Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новая наука политики 1 page
---- :V5i - ч ▼ > к. С Е и г < 1 V Mapping the Nation нации и национализм
перевод с английского ББК 60.5 Н 28 Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета «Books for Civil Society» при поддержке Регионального издательского центра Института «Открытое общество» (0SI - Budapest) и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) - Россия Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др; Пер с англ. Н 28 и нем. JI. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского — М.: Праксис, 2002. — 416 с. — (Серия «Новая наука политики»). ISBN 5-901574-07-9 В сборнике статей, впервые опубликованном известным лондонским издательством «Версо» в 1996 году, ведущие социальные мыслители Запада — Юрген Хабермас, Эрнст Геллнер, Эрик Хобсбаум, Майкл Манн и другие — размышляют о природе национализма. Какова та роль, которую национальные движения играют в современном мире? Насколько универсальна теория национального государства? Как процесс формирования национальных государств связан со становлением индустриального общества на Западе? Какой тип государственного устройства наилучшим образом способствует поддержанию этнической терпимости? Каково будущее принципа права наций на самоопределение в XXI веке? На все эти вопросы пытаются ответить авторы сборника. ББК 60.5 © This collection New Left Review, 1996 © Individual contributions the contributors, 1996 © JI. E. Переяславцева, M. Б. Гнедовской, пер. с англ., 2002 © М. С. Панин, пер. с нем., 2002 ©А.Кулагин, А. Мосина, оформление обложки, 2002 ISBN 5-901574-07-9 © Издательская группа «Праксис», 2002 СОДЕРЖАНИЕ Бенедикт Андерсон Введение 7 Лорд Актон Принцип национального самоопределения 26 Отто Бауэр Национальный вопрос и социал-демократия 52 МирославХрох От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе 121 Эрнест Геллнер Пришествие национализма. Мифы нации и класса 146 Джон Бройи Подходы к исследованию национализма 201 Энтони Д. Смит Национализм и историки 236 Гопал Балакришнан Национальное воображение 264 Парта Чаттерджи Воображаемые сообщества: кто их воображает? 283 Кэтрин Вердери Куда идут «нация» и «национализм»? 297 Сильвия Уолби Женщина и нация 308 Эрик Дж. Хобсбаум Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе 332 Том Нейрн Интернационализм и второе пришествие 347 Юрген Хабер.мас Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства 364 Майкл Манн Нации-государства в Европе и на других континентах: разнообразие форм, развитие, неугасание 381 ВЕНЕДИКТ АНДЕРСОН ВВЕДЕНИЕ Едва ли кто-то не согласится с тем, что история национализма насчитывает уже как минимум два столетия. Казалось бы, это вполне достаточный срок для того, чтобы можно было тщательно и всесторонне осмыслить феномен национализма. Тем не менее трудно представить себе какое-либо иное политическое явление, которое до сих пор оставалось бы столь загадочным и приводило бы к большим разногласиям среди исследователей. У него нет повсеместно принятых определений. Никто не удосужился привести решающих доказательств его современности либо архаичности. Разногласия по поводу его истоков сочетаются с неясностью относительно его будущего. В его глобальном распространении усматривают то мрачную метафору метастаза, то добрые признаки обретения идентичности и освобождения; но где же берут начало эти процессы — в Новом мире или в Старом? Сегодня могут возникнуть и новые виды вопросов, например, «в какой степени национализм связан с деятельностью мужчин?» — и опять никто не будет уверен в том, как лучше на них ответить. Как примирить его универсальность с неизбежными конкретными особенностями? Какая из дисциплин помогает исследовать его наиболее полно: история, психология, политическая экономия, социология, антропология, философия, литературная критика или... какая же? И еще вопрос на засыпку: если сегодня нам кажется, что в мировой политике двух последних веков национализм сыграл грандиозную роль, то почему столь многие плодовитые мыслители современности — Маркс, Ницше, Ве- бер, Дюркгейм, Беньямин, Фрейд, Леви-Стросс, Кейнс, Грамши, Фуко — так мало что сказали о нем? Все эти неясности означают, что, как бы мы ни систематизировали попытки «картографировать» национализм, авторы подобного рода антологий обычно оказываются стоящими друг к другу спиной, всматриваясь в различные, смутные горизонты, а не объединенными в организованной, сплоченной борьбе. С тало бы гь, любое короткое предисловие способно очертить только некие общие границы вопроса. Философские трудности в этой области были всегда. Гердера, который метко сказал, ч го «Demi jedes Yolk ist Volk; es hat seme National Bildung wie seine Sprache»1, положение обязывало настаивать на уникальности всякого наро- да/Volk только потому, что он являлся автором обширной четырехтомной всеобщей истории, озаглавленной «Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit»2. Та самоочевидная система координат, в рамках которой мыслили величайшие из европейских умов, начинало эпохи Просвещения и кончая самым недавним временем, носила универсальный характер — так сказать, Menschheitи/или WeltgeschichteK Гегель всю свою многотрудную жизнь провел на маленьком, пятисотмильном отрезке между Штутгартом и Берлином, но нам кажется совершенно естественным, что, благодаря трем с половиной векам книгопечатного капитализма постренессансного периода развития Европы, в его библиотеке были представлены вся древность и все современные общества, предназначенные стать объектами внимательного рассмотрения, рефлексии и теоретического синтеза. В век, который начался с Революции (но еще не Французской), все ключевые понятия трактовались глобально: прогресс, либерализм, социализм, республиканизм, демократия, даже консерватизм, законность и позднее фашизм. Весьма любопытно, что так же трактовался и национализм, и поэтому никто не видел ничего странного в «Лиге Наций», а Ллойд Джордж мог беззаботно назвать Мадзи- ни отцом этой международной организации. Подобный образ мысли не ограничивался европейскими рамками. Когда в конце 80-х годов XX века великий современный писатель Индонезии Прамудия Ананта Тур опубликовал свою большую историческую тетралогию о происхождении индонезийского национализма, он еще мог беспечно характеризовать своего героя как unak semua bangsa — дитя всех наций. И тем не менее в текущие полвека миллионы людей на всей планете отдавали жизнь за благо своего народа. Постепенно становилось ясно, что национализм невозможно рассматривать иначе, чем в сравнительном и глобальном ключе, — ив тоже время очень трудно постичь и политически использовать его, не считаясь с его спецификой. Эта дилемма и вызванные ею теоретические затруднения помогают прояснить кое-что из истории серьезных размышлений о национализме, его пробелов и взрывов энергии. В течение долгого столетнего периода консервативного мира в Европе (1815—1914) национализм вызывал теоретическую озабоченность лишь у немногих людей и только по случаю, но эти случаи имели весьма поучительное значение. Настоящий сборник открывается двумя наиболее серьезными из таких прецедентов. В 60-е годы XIX века, на пике британского имперского могущества — но также и после общеевропейского сдвига 1848 года: революций под предводительством Мадзини и Гарибальди против папства и Неаполитанского Королевства, борьбы фениев в Ирландии и Америке и успешного предогвраще- ния националистом Хуаресом попытки графа Максимилиана установить династию Габсбургов в Мексике, — урожденный неаполитанец лорд Актон (впоследствии первый из назначенных английским королем католических профессоров истории в Оксфорде) впервые ударил в колокола тревоги. Просвещенный защитник всеобщего принципа законности, он отметил, что так называемая теория «национальной независимости» является одной из трех пагубных современных теорий, причем такой, которая «представляется сейчас самой притягательной и самой многообещающей по части будущих возможностей» '. По его мнению, «наиболее совершенными в действительности являются те государства, которые, подобно британской или австрийской империям, состоят из многих различных национальностей, при этом не угнетая их», поскольку «низшие племена возвышаются, живя в политическом союзе с племенами более развитыми», и «нации истощенные и угасающие обретают новые силы благодаря соприкосновению с нациями более молодыми и полными жизненной энергии». В противовес заявлению Джона Стюарта Милля в «Размышлениях о представительном правлении», согласно которому «в целом необходимым условием свободных институтов должно быть совпадение границ власти с границами национальностей», Актон настаивал на том, что подобное понимание является губительным пережитком Французской революции, разновидностью общей «современной» тенденции к обоснованию Государства спекулятивными, абстрактными, монистическими идеями (в том числе, по его саркастическому замечанию, идеей наибольшего счастья для наибольшего числа людей). Любая такая тенденция неизбежно вела к революционной и абсолютистской политике, нарушала ограниченный характер полномочий власти и плюралистическую основу истинной свободы. Едва ли можно сомневаться в том, что кровопролитную передачу власти в бывшей Югославии под лозунгом «этнической чистки» Актон воспринял бы как подтверждение своих самых скверных предчувствий, а наблюдая возникновение консервативного Европейского Сообщества, он испытывал бы пророческое удовлетворение. Когда на горизонте замаячила Великая Война, Отто Бауэр, сторонник всеобщего социализма, регулярно читавший лекции в Венской Arbeiterschule1', свел свои мысли в масштабный сравнительный труд, в котором намеревался теоретически доказать, что верно понятые социализм и национализм прекрасно совместимы друг с другом, и практически обосновать идею о том, что конфликты национальностей, угрожавшие существованию Австро-Венгерской империи, могут быть продуктивно «сняты» в его проекте сверхнациональных, социалистических Vereinigten Staaten von Gross-Oesterreich7 (VSGO)*. (Постыдный факт, но за девяносто лет, прошедших с первой публикации, его влиятельный magnum opus4 «Die Nationalitatenfrage und die Sozialdemokratie»не был переведен на английский язык. Тем большего внимания заслуживают выдержки из него, которые приводятся в настоящем сборнике.) В пику всем реакционным идеям вроде «вечного Volksgeist»", благодаря которым, к примеру, в XIX веке из позитивного образа героя Тацита Арминия возник гротесковый гигантский памятник «Германцу» в Шварцвальде, Бауэр утверждал, что нации есть плод истории и что за ними стоят века социального и сексуального смешения различных групп. Немцы представляли собой хаотичную смесь славян, кельтов и тевтонцев, и в начале XX века они имели больше сходства с современными французами и итальянцами, у которых им было чему поучиться, чем в свое время — с подданными Священной Римской империи. И далее, в том же ключе и кое в чем предвосхищая идеи Эрнеста Геллнера (см. ниже), он писал, что нация является результатом Великого Преобразования, в ходе которого все старые разрозненные сообщества перемешиваются в современных индустриальных обществах, требующих солидарности, основанной на абстрактной, подкрепленной всеобщей грамотностью, высокой культуре. Будучи страстным автором и опираясь на собственный опыт преподавания в Arbeiterschule, Бауэр утверждал, что жестокий капитализм не только оторвал трудящихся от их локальных крестьянских культур, но и по причине их измученного, страдальческого невежества, к которому их приковала фабричная система, лишил их доступа к созданным главным образом высшим и средним классом национальным культурам. Поэтому историческая задача социализма состояла в том, чтобы помочь им вырваться из тьмы к свету. В то же время Бауэр оспаривал идею, разделяемую тогда многими левыми, о том, что победа социализма приведет к своего рода плоскому, однообразному космополитизму. Проводя четкую грань между общностью и сходством, он полагал, что все современные нации, например, пережили промышленный капитализм сходным образом, но делали они это не сообща. Общность, перечеркивая классовые границы, связала отдельные группы тем, что он называл «общностью судьбы», трактуемой не в метафизическом смысле -- как древнее понятие рока, — а как коллективная устремленность в будущее. Этой устремленности, постоянно подвергающейся изменениям в ходе реальной борьбы за существование, предстояло оформиться — при помощи общепринятых языка и норм повседневной жизни, общей культуры, а в конечном счете и общих политических институтов — в так называемый национальный характер'^. Но более всего поразительна позиция Бауэра по отношению к взглядам Актона и тезисам, полувеком ранее столь убедительно изложенным Марксом и Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии». И Актон, и Бауэр выступали за отделение национальности от государства. Консервативный англичанин из Неаполя рассматривал нации (вне истории и по большому счету вне культуры) как нечто «сугубо природное» и, стало быть, нуждающееся в спущенном сверху государстве законности; стало быть, правление Габсбургов представляло собой ту плотину, которую грозили прорвать нигилистические тенденции современности. Бауэр, напротив, понимал, что и нации, и государства складываются исторически, но источником ценностей являются скорее национальный характер и культура, нежели государство. Поэтому значение империи Габсбургов заключалось в создании особого исторического каркаса институтов и практик, из которого впоследствии должна вырасти социалистическая федерация национальностей — на пути, ведущем, быть может, к отмиранию всех государств. В противоположность точке зрения, нашедшей свое выражение в «Манифесте», согласно которой в горниле мирового капиталистического рынка перемешиваются и растворяются все национальные культуры, Бауэр был убежден, что в ходе прогрессивного общественного развития увеличивается интенсивность контактов между людьми разных культур, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня этих культур и способствует дифференциации личностей; функция социализма, согласно ему, состоит не в том, чтобы противодействовать этим тенденциям, а в том, чтобы распространять стандартизацию материальной жизни на самые передовые рубежи, которые капитализм исходно привел в движение. (Так что осененной государственной властью нация виделась только буржуа.) Казалось бы, после 1918 года все круто переменилось. Падение империй Го- генцоллернов, Габсбургов, Романовых, а также Османской империи положило конец легитимности законного государства и явилось расплатой за мечту о Соединенных Штатах Велико-Австрии. Из периферийных осколков империй возникло нагромождение слабых, преимущественно аграрных национальных государств в Центральной и Восточной Европе, а также масса колоний и протекторатов на Ближнем Востоке. Даже победоносное Соединенное Королевство вскоре потеряло большую часть Ирландии, и одновременно его немецкая королевская фамилия натурализовалась как династия Виндзор. Создание Лиги Наций выглядело как начало новой всеобщей законности, в рамках которой даже осколки могущества былых империй маскировались под обычные нации. Но поистине решающим событием явился приход к власти большевиков в Петрограде и их поразительный успех в формировании устойчивого антикапиталистического порядка на большей части прежних царских владений. Поскольку, даже присоединившись со временем к Лиге, юный одиночка Советский Союз не рассматривал себя как национальное государство, да и многочисленные враги его в целом таковым не считали. В глазах большинства он до некоторой степени воплощал в себе мечту Бауэра, снимая проблему национализма формальным признанием территорий и культур своих основных национальностей, но в то же время полностью подчиняя их всеобщему плану. Именно этим планом он и снискал себе преданность миллионов людей, рассеянных во множестве уголков планеты. Против большевизма восстал универсализм двух конкурирующих, уравновешивающих друг друга типов: капиталистическая демократия («Запад»), с одной стороны, и фашизм, с другой. Хотя никто не станет отрицать, что фашизм на своих низших уровнях эксплуатирует идею национализма, необходимо признать за ним мировую претензию на наднациональную силу, противостоящую «мировому» еврейству, большевизму, либерализму и так далее. Поэтому вышло так, что наиболее важные исследования по национализму в период между войнами, проведенные Гансом Коном, Карлтоном Хейесом и их студентами, строились на бинарной, универсальной оппозиции «хорошего» (западного/демократического) и «плохого» (восточного/авторитарного/фашистского)'11. И при этом как-то не принималось в расчет, что хорошие европейские столицы Лондон, Париж и Гаага в прошлом являлись центрами европейского имперского деспотизма. Крушение фашистских режимов в Европе, равно как и милитаристского режима в Японии, существенным образом не сказалось на положении вещей, сложившемся после 1918 года. Несмотря на то что Советский Союз стал членом Организации Объединенных Наций, в которую теперь вступили и Соединенные Штаты, в мировой политике периода холодной войны общепринятыми оставались понятия наднационального толка. В действительности Сталин противился вхождению контролируемых им частей Восточной и Центральной Европы в Советский Союз, и поэтому поначалу сложились такие коммунистические государства, которые имели отчетливый национальный статус; но эти государства были невелики и слабы и воспринимались как малые спутники, зависимые от своего ядра1(До конца 1950-х таковым считался даже огромный Китай.) С другой стороны, Соединенные Штаты, располагавшие абсолютным влиянием на Западную Европу, в контексте всемирной истории также выглядели не столько национальным государством, сколько влиятельным центром глобальной антикоммунистической коалиции. Освобождение европейских колоний в Азии и Африке в промежутке с 1945 по 1975 год не изменило ситуации на сколько-нибудь обозримую перспективу, поскольку эти новые национальные государства — как и новые европейские национальные государства в период между войнами — в основном были слабыми, бедными, аграрными и страдали от внутренних конфликтов, большая часть которых объяснялась и управлялась господствующими тенденциями мирового развития. Начало эры, в которую мы с вами живем, вероятно, хотя бы символически приходится на 60-е годы XX века, ознаменованные глобальным эхом национализма в двух маленьких, нищих и периферийных государствах. Героическая борьба Вьетнама против могущественных Соединенных Штатов, наглядно представленная всему миру при помощи новых возможностей телевидения, как никакой другой «периферийный» национализм, способствовала бурным потрясениям не только в Америке, но и во Франции, Германии, Японии и далее везде, превратив 1968 год в некий annus mirabilis,r' образца 1848 года. В это же самое время брежневские танки жестоко сокрушили националистическую Весну в возглавляемой коммунистами Чехословакии, что потом сравнительно долго отражалось на планах Советов. То же десятилетие увидело подъем в Соединенных Штатах: сначала движение за гражданские права, сменившееся Черным Национализмом, который вскоре вышел за государственные границы; затем начало феминистского движения нового образца, получившего стремительное распространение по планете; Стоунуоллский бунт, положивший начало первому в истории трансконтинентальному движению за эмансипацию геев и лесбиянок — в данном случае можно было вести речь о США как о Нации гомосексуалистов. Да и в старой Европе развитие наднационального сообщества шло рука об руку со становлением воинствующего национализма, направленного против официально признанных национальных государств в Северной Ирландии, Шотландии, Бельгии, Каталонии, земле Басков и т. д."' Ко второй половине 1980-х годов Советский Союз уже едва стоял на ногах, завещая все, что осталось от коммунизма XX века, истеричным наследникам Дэн Сяопина. Тем временем второй самой влиятельной национальной экономикой (если есть смысл и дальше оперировать подобными терминами) становилась Япония, не предлагающая ни внешнему миру, ни своим гражданам никаких универсальных проектов. Трудно назвать иную эру в истории, когда в политике все менялось бы столь быстро и столь повсеместно, или когда будущее было бы столь неясным. Однако в это время происходит и иная, более спокойная трансформация, чреватая тем не менее колоссальными возможными последствиями. Кант, ведя в основном довольно тихую жизнь в Кенигсберге XVIII века, мог воображать себе коммерцию этакой плодотворной глобальной силой, которая когда-нибудь приведет к «вечному миру» между нациями. (Хотя эта самая «коммерция» заключалась и в том, что через Атлантику перевозились миллионы порабощенных африканцев.) Ему вольно было так считать, потому что промышленный капитализм еще только начинал брезжить на его горизонте; огромным миграциям в западном направлении только предстояло начаться, а о железной дороге в то время даже никто не мечтал. Более юный Гегель, лучше знакомый с трудами Адама Смита и обладавший более тонким инстинктом пророка, рано обеспокоился социальными и политическими последствиями экономической революции, набирающей ход; и одной из целей современного государства в его понимании было именно сдерживание и приручение враждебных сил, которые рынок начинал спускать с поводка. В следующем поколении о том типе политических изменений, который потребуется для осмысленной гармонизации раннего капитализма с современным государством, всерьез задумался Лист. По его мнению, такого рода примирение должна была обеспечить некая форма национальной экономики, достаточно крупной, чтобы обеспечить столько власти, сколько ей необходимо для поддержки и охраны своих границ. Даже Маркс, который лучше, чем кто бы то ни было, постиг глобальную революционную динамику капитализма, не остался совершенно безучастным к предположениям Листа. Можно не сомневаться, что в его знаменитом высказывании «пролетариат любой страны в первую очередь, разумеется, должен выяснить отношения со своей собственной буржуазией» имеются в виду «страны», скорее похожие на страны Листа, чем на маленькие Швейцарию, Бельгию или Португалию. Широкое применение понятие «национальная экономика» получило по крайней мере не раньше, чем создалась Лига Наций, когда оно составило незыблемую основу всей доктрины самоопределения; первый, несомненно, смертельный удар по нему нанесла мировая Депрессия, которая поразила все нации одновременно и которую существенно не смягчил никакой рост тарифных барьеров. Национальная экономика, однако, безусловно предполагает определенную географическую неподвижность рабочей силы, а также определенную четкость в функционировании обеспечивающих ее систем сообщения. (Удивительно, но колоссальным перемещениям рабочей силы, организованным за пределами Европы в рамках колониальных империй, в ту пору не уделялось должного теоретического внимания.) Сама идея, согласно которой карту Европы можно и должно решительно перечертить, дабы она больше способствовала самоопределению наций, предполагала то, что, скажем, поляки впредь должны оставаться в границах Польши, читать польские газеты, участвовать в польской политике и строить польскую экономику. Крупные отделения левых организаций приняли такую модель отношений не в последнюю очередь потому, что, как показывал опыт (только что рожденный Советский Союз был не в счет), наиболее существенные, далеко идущие цели рабочего класса в заводских стенах реализуются в меньшей степени, чем в национальных парламентах и посредством парламентского законотворчества. Поэтому выходило, что термин «национализация» вполне невинно и даже неосознанно широко применялся для обозначения реального или планируемого вывода секторов экономики из-под контроля частного капитала: это был, так сказать, синоним социализации. Однако тут подоспел век Форда, автомобилей, радио и даже авиации. После колоссального разорения, вызванного второй мировой войной, этим тенденциям требовалось уже совсем немного времени, чтобы во всеуслышание заявить о себе. Боевые успехи Красной Армии способствовали продвижению Советской власти глубоко в центр Европы, а в Азии самая населенная страна планеты стараниями Коммунистической партии Китая (КПК) оказалась за бортом мирового рынка. По политическим причинам государственные экономики двух руководимых коммунистами гигантов также не допускали продвижения рабочей силы за пределы своих производственных сфер. Капиталистическая Западная Европа обнаружила, что не в состоянии сохранять свои бывшие европейские империи. Общая политическая и экономическая слабость сделала с ними то же самое, что она сделала с маленькими германскими и итальянскими государствами в середине XIX века. В этом свете последующее формирование Европейского Сообщества можно трактовать как листианство, приспособленное к эре позднего капитализма. В бывших колониях, ныне независимых государствах Азии, а затем и Африки, под лозунгом «национализации» также в свою очередь воплотились в жизнь положения 1918 года. Но в 70-х и начале 80-х годов XX века преграды, препятствовавшие полной реализации зрелого капитализма, оказались совершенно разрушены под натиском процессов, которые нам всем хорошо знакомы. Набрала обороты колоссальная миграция населения из обнищавших бывших колониальных государств в богатые капиталистические центры — сначала в Западную Европу, Соединенные Штаты и бывшие британские доминионы, позднее в Японию, богатый нефтью Ближний Восток и новые промышленные страны (HIIC) Восточной и Юго-Восточной Азии. «Континентальная система» Сталина и Мао стала давать необратимую течь и в конце концов приказала долго жить. Электронная революция привела к созданию систем связи, ускользающих из-под контроля даже наиболее мощных национальных государств, делая возможным движение финансового капитала в таких масштабах и с такой скоростью, которых нельзя было представить себе всего каких-нибудь тридцать лет назад. Начало крепнуть господство транснациональных систем производства, и старомодный фордизм стал уступать дорогу децентрализованным, не привязанным к конкретной стране производственным системам, а также усложненному, чрезвычайно гибкому маркетингу производственных ниш. (Одним из прискорбно ранних указаний на это явился мировой бизнес наркотиков, взрыв которого пришелся на 1960-е годы и, похоже, не ограничивается до сих пор.) Дешевый и быстрый транспорт сделал возможными абсолютно беспрецедентные перемещения населения по всему миру, какие бы трудовые и Zolluerein'7-системы ни изобретались в конце нашего века. В результате подобных трансформаций национализм сегодня фигурирует, как минимум, под двумя новыми масками и имеет последствия, относительно которых невозможно сказать что-либо определенное. Первое — это, безусловно, создание массы слабых, экономически уязвимых наций-государств из осколков советской системы: одни из них совершенно новые, а другие — остатки тех, что были учреждены в 1918 году; в любом случае, со многих точек зрения, три четверти века спустя. (На это, впрочем, можно возразить, что данные виды национализма несут на себе весомый отпечаток региональной специфики и, похоже, ничуть не препятствуют глобальным тенденциям.) Второе — это угроза разрушения той смысловой черточки, которой в течение двух столетий были сопряжены между собой государство и нация. В лучшие для этой черточки времена, когда мечтой националистических движений было обретение собственных государств, люди верили в то, что подобного рода государства способны обеспечить им процветание, благополучие и безопасность, а также гордость и международное признание. С другой стороны, предполагалось, что этим государствам гарантировано подчинение и безраздельная преданность большинства граждан, считающих себя принадлежащими к нации. Нет ничего более сомнительного, чем долгая жизнь подобного рода предположений. Чем более мобильными становятся люди во всем мире, тем быстрее складываются легкие на подъем национальности, ключевым лозунгом которых следует считать «идентичность». Вплоть до кануна второй мировой войны изменения военных технологий происходили довольно неспешно, а затраты военных были достаточно скромны для того, чтобы определенное количество наций-государств ощущало себя способными и даже обязанными выдержать конкуренцию в этой сфере. (Тогда еще было возможным, например, чтобы Япония, вышедшая из феодального небытия, построила лучший боевой самолет, чем Соединенные Штаты эпохи Форда.) Величайший новый институт, созданный французскими революционерами и их прусскими антагонистами — воинская повинность, — для той поры был нормальным явлением. Массовое участие граждан-мужчин в национальной обороне было тем животворным элементом, который стабильно удерживал черточку-дефис в положенном месте. Практически все это сегодня исчезло. Серьезные новации в военной сфере нынче позволительны только малейшему проценту от порядка двухсот наций-государств мира, а остальные рыщут за ними по пятам, как пираты из компьютерных игр, как потребители, одураченные сильными мира сего или роющиеся в мусоре на беспорядочном мировом рынке уцененных, второсортных товаров. (Есть сведения, что, например, в Китае, на крайнем западе, действия Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в целом ряде важных областей скованы из- за того, что местные полевые командиры сепаратистов используют оружие из бывшего СССР18.) Технология сделала воинскую повинность неактуальной. Государства, неспособные к вооруженной защите своих граждан, с трудом обеспечивающие их работой и верой в расширение жизненных горизонтов, могут заботиться разве что о соблюдении женской чести и строгости школьных программ, но долго ли будут такие заботы способствовать тому, чтобы у граждан сохранялись возвышенные потребности в независимости? Date: 2015-11-13; view: 405; Нарушение авторских прав |