Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предложение как основная синтаксическая единица языка
Предложение: обладает смысловой и грамматической самостоятельностью, выражает относительно законченную мысль, характеризуется интонацией, имеет собственную цель высказывания и эмоциональную окраску. Предложения классифицируются по нескольким признакам: 1) По цели высказывания: - повествовательные (содержат сообщение); - вопросительные (содержат вопрос); - побудительные (содержат побуждение к действию). 2) по эмоциональной окраске: - восклицательные (окрашены сильным чувством, имеют особую, восклицательную, интонацию); - невосклицательные (ровные, спокойные по эмоциональной окраске). 3) по строению: - простые (двусоставные, односоставные) - сложные Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления. Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли. В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом. Определяя предложение с точки зрения логики, представитель первого направления Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» («Историческая грамматика русского языка». М., 1858. § 110). Сопоставляя предложение с психологическим суждением, т.е. соединением двух представлений, сторонник второго направления Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)» («Синтаксис русского языка». СПб, 1912. С. 50). В русском языке существуют разнообразные типы предложений. По цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Каждое из предложений этих трех групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации. Предложения считаются утвердительными или отрицательными в зависимости от указания в них на наличие или отсутствие связи между предметами и их признаками в реальной действительности. Структурная характеристика предложений строится на основе учета различных признаков данной структуры. Так, предложения могут быть простыми и сложными в зависимости от количества предикативных единиц - одной или нескольких. Простые предложения делятся на односоставные и двусоставные, т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующих центров предложения. По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные. Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполными, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки. Отсутствие возможности членения некоторых видов предложений, т.е. выявления в их структуре отдельных членов, приводит к выделению особого типа предложений - нечленимых (слов-предложений). При оформлении предложения большое значение имеет интонация, выполняющая как грамматическую функцию, так и стилистическую. При помощи интонации передается законченность предложения и осуществляется его членение на синтаксические единицы, выражается эмоциональность речи, волевые побуждения, а также различные модальные оттенки значений. Работа над предложением занимает в обучении рус. языку центральное место потому, что на синтаксической основе осущ. усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой мл. школьники осознают роль в языке имен сущ., прил., глаг. и местоим. Выделяют пять направлений работы над предложением: 1. Формирование грамматич. понятия «предложение». 2. Изучение стр-ры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматич. основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспростр. предложений.). 3. Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения. 4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении. 5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания). Классификация упражнений с предложениями: 1. Классификация в зависимости от преобладания анализа и синтеза (аналитические, синтетические, аналитико-синтетические). 2. Классификация в зависимости от самостоятельности и познават. активности (на основе образца, конструктивные, творческие). Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, понимание внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению; составление упражнений по образцу (на основе подражания образцу). Группа конструктивных упражнений включает задания на построение или перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Если упражнения по образцу не опираются на грамматич. теорию (или опираются лишь в частности), то конструктивные упражнения невозможны без опоры, хотя бы частичной, на грамматич. понятия и правила. Творческие упражнения с предложениями предполагают в основном отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий; школьник составляет предложение совершенно свободно. Типы заданий к творческому составлении предложений: 1. Дается тема для сост. предложения («Составить предложение о реке» и т.д.). 2. Дается картинка – предметная или сюжетная; предложение сост. по картинке. 3. Даются 1-3 «опорных» слова, которые должны быть употреблены в сост. предложении. 4. Дается словосочетание или какой-либо оборот речи, обладающий особой выразительностью (например, фразеологизм). Творческие упражнения наиболее ценны в развитии речи учащихся. Виды упражнений для работы над предложениями: 1. Распространение предложения. Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространирть. 2. Восстановление деформированного предложения. Восстановление предл. начинается с основы предл., затем с помощью вопросов находятся словосочетания. например: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких. Ставятся во росы, выясняется наиболее удачный порядок слов. 3. Деление сплошного текста на предложения. Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания. 4. Анализ предложения и составление его схемы. При анализе предложения выделяются: основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. 5. Составление предложения по данной схеме или вопросам. 6. Составление рассказа с последующим анализом предложенной структуры. Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать. 2) Методика работы с русской народной сказкой «Хаврошечка». Уроки литературного чтения. 3) Анализ стр. 26-27 «Букваря» В.В. Репкина и др. Система Эльконина-Давыдова. Поэтапно отражено формирование общих способов письма и чтения как взаимообратных действий. Страницы включают не только упражнения и тексты для чтения, но и специально подобранные слова для письма. Много времени уделяется работе со звуками и одновременно с буквами.
Date: 2015-11-13; view: 5449; Нарушение авторских прав |