Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурно-функциональный анализ внешней политики
В центре его оказались три области: теория бюрократических структур; специфика принятия решений государственным руководством по вопросам внешней политики и роль элит и групп давления в ее формировании и лоббировании. Все они объединяются концепцией внутриполитических источников данной области. Содержание внешней политики государства обычно определяется масштабами страны, ее практическим потенциалом (экономическим, военным, информационным, технологическим), статусным и реальным положением в системе международных отношений (великая, средняя, малая держава; ведущий или рядовой участник региональных и мировых связей и т. д.). Из этих факторов вырастает объективная основа развития приоритетов государства. Так, для крупной современной державы на первом плане могут стоять проблемы национальной и экономической безопасности для малой же страны, заведомо зависящей от массы внешних влияний, приоритетом может оказаться поддержание желаемого уровня цен на товары и услуги ее экспорта. Малое государство интересует качество политического и экономического общения с теми крупными и сильными субъектами, от которых зависит его развитие. Российский исследователь Н. Косолапое отмечает, что структуры внешнеполитической деятельности государств в современном мире резко ассиметричны по масштабам и диапазону. Это находит свое отражение в наличии либо отсутствии тех или иных внешнеполитических ведомств, департаментов и управлений. Крупная страна, с развитой и разветвленной системой внешних связей вынуждена содержать весь комплекс таких структур (разведку, МИД, Минобороны, систему представительств в других государствах и в международных организациях и т. п.), что является нелегким экономическим и политическим бременем. Напротив, малая страна, не имеющая широких интересов в мире и не нуждающаяся в громоздкой и дорогой бюрократии для их обеспечения, способна сосредоточить свои ресурсы на важном для нее направлении (часто единственном). Она обладает высокой гибкостью, маневренностью и поэтому может получать в определенных ситуациях преимущества по сравнению с мастодонтами мировой экономики и политики. Как отмечалось выше, бюрократическая теория основывается на двух положениях концепции, дополняя ее тем, что «наблюдаемая внешняя политика» государства есть всегда итог сложных отношений и взаимодействий между структурами. Они участвуют в выработке, принятии и осуществлении внешнеполитического курса и подвергаются лоббированию. Создается обстановка межведомственных конфликтов интересов, столкновения амбиций руководителей системы разделения властей (в демократиях) или интриг в странах с авторитарными и тоталитарными режимами. История внешней политики США, СССР и других стран дает на этот счет большое количество примеров. Сильная сторона теории бюрократического процесса внешней политики - в ее описательной части. Практика и технология политико-бюрократических игр вокруг конкретных курсов политики представлены в науке трудами Р. Аксельрода, Г. Киссинджера, Д. Дейвиса, российских дипломатов и политиков А. Добрынина, Е. Примакова, К. Брутенца, белорусских исследователей А. Розанова, В. Снапковского, В. Улаховича, А. Тихомирова и др. Вместе с тем при анализе внешней политики имеет место попытка увязать его с принятием решений и объяснить, что существует мостик между этим понятием как продуктом бюрократического процесса и результатом торга. В этой связи большой популярностью пользуются теории элит, групп интересов и давления, которые исследуются К. Болдингом, А. Рапопортом, Дж. Розенау, Р. Хилсненом, Б. Коэном, Ф. Хантером и др. В целом методологические работы этого направления связаны с теориями принятия решений, о которых говорилось в XI главе. Здесь только повторимся, что все они становятся необходимыми там, где на протяжении 10 и более лет множество организаций работают на единую задачу, направляя на эти цели большие средства. На примере Беларуси автору известен только один такой случай, когда шла разработка проекта концепции внешней политики республики. В условиях, где продолжают действовать формы авторитаризма и принимающий решения центр сам выступает в роли заказчика, и верховного арбитра, и исполнителя, теория принятия решений столь же нелепа, как ученый совет при Чингисхане. Но незнание теории заставляет практика либо руководствоваться «здравым смыслом», который нередко оборачивается повторением хорошо известных и подробно описанных в науке ошибок, либо заимствовать не всегда лучшие положения из арсенала «вечных истин», не изучая условий их формирования. Еще английский экономист Дж. Кейнс остроумно заметил: «Практичные люди, которые считают себя свободными от влияния каких-либо теорий, обычно являются рабами идей какого-нибудь давно полузабытого ученого писаки из далекого прошлого». Вместе с тем западные аналитики сейчас уже сталкиваются с проблемой, о которой предпочитают не распространяться: как совместить признание роли лоббистов во внешней политике своих стран и в то же время говорить о демократизме политических систем? Этот «демократизм» был особенно наглядно продемонстрирован во время выступления президента США Дж. Буша-младшего перед Конгрессом в ноябре 2001 г., когда в ходе 40-минутной речи главы государства депутаты 70 раз (!?) вскакивали и бурно ему аплодировали. При виде этой картины подумалось, что И. Сталин и А. Гитлер перевернулись бы в гробу от зависти. Кто-то может сказать, что это некорректное сравнение. Но почему? Если конгрессмены таким образом хотели поддержать Дж. Буша в борьбе с международным терроризмом, то они поступали так же как и депутаты Верховного Совета СССР или депутаты рейхстага, поддерживая своих вождей «в борьбе с врагами». Не движется ли западный мир после событий 11 сентября в сторону авторитаризма, которого считал своим злейшим врагом? В этих условиях концепция роли элит и групп давления имела бы для теории внешней политики наибольшую методологическую ценность только в том случае, если бы ее удалось соотнести с «идеальной моделью» внешнеполитического поведения в целом и отдельных его фаз: тогда становилась бы возможна привязка такой роли к конкретным условиям и фазам процесса.
Date: 2015-11-13; view: 416; Нарушение авторских прав |