыл в себе некоторое понимание того, что меня в этической проблеме связывает с моим спутником-немцем. Я понял его, т.е. открыл в себе, как человек современной культуры, иную, чем я, индивидуализацию ее, и по-своему подошел к разрешению поставленной им конкретной проблемы, т.е. индивидуализировал и актуализировал в ней русский этический идеал. Не думаю, чтобы это пропало для меня, а, значит, и для русской культуры, хотя и нисколько не преувеличиваю своего значения. Таким образом, в нашей всеединой личности совершалось и общение национальностей, и общение неизвестных друг другу семей, и общение разных социальных классов и сословий. Тем не менее, объединявшая нас личность - не человечество, не европейская культура, не один из ее народов и никто из всех нас в отдельности взятых. Эта личность возникла в нас, в нас начала развиваться. Она могла, вероятно, расцвесть в прочное знакомство, в дружбу, даже в общество, но была механически пресечена остановкою поезда" (71, с.152). На этом этапе обмена социально-психологическими отношениями ведущую роль принимают на себя процессы сравнения, которые определяют степень вклада групп в их взаимодействие. Результаты сравнения определяют тактику межгрупповых отношений и приводят или к их поддержке или переходу группы к стадии регулирования взаимоотношений групп. Третья фаза формирования межгрупповых отношений - это фаза регулирования взаимоотношений групп. Она также активизирует процессы групповой рефлексии. Но эту рефлексию можно назвать вторичной, так как она связана с процессами переосмысливания группами своей роли в социальной системе. Эта фаза обычно вызывает наибольший интерес среди психологов- практиков, так как она наиболее явно открывает пути воздействия на межгрупповую ситуацию для приведения ее к желаемому состоянию. В физике для исследования подобных процессов сложилось целое научное направление "синергетика" (38). Она изучает закономерности, приводящие к фазовому переходу системы, то есть к резкому изменению состояния системы ("бифуркациям") как следствию постепенного накопления малых изменений. Такими фазовыми переходами в практике взаимоотношений групп являются межгрупповые конфликты, завершающиеся, как правило, кардинальным изменением принципов межгруппового обмена. Первый этап регулирования взаимоотношений начинается, когда результаты межгруппового сравнения не позволяют влиять на взаимодействие групп в рамках избранной тактики, но позволяют сохранить избранную стратегию взаимоотношений. Эта избранная стратегия обосновывается чувством справедливости принципа устройства той социальной системы, которой соответствует взаимодействие данных групп. По словам Г.В.Плеханова "... уверенность людей в справедливости и разумности их общественных отношений очень часто является простым следствием того обстоятельства, что они привыкли к этим отношениям, воспитались и выросли под их влиянием" (136, с.33). Но даже в этом случае, в процессе взаимодействия происходит накопление "побочного продукта" (Я.А.Пономарев), который приводит к изменению отношений. Эти изменения и ощущаются в процессе постоянно присутствующего межгруппового сравнения, выражающегося в чувстве недостаточной удовлетворенности тем вкладом, который группы делают в достижение цели взаимодействия. На данном этапе группы пока сохраняют потенциал для самостоятельного устранения этого чувства неудовлетворенности и в силах достичь нового состояния равновесия в системе за счет саморегулирования. Но это напряжение взаимоотношений приводит к изменения группового сознания, возврату к этапу самоопределения, новому осмыслению групповых ценностей и изменению групповой тактики взаимодействия. Ко второму этапу регуляции, конфликту группы переходят тогда, когда произошедшие изменения аккумулированы в такую величину, что прежние взаимоотношения групп начинают восприниматься как несправедливые. В этом случае неизбежен процесс новой категоризации групп, при котором внешняя взаимодействующая группаперестает восприниматься как равноценный партнер, принадлежащий той же социальной системе, а иногда вообще перестает оцениваться как представитель социального мира. Это приводит к усилиям групп направленным на перестройку структуры старой социальной системы. Одновременно, происходит лавинообразный рост агрессивных чувств по отношению к группе-партнеру, рост тревожности и чувства внешней угрозы групповому существованию, нарушение объективной оценки ситуации со стороны группы. Вернуться к состоянию равновесия самостоятельно группы уже не могут и для восстановления нормальных взаимоотношений групп необходимо вмешательство посредника. Как правило, этап разрешения конфликта завершается перестройкой взаимоотношений групп, вплоть до смены принципа устройства системы. В целом, модель процесса развития взаимоотношений групп представлена на рисунке 10.
Date: 2015-11-14; view: 411; Нарушение авторских прав |