Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения руководства - подчинения





Теперь рассмотрим ту же проблему стиля в третьем аспекте, как отноше­ния между руководителем и подчиненным.

Как уже отмечалось, руководство - частный случай управления. Из всех значений, вкладываемых в данное понятие, выберем одно: руководство как личное, персональное воздействие одного работника на трудовое поведение других, закрепленное административно-правовыми средствами. В таком смыс­ле руководство имеет ряд особенностей.

Отношения руководства в организациях строятся на принципе единона­чалия, согласно которому одному должностному лицу предоставляется право решения и ответственность за определенный контингент других должностных лиц. Единоначалие - элементарная единица внутриорганизационной иерар­хии, строящейся как система соподчинения. Эти отношения охватывают всю систему управления, каждый ее уровень, т. е. любой работник имеет своего руководителя, последний, в свою очередь, подчинен другому руководителю и т. д. Значит, некоторые работники выступают в роли руководителей и подчи­ненных одновременно.

Однако руководство - это особые отношения между людьми в организа­ции. Руководство выступает как отношения между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющие под собой правовую основу и проявляющиеся в виде односторонней зависимости одного работника (долж­ности) от другого. Руководство - это и отношения между отдельными рабо­чими функциями общего трудового процесса: одной - более "общей", другой -более "конкретной". В нем связываются, с одной стороны, функция организа­ции, с другой - исполнение. Наконец, руководство представляет собой отно­шения между личностями, специфический тип общения. В этом случае рас­сматривается их социально-психологическое содержание - взаимное призна­ние, влияние, стиль, интересы и т. д. Понятно, что перечисленные стороны от­ношений руководства - подчинения не могут существовать в отрыве друг от друга, они переплетены, хотя и имеют относительную самостоятельность. Для социолога важно взаимодействие, взаимовлияние этих сторон. Социология ис­следует отношения руководства - подчинения как проявление на межличном уровне более общих отношений по управлению.

Воздействие руководителя на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями орга­низации, так и согласно собственным представлениям. Возможны два основ­ных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный (че-рез стимулы). Именно эти средства используются на протяжении всего суще­ствования организаций, однако соотношение между ними и содержание меня­ются.

В первом случае руководство направлено непосредственно на деятельность подчиненного и необходимость соответствующего поведения подкрепляется санкциями за отклонение от предлагаемой линии. Результат достигается за счет того, что для работника "потери" от возможных санкций за невыполнение пре­вышают его "затраты" на выполнение. В своей крайней форме такие отноше­ния руководства - подчинения выступают как принуждение, т. е. цели руко-


вОдСТва не связываются с интересами исполнителя или противостоят им. Эф­фективность этого рода воздействия невелика. И хотя оно занимает еще более или менее значительное место в системе управления производством, в тенден­ции происходит возрастание роли стимулирования.

Второй способ предполагает воздействие на мотивы, а значит, и на потреб­ности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение раз­личных потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие (при прямом воздействии такой компенсацией служит отсутствие не­гативных санкций). Ориентация на получение удовлетворения в целом побуж­дает человека к определенному поведению сильнее, чем ориентация на отсут­ствие неприятностей, поэтому воздействие через стимулы обычно оказывает­ся эффективнее прямого воздействия, но по своей организации сложнее пос­леднего.

Вообще соотношение этих двух способов воздействия составляет важную проблему управления, разработанную еще недостаточно. Если продолжить на будущее тенденцию возрастания удельного веса стимулирования по сравне­нию с принуждением, то можно предположить, что по мере развития произ­водственных отношений и совершенствования управления способ опосредо­ванного воздействия станет преобладающим.

Как известно, все стимулы делятся на "материальные" и "моральные". Но всегда ли возможно их разделение? Премия, пусть даже символическая по раз­меру, несомненно, выступает и как акт признания по отношению к работнику, как проявление уважения, оценка заслуг. Это повышает его престиж в коллек­тиве, и часто трудно сказать, что несет в себе премия больше - материального или морального поощрения. Благодарность объявляется за более производитель­ный труд, что, в свою очередь, предусматривает определенное материальное (де­нежное) вознаграждение, и, кроме того, лучшему работнику предоставляются льготы. Иной рабочий стремится больше заработать, но деньги тратит в основ­ном на книги, театры, путешествия,. Он ориентируется на деньги, значит, на мате­риальные стимулы, но они ему нужны для собственного развития - удовлетворе­ния культурных потребностей. Но тогда вместо очередной премии ему можно вручить комплект книг или туристическую путевку - эффект будет больший.


Работа состоит в выделении и сопоставлении, с одной стороны, системы стимулов, с другой - системы потребностей, на удовлетворение которых на­правляются эти стимулы. И в той мере, в какой состыковываются эти встреч­ные "потоки", стимулирование будет эффективным, и наоборот.

Разумеется, управление не ставит целью удовлетворение всех потребнос­тей индивидов, входящих в данную организацию. Да и сами индивиды, посту­пая в организацию, рассчитывают на удовлетворение лишь некоторых потреб­ностей, стремясь удовлетворить другие во внепроизводственной сфере (семья, товарищеские, любительские группы и т. д.). Некоторые его потребности оста­ются неудовлетворенными. Следует также учитывать неравномерность разви­тия отдельных потребностей у разных индивидов.

Задача управления состоит в таком воздействии стимулами на потребнос­ти, которое вызывало бы целесообразное для организации трудовое поведение, начит, посредством стимулирования достигается соединение личных потреб­ностей, интересов и целей организации. Но для такого соединения необходимо


не только соответствие стимулирования целям организации, но и совмещение' системы стимулов со структурой потребностей. Иначе говоря, между стимулов; и ожидаемым действием стоит третье звено - восприятие индивидом каждого стимула через структуру своих потребностей. Многообразие потребностей тре-; бует сложной и обоснованной системы стимулирования и в то же время дает возможность многостороннего воздействия на поведение человека в организа­ции. Известно, что набор стимулов, которыми располагает управление, сравни­тельно невелик, однако и имеющиеся возможности стимулирования на практи­ке реализуются незначительно. Иногда элементы творчества в труде значат для работника больше, чем простое повышение зарплаты.

Но индивид воспринимает стимулы не абсолютно индивидуально, а в оп­
ределенной социальной среде, и оценки среды, групповое мнение имеют не
последнее значение. Опыт показывает, что если премирование какого-либо
работника противоречит оценке, мнению коллектива, то он нередко отказыва­
ется от такого поощрения, дабы не нарушить свои социально-психологичес­
кие связи с группой. Иногда ориентация на общение, принадлежность, пре­
стиж проявляется сильнее, чем ориентация на денежное вознаграждение, так
что социально-психологическая организация коллектива в некоторых случа­
ях может "блокировать" управляющее воздействие. >


Иначе говоря, стимул должен быть рассчитан не только на индивидуаль­ные потребности работника, но и на восприятие его группой, в т. ч. через систе­му взаимооценок внутри нее. Принципы руководящего воздействия на пове­дение индивида с некоторой условностью можно свести в ряд "аксиом":

- косвенное воздействие эффективнее, чем прямое (ибо оно усиливается
положительной мотивацией исполнителя), но труднее (ибо требует уме­
ния соединить стимулы и мотивы);

- материальные и моральные стимулы взаимозаменяемы;

- поощрение за требуемое поведение эффективнее наказания за отклонения;

- индивид так соотносит стимул со своим вкладом, как в его представлении1
стимулирование других соотносится с их вкладом.

Управляемость коллектива руководитель может повышать, используя раз­личные варианты тактики поведения с подчиненными. С этой точки зрения1 колебания в стиле должностного поведения руководителя чаще всего измеря­ются шкалой, на одном полюсе которой расположен "демократический" стиль руководства, на другом - "авторитарный", а в промежутке - различные соче11 тания элементов того и другого.

Первый принято определять как стиль "советующийся", "консультирую­щийся", "считающийся" и т. д. Руководитель избегает навязывания своего решения подчиненным, обсуждает с ними возможные варианты решения, пре­доставляет самостоятельность в том, что касается сферы действия каждого, использует их инициативу. Противоположный стиль характеризуется предель­ной централизацией инициативы при решении внутриколлективных дел в руках руководителя, стремлением максимально контролировать поведение под­чиненных, доминированием его воли в функционировании организации.

Различие между двумя стилями обнаруживается и в методах воздействия:* если в первом случае используются главным образом убеждение, пример, сти­мулы, то во втором - преимущественно указания, санкции. Хотя в реальной* ]


действительности элементы того и другого стиля чаще всего встречаются в сочетании, исследователи считают, что преобладание "демократического" стиля оказывается более эффективным.

Другие особенности стиля руководства проявляются в степени сохране­ния дистанции между руководителем и подчиненным. В самом деле, можно поставить вопрос: в какой мере руководителю следует поддерживать или даже подчеркивать свое формальное положение по отношению к подчиненным, а в какой мере это оказывается для него и коллектива неэффективным и даже вред­ным? Довольно часто руководителю рекомендуется вступать со своими под­чиненными в неформальные отношения, преодолевая официальные барьеры (совместный отдых, общение семьями и т. д.).

Универсальных рецептов здесь быть не может. Но посмотрим на это с со­циально-психологической точки зрения. Что дает руководителю вхождение в неформальную организацию подчиненного ему коллектива? Очевидно, что таким образом он может лучше воздействовать на социально-психологичес­кие связи и нормы коллектива, т. е. как бы "добавить" их к своим официаль­ным каналам влияния. В результате повышается управляемость коллективом, эффективность воздействия на него за счет совмещения в одном лице руко­водства и лидерства. Однако, ставя перед собой задачу войти в социально-пси­хологическую структуру коллектива, руководитель невольно подвергает себя некоторому испытанию: ведь если в формальной структуре высшее место в организационной иерархии ему обеспечено, то в неформальной многое будет зависеть от восприятия группой его личностных особенностей; в этой сфере руководитель неизбежно оказывается в ситуации многосторонней оценки и его место на "шкале престижа" зависит от той меры признания, которым наде­лит его группа. Верхнее деление на указанной "шкале" ему отнюдь не гаранти­ровано. Возможно, реальный престиж окажется и ниже среднего. Но это со­всем не означает, что руководитель плох и не может справиться со своими обя­занностями, а значит лишь то, что стиль руководства может быть разным и его выбор во многом зависит от личных особенностей руководителя (в т. ч. общи­тельности, привлекательности и др.). Руководитель должен представлять ме­ханизмы своего общения с подчиненным коллективом и возможности исполь­зования их. Не исключено, что в некоторых случаях сохранение официальной дистанции окажется более действенным с точки зрения эффективности руко­водства, чем ее преодоление.


И все же наибольшая эффективность руководства коллективом достига­ется при максимальном совмещении в одном лице руководителя и лидера. Было немало экспериментов по выборности руководителей низовых подразделений, видя в этом один из способов решения указанной задачи. Эксперименты пока­зали эффективность такого пути, когда наиболее авторитетный работник выд­вигается на должность руководителя. Однако он не может считаться универ­сальным. Ведь известно, что лидер ориентирован в основном на свою группу, °т нее он получает признание, на нее направляет свое влияние. Положение же Руководителя задает ему двустороннюю ориентацию - "вниз" и "вверх": на одчиненный коллектив и на вышестоящее руководство. И не всякий лидер, УДучи "перемещенным" на место руководителя, оказывается способным уме­ло сочетать в себе сложность такого положения,


Но немалое значение для управляемости организации имеют и его коли­чественные параметры. Одна из важнейших проблем управления — определе­ние границ влияния руководителя на организацию, того объема организаци­онного пространства, который руководитель в состоянии контролировать. Наиболее распространенный способ измерения диапазона руководства -определение числа работников, непосредственно подчиненных одному руко­водителю.

Но структурная сложность и размеры организации ставят весьма ощути­мые границы. Отсюда вытекает исходный принцип: один человек может конт­ролировать весьма ограниченное число подчиненных. Необходимо различать следующие категории подчиненных: формальное, потенциальное число под­чиненных, которых данный руководитель мог бы контролировать, и реальное число подчиненных, трудовое поведение которых действительно подотчетно руководителю.

Советы консультанту

Группируя задания по разным проблемным основаниям, оценивая их реа­лизуемость, Вы почти с гарантией сможете дать клиенту ценную новизну. Надо опасаться только официальной статистики, которая на крупных предприятиях ведется в изобилии. Как она там поставлена? То ли секретарь, то ли референт, а иногда и целое бюро контроля за исполнением решений присылают исполните­лю выписку из приказа, распоряжения. Если в обозначенный там срок исполни­тель не сообщает о его выполнении, то ему автоматически записывается "неуд", точнее "невып". Поэтому работник, заинтересованный в хорошей репутации, во избежание неприятностей в заданный срок сообщает: "выполнено".

Такая статистика совершенно недостоверна, потому что датчиком инфор­мации о выполнении является сам исполнитель, а значит, на содержание ее накладывается личный или групповой интерес исполнителя. Но еще большая порочность такого контроля состоит в том, что он молчаливо предполагает, что все приказы и распоряжения хороши, и дело только за тем, чтобы их не­укоснительно исполнять. А мы-то с Вами видели, что ошибки в них среди при­чин неисполнения занимают примерно такой же объем, как и низкая исполни­тельская дисциплина. Поэтому достоверную информацию можно получить только на месте исполнения: в цехе, отделе, т. е. по реальному факту.

Хотя у меня был случай, когда даже по официальной информации я нахо­дил такие группировки и данные по реализуемости, которые производили глу­бокое впечатление на первого руководителя и его команду.

Советы руководителю

Предложенные выше замеры Вы можете делать и сами. Надо только обес­печить незаинтересованные оценки. Время от времени Вы можете предлагать такого рода оценки тем, кто готовит подписываемые Вами приказы и распоря­жения, и вводить оценку их управленческой эффективности по критерию реа­лизуемости подготовленных ими решений.


Следите также за тем, что через подготовку проектов приказов и распоря­жений Ваши подчиненные стремятся манипулировать Вами, либо сводя меж­ду собой счеты с помощью распорядительных документов, либо навязывая Вам выгодные им решения. Смотрите об этом главу по командообразованию, где приведена целая коллекция тех методов, к которым прибегают подчиненные для этих целей.







Date: 2015-11-14; view: 472; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию