Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория процессного подхода
Одним из главных компонентов и принципов СМК, согласно международным стандартам, является процессный подход. В стандарте ИСО 9000 сущность процессного подхода звучит следующим образом: «Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и, прежде всего, обеспечения их взаимодействия могут считаться процессным подходом». Анализ теоретических и практических исследований в области процессного подхода таких авторов, как Кане М.М., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г., Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. и др[7], показал, что недооценка процессного подхода является ключевой методической ошибкой указанных авторов. Она заключается в том, что приведение результатов СМК в соответствие оглавлению стандарта без учёта происходивших и потенциально происходящих процессов приводит к дублированию систем, их конкуренции, что неизбежным образом значительно понижает эффективность системы управления и СМК. В зарубежной и российской литературе последних лет стало формироваться убеждение в том, что ни одна модель систем менеджмента не может существовать без принципа процессного подхода[8]. Нельзя забывать, что в ISO 9001:2000 сказано: «Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и выполняемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. Таким образом, согласно международному стандарту типа ISO, при процессном подходе предприятие рассматривается как система взаимосвязанных между собой бизнес-процессов. Бизнес-процесс – это такая последовательность операций, которая нацелена на достижения определённой цели. Методологическая недооценённость также вызывает у исследователей сомнения в эффективности процессного подхода, особенно в условиях экономических кризисов последних десятилетий. Интенсивное применение процессного подхода на практике началось после выхода работ таких авторов, как Эд. Деминг, М. Портер, М. Хаммер, Дж. Чапми[9]. Именно М. Хаммер и Дж. Чампи в своей работе «Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе»«описали такие недостатки функционального подхода, как неориентированность на конечный результат, несоответствие клиентоориентированному подходу, а также показали, что компании с функциональной структурой характеризуют негибкость, неадаптивность<…> недостаток инноваций, высокие накладные расходы[10]. М. Робсон и Ф. Уллах отмечали недооценённость такого подхода: «Хотя люди, вовлечённые в процессы производства мыслили в терминах таких процессов многие десятилетия, теория бизнес-процессов появилась менее двадцати лет назад и сначала была встречена практически с полным равнодушием. Даже те немногие, кто заинтересовался идеей, выражали скептицизм в отношении её реальных достоинств, и только в связи с массовым внедрением TQM идея управления бизнес-процессами начала набирать обороты»[11]. Впервые процессный подход был предложен в рамках школы административного управления и рассматривался как одна из функций менеджмента, как независимые друг от друга структуры. В данный момент не существует единого определения процессного подхода, так как его теория продолжает находится в стадии становления. В настоящей работе мы принимаем определение Е.Ю. Хрусталёва, вслед за В.А. Ивлевым и Т.В. Поповой[12] понимающего под процессным подходом «ориентацию деятельности предприятия на бизнес-процессы», при этом СМК обеспечивает «качество технологии выполнения бизнес-процессов в рамках существующей или перспективной организационно-штатной структуры и организационной культуры предприятия»[13]. В стандартах ISO 9001:2000 представлены основные составляющие процессного подхода, среди которых выделяются бизнес-процессы, СМК и процессная система управления предприятиям. Они представлены на рисунке 1: Рис. 1. Основные элементы процессного подхода
Процессный подход имеет свои принципы, среди которых выделяются следующие: 1. Работа всего предприятия – это совокупность бизнес-процессов, направленных на достижение конкретных результатов. Поэтому при процессном подходе координация всех процессов осуществляется с обеспечением их взаимосвязи и взаимодействия. 2. Выполнение этих процессов должно регламентироваться следующим образом: во-первых, каждый процесс имеет своего потребителя, во-вторых – владельца, в-третьих, для каждого процесса должны разрабатываться ключевые показатели, с помощью которых можно оценить его результативность. Это обеспечивает широкую коллегиальность. 3. Персонал предприятия должен быть мотивирован на улучшение бизнес-процессов, причём постоянное. Всего существует три основных подхода к процессному управлению: постепенное совершенствование бизнес-процессов, локальная оптимизация бизнес-процессов и реинжиниринг бизнес-процессов. Первый подход заключается в совершенствовании каждого процесса в оперативном режиме. Регулярность такой оптимизации снижает риски, но требует длительного времени, поэтому это становится краеугольным камнем критики процессного подхода. Тем не менее, чем более постепенным является оптимизация бизнес-процессов, тем более стабильной будет деятельность предприятия, утверждает В.М. Хамидова[14]. По мнению таких исследователей, как Елиферов В.Г., В.В. Репин и А.Д. Щадрин[15], локальная оптимизация бизнес-процессов предполагает совершенствование конкретного бизнес-процесса в отдельности, в отвлечение от остальных процессов, происходящих на предприятии. Таким образом, совершенствуется не вся система в целом, а только какая-то локальная область. Наконец, реинжиниринг стал известен благодаря работам М. Хаммера и Дж. Чампи, которые стали основателями этой теории. Они определили реинжиниринг как «фундаментальное и радикальное перепроектирование бизнес-процессов с целью достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность»[16]. Процессный подход данного типа связан с высокими рисками, поэтому, как правило, его используют только компании с уверенной системой менеджмента. Выше обозначенные особенности процессного подхода также облегчают развёртывание СМК по стандартам ISO 9000, что является дополнительным аргументом в борьбе за потребителя и внешние инвестиции[17]. Так, при построении СМК от менеджеров требуется идентификация, описание, управление и контроль текущими процессами. Мы определили, что при построении СМК оформляются такие задачи, как определение процессов, их последовательность и взаимодействие, определение критериев и методов, необходимых для оценки результативности, обеспечение ресурсами и информацией, необходимых для осуществления этих процессов, мониторинг и анализ процессов, комплекс мер, необходимых для достижения запланированных результатов. Очевидно, что эти задачи могут быть решены только с использованием процессного подхода в СМК. По мнению многих исследователей, именно процессный подход является залогом успеха на рынке, так как он обеспечивает предприятию конкурентоспособность, совершенствует культуру управления, усиливает и улучшает взаимодействие между всеми бизнес-процессами предприятия в целом. Date: 2015-11-14; view: 968; Нарушение авторских прав |