Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модели и позиции внешней политики
В этой связи обращает на себя внимание позиция американского исследователя Дж. Розенау, названная автором «адаптационной моделью». Отвергая тезис о детерминизме внутренних сил как высших факторов при изучении внешней политики, теоретик указывает на воздействие и взаимозависимость государства, его внешних атрибутов и среды, в которой оно функционирует. Динамично изменяющаяся международная среда является одним из основных вызовов, с которым сталкиваются все стороны процесса в области внешней политики государства, и поэтому на нее прежде всего необходимо обращать внимание. В модели Розенау исследования проблемы концентрируются на попытках определить, как и в каком диапазоне детерминанты среды воздействуют на государство и его внешнюю политику и какова его способность адаптироваться к меняющемуся окружению. Наиболее полным образом эти зависимости отражает разработанная им аналитическая модель, в которой ученый дифференцирует уровни изменений в зависимости от двух детерминантов: их динамики (отличая изменения «значимые» и «небольшие») и среды (в которой они проявляются), разделяя их на «внешние» и «внутренние». Представленная модель является одной из немногих аналитических разработок этого типа, в которых «изменение» трактуется как независимая переменная. Объединяя воздействие двух областей внутренней и внешней политики в модель акция - реакция, Розенау различает четыре типа внешней политики: резкую, динамичную, осторожную и стабильную. Стабильная внешняя политика отражает состояние рутинных изменений в международной среде, которые не требуют новизны в поведении государства. Она создает для себя условия продолжения и осуществления основных трендов. Осторожная политика имеет отношение к ситуации, при которой резкие и значительные изменения в международной среде не вызывают особого социального интереса, что дает возможность проводить осторожную линию, которая соответствует масштабу изменений. Динамичная внешняя политика является эффектом небольших изменений в международной среде и значительных изменений в среде внутренней. Они носят экономический и политический характер. В этом случае энергичные действия в международной среде, придающие динамизм внешней политике, приводят к тому, что ее творцы стремятся перенести акценты с внутригосударственных трудностей или неудач на проблемы, вызовы и угрозы внешние. Резкая и неровная внешняя политика отражает наитруднейшую для людей, принимающих решения, ситуацию. Необходимость реагировать на высокую динамику изменений как во внутренней, так и во внешней среде приводит к тому, что последняя теряет свою внутреннюю логику, становится непоследовательной и непредсказуемой. В сущности смысл этой теории можно свести к тому, что на первый план выдвигается тезис о существовании зависимости между внутренней и международной средой в процессе концептуализации и реализации внешней политики государства. Суть проблемы заключается в диапазоне его адаптационных возможностей, диктуемых волей к выживанию и развитию. При этом речь не идет о каком-то особом случае изменений в среде, в которой государство функционирует, а об их последовательности, охватывающей такие области как политика, экономика, независимость и территориальная неприкосновенность. Хотя обоснованность концепции Розенау не подвергается сомнению, обращает на себя внимание автоматизм, с которым трактуется «изменение» как фактор, определяющий поведение государства. Ведь оно, происходящее в международной среде, принадлежит к группе категорий, легко поддающихся субъективным оценкам со стороны людей, принимающих решения, независимо от того, идет ли речь о его значительности или динамике. Поэтому подходить I изменению следует с большой осторожностью. Ведь независимо от того, какой является действительность, люди, принимающие решения, могут интерпретировать ее очень эмоционально либо вообще не обращать на нее внимания. Американские исследователи Б. Мескита и Д. Лалман подняли вопрос о том, насколько те, кто принимает решения, учитывают мнения других в формировании своей политики. Другими словами, что они делают, когда сталкиваются с выбором между политикой, ведущей к большей стабильности и миру на международном уровне, и политикой, которая увеличивает безопасность собственного государства. Аналитики сконструировали модель, которая включает предположение, что те, кто принимает решение, субъективно оценивают ожидающиеся выгоды и потери от того, вызовут они потенциального противника в кризисной ситуации на поединок или нет. Возможность того, что претендент станет использовать силу, возрастает в пропорции к ожидающимся плюсам от этого действия. Данная модель утверждает, что в принятии решений учитываются не только собственные выгоды, но и такие переменные, как полярность, род, сущность союзов и распространение силы среди главных участников. Например, когда США приняли решение наказать террористическую организацию «Аль Каида» и Усаму бен Ладена, они узнали, что движение «Талибан» в Афганистане укрывает террористов. К. Райз, помощник президента Дж. Буша по национальной безопасности, вспоминала: «Сначала мы узнали, где находится Афганистан и пришли к выводу, что налеты на его территорию лучше организовывать через Пакистан и Среднеазиатские государства. Поэтому пришлось искать методы работы с главами этих государств». Однако случается и так, что политики, принимающие решения, получают «отфильтрованную» информацию от лидеров партий, соперничающих в борьбе за власть и сознательно выдвигающих на первый план свои личные интересы. Это ведет к тому, что у людей, отвечающих за действия страны, создается неверная картина международной реальности. Кроме того, не учитывается и тот факт, что во внешней политике государства важную роль играют национальные и исторические факторы, которые существенным образом могут воздействовать на ее окончательное содержание. Необходимо помнить, что в реальном мире субъект имеет дело со множеством партнеров и каждый из них руководствуется «каким-то» неоднородным восприятием ситуации и партнера. При этом качество адаптационных механизмов, воздействующих на процесс принятия конкретных политических, экономических или военных решений во внешней политике, требует учета множества переменных, воздействующих на ее окончательное содержание. Это касается, например, дискуссий во властных структурах относительно различного понимания интересов государства. Они являются гораздо более существенными, нежели влияние среды. А это может создавать поведенческие позиции относительно внешнего нажима. Например, изменения в составе коалиции могут означать проведение более жесткой внешней политики или свидетельствовать о симптомах кризиса государства. Для отвлечения внимания общества наилучшим лечебным средством становится тогда внешний враг или поиски союзников в его стане. Детерминистический подход к международной среде был отражен в более поздних работах Розенау. В них он обращает внимание на другие векторы изменений во внешней политике государства. К важнейшим он относит роли, играемые государством и отдельными структурами, институты, отвечающие за ее содержание, величину страны, уровень ее экономического развития и политический строй. Эти факторы определяют диапазон адаптационных возможностей государства. Соответственно выделяются и четыре типа адаптации - пассивная, непримиримая, переходная и консервативная и четыре соответствующие им модели поведения: • пассивная, или уступительная, позиция, иногда определяемая как пример негативного поведения во внешней политике, касается ситуации, при которой трансформация внутренних структур государства происходит под влиянием давлений международной среды; • непримиримая позиция означает игнорирование влияния международной среды на формирование внутренней и внешней политики; • позиция типа переходной относится к политике государств, в которых доминирует стремление к совместным действиям с международной средой — принятие внешних импульсов с одновременной посылкой внутреннего желания к преобразованиям. Активность внешней политики является одной из важнейших ее черт; • консервативная позиция отвечает типу внешней политики, при которой существенным является поддержание стабильного равновесия между внутренней средой и происходящими в ее внешнем окружении, изменениями.
Учитывая, что государства, в общем, не хотят полностью приспосабливаться к таким процессам и ищут возможность уменьшить внешнее влияние, сохранить как можно больше независимости, может показаться обоснованным тезис Розенау о наибольшей эффективности консервативной внешней политики, которая выражает оптимальное состояние. Однако если ближе присмотреться к этому типу, то могут возникнуть определенные сомнения. Во-первых, речь идет о диапазоне изменений, которые можно принять или не принять. Розенау же предполагает оптимальную ситуацию, при которой интересы государства сохранены в каком-то временном отрезке. Но, как отмечает польский исследователь З. Петрас, правящие круги, уверенные в том, что только они понимают основные интересы, могут отказаться адаптироваться к новой ситуации и тем самым привести государство к краху или к его серьезному ослаблению. Во-вторых, Розенау предполагает стабильность международной среды, которая динамична по своей сути. Отсутствие реакции государства на эти изменения является, таким образом, действием, противоречащим его интересам. Длительное проведение такой политики не является обоснованным, так как может привести к ситуации, создающей угрозу для самой сущности государственности. Поэтому в каждом отдельном случае существуют границы эластичности поведения государства по отношению к международной среде, которые заставляют правящие круги адаптироваться или полностью отрицать изменения. Игнорирование вызовов или угроз, исходящих из международной среды, является также действием, направленным против государства. Неслучайно во внешней политике позиции консервативного типа представляются малоубедительными, поскольку государства стремятся расширять свое влияние и независимость в международной среде в целях безопасности и развития. З. Петрас выделил три основные адаптационные стратегии: пассивную, креативную и активную. Первая означает, что государство приспосабливается к внешнему влиянию, «вбирает» в себя международную среду. Пассивная адаптация может иметь характер внешних сигналов или непреднамеренного их перехватывания. Последний вариант является следствием того, что правящие круги не предпринимают изменений, и это приводит к тому, что непринятие решений, в сущности, является подчинением натиску среды. Вторая символизирует динамичное поведение государства, сущностью которого является активное формирование обеих сред и одновременно подчинение нажиму с обеих сторон. Третья включает в себя непримиримую стратегию, основанную на отказе приспосабливаться к каким бы то ни было нажимам. Она означает, что целью внешней политики является система международных отношений путем навязывания среде собственных оценок и интересов. Этот тип стратегии может проявляться и в изоляционистской позиции. Поведение США, в прошлом и настоящем, подтверждает этот тезис. Петрас считает, что креативная адаптация более свойственна государствам со средним потенциалом, а пассивная представляется типичной для государств с низким уровнем развития, зависящих от крупных соседей или союзников. Но каждая из них представляет собой способ реакции государства на влияние среды, а сущностью адаптационных механизмов является стремление к достижению динамичного равновесия между его собственными потребностями и интересами и требованиями, формулируемыми международной и внутриполитической средой. Анализируя модели стратегий Петраса и Розенау необходимо вернуться к типу поведения государства, построенному на основе уступительной адаптации. В целом она подвержена нажиму со стороны внешней среды и приспособлению к его ожиданиями своих политических институтов экономических решений или законодательства. Однако существуют и такие ситуации, когда государство сознательно поддается давлению, когда хочет, чтобы внешнее окружение согласилось с внутренней стройкой. Особенно это касается тех стран, где произошла трансформация политического режима. Тогда государство запускает механизмы приспособления, сутью которых является отрицание, т. е. отбрасывание старых институтов и приспособление к новым, которые дают возможность интеграции со средой. Ярким примером этого могут служить адаптации послевоенных Германии и Японии к оккупационным режимам. Важное место в стратегиях государств занимает и поведение компенсационного типа, так как оно допускает ограничения в процессе достижения цели или изменение масштаба их значимости. Государства допускает их в убеждении, что при сведении окончательного баланса консервативное поведение может оказаться худшим решением для суверенной внешней и внутренней политики. Таким образом, такое поведение означает разрешение на временную фрагментаризацию интересов государства, обусловленную общей международной ситуацией, или на существование внутреннего сопротивления радикальным переменам. Учитывая выше приведенные типологии стратегий внешней политики, можно выстроить некую аналитическую модель, в которой будут перечислены все виды адаптации (непримиримая, уступительная или компенсационная): • модель консервативной политики, построенная на непримиримой позиции, отвечает положению, когда государство старается преобразован среду, в которой функционирует без учета его воздействия на свою внутреннюю и внешнюю политику (модель доминирования); • модель активной политики, построенная на основе негативной адаптации, предполагающей наличие внутреннего разрешения на изменения под влиянием воздействия международной среды; • модель сбалансированной политики, в которой преобладает позиция, предполагающая уравновешивание влияния извне. Анализ внешней политики подвергает сомнению убеждения, которые сводят внешнюю политику к военно-политической стратегии. Это чревато для АВП суженностью мышления, простотой подхода к сложнейшим явлениям современного мира. Вот почему анализ внешней политики иногда определяют как поиск понимания и объяснения процесса внешней политики и поведения акторов мировой политики. В анализе внешней политики используется три направления изучения проблемы: 1) сравнительное исследование внешней политики; 2) структурно-функциональный анализ внешней политики; 3) исследование внешней политики с позиции обшей и социальной психологии и культурологии. Надо отметить, что сегодня все три направления подвергаются сильному давлению со стороны теории модернизации с акцентом на повсеместное воспроизводство западной модели поведения.
Date: 2015-11-13; view: 375; Нарушение авторских прав |