Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема XII анализ внешней политикиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Анализ внешней политики (АВП) - это попытка изучить политику государства на международной арене с целью объяснения ее сущности и возможного поведения страны в перспективе. Исследование такого рода должно сочетать рассмотрение внутренней эволюции общества, государства, с одной стороны, и динамики мирового развития и международных отношений - с другой. Анализ появился раньше, чем сама теория международных отношений. К настоящему времени он (foreign policy analуsis) превратился в важнейшую часть теории. Большинство аналитиков считает АВП самостоятельным кустом теоретических подходов к изучению государств, международных отношений и мировой политики. Естественно, что анализ как направление возник в западных исследованиях. Советская наука не занималась такими проблемами. Длительное время теоретики и практики внешней политики, в СССР, вплоть до перестройки, в объяснении тех или иных внешнеполитических акций ссылались на так называемую теорию «марксизма-ленинизма», при этом весьма фривольно и субъективистски, вырывая из контекста отдельные высказывания К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина, сделанные по другому поводу и в другое историческое время. Поэтому не случайно на начальном этапе АВП испытывал влияние христианско-нормативного подхода, взяв оттуда, по существу, все его ценностные суждения и ориентации (четкое предпочтение западного типа общества и его внешней политики, неприязнь к авторитаризму и отторжение тоталитаризма и т. д.). Основные компоненты базировались почти целиком и полностью на идеях Г. Моргентау и школы «циничного» реализма. Но длящаяся уже несколько лет дискуссия о сущности, направлениях и методах исследования внешней политики, выработанных годами полученного опыта, позволяет представить основные сегодня направления и аналитические подходы. Ими являются: а) так называемое «классическое», внимание которого сосредоточено только на государстве и его политическом режиме; б) так называемое «современное», изучающее связь между поведением государства, его внешней политикой и местом в международной системе, а также механизмами сотрудничества и соперничества в этой среде. Это направление развивают исследования, начало которым было положено в работах Р. Снайдера, Д. Розенау и К. Холсти. Его представители отрицают как примат внешней политики над внутренней, так и их независимость, предполагая наличие взаимозависимости обусловленности между этими двумя областями. Польская исследовательница Т. Лос-Новак подчеркивает, что первое направление символизирует активное исследование внешней политики, при котором государство и его основные приоритеты трактуются как независимая величина, а внешняя политика представляется функцией его интересов. Второе направление выражает противоположную тенденцию т.е. оно интерпретирует международную среду как независимую величину внешней политики. Такой подход к ней обычно определяют как пассивный. Ко второму течению, представители которого намерены взять на себя труд разработки компактной теории внешней политики, относятся компаративные исследования. Внешняя политика представлена в них в качестве результативной суммы интересов как других государств и их положения на международной арене, так и нужд конкретного государства. Рассмотрим подробнее каждое из них.
12.1. «Классическое направление»
Его представители основывают свои взгляды на убеждении, что в модели активной интерпретации внешней политики ее сущность и содер- жание определены внутренними факторами, т. е. приоритетом государства, его политическим режимом или же структурами и механизмами формулирования политики и её реализации. Они трактуются как независимая величина, при которой внешняя политика выполняет функцию внутрен- них интересов субъекта. Этот анализ проводится на уровне национального государства, в котором процесс определения внешней политики закрыт в своеобразном «черном ящике». Сама политика символизирует страну, структуры, принимающие решения и доминирующие в процессе превращения «внешнего влияния» (input) в конкретное содержание внешней политики (ouput), систему ценностей, и уровень анализа (государство). В этом случае внешняя политика является, как пишет американский исследователь Ч. кегли, результатом «своеобразного» понимания и видения интересов государства группой лиц, принимающие решения. Однако нельзя забывать, что и они подвержены внешнему и внутреннему воздействию рутинерской или амбициозной бюрократии, способной создать собственный взгляд на политику и манипулирующей информацией или фактами. Белорусские аналитики М. Подоляк и П. Жук считают, например, что по результатам августовской встречи (2002) президентов России и Беларуси можно сделать вывод о том, что некоторая часть белорусской правящей элиты связывает свое карьерное будущее только с приходом в нашу страну российской власти. Можно соглашаться или не соглашаться с такой точкой зрения, но тот факт, что А. Лукашенко совершенно не был готов в Москве ответить на предложение российского президента включить Беларусь в состав России, а сделал это, только вернувшись из Москвы, говорит о неготовности исследовать разные варианты Союза. Рациональность выбора, ограниченная условием микроанализа (т. е. государства), может быть гипотетической, и это независимо от факта, создает его единица (президент, премьер) или организованная структура. Среди множества участников этого процесса, можно выделить три класса субъектов, которые имеют важное значение в его производстве. Ими являются: а) единица (доминирующий лидер/политик); 6) внутренне интегрированная группа лиц, принимающих решение; в) внутреннее многообразие различных субъектов. В каждом из трех классов процесс и механизм принятия решения являются неодинаковыми. Различным также может быть конечное содержание внешней политики, т. е. то, что передается наружу (output). В первой ситуации политик (например, харизматический лидер страны или политической партий) имеет возможность воздействовать на структуры, принимающие решения, т. е. на правительство (главным образом на министерство иностранных дел) или же на лиц, руководящих этими секторами государства. Такой прессинг может принимать различные формы: конституционные и неконституционные. Конституционные полномочия в этой сфере облегчают формулирование, по крайней мере, некоторых приоритетов внешней политики. Неконституционное же воздействие может выражаться следующим образом: известные предпочтения или позиции доминирующего лидера (политика) находят свое выражение в определении сути внешней политики, даже если они и не вполне рациональны. Здесь наблюдается ситуация, когда субъекты процесса формулирования такой политики и придания ей конечного содержания, опасаясь за свои посты или же под влиянием харизмы, отличающей данного лидера или политика (Ш. де Голль, К. Аденауэр), считают ее правильной для государства. Примером могут служить СССР в годы И. Сталина или современная Российская Федерация, в которой доминирует личность В. Путина, или же Беларусь и президент А. Лукашенко. Подтверждают этот тезис и Куба (Ф. Кастро), Ливия (М. Каддафи), что свидетельствует об авторитарности политической системы. По-другому выглядят механизмы процесса формирования и анализа f принятых шагов, когда доминирующей стороной является организованная политическая группировка. От ее внутренней сплоченности зависит эффективность выработки концепции и реализация внешней политики. Расклад сил внутри группы, возможность поддержки извне или существование влиятельного лидера, оказывают воздействие на решение и напоминают «торг» между соперниками. В такой структуре нормой являются отсутствие доверия друг к другу, опасение утратить свой политический вес. В таких условиях достижение компромисса становится невозможным. В другом случае, когда идентифицируются группы с преобладающим влиянием или же появляется политик, обладающий возможностью объединения оппонентов, согласия достичь можно. Но процедуры и механизмы, определяемые этими детерминантами, нельзя обойти. Примером может служить решение о вторжении войск СССР и ОВД в Чехословакию в августе 1968 г. Политбюро ЦК КПСС, игравшее в этом случае роль решающего фактора, было разделено как в отношении способа реагирования, так и в плане принимаемых мер. Исследователь внешней политики государства, в котором имеет место подобная ситуация, не всегда может сориентироваться в том, какие силы повлияли на окончательный выбор, а также в какой степени они способны выдержать заданное «направление» или «предпочтение». Дополнительной трудностью является непредвиденность их последствий. Процесс принятия решения и его анализ осложняется еще больше, если берущая на себя ответственность личность, создается автономными группами, соперничающими между собой за позиции и влияние на внешнюю политику государства и способными навязать свое видение ее проведения. Как и в описанном выше примере, так и в такой политической конфигурации окончательное оформление внешней политики является чаще всего результатом длительного процесса согласований, компромиссов, борьбы, своего рода «торгом» между различными интересами сторон, которые используют для этой цели формальные и неформальные процедуры, создавая «тыл» поддержки. Лос-Новак отмечает: «Интересным примером, достойным более глубокого анализа, могут быть дискуссии о членстве Польши в Евросоюзе, а точнее, переговоры между теми, кто считает данное решение совпадающим с интересами страны, и теми, кто имеет совершенно иную точку зрения». Особым источником перемен внешней политики - как уже ранее подчеркивалось - может быть политический режим государства. Если государство стабильно, имеет четкую позицию на международной арене, то оно придерживается курса на международное сотрудничество как выгодное для себя. В своей внешней политике оно проводит только косметические изменения, целью которых является улучшение существующего имиджа для того, чтобы можно было еще более результативно реализовывать свои цели.
12.2. «Современное направление»
Прежде всего аналитики внешней политики этой научной школы обращают внимание на типы, виды и мотивации поведения участников международных отношений. Под ними обычно понимаются любые действия в мире: разовые и постоянные, мелкие и крупные, малозначительные и серьезные, конструктивные и опасные, военные, экономические, политические и др. От фразы, сказанной секретарем министра, до военной агрессии, все укладывается в понятие «поведение». Если при этом государство (актор) рассматривается как единое целое (что спорно, но приемлемо на макроисторическом уровне анализа), то, по крайней мере, допустимо отождествлять его с реальным субъектом; приписывать ему определенный тип поведения (прагматичный или иррациональный), полную ответственность за это в целом и за конкретные шаги; считать те или иные подвижки в международных отношениях результатом такой политики. Российский исследователь Н. Косолапое считает, что категория «поведение государства» удобна и правомерна, когда прослеживаются долговременные тенденции во внешней политике данной страны; когда рассматривается система отношений в мире, регионе, а не действия и взаимодействия лишь отдельного субъекта в ней; и когда необходимо дать нравственную, политическую и правовую оценку акциям государства в целом. Основной недостаток категории состоит в расплывчатости и в том, что данная категория приписывает стране в каждом ее действии какие-то определенные цели и намерения; при этом вывод об их существовании делается на основании умозрительного анализа того, что внешне представляется и/или воспринимается как якобы поведение. Конечно, для внешнего мира значимы прежде всего практические действия каждого из субъектов и их последствия. Но для эффективной реакции на такие поступки полезно знать, был ли данный поступок намеренным или он I следствие случайности, неконтролируемого развития событий, нескоор- динированности и межведомственных противоречий, стечения обстоятельств (все это встречается сплошь и рядом). Анализ внешней политики предполагает использование категории «поведение государства», поскольку в центре его внимания I именно внутренняя сложность и противоречивость данного субъекта и всех компонентов его политической системы. Возникает трудная методологическая проблема: что есть «поведение» государства в системе внутриполитической борьбы, межведомственных разногласий и противоречий, личностного соперничества. В этом отношении «современное» направление АВП приближается к «классическому». Несомненно, что в понятийном ряду «поведение—внешняя политика» последний термин является более строгим: если «поведением» может быть любое вербальное и невербальное действие любого субъекта, то «политика» предполагает осознанность и намеренность участия государства, долговременную системную обусловленность соответствующего курса. Иначе это не политика, а именно поведение, совокупность действий и заявлений, не объединенных целостным началом. Верно, что внешняя политика государства слагается из сложного комплекса внутренних процессов. Но именно это и придает ей противоречивую специфичность и качество по сравнению с действиями множества лиц и структур. Борьба внутри страны по вопросам внешней политики сама по себе не является такой политикой. Последняя всегда есть итог такой борьбы и в этом смысле не может быть признана «поведением», поскольку она - иное, качественно более сложное явление. Внешняя политика - осознанный, достаточно долговременный, опирающийся на наиболее значимые интересы и/или идеологические, конфессиональные, морально-этические представления и ценности, курс одной суверенной рефлектирующей системы в отношении другой. «Поведение» существует только там, где не возникли институты гражданского общества, где внешний курс страны определяется абсолютизмом личности - вождем, монахом, диктатором. Оно может быть присуще и современному демократическому государству, но в случаях и ситуациях разовых и редких, малозначимых для страны, не оправдывающих затрат времени, ресурсов и усилий на выработку и проведение политики, I даже тогда, когда политика такого государства еще не сформировалась или, напротив, исчерпала себя, но еще не заменена новой, а также при серьезных нарушениях конституционного и/или демократического процессов, в условиях, когда она может стать заложницей внутриполитических межгрупповых столкновений и оказаться вовлеченной в процессы деградации и распада. Напомним, что при анализе внешней политики большим влиянием пользуется реалистическая школа. Для ее представителей государство - цельное, монолитное, не допускающее внутренних противоречий; оно -атом всех построений во внутренней и внешней политике. Вместе с тем анализ внешней политики не сводится только к поведению государства. | Для реализма государство - космос со множеством сил, институтов, механизмов, движимых самыми разнообразными мотивами и интересами. Поэтому поведение государства для реализма лишь абстракция, ибо для анализа отсутствует само явление «государство - неделимое целое». Внешняя политика - стихийно складывающаяся величина в результате внутригосударственных и внутриобщественных взаимосвязей, которая не всегда осознанно ориентирована на международную сферу и часто использует ее в политических целях. Если сторонники теории рациональных акторов рассматривают государство как важнейший субъект международных отношений, то АВП подвергает саму гипотезу рациональности обоснованному сомнению, поскольку на нее влияет все состояние таких отношений. АВП рассматривает их только как сферу, в которой действуют разные силы. Вместе с тем не исключается исследование качества этой среды, ее эволюция и влияние на субъекты.
Date: 2015-11-13; view: 453; Нарушение авторских прав |