Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОГРАММА. Тема 1.1 Логика как наука и ее роль в деятельности юристов





Тема 1.1 Логика как наука и ее роль в деятельности юристов

 

Студент должен

иметь представление:

– о формах познания объективного мира человеком;

– о правильном мышлении;

знать:

– предмет формальной логики;

– основные понятия: предмет, закон, логическая культура, знание, истина, ложь;

– основные этапы развития логики;

– особенности языка логики;

– значение логики для юристов;

уметь:

– различать основные логические формы;

– правильно применять основные логические термины.

 

Понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение.

Формальная логика как наука. Предмет логики. Логическая культура. Основные этапы формирования логической науки.

Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки-символы. Языки естественные и искусственные. Язык логики.

Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания.

 

Тема 2.1 Понятие; объем, содержание и виды понятий

 

Студент должен

иметь представление:

– об основных логических приемах формирования понятий;

– о связи понятий и слов;

– о полной логической характеристике понятия;

знать:

– основные характеристики понятия как формы мышления;

– закон обратного отношения объема и содержания понятий;

– основные виды понятий;

уметь:

– определять объем и содержание понятия;

– обобщать и ограничивать понятия.

 

Понятие как форма мышления. Способы образования понятий в естественном языке.

Признаки предметов. Виды признаков: существенные и несущественные, отличительные и неотличительные.

Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий.

Виды понятий. Единичные, общие и нулевые понятия; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные; собирательные и несобирательные понятия.



 

 

Тема 2.2 Отношения между понятиями; логические операции с понятиями

Студент должен

иметь представление:

– о многообразии отношений между различными понятиями;

– о возможностях использования различных операций с понятиями в практической

деятельности юриста;

знать:

– характеристику сравнимых и несравнимых понятий;

– виды отношений совместимости и несовместимости;

– операции обобщения, ограничения, определения и деления понятий;

уметь:

– определять виды отношений между понятиями, изображать их в круговых схемах Л. Эйлера;

– определять ошибки неправильных определений и делений понятий.

Понятие об отношениях и видах отношений между понятиями. Круговые схемы Л. Эйлера. Сравнимые и несравнимые понятия. Отношения равнозначности, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности, противоречия.

Определение понятий. Явные и неявные определения. Определение через род и видовое отличие. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях.

Деление. Виды и правила деления понятий. Ошибки в делениях.

Классификация как логико-гносеологическая процедура.

 

Тема 2.3 Суждение. Виды суждений. Модальность суждений

Студент должен

иметь представление:

– об истинности и ложности суждений;

– о связи суждений и предложений;

– о модальности и ее видах;

знать:

– языковую форму выражения суждений;

– состав и структуру суждений;

– виды простых суждений;

– объединенную классификацию простых категорических суждений по качеству и

количеству;

уметь:

– определять в суждениях субъект, предикат и связку;

– определять распределенность терминов в простых суждениях;

– давать характеристику суждения.

 

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Простые суждения. Структура простого категорического суждения. Виды суждений. Атрибутивные суждения. Суждения об отношениях. Распределенность терминов в суждениях.

Модальность суждений. Алетическая, эпистемическая, деонтическая, темпоральная модальности.

Тема 2.4 Отношения между суждениями. Виды вопросов

 

Студент должен

иметь представление:

– о преобразовании суждений;

– о роли вопросов и ответов в практической деятельности юриста;

– об "логическом квадрате";

знать:

– виды отношений между простыми суждениями;

– виды логических связок в сложных суждениях;

– основные типы преобразования суждений;

– основные виды вопросов и ответов;

уметь:

– производить основные преобразования суждений;

– строить "таблицы истинности" сложных суждений;

– находить ошибки при постановке вопросов и при ответе на них.

Преобразование суждений. Обращение, превращение, противопоставление предикату; порядок, правила и практическое значение преобразований.

Виды отношений между суждениями по логическим формам. Сравнимые и несравнимые суждения, совместимые и несовместимые. Суждения. Логический квадрат.



Сложные суждения. Виды сложных суждений. Правила построения таблиц истинности сложных суждений.

Вопрос как мысль особого типа. Логическая структура вопроса. Виды вопросов: по степени общности, по характеру предмета, объема, содержания, по синтаксической структуре, по целевому предназначению, по функциональной предназначенности. Виды ответов: сильные и слабые, полные и неполные.

Тема 2.5 Законы логики

Понятия закона логики и логического следования. Отношения между категорическими суждениями и суждениями об отношениях. Отрицание простых и сложных суждений.

 

Студент должен

иметь представление:

– о роли законов логики в познании;

– об использовании их в практической деятельности юристов;

знать:

– содержание законов логики;

уметь:

– применять законы логики в практической деятельности.

 

Понятие логического закона. Общая характеристика законов логики. Сфера действий законов логики. Основные свойства мысли, выражаемые законами логики: определенность, непротиворечивость, обоснованность.

Закон тождества как выражение определенности мысли. Логические ошибки при нарушении закона тождества: подмена понятия; подмена тезиса. Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать закон тождества.

Закон непротиворечия. Понятие диалектического и формально-логического противоречия. Проявление противоречия во всех несовместимых суждениях: контрарных, контрадикторных. Недопущение противоречия во всяком правильном мышлении.

Закон исключенного третьего и специфика его действия в юридической практике. Взаимосвязь закона исключенного третьего с законом непротиворечия. Невозможность признания двух противоречащих суждений одновременно истинными или ложными.

Закон достаточного основания, как выражение требования обоснованности мысли. Достаточное обоснование как мысль, которая проверена и признана истинной, и из которой с необходимостью вытекает истинность выводного знания.

Взаимосвязь законов логики и их роль в деятельности юристов.

Тема 3.1 Умозаключение и его значение для юриста.






Date: 2015-11-13; view: 98; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию