Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические и социально-культурологические аспекты изучения внешней политики
Это направление исследует влияние национального характера на международное поведение страны; описывает и анализирует социальные и политико-психологические факторы, действующие на разных уровнях (личность, малая группа, организация) и стадиях (формирование курса, принятие решения, его реализация); изучает конфликт с точки зрения предрасположенности актора к таким формам отношений. Все гипотезы и концепции этого направления фактически делают предметом анализа внутренний мир и поведение субъекта вовне. В силу такой постановки проблемы (а значение ее нельзя переоценивать) все большее место в исследованиях занимают вопросы общей, социальной и политической психологии. В рамках этой науки растет интерес к проблеме когнитивных аспектов политики вообще и внешней политики конкретных государств. В то же время аналитик, сосредоточиваясь на том частном и особенном, что и есть во внешней политике каждой страны, при анализе социально-культурологического вектора, уже по этой причине, не может и вряд ли сможет выйти на ее общетеоретическое осмысление. Концепция национального характера, объясняющая специфику поведения субъекта, получила распространение еще в 50-е гг. XX в. Под термином «национальный» всегда понималось «государство-нация». Сегодня, в рамках уменьшения роли государства, на первый план выходят антропологические и культурные особенности этноса. Главный итог исследования этого характера в связи с внешней политикой государства еще на рубеже 70-х гг. XX в. определялся как отрицательный и с тех пор не изменился. Почему? Считается, что национальный характер улавливается на уровне интуиции и некоторых внешних его проявлений, а связь с внешней политикой не поддается определенной оценке. Позитивная сторона данных исследований состоит в том, что они по- будили теорию внешней политики отойти от «грандиозных», как считает Дж. Розенау, понятий наподобие «национализм» или «национальный» характер. Эти понятия создавали иллюзию понимания предмета и его внутренних механизмов, в то время как необходима конкретизация концепций и перенос внимания на детальное изучение реальных процессов формирования и осуществления внешней политики как в «организационной», так и в «человеческой» ее частях. Что касается личностных, социально- и политико-психологических факторов, то изучение внешней политики опирается на соответствующие разделы психологической науки. Особое место, конечно, занимает теория психоанализа, доминирующая в исследовании личности руководителя государства, правительства, ведомства. Попытка объяснить внешнюю политику ряда государств, через особенности психологии лидеров (Сталин, Гитлер, Мао Цзэдун), завершилась появлением психоистории и психополитики. Это позволило создать немало методик практико-прогностической оценки политиков, перспектив возможного влияния на них. Большинство аналитиков, изучающих принятие решений во внешней политике, делают упор на международные кризисы, которые, как предполагает американский исследователь Т. Уэгелс, являются ситуациями «воздействия стрессом». Их цель — оказать давление на лицо, определяюшее поведение страны во внешнем мире. Из этого следует что биологические факторы: физическое и умственное здоровье, усталость, возраст, биологические ритмы, употребление лекарств и спиртного, ухаживание за женщинами — все это должно быть включено в изучение проблемы. Аналитики отмечают необходимость исследования точек пересечения между психологическими изменениями в поведении личности и принятием решения во внешней политике. В этой связи представляет интерес появление в российской науке первых попыток сравнить поступки двух президентов - Б. Ельцина и В. Путина. Например, поведение Ельцина и в США, и в ФРГ, свидетельствовало о болезненном стремлении предстать перед миром «антисоветской» личностью по контрасту с тем, как выглядели советские руководители от И. Сталина до К. Черненко: тяжеловесные, чопорно сдержанные, не склонные смеяться и давать повод для улыбок. Ельцин хотел выглядеть новым свободным, но манеры больше напоминали «нового русского». Сходным образом, возмутительный отказ встретиться с лидерами Ирландии во время посадки там самолета на обратном пути из США был вызван не только нетрезвым состоянием президента, но и пренебрежением дипломатическими приличиями, которые так примерно соблюдал М. Горбачев. В чем же сказалось влияние Ельцина на внешнюю политику России? В первую очередь, в синдроме неравного, определившем поведение российского президента при соприкосновении с зарубежьем. Ельцин понимал, что вывел Россию из состава СССР ценой ее двукратного ослабления, если иметь в виду сокращение ресурсов (за исключением военных). США же не только сохранили, но и приумножили свой потенциал, оставшись единственным мировым лидером. Это американское превосходство было для Ельцина психотравмирующим фактором. На таком фоне он испытывал потребность в регулярном подтверждении уважения к нему как к руководителю великой России, поэтому его слова «Россия - важнейший американский партнер и союзник» прочно вошли в лексикон диалога с США. Они породили ворох непониманий, смысловых разночтений и курьезов, поскольку русские и американцы трактовали термины по-разному. Ельцина тяготила мысль о неравенстве, о чем косвенно свидетельствует его навязчивая склонность к встречам без галстуков. Сняв пиджак и галстук, президент фактически заставлял представителя более сильной страны (США, ФРГ, Япония) сделать то же самое и стать на одну ступеньку с ним. Во встрече с более слабыми лидерами (Сербия, Южная Корея, Эстония) Ельцин к этому приему не прибегал. Синдром обманутого проявился прежде всего в политике Москвы г» отношению к Украине и странам Балтии. Ельцин понимал, что в Вискулях Кравчук обхитрил его, поддержав надежды на то, чтобы быть единственным фактическим лидером на постсоветском пространстве. Стремление Бориса Николаевича гнуть линию на стратегическое партнерстве России и Украины проявлялось и тогда, когда Киев стал тяготеть к НАТО и стремиться создать антироссийскую фронду внутри СНГ (ГУУAM). Сходная ситуация была и со странами Балтии. Чувствуя себя морально в долгу перед ними, первыми признавшими суверенитет России в период противостояния М. Горбачева и Б. Ельцина, последний только задним числом осознал промахи, допущенные в спешке по его вине российской дипломатией. Россия признала страны Балтии, несмотря на нерешенные проблемы. Но Ельцин не хотел признавать свои ошибки и не пытался отыграть упущенное. Синдром ревнивого также неблагоприятно сказался на российской внешней политике. Он проявился в отношениях с Грузией и Азербайджаном, где после правления радикалов власть в свои руки взяли бывшие члены Политбюро ЦК КПСС Э. Шеварднадзе и Г. Алиев. Контакты Ельцина с ними были окрашены той же ревнивой неприязнью, которая пропитывала его личное отношение к Горбачеву. Ельцин болезненно переживал высокомерие и снисходительность к нему ветеранов политической сцены, прошедших «придворные университеты». Для него никто из них не был своим. Непотопляемость закавказцев унижала президента, который силился предстать выходцем из народа. Российский исследователь А. Богатуров отмечает, что Ельцин не терпел вокруг себя людей, которые когда-то смотрели на него сверху вниз. При нем отношения складывались сносно только с Арменией, где власть старой советской элиты была свергнута окончательно и кадры сменились троекратно. Диалог же с Грузией и Азербайджаном, где во многом сохранялась преемственность власти, Москве не давался, хотя Тбилиси и Баку были заинтересованы в поддержке Кремля из-за оставшихся в его руках мощнейших рычагов воздействия на грузинские и азербайджанские внутренние дела. Можно лишь удивляться, насколько слабо интересы России в этой части мира влияли на ее политику. Она сохраняла односторонний проамериканский крен, который мешал Москве выработать сбалансированную политику в Закавказье и осложнял формирование внешних условий для урегулирования ситуации в связи с чеченской войной. Синдром отверженного сказывался и на отношениях России с бывшими государствами-членами Варшавского договора. У Б. Ельцина так и не появилось интереса к новым руководителям этих государств - В. Гавелу, В. Мечьяру, Л. Валенсе, И Илиеску, Ж. Желеву, С. Милошевичу. Это привело к тому, что Россия фактически свернула диалог с ними, о чем говорилось выше. В свою очередь страны Восточной Европы переориентировались на Запад и были слабо заинтересованы в углублении сотрудничества с Россией. Более того, активно демонстрируя намерение вступить в НАТО и ЕС, страны региона невольно подчеркивали свое пренебрежительное отношение к Москве. Там это видели и обижались, словно речь шла об измене любимой, друга или верного соратника. В психологическом плане Путин отличается от Ельцина. Подобно ему Путин стремится выглядеть сильным, но I в отличие от предшественника - скупым на эффекты и ложные страсти. Прежний лидер буйствовал в непредсказуемости, нынешний 1 интригует и не спешит раскрывать планы. Второй президент стремится участвовать в важнейших международно-политических акциях, рассчитывая на поддержку зарубежной аудитории и у себя дома. Такому облику вождя прекрасно соответствует поведение российской стороны в вопросах контроля над вооружениями. Путин уверенно возражает Соединенным Штатам, заявляя собственное мнение по поводу их отказа от Договора по ПРО, отстаивая действия Москвы на рынках вооружений, российско-иранское ядерное сотрудничество и торговлю с Индией и Китаем. Но он не провоцирует американцев, дает понять, что готов выслушать противоположное мнение. В нем нет пылкой ельцинской нетерпимости. Сильным и сдержанным выступает Путин в принципиальных вопросах российско-американских отношений, особенно после событий 11 сентября, когда он первым из мировых лидеров поддержал Дж. Буша. Президент замечательно освоил новую тактику произнесения твердых речей. Он ясно и недвусмысленно возражает Вашингтону, но делает это не «в лоб», а «по касательной»: последовательно, но не категорично, отказываясь соглашаться, но не отрезая путей к компромиссу, никогда не повышая тона, даже когда говорит эмоционально. Это и вправду можно принять за спокойную уверенность сильного человека. А. Богатуров подчеркивает, что такого стиля российская дипломатия не знала с середины 80-х гг. XX в. Горбачеву было проще вести себя подобным образом: он опирался на мощь СССР. Механически копируя его, Путин рисковал бы впасть в карикатурность. Избежать гротеска в нынешних условиях - искусство, требующее интуиции: надо не перегнуть палку, не сделаться смешным, но при этом остаться в образе сильного политика. Тут технологи личность не заменят. Политтехнологи рисуют Путина в образе тихого упрямца. Смысл этой поведенческой фигуры описывает традиционная формула американской дипломатии: «не спорить, но и не соглашаться» (agree to disagree). К примеру, Россия внимательно наблюдает за критикой ее политики в Чечне. Но Путин четко обозначил грань между тем, что называется «пределом необходимой обороны в рамках борьбы с международным терроризмом и защитой целостности стран». С образом тихого упрямства сопрягается и поведение России в связи с событиями в Косово. Москва ни разу не одобрила действия НАТО в Югославии, но и не устраивала полемику по этому поводу после прекращения бомбардировок. Одновременно она активно выступала против изоляции Сербии. Образ тихого упрямца позволяет лучше понять и сотрудничество Москвы с Тегераном в области мирного использования ядерной энергии. Нервная реакция со стороны США - не секрет для России, но она упорно отстаивает собственное видение допустимых пределов такого сотрудничества и соотношения выгод и потерь, связанных с его развитием. В цепочке аналогичных примеров - стремление Москвы вопреки скептицизму США восстановить свое влияние в Северной Корее, где президент Путин побывал в 2000 г. с официальным визитом, следуя логике «наверстать потерянное» и потеснить Китай с позиции главного (если не монопольного) международного партнера КНДР. Этот бросок российская дипломатия предприняла как раз тогда, когда сочла вероятным улучшение межкорейских отношений. В случае их нормализации США могли бы окончательно оттеснить Россию от участия в урегулировании ситуации на Корейском полуострове. Путин говорит жестче, чем поступает. Он не стесняется слов о национальных интересах России, критикует Вашингтон, резко высказывается о террористах и силовых подразделениях НАТО. Но при этом хладнокровно взирает на капризную задиристость «младобушевцев», невозмутимо пропускает заведомо неприязненных ему эмиссаров Совета Европы в Чечню, без аффектации, но решительнее других готовит компромисс в отношениях с Токио. Это не похоже ни на дипломатию вечного «нет» в стиле Громыко, но и на тактику козыревского вечного «да» тоже не смахивает. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что психологические качества и поведение лидера государства играют все большую роль при анализе его внешней политики.
Date: 2015-11-13; view: 288; Нарушение авторских прав |