Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценности сообщества и регулирование взаимодействия социальных групп





 

Для регулирования взаимодействия социальных групп в пределах необходимого ценностного владения[16] сообщество вырабатывает социальные нормы, то есть определенные модели поведения личности и группы, способствующие достижению главных ценностей сообщества и, в конечном счете, жизненно важных для сообщества взаимоотношений. В силу непосредственного своего участия в регулировании конкретного поведения нормы, в свою очередь, принимаются сообществом "...как некое безусловное благо, как ценность в себе и для себя" (2, с.30).

Мы привыкли к тому, что нормативная система сосредоточена в правовых и иных документах, издаваемых специальными элементами социальной системы осуществляющими контроль поведения своих членов. Но если взглянуть глубже, то все эти нормы являются уже вторичным продуктом, извлеченным из сферы образов восприятия и представлений, и служат лишь развернутой формулировкой этих образов.

В житейской практике личность не в состоянии регулировать поведение с помощью подобных интеллектуальных конструкций. Они обычно так и остаются в сфере сознания личности в виде логических схем, лишенных жизненной, мотивирующей силы. И лишь реализовавшись на уровне индивидуального психического отражения в символическом содержании новых образов, нормы, а через них и ценности системы начинают управлять человеческим поведением.

Особую категорию образов, формирующихся под влиянием системы, составляют образы-идеалы, то есть образы, связанные с деонтической сферой человека, сферой должного. "По своей форме феноменологически идеал - это образ, в котором в персонифицированной форме "записываются" социальные отношения" (218, с.32). Мифы и предания о героях, воспоминания о победах и жертвах ради победы, сказки и былины, историческая идеализация жизни сообществ - все это основа для формирования образов-идеалов. Образы-идеалы служат маяками должного в индивидуальной жизни, согласованными с системой взаимоотношений, доминирующих в сообществе.

Усвоение ценностей и формирование образов-идеалов в сознании рядовых членов сообщества проходит через идентификацию индивида со своей группой. Личность снимает свои психологические защитные механизмы только перед ценностями той группы, членом которой себя ощущает. Ценности другой, "чужой", полностью полярной по какому-либо ведущему отношению, группы превращаются в антиценности и отторгаются. Поэтому структура взаимоотношений социальных групп играет ведущую роль не только в процессе формирования ценностей, но и определяет характер усвоения ценностей отдельной личностью.

Но образы-идеалы, как выражение ценностей системы, сами по себе не обеспечат эффективного регулирования поведения личности и социальной группы. Они не достаточны для формирования адекватных взаимоотношений в конкретной социальной системе. Взаимоотношения групп в конкретной ситуации требуют реальных образов групп, отражающих относительную ценность других групп для функционирования системы. Для самоорганизации личности в социальной среде также нужны реальные образы групп. Без этого будут потеряны верные социальные ориентиры для выбора эффективной стратегии адаптации в конкретной социальной системе.

Природа взаимодействия идеальных и реальных образов связана с реализацией группами эмоциональной стороны их социально-психологических отношений, формирующейся в процессе группового оценивания.

Оценочные процессы - неотъемлемая составляющая человеческой психики. Последние исследования относят их к базисным процессам поведения личности. Социальная группа решает, какой вклад должен сделать каждый в групповую активность, определяет направления, по которым вклад оценивается, и формирует нормативные ожидания (309). Однако, как мы можем предположить из предыдущих рассуждений, внутренняя структура оценочного процесса, участвующего в построении взаимоотношений групп, довольно сложная и захватывает как сферу системы в целом, так и картину взаимосвязи конкретных групп.

Эмоциональная сторона взаимоотношений порождается двумя аспектами оценочной активности групп, непосредственно влияющих на построение ими взаимоотношений в социальной системе.

Первый аспект вызван поисками абсолютной ценности групп для самосохранения социальной системы, то есть оправданности существования групп как таковых в соответствующей социальной системе. Он обеспечивает социальный порядок по способу организации, иначе говоря, формирует ролевую, функциональную структуру социальной системы. Этот аспект включает в себя процесс самопознания и адаптации социальных групп как пригодных, обладающих соответствующими свойствами элементов социальной системы, в которую они включены или могут быть включены. В основе достижения цели лежит принцип равенства необходимого разнообразия групп, вызванного многоаспектностью целенаправленной активности.

Второй аспект связан с поиском относительной ценности групп. Он ориентирован на развитие социальной системы в целом и связан уже с количественным измерением вклада группы в деятельность системы, то есть с уровнем выполнения группой ценностных назначений системы. В этом случае на взаимоотношения групп будет влиять процесс сравнения групп друг с другом в поиске превосходящих в ценностном смысле групповых характеристик, способных принести удовлетворение людям от причастности к ним. Этот аспект обеспечивает социальный порядок по уровню организации, иначе говоря, формирует иерархическую структуру социальной системы.

Первый и второй пути приобретения ценности социальными группами вызывают к жизни процессы группового сравнения, приводящие: а) к появлению чувства соответствия группы свойствам, необходимым элементам социальной системы, то есть чувства пригодности группообразующего отношения (принципа устройства группы); б) к появлению чувства относительной ценности в пределах соответствующего социального измерения (ценностного владения).

Оба ценностных аспекта реализуются через личностную активность и поддерживаются индивидуальными стремлениями. За счет первого аспекта удовлетворяется потребность в самореализации человеком своих личностных качеств. За счет второго удовлетворяется личностная потребность в позитивной оценке со стороны других. Результаты процессов группового сравнения, в конечном счете, наполняют сознание человека жизненным смыслом.

Основным инструментом первого процесса является система социальных качеств, основным инструментом второго является шкала чисел.

Взаимодействие обеих сторон оценочной активности носит сложный взаимообусловленный характер. На рисунке 7 представлена возможная графическая интерпретация такого взаимодействия

Ведущую роль та или иная сторона принимает на себя на различных этапах групповой жизни. В момент становления группы центром ее внимания становятся идеальные образы и проблема качественного отличия ее от других групп. В период стабильного существования системы группы, чтобы подчеркнуть эффективность своей активности по сравнению с другими и значение своего вклада в развитие социальной системы, используют рабочие образы. В критические моменты жизни группы, когда эффективность групповой активности подвергается сомнению, она вновь вынуждена обращаться к своему качественному самоопределению.

     
   
Связь с самоопределением
 
 

Рис.7

Но для обоих аспектов характерно одно и то же свойство, определяющее суть ценностей: иерархический принцип организации ценностной сферы. Он распространяется не только на формирование статусной позиции групп, но и на требования, предъявляемые системой своим элементам и являющиеся направлениями, по которым оценивается групповой вклад в развитие системы и строятся взаимоотношения социальных групп.

 

Date: 2015-11-14; view: 484; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию