Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Структура взаимоотношений социальных групп





 

Третья глава посвящена доказательству второй гипотезы исследования, касающейся структуры взаимоотношений социальных групп.

Взаимоотношения отчетливо обнаруживают себя в тех образах групп, которые включены в процесс как субъекты взаимодействия.

В современных работах по изучению психологии межгрупповых отношений образ группы служит наиболее распространенным инструментом исследования, который выявляется в различных ситуациях и подвергается затем различным видам анализа (см. напр., работы особо посвященные групповой перцепции 3, 111). Необходимость анализа оценочной стороны образа в исследовании взаимоотношений социальных групп особо подчеркивали В.С.Тюхтин, П.Н.Шихирев (192, 219).

В нашей работе групповому образу так же отводится большая роль. Такое внимание ему требует более длительной остановки на его участии в создании и регулировании межгрупповых отношений.

Чтобы обеспечить опережающее действие, образ не может быть самой реальностью, которую он отражает. Он не может быть и точной копией, слепком с этой реальности. Он может быть лишь моделью реальности, пригодной (моделью) для субъекта будущего действия.

По словам П.Н.Шихирева, образ создает третью реальность между объективной и субъективной реальностями. Действительно, - это как бы мостик между миром объекта и миром субъекта, который согласует их с задачами сохранения социальной целостности.

Образ включает в себя не только и даже не столько итог работы соответствующих анализаторов. Образ, как результат перцепции,[14] включает в себя нечто сделавшееся видимым и одновременно установленное самим субъектом. Это может относиться как к явившемуся непосредственно перед субъектом, так и к представленному самим субъектом продукту предшествовавшего моделирования им окружающего мира. Образ вычленяет и интегрирует в себе все существенно важное, что реализуется в отношениях субъекта и объекта. Поэтому он становится универсальной основой для согласования мироощущения социальной группы с объективными реалиями.

Путь, которым жизнедеятельность любого социального субъекта наполняется общественными отношениями, пронизывающими все уровни организации взаимодействия, связан с отражением обще социального содержания, которое в неявной форме обнаруживается в каждом конкретном образе, возникающем в ходе восприятия ситуации межгруппового взаимодействия. Так, рядовой житель, сталкиваясь с равнодушным к его бытовым проблемам чиновником в образе конкретного человека, воспринимает через этот образ и экономический кризис, и неэффективность власти, и свой социальный статус в структуре общества.

Для осуществления непрерывности жизнедеятельности социального субъекта общесоциальное содержание образов должно присутствовать в виде соответствующих элементов структуры взаимоотношений групп.

В исследованиях структуры межгрупповых отношений существует несколько подходов.

В ряде зарубежных работ выделяют два структурных компонента межгрупповых отношений: когнитивный, связанный со знанием, и аффективный, связанный с переживаниями, чувствами (257). Это справедливо, когда субъект переносится в центр явлений и рассматривается как точка отсчета всего происходящего. Все, что касается его действенной стороны, привлекает главное внимание, а эмоции и знания, по сравнению с ней, играют второстепенную, регулирующую роль. С этой “высоты” исследовательский взгляд приобретает эгоцентрический, этноцентрический характер.

Некоторые исследователи добавляют в структуру анализа направляющий (directiv) элемент, задающий "порядок и направление непрерывному потоку человеческих действий и мыслей". Это уже включает субъекта в общий вектор действий по достижению целей, и взаимодействие групп получает определенный координированный характер.

В исследовании взаимоотношений социальных групп более адекватным видится включение в анализ трех равноправных компонентов отношений.

Нередко в отечественной науке при рассмотрении проблем деятельности и общения исследователи (например, Я.Л.Коломинский, Б.Ф.Ломов) выделяют когнитивную, аффективную и действенную стороны явления (75, 100)[15].

Э.Н.Аллахвердянц, исследуя способность личности к вступлению в межэтническое общение, то есть в процесс реализации межгрупповых отношений, пишет: “В качестве составляющих категории этнокоммуникативной компетентности нами выделяются три компонента: эмоционально-оценочный, когнитивный (познавательный) и поведенческий (ситуативный)” (5, с.253).

П.Вайнцвайг отмечает: "Отношение - это предрасположение к мысли, чувству или действию (выделено И.С.), направленное в определенное русло" (36, с.121).

При таком подходе внимание концентрируется не на группе, а на взаимодействии групп, как единице анализа, включенной, в свою очередь, в общую систему взаимодействия, социальную систему.

Эти компоненты как бы замкнуты внутри группы, в ее психологической реальности, тогда как стороннему наблюдателю видна лишь внешность взаимодействия - групповое поведение.

Такой трехкомпонентный подход к рассмотрению структуры взаимоотношений кажется нам наиболее плодотворным в данной концепции.

Познавательная сторона взаимоотношений должна выполнять функцию представления групповых свойств, важных для процесса межгруппового взаимодействия. Складываясь из отдельных впечатлений, умозаключений, следов памяти, она трансформируется в целостное восприятие группы. Это позволяет личности выбирать наиболее соответствующую реакцию по отношению к группе, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Познание этой стороны взаимоотношений невозможно без психологического анализа образа группы как социального феномена.

Эмоциональная сторона должна быть тесно связана со степенью изменения социальной системы и ориентирована на сохранение ее целостности и развитие. Поэтому она отражает ценность группы, участвующей во взаимодействии с точки зрения ее вклада в существование системы, которая в данный момент актуальна для группы-субъекта. Поскольку эта оценка подчинена сохранению социального качества, своим основанием она покоится на системе ценностей, сложившихся в культуре сообщества. Исследование ценностной сферы группы позволяет понять природу и силу эмоциональной стороны взаимоотношений групп.

Поведенческая сторона, выраженная в социальных установках группы, предопределяет способ реагирования на межгрупповую ситуацию, складывающуюся в процессе взаимодействия социальных групп. Она становится необходимым условием конкретизации процесса обмена социально-психологическими отношениями между группами, превращения общих закономерностей межгруппового обмена в реальный узор группового поведения.

 

Date: 2015-11-14; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию