Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словосочетание как синтаксическая единица языка, виды словосочетаний. Работа над словосочетанием в начальной школе





Словосочетание – особая единица языка, выступающая как сложное название, это смысловое и грамматическое объединение двух или нескольких знаменательных слов, выраженное с помощью подчинительной связи. Любое сочетание состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово в той или иной степени подчиняется главному, может стоять как перед ним (чисто вымыть, летние каникулы), так и после него (любить чтение, работать в школе).

Типы словосочетаний:

1) По составу:

- именные (существительное, прилагательное, числительное в качестве главного слова: поздние гости, тир человека);

- глагольные (глагол и его формы: войдя в комнату, удивить зрителей);

- местоименные (местоимение: нечто ценное, каждый из нас);

- наречные (наречие: наедине с собой).

2) по способу связи:

- согласование – способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Средством связи является окончание. Зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже, если главное слово употреблено в единственном числе; и числе и в падеже, если главное слово стоит в форме множественного числа (лесные дали);

- управление - способ подчинительной связи, при котором главное слово требует определенной падежной формы от зависимого слова. Зависимое слово стоит после главного, при изменении главного слова зависимое не меняется. Зависимость слова при управлении выражается с помощью окончания и предлога (спастись благодаря случаю).

- примыкание – подчинительная связь, при которой зависимое слово связано с главным только по смыслу. (громко петь, молча смотреть, желание работать).

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи: учение о словосочетании и учение о предложении. Одной из основных синтаксических единиц является словосочетание.

Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности.

В словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова).

Существует три типа связи между словами в словосочетании: согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову): красивая шляпка, об интересном рассказе; управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме а зависимости от лексико-грамматического значения главного слова): ненависть к врагу, читать книгу; примыкание (вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слое или морфологического изменения): петь красиво, лежать дрожа. Основной классификацией словосочетаний является классификация по морфологическим свойствам главного слова.

По этой классификации словосочетания делятся на: глагольные (говорить громко, читать книгу), именные (деревья в лесу, недовольный работой), наречные (по-прежнему важно, незадолго до концерта).

 

Преимущества работы над словосочетаниями приводят к тому, что большое количество упражнений по русскому языку (грамматич., орфографич. и др.) базируется не на связном тексте, не на предложении, а на словосочетании. Однако, надо помнить, что словосоч. Не самоцель. Поэтому, где только возможно, упражнения со словосоч. Должны иметь выход к более высоким ступеням речевых упр. – к составлению предложений, к связной речи.

В работе над словосоч. обращается внимание на две стороны: грамматич. структуру (синтаксич. связи, вопросы, части речи, которые входят в словосоч., наличие предлогов и т.д.) и семантику словосоч., выражающего то или иное значение.

Типы упражнений со словосочетанием:

1. Постановка вопросов к подчиненным словам в предложении, выяснение связей между словами.

2. Схематич. изображение связей между словами в предложении.

3. Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний.

4. Составление словосоч. с новыми словами, встретившимися в тексте или процессе работы, помогает глубже понять значение слов и готовит учащихся к их употреблению в речи.

5. Усвоение оборотов речи (словосоч. запоминаются и входят в собственную речь школьников).

6. Одно из главных упражнений в связи с изучением частей речи.

 

2) Пейзажная лирика и особенности работы с ней: С.А. Есенин «Белая береза».

Книга К.П. Шестипаловой!

-Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проил­люстрировать стихотворение Есенина «Береза»? (Белая, черная, се­ребряная, бледно-розовая, золотистая.)


Вот какое многоцветье, хотя поэт описывает заснеженную бере­зу! Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в кото­рые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чем он пишет. С этой же целью поэт исполь­зует сравнения.

-С чем сравнивает он снег в первой строфе?

-С чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки березо­вых веток? (С белой бахромой.)

Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с сереб­ром, но при этом использует разные приемы.

-Вы запомнили, как называется прием, используемый им в пер­вой строфе, когда береза принакрылась снегом точно серебром!

В последних строках стихотворения, когда заря обсыпает вет­ки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость

-Как называется такое сравнение? (Скрытое сравнение называ­ется метафорой.)Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Такой прием называется олицетворением. Поищите олицетворения в тек­сте стихотворения. (В первой и последней строфах.)Вы наблюдательны. А теперь я хочу проверить вашу догадли­вость. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне.

-В каком значении — прямом или переносном — употреблено слово горят! (Конечно, в переносном. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова.)

-А откуда взялся золотой огонь! Что поэт так называет? (Свет зари.)

-Что такое «заря»? (Яркое освещение горизонта перед восхо­дом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом.)

-А теперь вопрос для самых догадливых. Как долго стоит береза в сонной тишине! (От утренней зари до вечерней. Именно так надо

онимать слова обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а этом — на западе.)

-А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Вспомните эти уроки:

А заря, ЛЕНИВО

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

(Зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.)

-Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения. Какая строка, по-вашему, подсказывает, как именно надо его чи­тать? {И стоит береза в сонной тишине.)

-Как будем читать стихотворение — быстро или неторопливо? Громко или не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую бере­зу? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараемся передать чувства автора, его любо­вание березой.)

 







Date: 2015-11-13; view: 1602; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию