Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценности как общественное явление





 

Для самосохранения сообщества не достаточно отражать сущность, структуру явления и накапливать знания о его взаимосвязях. Вместе с необходимостью системного, а более точно, структурно-атрибутивного взгляда на мир, необходимо знание о степени влияния явлений на человека, то есть о степени возможности изменения, которое могут оказать эти явления в социальной системе. Знания о степени влияния сопровождающих человека явлений окружающего мира, и особенно различных социальных групп, формируют мир ценностей - ядро человеческой культуры.

Существование мира ценностей человека предопределено принципиально новым способом организации жизни. Вызван этот мир той же потребностью опережающего отражения действительности, что и у животных, но предназначен не для задач самосохранения вида или отдельного биологического организма, а для сохранения и развития социального единства и, соответственно, элементов этого единства (социальных групп и личностей).

Накапливая опыт социальных изменений, сообщество вступает в сферу социально-психологических отношений к предметам и явлениям, дифференцируя их как способствующих или нарушающих общественное развитие. Ценностный компонент восприятия реальности стал неотъемлемой стороной психологических отношений.

Мир ценностей превращается в особый объект активности человека, когда целью служит не овладение каким-либо биологически необходимым материальным предметом или достижение какого-либо состояния, необходимого для существования организма. Целью становится приобретение человеком определенных ценностных признаков, даже если это иногда вредит удовлетворению непосредственно биологических потребностей, но способствует развитию сообщества. Это может проявляться как через овладение материальными ресурсами, имеющими ценность в сообществе, так и через формирование определенных психологических, духовных характеристик личности, придающих ей ценность в данном сообществе.

В связи с этими стремлениями, индивид в ходе своего социального развития приобретает подлинно социальную потребность, которую А.Маслоу назвал потребностью самовыражения. Удовлетворяя ее, создавая новые ценности сообщества, человек стремится вернуть сообществу то, что он воспринял в ходе своего развития, подчиненного реализации более ранних потребностей в оценке, любви и принадлежности. (315). В этот момент замыкается путь, начавшийся от сообщества к индивиду и заканчивающийся этапом - от личности к сообществу. По своему содержанию этот путь наполнен ценностным воспитанием личности, освоением и созданием ею новых ценностей.

С позиций сообщества ценности также становятся сферой особой активности, так как элементы социальной системы являются эффективными ее деятелями только в том случае, если видят или ощущают ценность этого сообщества.

Встречное движение приводит к тому, что на уровне групповой организации сообщества приобретение группой как можно большей ценности как социального объединения в глазах своих членов, с одной стороны, и с точки зрения социальной системы, в которую она включена, с другой, становится насущной групповой потребностью. Без реализации этой потребности группа рискует распасться через поглощение ее элементов другими группами, или через преобладание эмиграции над иммиграцией, или через социальное элиминирование, то есть устранения такого малоценного объединения социальной системой.

Необходимое условие стабильного существования социальной системы - это предъявление ее элементам с помощью психического отражения тех атрибутов, которые испытали в ходе практики сообщества ценностное измерение. Социально-психологические отношения, существующие в системе, определяют ценность явлений и предметов, имеющих ту или иную важность для жизнедеятельности сообществ. Поэтому отношения как бы застывают, фиксируются в этих явлениях и предметах, приобретая способность передаваться во времени и усваиваться, людьми, в психике которых они ранее не присутствовали. Таким образом, человечество накапливает огромный жизненно важный опыт проявлений социального свойства, ведущий не только к его сохранению, но и к выработке наиболее адекватной системы взаимоотношений элементов системы в соответствии с потребностями и состоянием сообщества.

Общая линия развития взаимоотношений, благодаря накоплению ценностей, ведет к дальнейшей гуманизации совместного существования социальных групп и личности, к перестройке психологических границ социальных групп, смягчению межгрупповых барьеров, созданию надгрупповых социальных объединений, то есть новых групп, включающих ранее разъединенных и поляризованных общностей. При сохранении системы групповых ценностей происходит их содержательное обогащение за счет появления новых, более гуманных, исходящих из объединяющей позиции - равенства разнообразия.

Эта позиция равенства разнообразия становится универсальной ценностью, лежащей в самом основании взаимоотношений элементов социальной системы. Уровень соблюдения этой позиции в обществе вызывает уже не взаимоотношение-оценку, а оценку взаимоотношений как справедливых или несправедливых.

Нарушение данной ценности ведет, таким образом, к появлению чувства несправедливости взаимоотношений у членов сообщества и к вероятной смене социальной системы: конфликтам, революциям, переворотам. "...Психологическая энергетика социального движения обеспечивается разрывом между желаемым и действительным, между должным и реально имеющимся. Осознание этого разрыва само может обладать большим мотивационным потенциалом" (218, с.32).

Переживание равенства-неравенства появилось, в свою очередь, лишь с возникновением системы ценностей.

Возьмем, к примеру, десятичную систему счисления. Цифры в этой системе сами по себе все равны и различаются лишь количеством элементов множества - единиц, в него входящих. Они становятся неравными с превращением в числа, то есть когда используются для каких-либо вычислений, иными словами, когда они составляют систему и им придается ценностное значение.

То же можно сказать и про социальные объединения. Люди, составляющие их, как элементы социальных множеств все равны, хотя и бесконечно разнообразны и могут теоретически создать бесконечное число множеств. Неравенство появляется тогда, когда люди организуют сообщество, а сообщество задает им определенные свойства и требования к этим свойствам.

Эти требования не абсолютные. Они исходят из критериев справедливости, извлекаемых из культуры, в которой развивалось сообщество. Так, например, согласно “Правде Этельберта” удар кулаком по носу любому ударившему будет стоить 3 шиллинга. А в соответствии с “Саксонским зерцалом”, если кого-либо побьют без кровавых ран, тот дает возмещение сообразно его рождению (210а). В российской культуре обман на стихийном рынке воспринимается относительно невинным, по сравнению с обманом в крупном торговом центре. И, если в первом случае обман иногда рассматривается как следствие собственной невнимательности или ловкости продавца, то во втором случае, обман воспринимается как строго наказуемое нарушение взаимоотношений и несправедливое действие, подлежащее уголовному наказанию.

Если действие группы воспринимается выходящим за пределы образа справедливого действия, то оно, согласно концепции каузальной атрибуции, воспринимается, в первую очередь, как действие, мотивированное психологией группы и объясняемое ее отношением к партнеру по взаимодействию, то есть несправедливым отношением (105).

Чувство несправедливости приводит к социальным движениям и, далее, к изменению групп и социальных систем. Устранение старого, приводит к жизни новое неравенство, заставляя людей менять структуру сферы ценностей и характер воздействия на социальную систему.

Поскольку ценности связаны с вопросом справедливости, то есть с оценкой легитимности существующей социальной системы, то проблема формирования соответствующих ценностей в общности превращается в проблему власти. Словами Фридриха Ницше - ценность - условие поддержания и наращивания власти и, одновременно: "Ценность есть высший квант власти, который может вобрать в себя человек - человек: не человечество" (207, с.101).

Для сохранения социальной системы элитарные группы вырабатывают целый комплекс идей, ориентированных на поддержание или установление желаемой структуры социально-психологических отношений, и придают им значение ведущих ценностей, которые направляют взаимоотношения социальных элементов (социальных групп) в необходимое русло. Этот комплекс идей оформляется в виде идеологии соответствующей системы.

Во всем разнообразии терминов, сфере реальных ценностей, наполняющих жизнь сообщества, вероятно, более соответствует термин " культура социальной группы ". Мы понимаем под культурой систему "всевозможных общественных отношений, в которую включен субъект и которая формирует субъекта (сообщает ему знания, навыки, понятия о нормах и ценностях и т.д.), а с другой - выступает ареной его собственной деятельности" (77, с.36).

Не материальный уровень, а культура делает социальную систему устойчивой, определяет расцвет или упадок ее развития.

Квинтэссенцию культуры составляет структура взаимоотношений между социальными группами, входящими в данную социальную систему, так как по ним проходит граница дифференциации социально-психологических отношений и их интеграция внутри элементов социальной системы.

 

Date: 2015-11-14; view: 549; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию