Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возвратные глаголы
Возвратные глаголы — это глаголы с постфиксом •ся. Постфикс -ся не однозначен: в одних случаях, присоединяясь к глаголам, он образует страдательный залог (от переходных глаголов несовершенного вида): Почтальон доставляет газеты подписчикам.— Газеты подписчикам доставляются почтальоном. (См. об этом в следующем параграфе.) В других случаях постфикс -ся, изменяя лексическое значение, образует словообразовательные типы глаголов, которые объединены одним семантическим компонентом: действие, не направленное на субъект, а сосредоточенное в самом субъекте. Наиболее четко выделяются следующие лексико-грамматические разряды возвратных глаголов. 1. Глаголы с собственно-возвратным значением, действия которых «возвращаются» на самого субъекта (мыться, бриться, купаться, одеваться, причесываться и др.). 2. Глаголы с взаимн о-в озвратным значением, обозначающие действие, производимое двумя или более субъектами по отношению друг к другу (встретиться, обниматься, целоваться, здороваться, обмениваться, ссориться и др.). 3. Глаголы с общевозвратным значением обозначают действие, которое замыкается в самом субъекте, выражают внутреннее или внешнее состояние субъекта (сердиться, волноваться, беспокоиться, подниматься, огорчаться, удивляться и др.). 4. Глаголы с косвенно-возвратным значением, обозначающие действия, которые совершаются субъектом в своих интересах, для себя (запасаться, собираться, укладываться, учиться и др.). 5. Глаголы с качественно-возвратным значением обозначают действия как характеристику субъекта. Такое действие может быть активным, т. е. предмет производит действие (крапива жжется, собака кусается), и пассивным, т. е. предмет способен подвергаться действию (фарфор бьется, стебли ломаются, прут сгибается и др.). Глаголы указанных разрядов образуются от невозвратных переходных глаголов. Кроме того, есть группы возвратных глаголов, образованных от непереходных глаголов (грозиться, стучаться, белеться, чернеться и др.). Глаголы типа грозиться, стучаться обозначают действие более интенсивное, чем соотносительные с ним глаголы без -ся, а глаголы типа белеться, чернеться — менее интенсивное, чем соотносительные невозвратные глаголы. Есть также возвратные глаголы, в которых постфикс -ся образует безличное значение. Например: И верится, и плачется, и так легко, легко (Л.). Это глаголы типа: спать — спится, дышать — дышится, жить — живется. Некоторые глаголы без постфикса -ся не употребляются (улыбаться, смеяться, надеяться, стараться, сомневаться, смеркаться, карабкаться, нездоровится и др.) (примерно 80 слов). Методическое примечание. Понятие о возвратных глаголах дается в учебнике русского языка для 3-го класса. Термин «возвратные» не вводится, указывается только, что это глаголы на -ся е. обращается внимание на формальный признак). Дается самая ibiiKiH группа возвратных глаголов, у которых имеются различия в учениях по сравнению с невозвратными (одевать — одеваться). S 63. КАТЕГОРИЯ ЗАЛОГА ГЛАГОЛА С переходностью/непереходностью и возвратностью глаголов:но связана категория залога. Значение залога можно определить как от-ошение действия к субъекту, выражаемое средст-ши морфологии и синтаксиса. Отношение действия к субъекту >жет быть двояким. В одних случаях действие, выра-енное глаголом, может быть направлено на у б ъ е к т. Например: Конспект составляется студентом; Рабочи-ш цеха выполняется план; Груз доставляется автомобилем. то глаголы страдательного залога. В других случаях нет направленности действия а субъект. Например: Студент составляет конспект; Рабочие цеха выполняют план; Автомобиль доставляет груз; Я су по этой улице каждый день; Я унусь на курсах кройки шитья. Это глаголы, действительного за-о г а. Значение страдательного залога могут выражать только воз-фатные глаголы, образованные от переходных, и страдательные фичастия, образующиеся тоже только от переходных глаголов, "л а голы действительного залога могут быть и переходными, непереходными. 'Способы выражения залоговых значений ависят от вида глагола: у глаголов переходных совершенного вида страдательный залог выражается, как правило, фмой страдательного причастия. Например: Он прочитал книгу \е на прошлой неделе.— Книга прочитана им еще на прошлой {деле. У глаголов несовершенного вида такой способ выражения»алоговых значений редок. Например: Нами ты была любима для милого хранима (П.). От переходных глаголов несовершенного вида страдательный залог обычно образуется возврат-(ми глаголами. Например: Почтальон доставляет письма.— Письма доставлялся почтальоном. Таким образом, категория залога — категория смешанного характера, лексико-грамматическая1. [1] В ряде случаев в таких отрицательных конструкциях есть параллельные формы Р. и В. падежей: не читать этой книги — не читать эту книгу; не видел этого фильма — не видел этот фильм. Поскольку в русском языке залоговые значения не имеют единообразных юсобов выражения во всей парадигме, существуют различные точки зрения ia эту категорию, что отражено и в учебниках для вузов. Наибольшее фостранение в последнее время получила изложенная в настоящем пособии са зрения, согласно которой различаются два залога — действительный и хадательный. Распространена также и другая точка зрения, по которой залог определяется через отношение действия, выраженного глаголом, к субъекту и объекту. Тогда выделяется три залога (действительный, страдательный н средний), а гла-ш непереходные остаются вне залога. Зак.п 436 1 29 Лексически модальность выражается словами с модальным значением; например, глаголами (хотеть, мочь, намереваться), краткими прилагательными (должен, намерен, готов), словами категории состояния (нужно, можно, нельзя). О других способах выражения модальности см. в разделе «Модальные слова».
Каждый глагол относится к действитель ному или страдательному залогу, но не каждый глагол способен образовать коррелят по залогу, и по этом, признаку все глаголы делятся на две группы: глаголы, вступаю щие в залоговую корреляцию, и глаголы однозалоговыс Так, нет коррелятов по залогу у глаголов непереходных. На пример: Он скачет; Он спит. В этих предложениях глаголы действительного залога, страдательный залог от них не образу ется. У глаголов же страдательного залога всегда есть соотноси тельные глаголы действительного залога. Например: Эта работа выполнена студентом 2-го курса.— Эту работу выполнил студенi 2-го курса; Курсовая работа пишется всеми студентами 2-го курса.— Все студенты 2-го курса пишут курсовую работу § 64. КАТЕГОРИЯ НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА В каждом высказывании всегда выражено отношение сообщаемого к реальной действительности. То, о чем говорится в предложении, может восприниматься как реально происходящее во времени, а может мыслиться как желаемое, необходимо» или возможное. Эти значения реальности или нереальности, а только желательности или возможности действия, устанавли ваемые говорящим, называются модальностью. Модальность в языке может быть выраже на лексически и грамматически. Сравним два предложения: Я хочу поехать в горы. — Я поехал бы в горы. И в первом, и во втором предложении выражена желательность названного действия, но в первом предложении эта желательность выражена лексически, т. е. с помощью модального глагола хочу г, во втором же — с помощью особой глагольной формы поехал бы, т. е. морфологически. Желательность может быть выражена в виде побуждения собеседника к совершению действия другой глагольной формой — поезжай\ Глагольные формы, являющиеся морфологическими вы разителями модальности, называются фор мами наклонения. Наклонение — грамматическая категория выражающая отношение действия к действительности с точки зрения его реальности и ирреальности (желательности, необходимости или возможности). Модальность, выраженную с помощью глагольных форм наклонения, принято называть объективной модальностью. В русском языке глагол имеет три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное. Каждое из них имеет свои значения и выражается в своих формах. Формы наклонения противопоставлены друг другу по признаку реальности (изъявительное наклонение) и ирреальности (повелительное и сослагательное наклонения) обозначаемого действия. Категория наклонения тесно связана с категорией времени. Только изъявительное наклонение, выражающее реальность действия, осуществляющегося во времени, имеет формы времени: настоящее, прошедшее и будущее. Повелительное и сослагательное наклонения, выражающие ирреальность действия, не имеют специальных форм для обозначения времени. Формы изъявительного наклонения, их значение, образование и употребление. Изъявительное наклонение представляет действие как реальное, т. е. такое, которое осуществляется в настоящем, или осуществлялось в прошедшем, или осуществится в будущем времени. В своем прямом значении изъявительное наклонение употребляется в контекстах, содержащих сообщение о фактах реальной действительности. Например: Трава была так сочна, так ярко, сказочно-прелестно зелена и так нежно розовела от зари, как это видят люди и звери только в раннем детстве (Купр.). Однако формы изъявительного наклонения могут употребляться в значении повелительного. Чаще всего в этом значении используются формы 2-го лица будущего времени и форма прошедшего времени. Например: Выйдите все. Хушай, ты пойдешь и позовешь ко мне Элиава, начальника царской стражи. Пусть придет один (Купр.); Ну, пошел же, ради бога, Небо, ельник да песок. Невеселая дорога. Эй, садись ко мне, дружок! (Н.) Изъявительное наклонение не имеет специальной морфемы для своего выражения; оно выражается морфемами, обозначающими и время, и лицо, и число. Формы повелительного наклонения, их значение, образование и употребление. Повелительное наклонение выражает побуждение к действию. Формы побуждения очень многозначны. Они могут иметь значения: просьбы: Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? (П.); совета: ...Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь, а требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь (П.); приказа: Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть черною крестьянкой... (П.); назидания: Как хочешь ты трудись, но приобресть не льстись Ни благодарности, ни славы, Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы (Кр.); призыва, торжественного наказа: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей (П.); шутливого побуждения: Вези, вези, не жалей, Со мной ехать веселей (П.); запрещения: [Фауст] «Перестань, Не растравляй мне язвы тайной» (П.). Формы повелительного наклонения регулярно образуются от основы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) и от основы про стого будущего времени (у глаголов совершенного вида): а) с помощью ударного суффикса -и (иди, смотри, неси)1, б) с помощью нулевого суффикса у глаголов с основой на -) При образовании форм повелительного наклонения у неко торых глаголов наблюдаются особенности: 1) односложные глаголы с гласным и в корне инфинитива, с основой настоящего времени на -/ {б"\-ут, e'j-ут и т. д.) и произвол ные от них в форме повелительного наклонения имеют беглый гласный е (бей-в, вей-в, пришей-в...); 2) глаголы, имеющие в основе инфинитива суффикс -ва- и теряющие этот суффикс в основе настоящего времени, сохраняют его в форме повелительного наклонения (создавать — созда}-ут — создавай, вставать — встанут — вставай); 3) глаголы ехать, есть образуют формы повелительного наклонения индивидуально: ехать — поезжай, есть — ешь. Формы повелительного наклонения мн. числа образуются от форм ед. числа с помощью постфикса -те (иди-те, мечтаете, смолкни-те, отрежь-те, сядь-те, ше\-те, создавайте, ешь-те, поезжа\-те) и обозначают побуждение, обращенное к нескольким собеседникам. Эти формы могут относиться и к одному собеседнику, старшему по возрасту или положению, в таком случае они называются формой вежливости. К формам повелительного наклонения обычно относят и формы, совпадающие с формой 1-го лица мн. числа настоящего и будущего времени и имеющие значение призыва к совместному действию (говорящего и собеседников): Подымем стаканы, со двинем их разом! (П.) При этом необходима особая побудительная интонация и отсутствие подлежащего-местоимения. К этим формам также может прибавляться постфикс -те: Споемте, друзья, ведь завтра в поход, Уйдем в предрассветный туман (А. Чуркин). Побуждение к действию выражается и аналитически. В том случае, когда побуждение отнесено к 3-му лицу и имеет значение пожелания, оно выражается сочетанием частиц пускай, пусть или да с формой 3-го лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения. Например: Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум... (П.); Да сохранит тебя твой добрый гений Под бурями и в тишине (П.). Для выражения призыва к совместному действию также может быть использована аналитическая форма: сочетание частицы давай (давайте) с формой инфинитива или формой 1-го лица мн. числа: daeaj-те играть, daeaj-те споем1. Любое волеизъявление: просьба, требование, наставление — может иметь разную степень категоричности, может по-разному эмоционально окрашиваться. Так, для смягчения волеизъявления и придания ему дружеского характера употребляется форма с постфиксом -ка. Например: Румяный критик мой, насмешник толстопузый, Готовый век трунить над нашей музой, Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной (П.). Лексическая семантика ряда глаголов несовместима со значением побуждения, которое, как правило, исходит от лица и адресовано лицу. Поэтому глаголы, обозначающие действие или состояние неодушевленных предметов (например, ветвиться, весить, преобладать, вместить, выветриться) или обозначающие состояние, к которому нельзя побудить собеседника (например, бредить, видеть, устать), не употребляются в формах повелительного наклонения в прямом значении. Формы повелительного наклонения могут употребляться переносно: а) в значении условия: Будь вы там... вы могли бы видеть, как желтеют в рощах липы (Сим.); б) в значении уступки: Как волка ни корми, он все в лес смотрит (Поел.); в) в значении принуждения, необходимости действия для самого говорящего: Им —бал, а батюшка таскайся на поклон (Гр.). Обычно эти значения проявляются в сложных предложениях. Формы сослагательного наклонения, их значение, образование и употребление. Сослагательное наклонение выражает желательность или возможность действия, причем обычно при определенных условиях: Сказал бы словечко, да волк недалечко (Поел.); Кабы я была царица,— Третья молвила сестрица,— Я б для батюшки-царя Родила богатыря (П.). Сослагательное наклонение образуется аналитически. Оно представляет собой сочетание глагольной формы, совпадающей с формой прошедшего времени на -л, и частицы бы [4] . Формы сослагательного наклонения имеют категории рода и числа (сделал бы, сделала бы, сделали бы).
Структурной особенностью форм сослагательного наклонения является нефиксированная позиция частицы бы, которая может располагаться непосредственно за глагольной формой (чаще), но может и предшествовать ей, и отделяться от нее другими словами.
4 Значение желательности действия часто выражается сочетанием инфинитива и частицы бы: Железные болты сломать бы, сорвать бы. но пальцы бессильны и голос мой тих (Брюс.).
Кроме основных значений, сослагательное наклонение выражает значение опасения: Боюсь, брусничная вода мне не наделала б вреда (П.). Формы сослагательного наклонения могут употребляться переносно, в значении побуждения, если они обращены ко 2-му лицу. В этом случае волеизъявление выражается мягче, чем в формах повелительного наклонения, и обозначает совет, уговаривание и т. п.: Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы! Учились бы, на старших глядя! (Гр.) § 65. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА Категория времени глагола — это такая грамматическая категория, которая выражает отношение действия, сыраженного глаголом, к моменту речи. Действие может совпадать с моментом речи, может предшествовать ему или следовать за ним. Время, которое определяется отношением к моменту речи, принято называть абсолютным временем, а формы, его выражающие, формами абсолютного времени. В грамматике есть еще понятие относительного времени. Относительное время — это время одного действия по отношению ко времени другого действия. Формы относительного времени наблюдаются обычно в сложных предложениях, например: Потом прибыл поезд Москва — Алма-Ата, на нем и поехал Едигей, минуя собственный разъезд Боранлы-Буранный (Айтм.) — форма прошедшего времени прибыл обозначает действие, предшествующее действию поехал. Значение времени может быть выражено в языке не только системой глагольных форм, но и другими языковыми средствами. Так, в русском языке время может быть выражено лексически, с по мощью обстоятельств типа сегодня, завтра, давно, в давние времена, когда-то, в недалеком будущем и др., которые уточняют время осуществления действия. Время может быть выражено синтаксической структурой предложения. В предложениях с нулевой связкой при именном сказуемом представлено значение настоящего времени, например: Москва — столица СССР. Временными указателями являются и формы повелительного и сослагательного наклонений; формы повелительного наклонения в прямом значении передают будущее время, что объясняется самим значением побуждения. Например: Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке (Павл.). Формы сослагательного наклонения могут содержать значение различных временных планов в зависимости от контекста, например: будущее время: Если вы позволите, я бы присел? (Купр.); прошедшее время: Я в юности с девчонкою гулял Бесхитростной, румяной и смешливой. И помню — что бы ей ни рассказал, Она сейчас же делалась счастливой (Ванш.). Семантическая категория времени, выражаемая различными языковыми средствами, называется темпоралыюстью (от латинского tempus-oris, что значит «время»). Но главным выразителем времени в русском языке является грамматическая категория времени, представленная системой морфологически выраженных глагольных форм, поэтому время, выраженное морфологически, называют центром или ядром темпоральности. Грамматическая категория времени тесно связана с категорией вида. Только глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен: настоящего (работаю, работаешь,... работают), прошедшего (работал, работала,... работали), будущего сложного (буду работать,... будут работать). Глаголы совершенного вида имеют формы только двух времен: прошедшего (прочитал, прочитала,... прочитали) и простого будущего (прочитаю, прочитаешь,... прочитают). Категория времени имеет специальные формы выражения только в изъявительном наклонении. Методическое примечание. Понятие времени глагола как отнесенности действия к моменту речи осознается детьми младшего школьного возраста с трудом. Так, в предложении Сегодня мы будем читать сказки Пушкина учащиеся иногда определяют время как настоящее, так как есть слово сегодня. Поэтому на первых этапах формирования понятия времени глагола учитель должен очень внимательно отбирать материал для анализа. Следует заботиться о том, чтобы форма времени глагола не «противоречила» лексическому окружению. Например: Сегодня читаем...; Завтра сделаем... Формы настоящего времени, их значение, образование и употребление. Настоящее время обозначает, что действие совпадает с моментом речи. Это категориальное значение формы настоящего времени реализуется в контекстах типа Слышите, где-то кричат; Что это шумит? Однако гораздо чаще формы настоящего времени употребляются в расширенном временном значении, не ограниченном совпадением с моментом речи. Таково настоящее описательное: Под большим шатром голубых небес Вижу, даль степей зеленеется, А по граням их, выше темных туч Цепи гор стоят великанами (Н.); Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит (П.). Формы настоящего времени могут иметь вневременное значение — это так называемое настоящее типическое или постоянное: ...Человек, говорящий на хорошем языке... богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке (А. Н. Т.). Настоящее время выражается в русском глаголе морфологически: системой личных окончаний, являющихся также выразителями категорий изъявительного наклонения, лица и числа (ид-у, ид-ешь, ид-ет, ид-ем, ид-ете. ид-ут). Эти окончания прибавляются к основе настоящего времени глагола. Формы настоящего времени употребляются в речи и переносно: а) в значении прошедшего времени (настоящее историческое): б) в значении будущего времени: «Тетя,— быстро прого- Формы прошедшего времени, их значение, образование и употребление. Прошедшее время обозначает, что действие предшествует моменту речи. Это его категориальное значение. Однако формы прошедшего времени имеют и более частные значения. Эти значения находятся в зависимости от вида глагола. Формы прошедшего времени совершенного вида имеют два основных значения: 1) значение последовательности действий, сменяющих друг друга, например: Пришел, увидел, победил; Вскоре заполыхал костер, зашумел чайник, забурлила картошка... и все пошло дружно и споро (Гайд.); Кот еще сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове (Ч.). Именно в этом значении они употребляются в повествовании; 2) значение совершенности действия, результат которого существует в настоящем: Года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма (Ч.). В этом значении они широко употребляются в различных описаниях-характеристиках: Мы не виделись двадцать четыре года. Только не говори мне, что я не изменилась, не постарела; Холодом, пустотой, нежилым духом встречает дом. Воздух в комнатах застоялся, на все осела сыроватая липкая пыль (Сол.). Формы прошедшего времени несовершенного вида не выражают связи с настоящим. Они обозначают длительные или повторяющиеся действия: Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов (Купр.). Здесь действия сосуществуют в одной временной плоскости, живописуя события, поэтому эти формы используются при описаниях: Говорила она (бабушка] как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей... Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись (М. Г.). Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л-и родовых (вед. ч.) и числовых флексий {-а— флексия ж. р., ед. ч.; -в — флексия м. р., ед. ч.; -о — флексия ср. р., ед. ч.; -и — флексия мн. ч.). Среди русских глаголов есть такие, которые образуют форму прошедшего времени муж. рода без суффикса -л-. Это глаголы с инфинитивом на -чь: беречь — берег, жечь — жег; глаголы с полногласным сочетанием в инфинитиве: запереть — запер, вытереть — вытер; глаголы с суффиксом -ну-, утрачивающимся в прошедшем времени: вымокнуть — вымок, окрепнуть — окреп; глаголы с основой на -з, -с: нести — нес, везти — вез. Глагол идти образует формы прошедшего времени суп-плетивно: шел, шла, шло, шли. Формы прошедшего времени могут употребляться и переносно, чаще всего в значении будущего времени: «Пройти эти сто шагов и, наверняка, спасен; простоять еще две минуты, и погиб, наверное»,— думал каждый (Л. Т.). Кроме регулярных форм прошедшего времени, в современном русском языке есть еще одна форма, широко употреблявшаяся в русском литературном языке XIX в., но теряющая продуктивность в современном языке. Это форма, образованная от глаголов несовершенного вида с суффиксами -а-, -ва-, -ыва-, типа хаживал, сиживал, бивал, знавал: Бомарше говаривал мне: «Слушай, брат Сальери, Как мысли черные к тебе придут. Откупори шампанского бутылку Иль перечти «Женитьбу Фигаро» (П.); Песельников держал, сам певал и плясал мастерски (И. Т.). Эти формы имеют значение нерегулярной повторяемости действия. К ним примыкают по значению формы с частицей бывало: Бывало, я тобой В безумии пленялся, Бывало, восхищался коварной красотой (П.). Употребляется в современном русском языке и форма прошедшего времени в сочетании с частицей было: Я было пошел; Я было сел. Эта форма обозначает действие, прерванное другим действием. Например: Радуясь предстоящему бегу, Изумруд рванулся было вперед, но, сдержанный сильными руками, поднялся лишь немного на задних ногах (Купр.). В этой форме отмечается особый модальный оттенок изъяви-ьного наклонения, сближающий ее с формой сослагательного 1клонения' Формы будущего времени, их значение, образование и употреблени е. Будущее время обозна- См.: Виноградов В. В. Русский язык.— М., 1972.— С. 463. чает, что действие произойдет после момента речи. В русском языке имеются две формы будущего времени: будущего простого и будущего сложного. Это связано с наличием в русском языке категории вида. Формы будущего простого обозначают действие, которое должно привести к результату после момента речи, и выражаются личными формами глагола совершенного вида: приед-у, приед-ешь, приед-ет, приед-ем, приед-ете, приед-ут. Формы будущего сложного обозначают действие длительное или повторяющееся после момента речи. Будущее сложное —вре мя аналитическое: оно выражается сочетанием личной формы вспомогательного глаго-л а быть и инфинитива основного глагола в форме несовершенного вида (буду читать, будешь читать, будет читать и т. д.): Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора (П.); Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить близко... Вы добьетесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо (Купр.). Формы будущего времени могут употребляться переносно: а) в значении настоящего времени: в этом случае будущее б) в значении прошедшего времени, выражая при этом не- Экспрессивные формы времени. В современном русском языке, в живой разговорной и художественной речи, находят распространение особые формы, характеризующиеся большой выразительностью. Как правило, эти формы соотносительны с прошедшим временем. 1. Форма мгновенно-произвольного действия, которая представлена усеченными основами: грох, стук, бултых, шварк, хлоп, чмок, шмыг, юрк. Эта форма соотносительна с формами 138 прошедшего времени однократных глаголов с суффиксом -ну-: грохнуть, стукнуть, хлопнуть, шмыгнуть и т. п. Их называют глагольно-междометными формами внезапно-мгновенного действия (В. В. Виноградов): Я поскорее дверью хлоп, И спряталась за печку (П.); «Ах»,— и легче тени Татьяна прыг в другие сени (П.); Подруга каждая тут тихо толк подругу, И шепчут все друг другу... (Кр.) 2. Форма мгновенно-непроизвольного действия, которая омонимична форме повелительного наклонения, но лишена повелительной интонации. Эти экспрессивные формы имеют значение неожиданности: Ведь узнала баба Матрена и меня, узнала, старая, да жалобу на меня и подай (И. Т.); Только вдруг она как поскользнись, да навзничь, да и переломи себе ногу (И. Т.). 3. Экспрессивная форма, представленная сочетанием «инфинитив -+- частица ну», подчеркивает значение начала действия: Увидевши слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться (Кр). 4. Названные формы глагола не имеют морфологических форм лица, числа, рода. § 66. КАТЕГОРИЯ ЛИЦА ГЛАГОЛА Категория лица — это словоизменительная категория, выражающая отнесенность или неотнесенность действия к участникам речевого акта. Значение лица в связной речи выражается различными средствами: местоимениями я, ты, мы, они и т. д. Так, в предложении Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.) форма инфинитива не указывает на отнесенность действия к какому-либо лицу, но в контексте оно выражено местоимением 2-го лица. На значение лица может указывать и более широкий контекст. Например, "в- диалоге: «Вижу, ты собрался уходить. Куда?» (речь говорящего). Предложение второе относится ко 2-му лицу, на что указывается в предложении первом. Все языковые средства выражения значения лица представляют собой функционально-семантическую категорию, которую принято называть персональностью. Категория же лица глагола — категория грамматическая, является центром, ядром персо-нальности, так как только она образует системы противопоставленных друг другу форм, являясь регулярным средством выражения значения лица. Категорию лица составляют формы 1-го, 2-г о и 3-го лица е д. и м н. ч и с л а. Лица можно разделить на две группы: обозначающие непосредственных участников речевого акта, диалога (1-е и 2-е лицо ед. и мн. числа) и обозначающие лицо, предмет речи, о котором говорят (3-е лицо ед. и мн. числа). Среди значений форм лица выделяются прямые и переносные. Прямые значения личных форм следующие. Формы 1-го лица ед. числа указывают, что действие относит ся к говорящему. Например: Я к вам пишу — чего же боле? (П.) Формы 2-го лица ед. числа обозначают, что действие относится к собеседнику. Например: А помнишь, мы говорили с тобой про игру... (Л. Т.) Формы 3-го лица обозначают, что действие совершает тот, о ком (о чем) говорится в предложении. Например: Вот к пальмам подходит, шумя, караван (Л.). Формы 1-го лица мн. числа обозначают, что действие совершают несколько лиц, в число которых входит и говорящий. Например: Мечтанью вечному в тиши Так предаемся мы, поэты (П.). Формы 2-го лица мн. числа выражают действие двух или более адресатов. Например: Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете? (П.) Формы 3-го лица мн. числа обозначают лиц или предметы, о которых говорится. Например: Они особенно любят в пьесе хорошие стихи, также очень любят громко вызывать актеров (Г.). Значения форм лица выражаются окончаниями. Личные окончания форм настоящего и будущего простого изъявительного наклонения:
Мн. число -ем, -им -ете, -ите ут, -ат в формах повелительного наклоне
Мн. число постфикс -те [5] постфикс -те пусть, пускай -f форма времени
Глаголы в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении специальных форм для выражения значений лица не имеют[6]. В контексте глаголы в форме одного лица могут выступать в значении другого лица, а также употребляться в обобщенном, неопределенно-личном и других значениях. Глаголы в форме 1-го лица ед. числа могут иметь обобщенное значение, прежде всего в пословицах, афоризмах. Например: Чужую беду руками разведу, а к своей ум не приложу. Значение отнесенности действия к говорящему при этом не утрачивается. Формы 1-го лица ед. числа в экспрессивной речи могут обозначать действие, относящееся к адресату: Я вот тебе поговорю/ Говорящий запрещает производить указанное глаголом действие. Формы 2-го лица ед. числа широко употребляются в обобщенно-личном значении, особенно в пословицах и поговорках. Например: Что посеешь, то и пожнешь; Любишь кататься, люби и саночки возить. Такое употребление часто сопровождается модальными оттенками возможности или невозможности, необходимости действия, прежде всего при отрицании. Например: Решетом воды не наносишь; Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 2-е лицо ед. числа может употребляться в значении 1-го лица. Например: Бывало идешь, точно на крыльях несешься... (М. Г.); Жил я радостно, по-детски, проснешься утром и запоешь (Ч.). В повелительном наклонении формы 2-го лица ед. числа могут употребляться в значении 2-го лица мн. числа. Например: После второго звонка Лапоть сказал короткую речь: «Смотри же, сынки, не подкачай!» (Макар.) В таком употреблении появляется оттенок фамильярности, грубоватости. Формы 3-го лица ед. числа могут обозначать действие бессубъектное, т. е. употребляться в безличном значении. Например: Светает; Мне нездоровится. Формы 3-го лица ед. числа могут обозначать отнесенность действия к говорящему. Например: Ну. будет, будет... мама не сердится больше, мама любит своего мальчика (Гар.-Мих.). В этом предложении так обращается мама к сыну, успокаивая его. В других случаях такое же употребление может выражать и неудовольствие говорящего чьим-либо поступком. Например: Не бегай! Тебе что мама говорит! Употребление характерно для экспрессивной речи. Формы 3-го лица ед. числа могут относить действие и к собеседнику. Например: Ну, хоть подними же, что уронил, а он еще стоит да любуется! (Гонч.) Говорящий выражает свое возмущение. Формы 1-го лица мн. числа в книжной речи указывают на говорящего (так называемое авторское мы). Например: Мы коснулись содержания «Онегина», обратимся к разбору характеров действующих лиц (Бел.). В близком к этому значению употребляются формы 1-го лица мн. числа при обращении к слушателям; в таких случаях говорящий как бы привлекает слушающих, читающих к участию в рассуждениях, в анализе. Например: Сейчас мы (с вами) рассмотрим следующий пример. Формы 1-го лица мн. числа могут относить действие к собеседнику, т. е. ко 2-му лицу. Например: «А, милый юноша,— встретил его доктор.— Ну, как мы себя чувствуем?» (Ч.) Особенно часто такое обращение к ребенку; при обращении ко взрослым иногда выражается ирония. Формы 1-го лица мн. числа могут употребляться и в обобщенном значении. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Поел.). Формы 2-го лица мн. числа, относя действие к собеседнику, адресату, являются формами вежливости. Например: «Извините, генерал»,— перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею... (Л. Т.) Формы 3-го лица мн. числа употребляются в неопределенно-личном значении. В контексте такое значение может совмещаться с обобщенным значением. Например: В газетах сейчас об этом много пишут; Его зовут уже просто Ионычем (Ч.); Снявши голову, по волосам не плачут; Цыплят по осени считают (Поел.). Такое употребление характерно для пословиц и поговорок. Формы 3-го лица мн. числа могут обозначать говорящего. Например: Иди сюда, тебе говорят! Здесь выражается экспрессия неудовольствия, возмущения; говорящий неоднократно пытался заставить собеседника что-то сделать. Употребление форм 3-го лица мн. числа в значении 3-го лица ед. числа для современного языка не характерно. Ср., например: Барышня спрашивают, какую им ленту надеть (С.-Щ.). § 67. БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ Безличные глаголы обозначают действие вне отношения к субъекту действия. Например: Светает; Морозит. Лексическое значение таких безличных глаголов не позволяет относить действие к какому-либо лицу, производителю действия. Можно выделить несколько тематических групп безличных глаголов, основными из них являются следующие. Глаголы, обозначающие явления природы: Темнеет; Вечереет, обозначающие состояние окружающей среды: Льдом сковывает речку; могут обозначать физическое и психическое состояние человека: Знобит; В горле першит; Так и тянет рассказать об этом; Мне нездоровится; Здесь хорошо думается; обозначают также наличие или отсутствие чего-либо: Хватит; Ему недостает силы воли. Есть безличные глаголы со значением долженствования: Следует это сделать; Вам надлежит возвратиться в пункт Н. Безличные глаголы обозначают также действия, связанные с представлениями о судьбе, роке: Ему везет. Есть глаголы собственно безличные, которые никогда не употребляются в личном значении. Например: Смеркается; Вечереет. Другую группу составляют глаголы, употребляющиеся как в личном, так и в безличном значении, причем в одних случаях их значения не изменяются (ср.: Лед сковал речку.— Льдом сковало речку); в других случаях лексические значения изменены (ср.: Машина везет зерно.— Ему везет). Безличные глаголы — это глаголы неполной парадигмы. Они употребляются только в формах инфинитива (Скоро будет рано темнеть), в формах 3-го лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (Вечереет; Скоро смеркается), в форме ср. рода ед. числа в прошедшем времени (Смеркалось рано), а также в форме ср. рода ед. числа сослагательного наклонения (Мы успели бы сделать это, если бы смеркалось немного позднее). По структуре безличные глаголы можно разделить на две группы: а) глаголы без постфикса -ся (холодает, знобит, везет); б) глаголы с постфиксом -ся (думается, живется, не спится, смеркается).
§ 68. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ Подавляющее большинство русских глаголов распределяется по двум основным типам спряжения[7], которые различаются гласными в личных окончаниях.
Ед. число Мн. число I спр. 11 спр. 1 спр. II спр. 1-е л. -у -у 1-е л. -ем -им 2-е л. -ешь -ишь 2-е л. -ете -ите 3-е л. -ет -ит 3-е л. -ут -ат Гласные в окончаниях глаголов четко определяются только в позиции под ударением: спешишь, спешат; идёшь, идёте. В безударной же позиции гласные в окончаниях произносятся неясно (редуцируются), поэтому спряжения различаются по форме инфинитива. Распределение глаголов по типам спряжения связано с распределением их по классам: глаголы первых четырех классов (продуктивных) относятся к I спряжению, а глаголы 5-го продуктивного класса — ко II. Существует такое правило: ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться), 4 глагола на -ать и 7 — на -еть: слышать, гнать, держать, дышать, видеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, смотреть, зависеть, терпеть. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению. Кроме глаголов I и II спряжения, есть два разноспрягаемых глагола, у которых одни личные окончания характерны для I, а другие — для II спряжения. Это глаголы хотеть и бежать (хочу, хочешь, хочет — окончания I спряжения; хотим, хотите, хотят — окончания II спряжения; бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите — окончания II спряжения; бегут — окончание 1 спряжения). Так же спрягаются все префиксальные образования от этих глаголов. Глагол чтить имеет параллельные формы в 3-м лице мн. числа: чтят/чтут. Глагол брезжить в безличном значении имеет окончание II спряжения -ит; такое же окончание глагол имеет и в личном значении (3-е л. ед. ч) (Заря чуть брезжит); в 3-м лице мн. числа имеет окончание -ут (Чуть брезжут огоньки). Особая система личных окончаний у глаголов есть и дать (и у всех производных от них) и с точки зрения современного языка, и этимологически: Ед. число Мн. число ем, дам едим, дадим ешь, дашь едите, дадите ест, даст едят, дадут В современном русском языке выделяется группа глаголов, которые образуют не все формы лица. Это так называемые недостаточные глаголы. Те или иные формы не могут быть образованы по двум причинам: по их значению и по их структуре. Так, есть глаголы, действие которых относится только к нескольким предметам (столпиться, сгруппироваться, разъехаться в разные стороны и др.). У таких глаголов, естественно, не образуются формы ед. числа. Есть группа глаголов, действие которых относится только к неодушевленным предметам (ржаветь, укореняться и др.). Данные глаголы не образуют формы 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа, поскольку эти формы связаны с обозначением участников диалога (эти глаголы могут образовывать данные формы, только употребляясь в переносном значении). У других глаголов не образуются формы 1-го лица ед. числа по структурным причинам (победить, убедить, очутиться, чудить и др.). Если же нужно выразить значение 1-го лица, то прибегают к описательным выражениям (Я буду победителем; Я уверен в победе; Я думаю, что сумею победить). Некоторые глаголы образуют параллельные формы лица. Это так называемые изобилующие глаголы: от одной инфинитивной формы образуются формы по модели 1-го продуктивного класса и по модели непродуктивного класса (например: двигает — движет, кликает — кличет, колебает — колеблет, кудахтает — кудахчет, махает — машет, метает — мечет, мурлыкает — мурлычет, пахает — пашет, полоскает — полощет, рыскает — рыщет и др.). Различия между такими параллельными образованиями чаще всего стилистические: первые более употребительны (раз говорные, в ряде случаев просторечные или диалектные, напри мер, *прятает, *пахает); вторые чаще характерны для книжной речи, нейтральные (иногда устарелые: страждут и др.). Иногда между такими образованиями возникают и семантические различия (например: капает/каплет, брызгает/брызжет: капает — наливает по каплям; брызгает — окропляет брызгами; каплет — очнтся каплями, проступает сквозь что-либо каплями; брыз- жет — разлетается каплями, брызгами). Методическое примечание. Спряжение глаголов изучает-я в 3-м классе. Среди общего количества орфографических ошибок в написании глагольных форм основное место занимают ошибки в правописании безударных личных окончаний глаголов. Поэтому выработка навыков правописания личных окончаний глаголов имеет особое значение (по программе на эту тему отводится 29 уроков из 42, отведенных на изучение темы «Глагол» в 3-м классе). Чтобы у учащихся сложилось понимание зависимости типа спряжения и выбора гласных в личных окончаниях, работу следует начинать с глаголов, у которых личные окончания ударные. Выработка навыков правописания безударных личных окончаний связана с целым комплексом знаний и умений. Так, ученики должны уметь соотносить все формы глагола с его инфинитивом, в инфинитиве же уметь правильно писать гласные перед суффиксом -ть (учащиеся допускают довольно много ошибок типа: *видить, *сеить и т. д.), т. е. если ученик неправильно пишет гласные перед суффиксом -ть, то он неправильно может отнести этот глагол и к типу спряжения. Кроме того, учащиеся должны правильно определять время, лицо и число глаголов.
§ 69. ПРИЧАСТИЕ Причастие —это особая форма глагола, которая объединяет признаки глагола и прилагательного. Глагольные признаки причастий. Причастия могут быть совершенного и несовершенного вида (читавший, прочитавший); имеют залог, могут быть действительные и страдательные (читающий — читаемый, прочитавший — прочитанный); имеют время: настоящее и прошедшее (читающий — читавший, читаемый — читанный); могут быть возвратными (виднеющийся, возвращавшийся); переходными и непереходными: читать (что?) книгу — читающий (что?) книгу; связаны с глаголом общей основой (писа + ть — писа + вш + ий). Причастия обозначают признак процессуальный (например, бегущий —- это тот, который бежит). Признаки прилагательных у причастий. Причастия обозначают признак предмета по действию (море (какое?) виднеющееся вдали); как и прилагательные, они обладают зависимыми формами рода, числа и падежа, служащими для их согласования с тем словом, от которого они зависят (прочитанная книга, прочитанное произведение, прочитанный том, прочитанные книги, прочитанных книг ит. д.); имеют парадигмы склонения прилагательных (прочитанная книга, прочитанную книгу, прочитанного произведения и т. д.). Страдательные причастия прошедшего инастоящего времени могут иметь краткие и полные формы (прочитанная книга — книга прочитана, любимый мною писатель.— Нами ты была любима (П.). В предложении причастия бывают согласован ными определениями или именной частью именного составного сказуемого. Например, в предложении И снился мне сияющий огнями Вечерний пир в родимой стороне (Л.) причастие является определением, а в предложении Тамбов на карте генеральной Кружком означен не всегда (Л.) краткое причастие является именной частью составного именного сказуемого[8].
Особых замечаний требует значение времени у причастий Причастия, в отличие от глаголов личных форм, имеют только два времени — настоящее и прошедшее. Эти временные формы имеют специальные суффиксы (об этом см. ниже): читающий, бегущий и др.— формы причастий настоящего времени; читавший, прочитанный — прошедшего времени. У причастий, как и у глаголов, от которых образуются причастия, время связано с видом: у глаголов несовершенного вида две временные формы причастий (настоящего и прошедшего времени: кричащий — кричавший), у г л а г о л о в совершенного вида одна временная форма причастий (прошедшего времени: крикнувший, пересказанный). В связной речи время у причастий может быть относительное, т. е. время, выражаемое причастиями, определяется по от ношению ко времени, обозначенному глаголом-сказуемым. Фор мы настоящего времени обычно обозначают одновременность действия с действием глагола-сказуемого. Например: Я вижу приближающееся такси. Причастия прошедшего времени обыч но обозначают действие, предшествовавшее действию глагола Например: Я читаю полученный вчера журнал. Есть формы про шедшего времени причастий, выражающие одновременность Например: Я видел приближавшееся такси. В таких случаях формы причастий прошедшего времени могут быть заменены формами причастий настоящего времени. Замечаний требует и значение времени в кратких формах причастий. Ср.: Книга взята в библиотеке.— Книга была взята в библиотеке.— Книга будет взята в библиотеке. В конструкции Книга взята — синтаксически время настоящее (ситуация, отно сящаяся к настоящему времени; связка нулевая, хотя действие уже произошло, но результат его есть и в настоящем времени). В конструкции Книга была взята связка указывает на более отдаленное время. Книга будет взята — действие будет совершено после момента речи[9]. Если краткая форма причастий выступает в функции определения (такие конструкции не частотны), то время у них также может определяться по отношению ко времени глагола-сказуемого. Например: Он скачет, русскими гоним (Л.). Образование причастий. В современном русском языке выделяется четыре разряда причастий: причастия действительные и страдательные, настоящего и прошедшего времени. Все причастия имеют свои формальные, морфемные показатели. Образование причастий подчиняется следующим правилам. 1. Причастия настоящего времени, действительные и страдательные, образуются от основ настоящего времени глаголов (чита\-ут— чита\-\-ущ+ий, гон'-ат — гон' -\-им-{-ый). 2. Выбор суффиксов в причастиях настоящего времени зависит от спряжения: если глагол относится к I спряжению, то в действительных причастиях суффикс -ущ, в страдательных — -ем, реже — -ом; если глагол II спряжения, то в действительных причастиях суффикс -ащ, в страдательных- им (чита\-ут—чита\-{-ущ-\-ий, чи а]-\-эм-\-ый; люб'-ат — люб'+ащ+ий, люб'-\-им-\-ый). 3. Причастия действительные и страда- + 1Ш+СЯ)2. 4. Выбор суффиксов действительных при-
[1] Такие формы причастий страдательного залога в предложениях выступают в качестве сказуемого; это их основная синтаксическая функция. s Глаголы состояния с суффиксом -ну-, который выпадает в формах прошедшего времени, образуют причастия и от основы прошедшего времени, и от основы инфинитива, т. е. образуются параллельные формы (засохнуть — засох — засохший — засохнувший; воздвигнуть — воздвиг — воздвигший — воздвигнувший). [1] Такие формы причастий страдательного залога в предложениях выступают в качестве сказуемого; это их основная синтаксическая функция. s Глаголы состояния с суффиксом -ну-, который выпадает в формах прошедшего времени, образуют причастия и от основы прошедшего времени, и от основы инфинитива, т. е. образуются параллельные формы (засохнуть — засох — засохший — засохнувший; воздвигнуть — воздвиг — воздвигший — воздвигнувший).
В связи с тем что причастия имеют признаки глагола и прилагательного в грамматической науке существуют различные точки зрения на их место в системе частей речи. Так, некоторые исследователи (начиная с М. В. Ломоносова) считают причастия особой, отдельной частью речи. Другие (начиная с В. А. Богородникого) включают причастия в состав прилагательных. Большинство грамматистов относят причастие к глаголу и считают причастие особой его формой. Эта точка зрения отражена в школьном курсе грамматики. Таблица образования причастных форм
оканчивается на согласный или -и, то суффикс -енн- (увиде-ть — увиде+нн-т-ый, прочита-ть — прочита-т-нн+ый; принес-ти — принес+енн+ый, купи-ть — купл+енн+ый). Если основа инфинитива оканчивается на -и, то происходит усечение этого последнего гласного; в ряде случаев происходят также чередования конечных согласных в основах. В формах причастий страдательного залога выделяется также суффикс -г-. Это непродуктивный суффикс. Присоединяется он к основам на -о(ть), -ну(ть), -ере(ть): смоло-ть — смоло+т+ый, протяну-ть — протяну +т+ый, запере-ть — запер+т+ый, а так же к односложным основам (и приставочным образованиям от них): би-ть — би+т+ый, мы-ть — мы+т+ый, вымы-ть — вымы+ +т-\-ый и т. д. 5. Причастия действительного залога образуются как от переходных, так и от непере ходных глаголов (читать — читающий, бежать — бегу-щий). П р и ч а с т и я страдательного залога образуются только от переходных глаголов (сказать — сказанный, читать — читаемый). 6. Причастия страдательного залога про шедшего времени образуются, как правило, от переходных глаголов совершенного вида (произнести — произнесенный, пересказать — пересказанный). Исключения составляют глаголы типа красить, косить, белить, сушить, коптить, жарить, солить, печь и др., от которых образуются причастия указанного типа (крашенный, беленный, печенный и др.). Такие причастия имеют параллельные образования в прилагательных (ср.: жаренный на масле картофель — жареный картофель, печенный в золе картофель — печеный картофель и др.). Итак, теоретически от глаголов можно образовать от четырех до одной формы причастий. Так, от глаголов переходных несовершенного вида могут быть образованы четыре формы (читать — читающий — читаемый — читавший — читанный); от непереходных глаголов несовершенного вида — только одна форма (прибежать — прибежавший). Следовательно, чтобы образовать
причастные формы, нужно учитывать вид, переходность, спряжение (для форм причастий настоящего времени), характер основы, которой образуется причастие. Это можно представить так:
§ 70. ДЕЕПРИЧАСТИЕ Деепричастие, как и причастие, о т н о с и т с я к и е-спрягаемым формам. Деепричастие — э т о особая форма глагола, которая совмещает в себе признаки глагола и наречия[10]. Глагольные признаки деепричастий. Деепричастия сохраняют глагольную семантику (читать — читая); могут быть совершенного и несовершенного вида (читая, прочитав); имеют значение залога (шел, весело насвистывая — действительный залог); могут
что? непереходными (читая кни- возвратными (удивляя — глагольное управление (читать о событиях — читая о событиях). Признаки наречий у деепричастий. Неизменяемость; связь со словами, от которых зависят деепричастия,— примыкание; в предложениях деепричастия бывают о б-стоятельствами. Например: Кувшины, звеня, налилися водою... (Л.) Специфика русского языка в употреблении деепричастии состоит в том, что действия, выражаемые деепричастиями и глаголами-сказуемыми, относятся к одному субъекту. Например: Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савуш-кин быстро прошмыгнул на свое место. (Ю. Наг.) Действия, обозначенные деепричастием и глаголом, относятся к одному субъекту (Савушкину). Время деепричастий формально не выражено, оно относи тельное, определяется по отношению ко времени действия глагола-сказуемого: оно либо совпадает со временем действия глагола, либо не совпадает. Деепричастия несовершенного вида, как правило, обозначаю! время, совпадающее со временем действия глагола. Например: Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы (П.); Ярко улыбалось безоблачное небо, изливая жгучий зной (М. Г.). Деепричастия совершенного вида обычно обозначают действия, которые совершались или до, или (реже) после действия глагола. Например: Окончив письма, Степан Аркадьевич придвинул к себе бумаги (Л. Т.). Здесь действие, выраженное деепричастной формой, совершилось ранее действия, выраженного глаголом. Или: Он вышел, плотно прикрыв дверь. Действие, выраженное деепричастной формой, произошло после действия, выраженного глаголом.' Образование деепричастий. В современном русском языке различаются деепричастия совершенного и несовершенного вида, которые имеют свои морфемные показатели. Образование деепричастий подчиняется определенным правилам. Деепричастия несовершенного вида обра зуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффикса -а (чита'\-ут — чита\-а). Примечание. У глаголов с суффиксом -ва-, выпадающим в фор мах настоящего времени, в деепричастных формах суффикс сохраняется (создавать — создадут — создавала). Не образуются деепричастия несовершенного вида от следующих глаголов: а) от глаголов непродуктивных классов с суффиксом -ну- б) от глаголов непродуктивных классов, у которых основа в) от глаголов с чередованием свистящих с шипящими в г) от глаголов на -чь (стеречь, печь, стричь и др.). Деепричастия совершенного вида образуются от инфинитивной глагольной основы или от основы прошедшего времени (если она не совпадает с инфинитивной) при помощи суффиксов -в, -вши, ши (прочита-ть — прочита-\-в — прочитав-вши; принес-ти — принес-\-ши; стере-ть — стер — стер\-ши). Примечание. Суффиксы -в, -вши присоединяются к основам на ласный; вариант -вши употребляется в современном языке реже. В озвратных глаголах употребляется только -вши; -ши присоединяется к основам на согласный. От глаголов непродуктивных классов с суффиксом -ну- и с полногласием -ере- образуются параллельные формы деепричастий: от основ прошедшего времени и инфинитива (высох-ну-ть — высох — высох-\-ши — высохну + в; стере-ть — стер — стер+ши — стере-\-в). От небольшой группы глаголов с основой на согласный и на -м деепричастия образуются от основ настоящего времени при помощи суффикса -а (возвратясь, простясь и др.); такие формы существуют наряду с формами возвратившись, простившись. Двувидовые глаголы образуют две формы деепричастий: несовершенного и совершенного вида; несовершенного вида с суффиксом -а от основ настоящего времени (атаку\-ут — атаку\+а) и совершенного вида с суффиксом -в (-вши) от основ инфинитива (атакова-ть — атако-ва-\-в — атакова-\-вши). Методическое примечание. В курсе русского языка начальной школы причастия и деепричастия как особые формы глагола не изучаются. В речи детей причастия встречаются крайне редко (они появляются в более старшем возрасте под влиянием письменной речи, для которой они характерны). Главной ошибкой в употреблении деепричастий в речи школьников (и младших, и старших) являются конструкции типа: *Держа в лапах шишку и распушив хвост, мы увидели белку. То есть учащиеся не относят действия, выраженные деепричастиями и глаголами-сказуемыми, к одному субъекту. Можно показать детям, в чем состоит ошибка, не употребляя терминов. Date: 2015-11-13; view: 4840; Нарушение авторских прав |