Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовые последствия публичного обещания. Мы видим только один большой гражданско-правовой вопрос, непосредственно связанный с этим газетным объявлением: действительно ли оно породило обязанность
награды) Мы видим только один большой гражданско-правовой вопрос, непосредственно связанный с этим газетным объявлением: действительно ли оно породило обязанность родителей Дяди Фёдора выдать велосипед? Сомнения здесь могут быть троякого рода — (1) чисто теоретические; (2) касающиеся содержания данного объявления и (3) нравственно-юридического толка. Разберем все три повода для сомнений по порядку. 1. Правильно ли считать, что основанием возникновения обязательства выдачи публично обещанной награды, является само это публичное обещание — односторонняя сделка? Очевидно, здесь следует дать отрицательный ответ, поскольку обещание не определяет персонально личности участвующего в обязательстве кредитора, а гражданских правоотношений с неопределённым кругом активных субъектов не существует. Индивидуальная определённость кредитора достигается в данном случае в результате совершения определённым лицом требуемого в обещании действия. Именно между этим лицом (кредитором) и субъектом, обещавшим награду (должником) и возникает обязательственное правоотношение, содержанием которого является право требовать выдачи публично обещанной награды и корреспондирующая ему юридическая обязанность такую выдачу произвести (п. 1 ст. 1055 ГК). Показательно и содержание п. 1 ст. 1056, который позволяет лицу, публично пообещавшему награду, публично же отменить это свое обещание, пока кто-нибудь не совершил предусмотренного им действия. Исключение составляет обещание, содержащее условие о сроке совершения действия (его нельзя отменить до окончания этого срока), а также обещание, прямо или косвенно обозначенное как безотзывное (его отменить вообще нельзя). Если бы обещание выдать награду уже само по себе порождало бы обязательство её выдачи, то отменить его было бы невозможно ни в одном из случаев, оно всегда имело бы бессрочный и безотзывный характер. Такое обещание награды, конечно же, может быть дано, но и оно неспособно породить обязательство в отрыве от совершения соискателем награды действия, описанного в обещании как условия возникновения обязательства её выдачи. Публичное обещание награды, таким образом это односторонняя сделка, совершенная под отлагательным условием — откладывающим возникновение обязательства вплоть до наступления положительно выраженного условия. Коль скоро ни одно публичное объявление о награде само по себе не порождает обязательства выдать эту награду — чтобы это случилось, ему нужно соединиться, сплавиться в сложный юри дический состав с другим фактом, с совершением требуемого действия — называть данное правоотношение обязательством из публичного обещания награды, а тем более — рассматривать его как правоотношение из одностороннего действия (односторонней сделки), не вполне корректно[10]. 2. Содержательные сомнения касаются определённости сделанного обещания. Обещание награды, помимр того, что должно быть публичным, т. е. обращенным к неопределённому кругу лиц, должно также соответствовать и следующим условиям: (1) позволять установить личность сделавшего обещание (п. 2 ст. 1055 ГК); (2) быть определённым в части своего содержания, т. е. описывать определённое действие, за совершение которого обещается награда; (3) быть определённым в части намерения, т. е. определённо свидетельствовать о готовности лица, сделавшего обещание, считать себя связанным обязанностью выплаты награды при наступлении указанного в обещании условия. При этом, действие, за совершение которого обещается награда, должно быть таким, чтобы (а) оно в принципе могло бы быть совершено всяким и каждым; (б) оно могло бы быть совершено как в связи со сделанным объявлением, так и независимо от него (п. 4 ст. 1055); (в) было возможно объективно установить, насколько то или иное конкретное действие соответствует требованиям, содержащимся в обещании о выплате награды. Если иное не предусмотрено в объявлении о награде и не вытекает из характера указанного в нем действия, соответствие выполненного действия содержащимся в объявлении требованиям определяется лицом, публично обещавшим награду, а в случае спора —судом (п. 6 ст. 1055). Размер обещанной награды может и не указываться: в таком случае определя ется по соглашению лица, совершившего требуемое действие, с лицом, обещавшим награду, а в случае спора — судом (п. 3 ст. 1055). Посмотрим, соответствовало ли объявление, данное родителями Дяди Фёдора о вознаграждении в случае пропажи сына, перечисленным признакам? Звучало оно, помнится, в мультфильме, зачитанное вслух Дядей Фёдором, так: «Пропал мальчик. Глаза голубые, рост метр двадцать, родители его ишут. Нашедшего ждет премия — велосипед». Даже самое поверхностное сравнение этого объявления с перечисленными выше признаками обнаруживает в нем, как минимум, два недостатка. Во-первых, из объявления нельзя установить личность субъекта, сделавшего его. «Родители его ишут» — сравнимо разве только с «На деревню дедушке». Допускаем, однако, что Дядя Фёдор озвучил не весь текст объявления, — во всяком случае, то, что он не стал читать координаты своих родителей, вполне естественно, — он и без того их прекрасно знал. Это предположение тем более вероятно, что почтальон Печкин, вознамерившийся получить велосипед, каким-то образом все-таки разыскал родителей Дяди Фёдора («Это вы велосипеды за мальчиков даете?») —значит, сведения, содержавшиеся в объявлении или в редакции напечатавшей его газеты, все-таки позволяли установить личность обещавшего награду. Во-вторых, большой вопрос связан с определённостью действия, за которое обещана награда. Нет сомнения, что действие это — обнаружение места пребывания мальчика (хотя и об этом в объявлении прямо не говорится, но иного вывода из контекста, а также из фразы «родители его ищут» быть, конечно же, не может). Поводом для сомнения служит описание мальчика: «Глаза голубые, рост метр двадцать» — этого для идентификации явно недостаточно (тем более, что цвет глаз ребенка с возрастом может меняться, не говоря уже о росте). Так что кот Матроскин был абсолютно прав, когда утешал своего друга: «Не горюй, Дядя Фёдор! Да мало ли таких мальчиков!». Видимо, родители сочли возможным восполнить недостаток описания фото графией сына, которая, как это тоже было четко показано, сопровождала объявление. И лишь третий элемент — намерение лица, давшего объявление, связать себя обязательством выдачи награды (велосипеда[11]) перед лицом, которое укажет им место нахождения Дяди Фёдора — можно считать точно выраженным в словах «Нашедшего ждет премия — велосипед». Итак, с объявлением разобрались: при условии двух сделанных выше оговорок оно способно породить обязательство выдачи велосипеда родителями Дяди Фёдора лицу, указавшему место пребывания их сына. Но вот вопрос: а действительно ли такое обязательство? Ведь речь в данном случае идет, по сути, об обещании вознаграждении за найденного ребенка; законно ли требование такого вознаграждения? Не следует ли признать, что обнаружение потерявшихся детей, а то, быть может, и доставка таковых (или, по крайней мере, сообщение о них) родителям (законным представителям) является публично-правовой обязанностью каждого гражданина и должно, следовательно, осуществляться бесплатно? Разберемся, почему вообще может возникнуть такое сомнение. Почему когда речь идет совершении действий в чужом интересе как таковых (скажем, действий по охране чужого имущества), о публично-правовой обязанности их предприятия никто не рассуждает; но стоит только заговорить о помощи потерявшимся детям — сразу всплывает подобное сомнение: а не публичная ли здесь обязанность? Очевидно потому, что дети (в особенности малолетние), как правило не имеют ни жизненного опыта, ни способности к собственному содержанию, а значит, оставаясь без попече ния родителей (законных представителей) рискуют просто-напросто погибнуть[12]. А что может быть более святым, чем спасение человеческой жизни! Все это так, и, тем не менее, вывести подобную норму из законодательства, сделать действия по спасению чужой жизни предметом юридической обязанности, пока не представляется возможным[13]. Можно обязать воздерживаться от безнравственных поступков, можно наказывать за жестокосердие и несправедливость, но обязать поступать нравственно (милосердно, справедливо) невозможно. Вопрос, значит, должен быть поставлен несколько иначе: бездействие в ситуации угрозы чужой жизни следует признавать безнравственным, но не незаконным; наоборот, спасение чужой жизни следует признать высоко нравственным поступком, заслуживающим благодарности спасенного во всяком случае, вне зависимости от того, обещал ли её предварительно спасенный, или нет[14]. В соответствии со сказанным, вопрос о вознаграждении ча спасение жизни ставится и решается п. 2 ст. 983 ГК следующим образом: «действия с целью предотвратить опасность для жизни лица, оказавшегося в опасности, допускаются и против воли этого лица, а исполнение обязанности по содержанию кого-либо — против воли того, на ком лежит эта обязанность». То есть, действия по спасению жизни, даже будучи совершенными в ситуации прямого неодобрения или даже противодействия со стороны спасаемого (например, лица, предпринимающего попытку самоубийства), все равно автоматически подпадают под категорию действий в чужом интересе без поручения, причем, одобренных интересантом, а значит дают липу, их совершившему, право на возмещение необходимых расходов, понесенных в связи с этими действиями (ст. 984), а также —на вознаграждение (ст. 985), размер которого определяется по соглашению спасателя с потерпевшим, либо (при возникновении спора) — судом. В нашем случае все так и было; единственная разница состоит в том, что Печкин договаривался о вознаграждении не с самим спасаемым им Дядей Фёдором, а с его законными представителями — родителями, что вполне объясняется малолетним возрастом спасаемого. 1.4. «Сейчас я буду Вашего мальчика измерять!» (о некоторых личных правах) Что значит: «Сейчас я буду!»?! А самого мальчика Вы, уважаемый Печкин, об этом спросили — согласен ли он подвергнуться измерению? Кто вы такой, чтобы его измерять? — Вы же ни родитель, ни опекун, ни медработник, ни, наконец, милиционер! Вправе ли Дядя Фёдор от измерения отказаться? А если не вправе, то почему бы тогда не признать права всякого и каждого измерять первого встречного? А если можно измерять рост, то почему нельзя заставить подвергнуться, например, взвешиванию? измерению объема груди и бедер? длины стопы? мускульной силы? Почему бы вообще тогда не заставить прохожих проходить медосмотры прямо по дороге на работу или в магазин? Наконец, если все это можно заставить проделать первого встречного, то почему тогда нельзя его, скажем, просто потрогать? сфотографировать? зарисовать? причесать? дактилоскопировать? переодеть? постричь? погадать ему? «дать» ему «в глаз»? Или все-таки можно? Нормой п. 1 ст. 22 Конституции РФ установлено, что «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». В п. 1 ст. 150 ГК личная неприкосновенность, а также «другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона», названы в числе таких нематериальных благ, которые защищаются (п. 2 ст. 150) в соответствии с ГК и другими законами, причем, не только в прямо предусмотренных ими случаях, но и во всех вообще случаях их нарушения, если существо нарушенного блага[15] и характер последствий нарушения позволяют использовать какой-либо из способов защиты гражданских прав, из числа тех, что перечислены в ст. 12 Кодекса. Одним из таких способов является самозащита, — пожалуй, способ наиболее универсальный, — применимый для отражения посягательств на любые нематериальные блага и абсолютные субъективные права. Что понимается под личной неприкосновенностью"? Ни в Конституции, ни в ГК это понятие не расшифровывается; комментаторы Конституции подразделяют личную неприкосновенность на физическую, имеющую своими объектами жизнь, здоровье, тело и психику человека, и моральную или духовную, объектами которой являются честь (доброе имя), достоинство и деловая репутация личности[16]. Мы бы добавили к этому перечню половую неприкосновенность и разнообразные способности людей (например, способности к труду или творчеству) в качестве элементов физической неприкосновенности, а также фактические и юридические нематериальные условия их существования, не охраняемые посредством каких-либо субъективных прав, например, душевное спокойствие, уверенность в завтрашнем дне и т. п. (в духовную часть). Конституционное право на личную неприкосновенность означает возможность всякого и каждого гражданина исключительно и независимо от посторонних лиц определять режим доступа (вмешательства) других лиц в область его персональной (личной) жизни и свободы[17], в частности — посредством влияния на принадлежащие ему нематериальные блага. С точки зрения гражданского права этот институт должен быть отнесен не к субъективным гражданским правам, а к элементам гражданской правоспособности физических лиц (ср. с их перечнем, содержащимся в ст. 18 ГК). Границами реализации (осуществления и защиты) личной неприкосновенности являются нормы Конституции и российского законодательства (включая нормы международно-правовых актов), а также правоспособность и субъективные права других лиц. Изложенное не может оставить сомнений: ни одно действие, предполагающее то или иное воздействие на жизнь, здоровье, тело, способности, психику и условия существования другого человека не может быть предпринято без со гласил этого последнего. Значит, ни о каких измерениях кого бы то ни было против согласия измеряемого не может быть и речи; тем более, недопустимы принудительные медосмотры, поглаживания, пощипывания, съемка, зарисовка, прическа, дактилоскопия, переодевание, стрижка и иные подобные действия в отношении лица, не выразившего согласия на претерпевание этих действий и не обязанного к такому претерпеванию законом. Не должно смущать и малолетство Дяди Фёдора — оно никак не может служить препятствием для самозащиты своей личной неприкосновенности, ибо такие меры заключаются в действиях фактических, а не юридических (ст. 14 ГК); следовательно, для их совершения можно и вовсе не обладать дееспособностью. 1.5. «А если я шапку брошу — ты в нее попадешь?» Date: 2015-11-13; view: 327; Нарушение авторских прав |