Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
N V f b
R X E C K D I. II. Рис. 5 Отвлекаясь от рассуждений автора в плоскость наших рассуждений символ \ знак мы видим, что первый образ для нас ближе к знаку, второй - к символу. Первый шестиугольник соотносится с буквенными индексами случайным образом. Поэтому мы можем соотнести данную графическую конструкцию с любой идеей, которая еще не имеет своего обозначения. Второй шестиугольник связан своими углами с латинской алфавитной системой знаков. В нем синтетически воплощены идея пространственных границ и, к примеру, идея движения. Мы не можем назначить его любому символу, а только тому, который наиболее близко отражает соответствующую последовательность изменений в соответствующем пространстве. Иначе символ войдет в противоречие со знаком и вызовет ошибочные образы, а, следовательно, и действие. Но эта ошибка закономерно возникнет только у тех, кто знаком с латинской алфавитной системой. У остальных же все останется на волю случая. Примеры делают очевидным присутствие в символе структуры целостности, то есть структуры системы. Так, в каждом общественном символе присутствует соответствующее социальное единство, то есть система социально-психологических отношений, которая это единство создает. И, что очень важно для нас, в любом образе социальной группы заложена система символов, отражающих основные идеи, на которых строятся соответствующие групповые взаимоотношения. Знаки же, которые сопровождают восприятие социальных групп, такие, например, как графические изображения, текстовые материалы, атрибуты внешнего вида, стереотипные динамические блоки группового поведения и т.д., должны в любом исследовании или в практике обязательно соотносится с тем символическим полем, в котором конкретные социальные группы существуют. Диалектика символа и знака хорошо выражена в словах А.Ф.Лосева: "Символ есть развернутый знак, но знак тоже является неразвернутым символом, его зародышем" (103, с.131). Символ вызывается к жизни с появлением социального свойства, то есть с возникновением потребности группирования на качественно ином, по сравнению с биологическим, уровне. Его непременным условием является ощущение общности, то есть ощущение того, что есть некто как Я и, одновременно, не-Я в той мере, в какой необходимо иметь общее поле жизненных понятий. Слово стало универсальным материальным носителем символа. Им мы можем заменить бесчисленное множество явлений, выделив в них общее и отнеся к единой категории, обозначаемой этим словом. Оно вобрало в себя своим значением опыт взаимодействия социальных групп с материальным миром, и, в то же время, оно совершенно свободно от материальных связей своим символическим содержанием. Мы произносим его и мысленно оперируем с предметом или явлением, которое оно обозначает. Мы можем создать предмету новое окружение, расчленить его на части и начать анализировать, показать, что с ним должно произойти в будущем. А, главное, можем облечь в слова в хрупкую цепочку идей и ощущений, возникших в ходе нашего индивидуального взаимодействия с миром. Можем запечатлеть свое отношение к этому взаимодействию. Сделать это отношение доступным всем другим. Этим мы заменяем практическое действие идеальным действием. Над пространством естественных, природных ощущений социальные группы надстраивают экран символических значений стимулов окружающей среды. Эти символы, созданные групповой жизнью и воплощенные в слове, с помощью речи порождают внутри каждого человека, к которому они обращены, конкретные образы. Образы являются индивидуальными психическими моделями реальности как основами текущих или будущих действий. Образ с помощью своего символического компонента соединяет общественное и индивидуальное бытие человека. "У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой... По сравнению с другими животными человек живет не просто в более широкой реальности - он живет как бы в новом измерении реальности" (72, с.28). Это новое измерение - социальное измерение реальности. Освобождая индивида от физической зависимости от природы, социальная система наполняла личность духовными связями в виде социально-психологических отношений, создавая внутри этой личности новый мир, центром которого становится сам индивид. Этот символический мир создал пространство принципиально новых возможностей существования в социальном поле совместного существования людей. "То, что делает человека человеком, есть принцип противоположный всей жизни вообще, он как таковой вообще не сводим к "естественной эволюции жизни" (213, с.53). С одной стороны, символ, будучи отделен от конкретного предмета или явления, показывает его определенное свойство. Он относит его к некоторой категории, в которую входит множество других предметов или явлений. Они часто внешне совершенно непохожи друг на друга, но обладают одинаковым свойством в процессе взаимодействия человека с ними. Это дает субъекту способность уместно манипулировать с объектами реальности, не имея личного опыта или до реального взаимодействия с ними. И, что очень важно для нашей проблемы, категоризовать любое сообщество с помощью символов по ряду социальных свойств, присущих ему как целостной системе взаимодействия социальных элементов. Это делает реальной возможность представить социальный мир с помощью знаков и языка организованным в структурные взаимосвязанные единицы и создать гигантский интеллектуальный потенциал в освоении и преобразовании этого мира. С другой стороны, знак может не возвращаться к исходному образу, а порождать, в зависимости от символической системы субъекта, иной образ, с иной символической основой. Следовательно, он может, порождать в ответ иные социально-психологические отношения, а соответственно и иные модели поведения ассоциированные с первоисточником. Таким образом, один и тот же знак в разных символических полях может вызывать совершенно противоположные реакции. Примером служат такие распространенные знаки как гаммированный крест, пятиконечная звезда, шестиконечная звезда и т.д. Нередко автономность знака приводит к когнитивным заблуждениям, суевериям и неэффективному поведению субъекта. Лингвистические структуры языка в процессе социального движения человека стали в состоянии воспроизвести любую систему символов, отражающих структуру соответствующего сообщества. Язык - "хранитель присутствия", "дом бытия" (206, с.314; 207, с.272). С помощью речи, по мнению Я.В.Пономарева, происходит объективация отношения оригинал-модель. Сама структура речи формировалась для достижения этой цели.
Date: 2015-11-14; view: 293; Нарушение авторских прав |