Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема изучения и дескрипторного описания профессии





Взаимное соответствие человека и профессии можно изучать с психолого-профессиоведческих позиций. Важно выявить степень сходства «я-образа» субъекта труда (представлений о себе на определенном рабочем месте) и «образа профессии» (представлений о ее требованиях). Для построения «образа профессии» путем детального анализа содержания работы необходимо располагать текстом описания этой деятельности. Если такого описания в наличии нет, то его можно составить самостоятельно, наблюдая за работающим. Ознакомившись с описанием профессии, необходимо обсудить его вслух с человеком, которому доверяете. В ходе тщательного обдумывания особенностей изученного сокращенном материала соотнесите его с требованиями, перечисленными ниже, и зафиксируйте свои соображения-ответы сначала в развернутом письменном виде, а затем в буквенно-цифровом варианте через обозначения, указанные в скобках.

 

I. Цели профессии:

1) первая гностическая цель труда заключается в конкретной и однозначной оценке (сортировке и классификации) вещественных и невещественных продуктов «чужого» труда в целом или отдельных их признаков по заранее известным, очевидным характеристикам (Г1); экспертный труд;

2) вторая гностическая цель труда предполагает скрупулезное изучение скрытых закономерностей в процессах и явлениях окружающего мира и их неоднозначное оценивание (Г2); аналитический труд;

3) первая преобразующая цель труда заключается в систематизации, организации и реорганизации “своих” и “чужих” продуктов труда (П1); труд по упорядочению;

4) вторая преобразующая цель труда сводится к активному преобразованию объектов, усовершенствованию их внешней и внутренней структуры в разнообразных видах оказания влияния, воздействия или обработки (П2); труд по преобразованию;

5) третья преобразующая цель труда предполагает обслуживание - преднамеренное включение в сферы функционирования объектов по заданиям (П3); обслуживающий труд;

6) изыскательская цель труда включает проектирование, усиленные поиски и нахождение оптимального и экономного варианта в широком контексте гностической и преобразовательной активности для себя и для других (И); изобретательский труд.

II. При выполнении работы используются средства:

7) рука, ручные инструменты (Р); ручной труд;

8) механизмы, различный транспорт (М); механизированный труд;

9) аппараты, автоматизированное оборудование (А); автоматизированный труд;

10) приборы, технические устройства (ПУ); труд с приборами;

11) не внешние вещественные средства, а физиологические возможности человека - органы чувств и анализаторные системы (Ф); органолептический труд;

12) функциональные средства - слушание и говорение в правильных грамматических формах на основе житейских и простейших научных понятий (Ф1); труд по оказанию бытовых услуг;

13) функциональная эмоциональная речеголосовая активность по передаче представлений на базе кругозора в определенной области знаний (Ф2); обучающий труд;

14) функциональная мыследеятельная активность на основе сложных научных понятий (Ф3); умственный труд;

15) функциональные - мимика, пантомимика, жестовые ансамбли (Ф4); труд с выразительными средствами;

16) функциональные - координированные движения всего тела, организма человека как единого целого (Ф5); мускульный труд;

17) функциональные - беспристрастное (справедливое) поведение как единство аффекта и интеллекта (Ф6); труд по управлению;

18) функциональные - базы знаний, необходимые для решения масштабных практических и теоретических оперативных задач (Ф7); интеллектуальный труд.

III. Характер условий данной работы:

19) имеет строгий алгоритм - четко определен порядок действий, который нельзя изменять (АЛ); операторский труд;

20) имеет правила и алгоритм выполнения, но их можно подстроить под новые задачи (АН); труд с принятием решения;

21) имеет ситуации неопределенности при выполнении процесса и достижения результата (Н); испытательный труд.

IV. Условия организации труда:

22) достаточно строгое индивидуализированное выполнение трудовых заданий по достижению результата труда без ситуативного взаимодействия с коллегами (ИН); индивидуальный труд;

23) коллективное участие работающих с одновременным осуществлением ими трудовых действий по получению результата труда (К); коллективный труд.

V. Условия работы предполагают:

24) наличие исполнительности как отсутствия внешней инициативной активности (ИС); исполнительный труд;

25) самоорганизацию - частичное планирование, распределение нагрузки, изменение способов работы (ОС); труд с высокой степенью самостоятельности;


26) организацию активности других людей (О); организаторский труд.

VI. По условиям работы необходимы контакты:

27) немногочисленные (К1); труд с ограниченным общением;

28) многочисленные (К2); труд с широким кругом общения;

29) с клиентами, имеющими определенные запросы (К3); консультативный труд;

30) с сотрудниками по работе (К4); корпоративный труд;

31) с группами людей в классе, аудитории (К5); просветительский труд;

32) «навязанные» с одними и теми же людьми в замкнутом пространстве (К6); труд в особых условиях сосуществования (К6);

33) с пользователями, потребителями незначительных повседневных услуг (К7); труд с общением в быстро меняющемся круге лиц;

34) с животными, растениями, микроорганизмами на фоне людских запросов (К8); сопрововодительный труд;

VII. Проявления ответственности:

35) материальная (за сохранение имущества, денег, других ценностей) (МТ); труд с материальной ответственностью;

36) моральная (за воспитание, развитие людей) (МР); труд с моральной ответственностью;

37) за жизнь и здоровье людей, животных, растений (ЖЗ); труд с ответственностью за жизнь и здоровье;

38) средняя, обычная (ОБ); простой труд;

VIII. Физические условия труда по преимуществу:

39) бытовые, работа в помещении (Б); труд служащих;

40) на открытом воздухе (ОВ); труд на природе.

IX. Необычные условия труда:

41) различные опасности или риск для жизни (Н1); опасный труд;

42) необходимость быстрого реагирования на возникновение аварийных ситуаций (Н2); труд с возможностью аварийных ситуаций;

43) персональный патронат и патронаж лицам с девиантными особенностями сознания, поведения и развития (Н3); опекунский труд;

44) навязанные, вынужденные темп и ритм труда (Н4); труд в условиях напряженности;

45) значительные физические нагрузки (Н5); труд с физическими нагрузками, физический труд;

46) длительное пребывание в одной рабочей позе (Н6); стереотипный труд;

47) ночные смены (Н7); ночной труд;

48) аномальные физико-химические особенности производственной среды (Н8); вредный труд.

Х. Предметная среда содержит различные связи систем объектов труда - вещественных и невещественных явлений действительности, на которые направлены трудовые усилия; в конкретной работе одна из систем имеет ведущее значение:

49) биотические системы живой природы (П); биономический тип труда;

50) неживые (абиотические) системы (Т); технономический тип труда;

51) социальные системы, человек (Ч); социономический тип труда;

52) знаковые системы (З); сигнономический тип труда;

53) системы художественных образов (Х); артономический тип труда.

исследователя-аналитика любой профессии.


Приложение 2.32. Извлечения-интерпретации результатов факторного анализа по данным дескрипторного оценивания учебной картины мира профессий из отчетов студентов-психологов-женщин спецпрактикума «Основы психологического профессиоведения







Date: 2015-11-14; view: 501; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию