Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знания Доктрина закона (Ignorantia jurisneminem excusat)
Выработана римскими юристами, в Средние века разработана в нормах национального уголовного процесса государств Европы. Законы уголовного процесса практически всегда были тайной, чтобы обвиняемый не мог затягивать расследование и препятствовать его проведению. Законы доводились до сведения граждан посредствам их созыва на площадях и рынках, звучанием в трубы. Тексты указов оглашались как его материальное опубликование и обнародование таким образом. При этом не было единого понимания правильности обнародования законов. В 18 веке во Франции перешли к формальному опубликованию законов, а к 19 веку все страны Европы начали публиковать акты в официальных изданиях. Любой гражданин получал возможность ознакомиться с текстом публикуемых нормативных актов, и вся ответственность за незнание закона ложилась на него. Однако такая постановка вопроса являлась действительно формальной. В разработках В.И.Ленина данная доктрина отрицается, с указанием, что данная доктрина — буржуазная ложь, ложь, сочиненная людьми имущими и капиталистами против неимущих, такая же ложь, как и предположение, что рабочий заключает с хозяином «свободный договор». Буржуазные классы, которые обвиняют рабочих в незнании законов, сами ровно ничего не сделали для того, чтобы облегчить рабочим приобретение такого знания. Эти слова о дореволюционном русском законодательстве полностью относятся к любой капиталистической стране. Опубликование закона само по себе не обеспечивает реального знания законов гражданами. Его можно добиться только путем проведения множества социально-экономических, политических, культурных и юридических мероприятий. Но все же при определении каждой из названных мер нельзя забывать, что первоосновой всех мер, направленных на ознакомление граждан с законом, является его опубликование. Без этого предположение об известности закона теряет обоснованность, так как граждане в этом случае просто-напросто не могут знать ни о факте издания закона, ни о его содержании, и не могут, следовательно, соблюдать его. В. А. Туманов подверг критике отношение М. С. Строговича к проблеме знания законов, указав, что рассматривая вопрос о доктрине знания законов в советском праве, М. С. Строгович довольно последовательно проводит мысль, что в основе этой доктрины лежит не знание лицом конкретных законодательных актов и правовых норм, а наличие у лица некоторых общих представлений о правомерном и неправомерном, уголовно наказуемом и допустимом и т. д. Однако, представляется возможным не вполне объективным упрек В. А. Туманова в «отрыве» доктрины знания законов от конкретных правовых норм, «наметившемся у М. С. Строговича», поскольку последний имеет в виду законы, «надлежащим образом опубликованные во всеобщее сведение». Правильнее было бы сказать, что у М. С. Строговича не подчеркнута связь доктрины знания закона с опубликованием закона и со знанием конкретных правовых норм, что он, кроме того, ограничивает ее действие уголовным процессом. Вопрос о доктрине знания закона, как правило, возникает в сфере ответственности, особенно уголовной. Здесь доктрина знания законов теснейшим образом связана со сложной и спорной проблемой сознания правонарушителем противоправности своих действий. А. А. Пионтковский указывал на непрекращающиеся споры по вопросу о том, включается ли Сознание противоправности (или общественной опасности) деяния в понятие умышленной вины либо в понятие умысла или оно предполагается у виновного в умышленном преступлении. В криминалистической науке ставится знак равенства между сознанием общественной опасности и противоправности деяния, так как каждый советский гражданин ясно представляет себе, что является общественно опасным. Утверждая, что доктрина знания закона в соответствующем конкретном правоотношении (в том числе уголовно-процессуальном) не должна строиться на общем представлении о правомерном и неправомерном, В. А. Туманов удачно ссылается на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1956 г. «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», который ввел уголовную ответственность для цыган, злостно уклоняющихся от общественно полезного труда. В течение длительного времени данное деяние не рассматривалось как преступление, и поэтому вряд ли верно предположить известность предусмотревшего его противоправность указа, исходя из общего рассуждения о том, что всем гражданам хорошо известно, что советские законы запрещают совершать действия, посягающие на установленный порядок общественных отношений, и предусматривают наказание за преступление. Следует согласиться с точкой зрения И. С. Самощенко и других авторов, полагающих, что сознанием правонарушителя должна охватываться противоправность его деяния. М. С. Строгович, А. А. Пионтковский, В. А. Туманов указывают на возможность опровержения доктрины знания законов. М. С. Строгович считает, что опровержимость доктрины знания закона - это вопрос факта (questio facti), решаемый в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Положение это, однако, нуждается в уточнении; опровержимость доктрины знания закона — вопрос не только факта, но и права. Возможны случаи, когда виновное лицо по объективным причинам (не исключаются и субъективные причины) не знало и не могло знать о противоправном характере своих действий. Может создаться впечатление, что если презумпция знания закона опровержима, то во многих случаях нетрудно доказать, что подсудимый никогда не брал в руки Уголовного кодекса, не читает не только «Ведомостей Верховного Совета», но и вообще газет, не знает инкриминируемого ему закона, имеет весьма смутное представление о законодательстве в целом. Вопрос об опубликовании нормативных актов, тесно связанный с формулой о презумпции знания законов, О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский назвали среди проблем, практически важных, но еще не разработанных в теории права. Если закон, налагающий ответственность, опубликован не был, правильно ли ставить вопрос о презумпции знания закона? На чем может быть основано предположение, что правонарушитель знал закон? По оригинальному выражению К. Архипова, возложить на тех, кому неведомо содержание постановлений, обязанность выполнять их выходит за пределы сил человеческих. Доктрину знания закона таким образом нельзя превращать в доктрину знания общественной опасности деяния. Нельзя согласиться с В. А. Тумановым, который совершенно одинаково решает вопрос опровержимости доктрины знания закона и для опубликованных, и для неопубликованных законов. По его мнению, даже тогда, когда закон не опубликован, виновный в его нарушении должен доказать, что он не знал и не мог знать предписаний уголовно-правовой нормы. Это положение, пишет В. А. Туманов, должно быть распространено и на нормы, устанавливающие другие формы правовой ответственности (административной, дисциплинарной, гражданской). Незнание неопубликованных норм, которые усиливают правовую ответственность (увеличивают размеры имущественной ответственности, изменяют меры наказания и т. п.), он извинительным не считает даже при переходе к другим формам ответственности, например от гражданской к административной [10]. Доктрина знания законов опровержима, таким образом, и по субъективным мотивам, но, конечно, в исключительных случаях.
Date: 2015-11-13; view: 363; Нарушение авторских прав |