Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности коррекционной работы с дошкольниками с аутизмом





 

В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития такой системы не вызывает сомнений и обусловлена высокой частотой данной патологии развития.

Система воспитания и обучения детей с аутизмом строится на сочетании различных компенсирующих и коррекционных форм и методик.

При создании и развитии системы помощи детям с аутизмом и сходными расстройствами, при организации соответствующих коррекционных программ целесообразно придерживаться следующих принципов [19]:

- комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции;

- интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи;

- преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах с учетом специфики психических особенностей при раннем детском аутизме;

- определяющая роль интересов аутичного ребенка при выборе методических подходов;

- индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;

- систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка. В коррекции аутизма роль семьи важна сама по себе: как воспринимают близкие особенности поведения аутичного ребенка, как участвуют в коррекционном процессе. Именно родители заинтересованы в преемственности помощи своим детям начиная с дошкольного возраста и заканчивая профориентацией, трудоустройством, достойным качеством жизни до ее окончания.

Основными задачами являются:

- оказание комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям, страдающим ранним аутизмом или аутистическими чертами личности, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении образовательных программ;

- осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, медицинской, социальной и юридической помощи аутичным детям и подросткам, а также семьям, в которых они воспитываются.

В настоящий момент насчитывается более 70-ти различных подходов в коррекции раннего детского аутизма.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми:

· коррекция эмоциональной сферы;

· формирование поведения;

· социально-бытовая адаптация.

Интеграция и коррекционная работа позволяют более успешно решать задачи социальной адаптации детей с аутистическими проявлениями.

Чистякова А.А. описывает два этапа коррекционно-развивающей работы [19].

Первый этап направлен на развитие взаимодействия с ребенком и включает работу по установлению эмоционального контакта и развитию эмоциональной сферы, развитию предметно-манипулятивной деятельности и развитию речи.

Второй этап отражает работу по формированию разнообразных видов самообслуживающего труда, а также по формированию умений и навыков приема пищи, культурно-гигиенических умений и навыков, умений и навыков самообслуживания и навыков самоорганизации.

В структуре проводимой работы по социальной адаптации важной составляющей является развитие эмоциональной сферы ребенка. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять эмоциями. Вначале нужно купировать, ограничить влияние эмоционально-травмирующих ситуаций, затем ребенок побуждается к адекватным эмоциональным реакциям в конкретных ситуациях, ему предлагаются готовые варианты подобных реакций для использования их в своей детской жизни.

Как отмечает А.С. Терентьева, «в массовые детские учреждения чаще всего попадают дети, имеющие неярко выраженный аутизм, и, первое что следует знать специалисту - это то, что формирование учебного поведения ребенка зависит от установления с ним эмоционального контакта» [18]. Далее она отмечает, что это возможно несколькими путями:

1. Через участие в нравящейся ему деятельности (например, рисование, пускание мыльных пузырей).

2. Организация работы должна стать типичной (одно и то же время, место, одинаковая последовательность заданий и упражнений).

3. Место для работы следует выбрать так, чтобы перед вами и ребенком была стена, на столе должно лежать минимальное количество пособий.

4. Знакомство должно происходить через мать, ее следует вовлекать в процесс обучения и воспитания.

В целом коррекция эмоциональной сферы ребенка предполагает работу по следующим направлениям:

· обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей;

· обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;

· обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.

Для успешности социальной адаптации детей с аутизмом требуется проведение работы и по развитию предметно-манипулятивной деятельности. При этом обеспечивается тесная взаимосвязь таких функциональных сфер, как восприятие, имитация (подражание), общая и тонкая моторика, координация глаз и рук.

У детей из-за неверной переработки сенсорной информации наблюдаются нарушения в сфере восприятия. Эти проблемы могут касаться как одного из анализаторов, так и их совокупности: слуха, зрения, осязания или обоняния. Поэтому необходимо проводить работу по развитию восприятия и формированию сенсомоторной деятельности, адекватному использованию сенсорных анализаторов.

Нуждается в развитии у детей с аутизмом и способность к подражанию, которая является предпосылкой для всех естественных учебных и воспитательных процессов. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения. Поэтому формирование имитационных способностей является существенным элементом развития ребенка.

Неотъемлемой частью работы по развитию предметно-манипулятивной деятельности ребенка являются обучение владению телом, развитию общей моторики.

Развитие двигательной активности детей включает работу над (тонкой) мелкой моторикой. Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода.

Для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой, важным является осознание управления движениями рук и пальцев, что предполагает дополнительную работу по координации глаз и рук.

Затрудняет процесс социализации детей с аутизмом специфическое развитие речи, которое характеризуется уходом от общения, малым словарным запасом слов, эхолалиями и другими особенностями.

Первой стадией языкового развития является взаимодействие взрослого и ребенка. Важным также является нормальное развитие сосательных, глотательных рефлексов. Требуется работа по тренировке мускулатуры артикуляционного аппарата ребенка. Речевое развитие включает и формирование диалогической речи.

О важности речевого развития у дошкольников с аутизмом говорит и А.С. Терентьева: «первой задачей специалиста является развитие понимания. Эта задача решается посредством:

- подстраивания под его интересы (он воспринимает только то, что ему интересно);

- чтобы поймать внимание ребенка, нужно проводить специально-смысловой комментарий, который сопровождает всю его деятельность, опирается на опыт ребенка, вносит смысл во внешне бессмысленную деятельность (качается ребенок - педагог комментирует это движение как «ветер дует»);

- пояснить ребенку причинно — следственные связи (что будет, когда ты придешь куда-то, что-то сделать);

- давать представления о сути предметов, чтобы преодолеть страхи.

Этими коррекционными мерами и способами должны владеть специалисты, педагоги и обязательно родители.

Вторая задача – это формирование возможности активного пользования речью (дети 2 и 3 групп). Так как эти дети понимают обращенную речь, растормаживание речи идет в трех направлениях:

1. Провоцирование непроизвольному подражанию действиям, мимике, интонации взрослого.

2. Провоцирование ребенка на эхолалии с помощью ритма (например, прыгает), в это время повторяются знакомые стихи и песни. Педагог обязательно оставляет паузу, чтобы ребенок мог вставить слово.

3. Закрепление речевых реакций в типичных условиях, ситуациях. Создавать эти ситуации по несколько раз.

4. Этих детей следует учить читать (к 6-7 годам). Для них более приемлем метод глобального чтения, т.е. целыми словами.

С детьми 4 группы работа строится, в основном, как с
обычными детьми. Но индивидуальный подход осуществляется
с учетом особенностей развития» [18].

Следует помнить и о стимулирующей окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-указательной и социальной среды возможно позитивное развитие ребенка.

Добиться успехов в социальной адаптации поможет формирование у детей разнообразных форм самообслуживания труда.

Существенную помощь в деле социализации ребенка с аутизмом, уменьшение его тревожности и упорядочивании поведения окажет формирование навыков самоорганизации. Этому способствует наличие четкого расписания или распорядка дня, когда события заранее предсказуемы.

Использование карточек (символов, жестов) как средства общения также имеет большое значение для социализации ребенка с аутизмом.

В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

· необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

· по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

· учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

· помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Таким образом, коррекционная помощь в воспитании и обучении детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем.

 

Date: 2015-11-13; view: 1608; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию