Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Структура взаимоотношений социальных групп
Третья глава посвящена доказательству второй гипотезы исследования, касающейся структуры взаимоотношений социальных групп. Взаимоотношения отчетливо обнаруживают себя в тех образах групп, которые включены в процесс как субъекты взаимодействия. В современных работах по изучению психологии межгрупповых отношений образ группы служит наиболее распространенным инструментом исследования, который выявляется в различных ситуациях и подвергается затем различным видам анализа (см. напр., работы особо посвященные групповой перцепции 3, 111). Необходимость анализа оценочной стороны образа в исследовании взаимоотношений социальных групп особо подчеркивали В.С.Тюхтин, П.Н.Шихирев (192, 219). В нашей работе групповому образу так же отводится большая роль. Такое внимание ему требует более длительной остановки на его участии в создании и регулировании межгрупповых отношений. Чтобы обеспечить опережающее действие, образ не может быть самой реальностью, которую он отражает. Он не может быть и точной копией, слепком с этой реальности. Он может быть лишь моделью реальности, пригодной (моделью) для субъекта будущего действия. По словам П.Н.Шихирева, образ создает третью реальность между объективной и субъективной реальностями. Действительно, - это как бы мостик между миром объекта и миром субъекта, который согласует их с задачами сохранения социальной целостности. Образ включает в себя не только и даже не столько итог работы соответствующих анализаторов. Образ, как результат перцепции,[14] включает в себя нечто сделавшееся видимым и одновременно установленное самим субъектом. Это может относиться как к явившемуся непосредственно перед субъектом, так и к представленному самим субъектом продукту предшествовавшего моделирования им окружающего мира. Образ вычленяет и интегрирует в себе все существенно важное, что реализуется в отношениях субъекта и объекта. Поэтому он становится универсальной основой для согласования мироощущения социальной группы с объективными реалиями. Путь, которым жизнедеятельность любого социального субъекта наполняется общественными отношениями, пронизывающими все уровни организации взаимодействия, связан с отражением обще социального содержания, которое в неявной форме обнаруживается в каждом конкретном образе, возникающем в ходе восприятия ситуации межгруппового взаимодействия. Так, рядовой житель, сталкиваясь с равнодушным к его бытовым проблемам чиновником в образе конкретного человека, воспринимает через этот образ и экономический кризис, и неэффективность власти, и свой социальный статус в структуре общества. Для осуществления непрерывности жизнедеятельности социального субъекта общесоциальное содержание образов должно присутствовать в виде соответствующих элементов структуры взаимоотношений групп. В исследованиях структуры межгрупповых отношений существует несколько подходов. В ряде зарубежных работ выделяют два структурных компонента межгрупповых отношений: когнитивный, связанный со знанием, и аффективный, связанный с переживаниями, чувствами (257). Это справедливо, когда субъект переносится в центр явлений и рассматривается как точка отсчета всего происходящего. Все, что касается его действенной стороны, привлекает главное внимание, а эмоции и знания, по сравнению с ней, играют второстепенную, регулирующую роль. С этой “высоты” исследовательский взгляд приобретает эгоцентрический, этноцентрический характер. Некоторые исследователи добавляют в структуру анализа направляющий (directiv) элемент, задающий "порядок и направление непрерывному потоку человеческих действий и мыслей". Это уже включает субъекта в общий вектор действий по достижению целей, и взаимодействие групп получает определенный координированный характер. В исследовании взаимоотношений социальных групп более адекватным видится включение в анализ трех равноправных компонентов отношений. Нередко в отечественной науке при рассмотрении проблем деятельности и общения исследователи (например, Я.Л.Коломинский, Б.Ф.Ломов) выделяют когнитивную, аффективную и действенную стороны явления (75, 100)[15]. Э.Н.Аллахвердянц, исследуя способность личности к вступлению в межэтническое общение, то есть в процесс реализации межгрупповых отношений, пишет: “В качестве составляющих категории этнокоммуникативной компетентности нами выделяются три компонента: эмоционально-оценочный, когнитивный (познавательный) и поведенческий (ситуативный)” (5, с.253). П.Вайнцвайг отмечает: "Отношение - это предрасположение к мысли, чувству или действию (выделено И.С.), направленное в определенное русло" (36, с.121). При таком подходе внимание концентрируется не на группе, а на взаимодействии групп, как единице анализа, включенной, в свою очередь, в общую систему взаимодействия, социальную систему. Эти компоненты как бы замкнуты внутри группы, в ее психологической реальности, тогда как стороннему наблюдателю видна лишь внешность взаимодействия - групповое поведение. Такой трехкомпонентный подход к рассмотрению структуры взаимоотношений кажется нам наиболее плодотворным в данной концепции. Познавательная сторона взаимоотношений должна выполнять функцию представления групповых свойств, важных для процесса межгруппового взаимодействия. Складываясь из отдельных впечатлений, умозаключений, следов памяти, она трансформируется в целостное восприятие группы. Это позволяет личности выбирать наиболее соответствующую реакцию по отношению к группе, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Познание этой стороны взаимоотношений невозможно без психологического анализа образа группы как социального феномена. Эмоциональная сторона должна быть тесно связана со степенью изменения социальной системы и ориентирована на сохранение ее целостности и развитие. Поэтому она отражает ценность группы, участвующей во взаимодействии с точки зрения ее вклада в существование системы, которая в данный момент актуальна для группы-субъекта. Поскольку эта оценка подчинена сохранению социального качества, своим основанием она покоится на системе ценностей, сложившихся в культуре сообщества. Исследование ценностной сферы группы позволяет понять природу и силу эмоциональной стороны взаимоотношений групп. Поведенческая сторона, выраженная в социальных установках группы, предопределяет способ реагирования на межгрупповую ситуацию, складывающуюся в процессе взаимодействия социальных групп. Она становится необходимым условием конкретизации процесса обмена социально-психологическими отношениями между группами, превращения общих закономерностей межгруппового обмена в реальный узор группового поведения.
Date: 2015-11-14; view: 401; Нарушение авторских прав |