Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфемный состав слова в русском языке





Слово состоит из морфем.
Морфема -- это минимальная, далее неделимая, значимая часть слова.

В структуре слова выделяются морфемы корневые и морфемы служебные, или аффиксальные.

Корневая морфема составляет лексическую базу слова.

Аффиксальные морфемы (от лат. affixus — прикреплённый) — аффиксы (приставка, суффикс, окончание, пост­фикс, интерфикс) оформляют данное слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Напри­мер, в словах бодрый, бодрость, бодришься выделяется корневая морфема -бодр-, образующая лексическую базу дан­ных слов, и различные аффиксальные морфемы (-ый, -ость, ■ишь и -ся), оформляющие каждое из этих слов как опреде­лённую часть речи в системе её форм.

По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы. Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун. По своей роли в образовании и функционировании данного слова выделяются морфемы словообразователъные (служат для образования новых слов) и формоообразующие (служат для образования форм слова). Например, в слова бодрость, бодро суффиксы -ость и -о являются словообразовательными морфемами, а в формах бодрый, бодрая окон­чания -ый, -ая выполняют формообразующую функцию.

В изменяемых словах выделяются основа и окончание.
Основа слова может включать в себя одну морфему -- корень, например: вода, весна, гора, а также несколько морфем -- приставку, корень, суффикс, например: пригород, столик, побелка.
Корень -- это основная, значимая морфема основы, в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов: зима -- зимний -- по-зимнему -- зимушка -- зимовье. В корне слова наблюдаются различные чередования гласных и согласных, например о // а (ровный -- равный); г // ж (бегу -- бежать) и т.д.
Приставка -- это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (переписать, убежать) и форм слов (наилучший -- форма превосходной степени; сделать -- глагол совершенного вида).
Суффикс -- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (желтизна, городской) и форм слов (белее -- форма сравнительной степени; читая -- форма деепричастия.).
Основа слова может быть производной, т.е.образованной от другой основы, например: окно - подоконник, учитель - учительская, зелень -- зеленый, и непроизводной, т.е. не образованной от другой основы и состоящей из одного корня, например: гора, беда, земля.
Основа слова может быть членимой, если в ней, кроме корня, выделяются другие морфемы, например: столик, оконный, бежать, и нечленимой, если она равна корню, например: белый, трава, зелень.
Основа слова может быть простой, если она включает в себя один корень, а не два, например: вредный, подсеребрить, и может быть сложной, если включает в себя несколько корней, например: водовоз, землепашец.
Окончание -- это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в предложении, например: красная -- окончание, образует форму ж. р., ед. ч., им. п., бегу -- окончание, образует форму 1-го л. ед. ч., столы -- окончание, образует форму мн. ч., им. и вин. п.
Окончание может быть материально выраженным, например: село, читаешь, белая, и нулевым, т.е. таким, которое не выражено звуками, например: город, плыл, сел. Неизменяемые слова окончаний не имеют, например: далеко, крепче, взяв.
Обратите внимание: основа слова не включает окончания.
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР.
Цель - выделить максимальное количество значимых частей слова.
Порядок морфемного разбора.

1. Выделить основу и окончание.
2. Дать характеристику основе: производная -- непроизводная, членимая -- нечленимая, простая -- сложная.
3. Дать характеристику окончанию: материально выраженное, нулевое, окончание отсутствует. Определить значение окончания.
4. Подбором родственных слов выделить корень слова, отметить чередования звуков в корне.
5. Подбором одноструктурных слов выделить приставку или несколько приставок, установить, какую функцию они выполняют -- словообразовательную или формообразующую.
6. Подбором одноструктурных слов выделить суффикс или несколько суффиксов, установить, какую функцию они выполняют -- словообразовательную или формообразующую.
7. Сделать вывод о морфемном составе слова.


Образец анализа.
Пригородный.
1. Чтобы выделить основу, надо изменить слово по падежам: пригородный, пригородному, пригородного. Итак, основа слова пригородн-, окончание -ый.
2. Основа слова производная, членимая, простая.
3. Окончание -ый -- материально выраженное, передает значение формы прил. м. р. ед. ч. им. п.
4. Родственные слова: город, городской, град (устар.), в городе, горожанин. В корне наблюдаются чередования д // т, д // д', д // ж, оро // ра. Корень город-.
5. Одноструктурные слова: пришкольный, придорожный. Приставка при- служит для образования нового слова.
6. Одноструктурные слова к суффиксу: привокзальный, прибрежный. Суффикс -н- служит для образования нового слова.
7. Итак, слово пригородный состоит из морфем: при-город-н-ый.

Значение работы над морфемным составом слова состоит во-первых в том, что школьники овладевают одним из способов раскрытия лексического значения слов. Учащиеся должны понять взаимосвязь, существующую между лексическим значением слова и его морфемным составом. Во-вторых даже элементарные знания об образовании слов важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Слова создаются из морфем, которые уже существуют в языке и по тем моделям, которые исторически сложились в системе русского словообразования. В –третьих, ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей действительности. Слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями. Осознание роли морфем в слове и семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя – способствовать пониманию лексического значения слова и развитию осознанного употребления слов с определенными приставками и суффиксами. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Поэтому одной из важных задач изучения м.с.с. является формирование навыков правописания морфем слова, и, прежде всего корня.

При построении системы изучении морфемного состава слова ведущими выступают следующие положения: все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слове. Корень, приставка, суффикс и окончание, изучаются не изолированно, а во взаимодействии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема.

Этапы системы:

1. Пропедевтические (предварит., подготовит.) словообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению темы «Однокоренные слова» во 2 классе.

2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова; наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах (2 класс).

3. Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов, окончания; формирование навыка правописания корня и приставки (3 класс).

4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени сущ., имени прил. и глагола; формирование навыков правописания падежных окончаний имен сущ. и имен прил., личных окончаний глагола (4 класс).

 







Date: 2015-11-13; view: 4718; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию