Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема изучения и дескрипторного описания профессии
Взаимное соответствие человека и профессии можно изучать с психолого-профессиоведческих позиций. Важно выявить степень сходства «я-образа» субъекта труда (представлений о себе на определенном рабочем месте) и «образа профессии» (представлений о ее требованиях). Для построения «образа профессии» путем детального анализа содержания работы необходимо располагать текстом описания этой деятельности. Если такого описания в наличии нет, то его можно составить самостоятельно, наблюдая за работающим. Ознакомившись с описанием профессии, необходимо обсудить его вслух с человеком, которому доверяете. В ходе тщательного обдумывания особенностей изученного сокращенном материала соотнесите его с требованиями, перечисленными ниже, и зафиксируйте свои соображения-ответы сначала в развернутом письменном виде, а затем в буквенно-цифровом варианте через обозначения, указанные в скобках.
I. Цели профессии: 1) первая гностическая цель труда заключается в конкретной и однозначной оценке (сортировке и классификации) вещественных и невещественных продуктов «чужого» труда в целом или отдельных их признаков по заранее известным, очевидным характеристикам (Г1); экспертный труд; 2) вторая гностическая цель труда предполагает скрупулезное изучение скрытых закономерностей в процессах и явлениях окружающего мира и их неоднозначное оценивание (Г2); аналитический труд; 3) первая преобразующая цель труда заключается в систематизации, организации и реорганизации “своих” и “чужих” продуктов труда (П1); труд по упорядочению; 4) вторая преобразующая цель труда сводится к активному преобразованию объектов, усовершенствованию их внешней и внутренней структуры в разнообразных видах оказания влияния, воздействия или обработки (П2); труд по преобразованию; 5) третья преобразующая цель труда предполагает обслуживание - преднамеренное включение в сферы функционирования объектов по заданиям (П3); обслуживающий труд; 6) изыскательская цель труда включает проектирование, усиленные поиски и нахождение оптимального и экономного варианта в широком контексте гностической и преобразовательной активности для себя и для других (И); изобретательский труд. II. При выполнении работы используются средства: 7) рука, ручные инструменты (Р); ручной труд; 8) механизмы, различный транспорт (М); механизированный труд; 9) аппараты, автоматизированное оборудование (А); автоматизированный труд; 10) приборы, технические устройства (ПУ); труд с приборами; 11) не внешние вещественные средства, а физиологические возможности человека - органы чувств и анализаторные системы (Ф); органолептический труд; 12) функциональные средства - слушание и говорение в правильных грамматических формах на основе житейских и простейших научных понятий (Ф1); труд по оказанию бытовых услуг; 13) функциональная эмоциональная речеголосовая активность по передаче представлений на базе кругозора в определенной области знаний (Ф2); обучающий труд; 14) функциональная мыследеятельная активность на основе сложных научных понятий (Ф3); умственный труд; 15) функциональные - мимика, пантомимика, жестовые ансамбли (Ф4); труд с выразительными средствами; 16) функциональные - координированные движения всего тела, организма человека как единого целого (Ф5); мускульный труд; 17) функциональные - беспристрастное (справедливое) поведение как единство аффекта и интеллекта (Ф6); труд по управлению; 18) функциональные - базы знаний, необходимые для решения масштабных практических и теоретических оперативных задач (Ф7); интеллектуальный труд. III. Характер условий данной работы: 19) имеет строгий алгоритм - четко определен порядок действий, который нельзя изменять (АЛ); операторский труд; 20) имеет правила и алгоритм выполнения, но их можно подстроить под новые задачи (АН); труд с принятием решения; 21) имеет ситуации неопределенности при выполнении процесса и достижения результата (Н); испытательный труд. IV. Условия организации труда: 22) достаточно строгое индивидуализированное выполнение трудовых заданий по достижению результата труда без ситуативного взаимодействия с коллегами (ИН); индивидуальный труд; 23) коллективное участие работающих с одновременным осуществлением ими трудовых действий по получению результата труда (К); коллективный труд. V. Условия работы предполагают: 24) наличие исполнительности как отсутствия внешней инициативной активности (ИС); исполнительный труд; 25) самоорганизацию - частичное планирование, распределение нагрузки, изменение способов работы (ОС); труд с высокой степенью самостоятельности; 26) организацию активности других людей (О); организаторский труд. VI. По условиям работы необходимы контакты: 27) немногочисленные (К1); труд с ограниченным общением; 28) многочисленные (К2); труд с широким кругом общения; 29) с клиентами, имеющими определенные запросы (К3); консультативный труд; 30) с сотрудниками по работе (К4); корпоративный труд; 31) с группами людей в классе, аудитории (К5); просветительский труд; 32) «навязанные» с одними и теми же людьми в замкнутом пространстве (К6); труд в особых условиях сосуществования (К6); 33) с пользователями, потребителями незначительных повседневных услуг (К7); труд с общением в быстро меняющемся круге лиц; 34) с животными, растениями, микроорганизмами на фоне людских запросов (К8); сопрововодительный труд; VII. Проявления ответственности: 35) материальная (за сохранение имущества, денег, других ценностей) (МТ); труд с материальной ответственностью; 36) моральная (за воспитание, развитие людей) (МР); труд с моральной ответственностью; 37) за жизнь и здоровье людей, животных, растений (ЖЗ); труд с ответственностью за жизнь и здоровье; 38) средняя, обычная (ОБ); простой труд; VIII. Физические условия труда по преимуществу: 39) бытовые, работа в помещении (Б); труд служащих; 40) на открытом воздухе (ОВ); труд на природе. IX. Необычные условия труда: 41) различные опасности или риск для жизни (Н1); опасный труд; 42) необходимость быстрого реагирования на возникновение аварийных ситуаций (Н2); труд с возможностью аварийных ситуаций; 43) персональный патронат и патронаж лицам с девиантными особенностями сознания, поведения и развития (Н3); опекунский труд; 44) навязанные, вынужденные темп и ритм труда (Н4); труд в условиях напряженности; 45) значительные физические нагрузки (Н5); труд с физическими нагрузками, физический труд; 46) длительное пребывание в одной рабочей позе (Н6); стереотипный труд; 47) ночные смены (Н7); ночной труд; 48) аномальные физико-химические особенности производственной среды (Н8); вредный труд. Х. Предметная среда содержит различные связи систем объектов труда - вещественных и невещественных явлений действительности, на которые направлены трудовые усилия; в конкретной работе одна из систем имеет ведущее значение: 49) биотические системы живой природы (П); биономический тип труда; 50) неживые (абиотические) системы (Т); технономический тип труда; 51) социальные системы, человек (Ч); социономический тип труда; 52) знаковые системы (З); сигнономический тип труда; 53) системы художественных образов (Х); артономический тип труда. исследователя-аналитика любой профессии. Приложение 2.32. Извлечения-интерпретации результатов факторного анализа по данным дескрипторного оценивания учебной картины мира профессий из отчетов студентов-психологов-женщин спецпрактикума «Основы психологического профессиоведения Date: 2015-11-14; view: 501; Нарушение авторских прав |