Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не прячьтесь от любви. Потом, когда тот же человекпереступает порогсвоего до­ма,он все еще утаиваетсвой гнев. Но теперь еготерзает стыдза покорность





Потом, когда тот же человек переступает порог своего до­ма, он все еще утаивает свой гнев. Но теперь его терзает стыд за покорность, проявленную в разговоре с боссом. Он может отключиться, усевшись перед телевизором или листая газету:

такой защитный механизм называется отстраненностью. Может быть и хуже: он свалит вину за неудачный день на ко­го-то из близких — это механизм замещения.

Отметим разницу между ситуацией дома и на работе. Дома уставший труженик уже не должен укрываться от собственной ярости, вызванной отношением начальника, но теперь он прячет от родных чувство стыда и собственной никчемности.

Что же побуждает нас прятаться? Чтобы понять процесс создания защитных механизмов, нужно вернуться к первона­чальной проблеме. Я считаю, что основу жизни как раз и со­ставляет решение проблем. Чтобы понять, что происходит на поверхности, нужно вернуться к корням.

Полагаю, причины, побуждающие нас скрывать свои про­блемы и страдания, сводятся к двум фундаментальным про­блемам нашего бытия:

1) мы не завершены,

2) мы боимся как раз того, что могло бы нас исцелить.

Рассмотрим подробнее эти две проблемы, превращающие нас в прячущегося человека.

Проблема № 1: мы не завершены

Одна из фундаментальных проблем заключается в том, что мы не завершены. Мы, христиане, подобны прекрасному, но полу­разрушенному и ремонтируемому зданию.

Случалось ли вам проходить мимо реставрируемого зда­ния, какого-нибудь особняка, расположенного по соседству. когда вы, то и дело оказываясь возле него, отмечаете различ­ные стадии стройки? Когда я был маленьким, рядом с на­шим домом стоял такой особняк. Это было большое, пре­красное здание, только я тогда этого не понимал: долгие го-


2. ДВЕ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 31

ды оно оставалось запущенным, и стихии постепенно разру­шали его.

Но вот какие-то люди купили особняк, решившись вер­нуть ему прежнее величие. Новые владельцы потратили огромное количество денег и сил, стараясь использовать при ремонте по возможности те же материалы, из которых был первоначально построен дом.

Несколько раз в неделю я проходил мимо большой пло­щадки. где шло строительство. Я всегда старался разглядеть дом с одной и той же точки в одно и то же время суток, ближе к вечеру. Постепенный рост дома и происходившие с ним пе­ремены казались великой тайной, я, как завороженный, сле­дил за каждым шагом строительства, за тем, как будто живое, растет это здание. У меня в мозгу словно отпечатывались фо­тографии каждого этапа ремонта.

Больше всего меня поражало то, что дом со временем начи­нает казаться совсем другим. Порой он выглядел словно раз­бомбленные руины: вокруг лежали труды битого кирпича и мешки с цементом, всюду была грязь. Но затем я начинал раз­личать благородные пропорции здания, я видел колонны и большие французские окна и понимал проступавший в них замысел архитектора. Бывали и такие дни, когда я мог разом видеть и трепетную красоту этого дома, и его хрупкую неза­вершенность.

У ремонтируемого здания имелось прекрасное прошлое и ожидалось будущее, полное надежд, которое должно было на­ступить по завершении строительства. Прошлое дома превра­тилось в мечты и надежды семьи, которая его приобрела, в та­лант и глазомер архитектора, спланировавшего реконструк­цию. Будущее же дома — теперь уже его настоящее — оказа­лось благим: он простоял, высокий и красивый, много лет и послужил приютом нескольким семьям.

Мне кажется, так и Бог видит нас: мы, как этот особняк, имеем чудесное прошлое, мы созданы и избраны «прежде создания мира» (Ефесянам 1:4), мы получили некоторые свойства Бога. такие, как способность любить и быть люби­мым, а также умение созидать. Это и значит быть сотворен-


32 НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ

ным по образу Его. В сердце каждого из нас заключен чертеж Архитектора, и с течением времени этот чертеж превращается в нашу жизнь.

Как и особняк, который я описал, мы имеем будущее, пол­ное надежд. Нам суждено однажды уподобиться Богу: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоанна 3:2). Библия называет это состояние зрелостью: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Ефесянам 4:13).

Таково прошлое и будущее. А что же в настоящем? Как и реконструируемое здание, мы проходим различные стадии духовной и эмоциональной незрелости, незавершенности. Иногда мы уподобляемся разбомбленным руинам, в другой раз в нас проблескивает образ Божий, а порой бывает видно и то и другое одновременно.

Наше наследие и наше будущее обеспечено Тем, Кто по-отечески печется о нас, а настоящее — связующее звено меж­ду ними. Настоящее — это тот период времени, в котором происходит развитие и восстановление главных частей души. В эту пору чертеж, то есть прошлое, должен превратиться в за­конченное здание — будущее.

Для большинства из нас настоящее является трудным пе­риодом, периодом борьбы. Мы переживаем реконструкцию, а это подчас болезненный процесс. Библия сравнивает такие муки со страданиями роженицы:

«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начатокДуха» и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления те­ла нашего* (Римлянам 8:22-23).

Эти слова понятны людям, перенесшим тяжкую утрату. По­истине «реконструкция» причиняет нам тяжкие страдания.

Фундаментальная проблема человека заключается в том, что он — тварь несовершенная, поврежденная, и жизнь его — это движение от чертежа к последнему завершающему


2. ДВЕ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 33

штриху, к разрезанной ленточке. Мы активно участвуем в строительстве, как и хозяин дома, покупающий материалы и нанимающий рабочих. Чтобы разрешить свою проблему, мы должны выяснить, какие духовные или эмоциональные об­ласти души остались неразвитыми, и заняться их восстанов­лением.

Незавершенность в области отношений

Фундаментальная проблема незавершенности по-разному проявляется в нашей жизни. Многие люди страдают от недо­статка личных отношений — подлинных, глубоких и теплых. Иногда эта неудовлетворенная потребность выливается в му­чительное чувство отсутствия принадлежности, «невписанно­сти». В сердце человека образовалась пустота, и кажется, что ничто ее не заполнит.

Библия подтверждает потребность человека в связи с дру­гими людьми. Мы — существа, которые на самом глубоком эмоциональном и духовном уровнях нуждаются в надежности и цельности. Это касается всех наших отношений — с Богом. самими собой и другими людьми. Мы начинаем жизнь в со­стоянии отлученности и страха. Отлученность — наиболее разрушительное последствие проникшего в мир греха. Это са­мая глубокая и тяжкая из испытываемых нами проблем.

Отлученность противоречит природе Бога, установленным Им ценностям. Бог предназначил нас для жизни, полной любви и привязанности. Иисус провозгласил, что Еврейские Писания целиком покоятся на заповеди любви к Богу и ближ­нему. Вероятно, большинство эмоциональных расстройств происходит оттого, что какая-то часть души оказывается изо­лированной и не участвует в отношениях.

Иисус изобразил нашу потребность в близости к Нему в аллегории о виноградной лозе. питающей все отростки:

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может при­носить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребы-


34 НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ

вает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:4-5).

Библия учит, что мы должны сформировать отношения не только с Богом, но и с людьми. Мы обязаны научиться быть любимыми и испытать чувство принадлежности, войдя в эти отношения. Иоанн подчеркивает важность межчеловеческих отношений:

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоанна 4:20).

Апостол утверждает, что в каком-то смысле близость с людьми является показателем нашей близости с Богом. Мало кто может выстроить глубокие и искренние отношения с Богом, оставаясь в изоляции и отлученности от Его Тела.

Итак, на первый взгляд искомая формула кажется простой:

проблема — потребность в привязанности, решение — создать близкие отношения.

Это может показаться несложным. Найдите себе хорошую церковь, прихожане которой окажут вам поддержку, и начни­те участвовать в жизни общины — вот вроде бы и все.

Так это выглядит со стороны. Но для людей, не имеющих опыта общения с другими людьми или имеющих болезнен­ный опыт таких отношений, все обстоит иначе.

Во многих случаях верующие, страдающие от изолирован­ности, являются членами здоровых, растущих, библейски ориентированных общин, понимающих ценность человече­ских отношений. Они принимают активное участие в работе церкви, тратят много времени, сил и денег, вовлекаясь в это собрание верующих, — и все равно чувствуют себя изолиро­ванными, «неподключенными» или даже «мертвыми внутри» подчас в тот самый момент, когда разделяют какую-то «со­вместную деятельность».


2. ДВЕ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 35

«Я перепробовала множество церквей,— рассказывала мне одна пациентка. — Я думала, не в одной общине, так в другой, я сумею установить близкие отношения. Но повсюду остава­лась одна и та же проблема: я не чувствовала себя частью не­коего целого. Тогда я решила выбрать себе подходящую об­щину и оставаться в ней, вроде как обет постоянства дать. Я провела в этой церкви пять лет, но и теперь, после пяти лет, я в ней — посторонний человек. Раньше я думала, что дело в других людях, но теперь вижу — дело во мне».

Удовлетворить наши духовные и эмоциональные потреб­ности отнюдь не так просто, как кажется. Процесс духовного возрастания в Боге осложняется фундаментальной пробле­мой № 2: мы различными способами прячемся от того, что необходимо нам для восстановления цельности.

Проблема № 2: мы боимся того, в чем нуждаемся

Однажды ночью патрульный полисмен наткнулся на челове­ка, который, стоя на коленях на тротуаре, пытался что-то найти в ярком свете фонаря.

— В чем дело? — спросил полисмен

Не подымая головы, человек крикнул в ответ:

— Я потерял кошелек!

— Рад помочь, сэр, — отвечал патрульный. — Покажите, где вы примерно его выронили.

— Все просто, — печально отвечал неудачник, — кошелек выпал у меня из кармана примерно там, — и он указал рукой в дальний конец улицы.. Полицейский, сбитый с толку, переспросил:

— Ничего не понимаю. Почему же в таком случае мы ищем кошелек здесь?

И его собеседник без колебаний разъяснил:

— Здесь светлее.

Этот анекдот точно отражает поведение человека, прячу­щегося от любви. Бедняга, лишившийся кошелька, предпри­нимал отчаянные поиски, нащупывая то, что ему нужно, не там, где следует. Мы все страдаем тем же недугом. По множе-


 

НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ


ству причин мы боимся обнаружить раны своей души, чтобы можно было их исцелить.

Вот в чем заключается проблема № 2: мало того, что мы не завершены, мы еще и боимся, и избегаем тех самых вещей, которых нам не хватает для цельности. Мы прячем многие ча­сти своей души от любви.

Речь идет именно о частях, а не о какой-то одной части. В нашем теле есть множество костей и мышц, каждая из кото­рых может быть повреждена. И души наши Господь наделил множеством аспектов или частей. Все они могут быть люби­мы и получать развитие, а могут оказаться в изоляции и остаться незрелыми. В каждом из нас сложное сочетание та­ких «частей» образует уникальное целое,

Далее мы рассмотрим различные потребности, связанные с эмоциональным и духовным ростом человека, но главное — осознать, что нас не производят на космическом конвейере. Каждый человек индивидуален. Давид говорит об этом, возно­ся благодарность Творцу, создавшему именно его:

«Ибо ТЫ устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устро­ен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне осознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой виде­ли очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня на­значенные, когда ни одного из них еще не было» (Псалом 138:13-16).

Переход Адама и Евы из состоянии невинности в состоя­ние греха привел к тому, что «внутренности», созданные Богом, были повреждены, нарушилась их функция. Надо смотреть правде в глаза: грех наносит травму каждому из нас. Если мы хотим исцелить эти раны, надо прежде всего разо­браться, что и почему в нас повреждено.


 

2. ДВЕ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Как это касается меня?


В этот момент кто-то из читателей может спросить: «Какое отношение это имеет ко мне? Я всегда стараюсь быть честным и откровенным. Мои проблемы возникают из-за того, что мой партнер по отношениям склонен прятаться».

На этот вопрос есть несколько ответов. Во-первых, люди часто прячутся, сами того не сознавая. Глубокие раны или не­зрелость души может оставаться в изоляции так долго, что че­ловек утрачивает доступ к определенным мыслям, эмоциям или воспоминаниям. В таком случае «прятки» превращаются в защитный механизм, спасающий человека от всепоглощаю­щей боли, столкнуться с которой он пока не готов.

Вознеся Господу хвалу, Давид уже через несколько стихов просит Бога открыть ему доступ к этим «скрытым частям» души:

«Испытай меня. Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138:23-24).

Давид молится о том, чтобы ему открылась насущная исти­на о самом себе. Он боится идти вслепую и упасть с обрыва.

Есть и другой ответ на вопрос о том, каким образом эта проблема затрагивает конкретного читателя: каждый человек прячет свое. Одним трудно открыто проявить свою потреб­ность в любви, другие боятся обнаружить более автономные, самоуправляемые части души.

Салли, обстоятельства которой мы обсуждали в начале гла­вы. не считала себя эмоционально отстраненным человеком. Напротив, она была склонна к открытому проявлению чувств. Однако, когда она обратилась к душепопечителю и начала прорабатывать личностные проблемы, она стала понимать, что много лет назад утратила доступ к агрессивным, способ­ным принимать самостоятельные решения частям души. Эта независимая часть ее души оказалась изолирована от любви и истины.


38 НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ

Я обращаюсь к читателям, прячущим какие-то части своей души от отношений, и неважно, сознаете ли вы это в данный момент. Я стремлюсь помочь вам обнаружить и предоставить милосердию Бога и Его народа те поврежденные аспекты ва­шей личности, которые до сих пор пребывали во тьме. Бог и Тело Христово исцелят ваши раны.

Проанализируйте последние годы своей жизни, те отно­шения, которые не сложились позитивно, как вы того хотели, упущенные возможности, о которых вы вспоминаете с сожа­лением. Многие могли бы точно датировать возникновение проблем в важных для себя отношениях и увязать начало этих проблем с тем моментом, когда они начали скрывать части своей души от Бога, себя или других людей.

Как мне узнать, что я прячусь?

Подобно Салли, многие из нас на самом деле не замечают соб­ственных защитных механизмов. Но мы испытываем искрен­нее желание достичь зрелости и развить те отношения, кото­рых нам не хватает. Как же нам обнаружить то. что скрыто?

Здесь поможет библейское учение о корнях и плодах. Бог устроил мир так, что проблему можно вычислить, вглядев­шись в ее последствия, проявляющиеся в нашей жизни.

Представьте себе, что у вас в гостиной с потолка потекла вода, она угрожает испортить ваш любимый ковер. Решить эту проблему можно одним из двух способов. Во-первых, вы можете попытаться свести к минимуму ущерб, подставляя под струи воды горшки и кастрюли и торопливо опорожняя их. Если вы живете в местности с дождливым климатом, эта работа может занять все ваше время, да и готовить без утвари несподручно.

Второй метод — вызвать специалиста, который придет и починит протекающую крышу. Это обойдется дороже, чем са­модеятельность с кастрюлями, но зато проблема будет решена раз и навсегда.

Промокший ковер — это «плод^. По нему мы видим, что в конструкции дома образовалась серьезная проблема. «Ко-


2. ДВЕ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Л

рень» — это протекающая крыша. Если мы не обратим внимал ния на корень, появятся и другие дурные плоды, в частности, придется потратить сотни и тысячи долларов на замену ковра и ремонт пола.

О плодах и корнях Иисус говорит:

«Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево до­брое приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Матфея 7:17-18).

Иными словами, результат всегда указывает на причину. Хороший пример — дети. Как правило, благополучные, лю­бящие дети — признак хорошего корня, то есть правильного родительского руководства, среды и поддержки. В семье же, где дети страдают какими-то расстройствами, как правило, проблема обнаруживается у родителей.

Это происходит и в нашей жизни. Духовные и эмоцио­нальные плоды указывают на наши корни.

«Плод» мы называем «симптомом» — этим словом врачи и психологи обозначают проявления или последствия какого-либо заболевания. Симптом указывает на причину, то есть на «корни».

У прячущегося человека всегда обнаруживаются какие-ли­бо симптомы, то есть о том. что вы прячетесь от любви, вы узнаете по последствиям, по проблемам, возникающим в ва­шей жизни. Когда мы прячемся, часть нашей души или харак­тера выталкивается из отношений в духовную тьму. в изоля­цию. Изоляция какой-либо части души от любви всегда вызыва­ет проблемы. Это естественно, поскольку всякая часть орга­низма. отлученная от питания, остается поврежденной и не способной к развитию. В физиологии это состояние называ­ется истощением, но не менее разрушительно эмоциональное или духовное истощение.

Симптомы могут варьироваться от несостоявшегося брака, как в случае с Салли, до состояний тревоги, депрессии, навяз­чивого чувства вины или стыда, расстройств питания, злоупо-


40 НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ

требления наркотиками и другими веществами, конфликтов на работе, физических недугов и так далее. Следует, однако, помнить, что симптомы могут оказаться нашими друзьями:

Бог предназначил их для определенной цели, а именно: пред­упреждать нас — «У тебя проблема, пора ею заняться».

А что делать, если в нашей жизни не обнаруживается от­четливых симптомов? Нужно ли и в этом случае присмотреть­ся к нашим защитным механизмам? Разумеется, профилакти­ка предпочтительней лечения. Вспомним псалом 138. Давид просил Бога дать ему знание о себе. не указывая при этом на какие-либо симптомы. По-видимому, он стремится заранее заглянуть в свою душу. Так и нам, даже если не обнаруживает­ся никаких симптомов (хотя это вряд ли возможно в нашем падшем мире), следует оставаться на страже, пристально всматриваясь в свои эмоции и духовное состояние.

Но одного знания мало. Чтобы выйти из укрытия, нам по­надобится среда, пронизанная надежными отношениями. Без этого никакая информация о нашем духовном и эмоциональ­ном развитии нам не поможет. Так задумано Богом.

Во многих христианских кругах как раз этого и не понима­ют, полагая, что достаточно столкнуть человека лицом к лицу с библейскими истинами, чтобы разрешить все проблемы, Сам Иисус подчеркивал важность отношений для принятия истины. «Я семь путь и истина и жизнь» (Иоанна 14:6). Это значит, что нужно знать человека, чтобы понять его истину, не просто знать, но воспринимать личностно, а не только интел­лектуально. Это знание распространяется как на отношения с Богом, так и на сферу межчеловеческих отношений.

Господь придает большое значение тому, чтобы наши по­требности были удовлетворены. Образ боли и сострадания — плач Иисуса над Его народом, отвернувшимся от попечения Божьего:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и кам­нями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матфея 23:37).


Бог хочет помочь людям Своим в их борениях. Иаков на­поминает нам о щедрости Господа:

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нис­ходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иакова 1:17).

Библия рисует образ Бога Отца, желающего, чтобы о Его детях хорошо заботились. Он и Сам с радостью помогает нам, дает средства удовлетворить наши нужды.

Почему же мы часто так плохо чувствуем себя?

В этом мрачная ирония игры в прятки: у каждого из нас есть свои потребности, все мы не завершены. Бог предоставил нам то, что необходимо для исцеления и взросления, для того, чтобы уподобиться Ему. Но во многих областях жизни неко­торые из нас чувствуют себя эмоциональными и духовными банкротами, претерпевают страдания, не способны совладать с жизнью, как хотелось бы. Мы не видим блага в том, что Господь дает нам, как если бы Он накрыл для Своих чад пир­шественный стол и пригласил за него, но некая часть нашей души заподозрила какую-то опасность в этом приглашении и вынуждает нас отвергнуть его.

В том примере, который мы разобрали в начале главы, по­добный сигнал опасности заставлял Дэна отворачиваться от собственной потребности в любви, а Салли — не замечать своей потребности в автономии.

Расстройства питания могут послужить полезным приме­ром этой проблемы. Несколько лет назад я работал в рамках программы нашей больницы с Рейчел, молодой женщиной, страдавшей от серьезных проблем в области питания. Она об­ратилась за медицинской помощью, едва не умирая от ис­тощения: Рейчел фанатично занималась физкультурой, почти ничего не ела и все-таки переживала из-за «избыточного ве­са», хотя вес ее составлял всего 85% от нормы! Ни родные, ни друзья не могли уговорить ее поесть.

Внешне проблема Рейчел заключалась в недостатке пита­ния. «Простое решение» звучало бы так: проблема заключает


НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ


ся в том, что Рейчел погибает от истощения, решение — дать ей побольше хорошей еды. Но девушка не могла заставить се­бя есть предложенную ей пищу.

Познакомившись с Рейчел, я выяснил, что за ее отноше­нием к пище скрывалось нечто иное. Вернемся к проблеме № 1: мы незавершенные существа, нуждающиеся в развитии. Рейчел была родом из зажиточной, преуспевающей христиан­ской семьи. От нее ожидали, что в плане карьеры и образа жизни Рейчел пойдет по стопам родителей. Родственники создали надежную структуру, обеспечивавшую удовлетворе­ние материальных потребностей Рейчел, но не сочли необхо­димым научить Рейчел думать самостоятельно. Они слишком многое делали для нее и за нее, строго контролируя поведение девушки.

Постепенно Рейчел привыкла символически отождест­влять окружающих со своими родителями. Рейчел казалось, что все люди так же строги и требовательны, как и они. «Для меня съесть что-то значило впустить внутрь себя еще больше их контроля, — говорила Рейчел. — Только отказываясь есть, я могла хоть как-то контролировать свою жизнь. Пища стала для меня врагом».

Рейчел совершенно естественно приспособилась скры­вать свои потребности. Эта склонность присуща каждому из нас. Чтобы выявить корни двух наших фундаментальных проблем, нужно вернуться к первой истории, рассказанной в Библии.

Date: 2015-11-13; view: 275; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию