Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страх - отец всех пороков





Лень, праздность часто считают матерью всех пороков, а страх называют отцом.

Страх. Это слово пугает. Выплывают из памяти разнообразные картинки. Сколько их у взрослого человека. Тысячи? Больше? Мы не знаем. Но они управляют нами. Память детских лет неизгладима и неумолима. Она вершит наши судьбы. И мучает в старости.

Страх. Ребенок идет в школу, радуется он или волнуется, он все равно немножко боится. Боится встречи с новой учительницей, с одноклассниками. Страх первой «двойки». Страх первого окрика учителя. Страх первого обмана дома или в школе. Страх перед доской. Страх перед контрольными и тестами. Страх неумения. Страх неуклюжести. Страх неуверенности. Страх опоздания в школу, на урок. Страх невыполненного задания. Страх поражения. Страх унижения. Страхи....страхи....страхи....

Школа, одна только школа порождает столько страхов! И с ними человек живет всю жизнь. И эти страхи наследуют его дети и внуки. О какой радости идет речь? Страхи закрывают ее своим темным покрывалом. Многоликие и непобедимые. Не успеешь справиться с одним, на очереди уже другой. Как же от них избавиться? Как воспитать «духовную безбоязненность» (В. Сухомлинский)? Где взять силы, чтобы развить свои внутренние силы?

Многие утверждают, что за любым дурным свойством человека можно разглядеть выглядывающую голову страха. И там, где приютился страх, мы увидим или излишнюю изворотливость, или лживость, трусость, или пошлость, зависть, предательство и коварство. И много еще неприятного, о котором и говорить тоскливо. Может быть, именно с этими дурными нашими свойствами и надо бороться, сначала в себе, а потом уж и детям помогать.

Оказывается, страх, останавливая деятельность души, в то же время приковывает ее внимание к предмету страха. 44

А деятельность есть жизнь нашей души, поэтому, испытывая страх, мы делаемся «ни живы ни мертвы». Наша жизнь будто останавливается, но если мы начинаем бороться с опасностью, то и страх проходит. Смелость – врожденное качество нашей души. Образование уменьшает число причин страха.

Почему же в школе наши дети порой испытывают такой страх, который становится для души непосильным грузом? Дети рисуют этот страх в виде монстров, чудовищ, с огромными клыками и рогами, часто они изображают своих учителей в черных одеждах, угрожающих им двойками или выкрикивающими угрозы. Иногда рисуют и себя, большими и сильными, готовыми раздавить одной ногой маленькую школу. Много я видела таких картинок.

Не хочется писать о социальной несправедливости, ведь мы отдаем в школу самое дорогое, что у нас есть – наших детей. Поэтому родителям надо позаботиться и о хороших учителях. Если дети доверяют учителю и любят его, то рассказывают о своих страхах очень искренне. Вот отрывки из мини-сочинений на тему «Как победить свой страх»:

«Я всегда очень боялся высоты. Когда я забирался на крышу своего дома на даче, у меня кружилась голова. А еще я всегда боялся воды, боялся утонуть.

Когда мы с друзьями залезли на крышу пятиэтажного дома, мне стало очень страшно, и я убежал. Они смеялись и после этого стали говорить, что я трус. Было очень обидно. Я вообще боюсь, что они правы. А вдруг и действительно трус? Я боюсь разочароваться сам в себе. Еще боюсь разочаровать своих родителей.

И еще я боялся тараканов! Очень. Однажды мой друг принес мне в коробочке американского таракана. Я очень испугался, но потом, увидев, что он ползает по его руке и не кусается, я решил преодолеть свой страх. Я же не трус! Я взял его в руки, он оказался не очень гадким. Теперь он живет у меня дома. Но его боится моя мама. 45

Я знаю, что ей просто нужно один раз справиться с собой и взять его в руки. И все пройдет.

А еще я боялся змей. Даже ужиков маленьких. Когда мы с мамой приехали на птичий рынок за хомячком, я увидел, что рядом продают ужей и одна девочка держит его в руках. Я подумал, что если девчонка не боится, то и я не испугаюсь. Я взял его в руки. И мы его купили. Наверное, надо преодолевать свой страх, А иначе будет очень трудно жить.

Я боюсь очень много всего на свете! Мне кажется, что страх смерти, стихийных бедствий, пожаров есть у всех людей. Так же, как каждый ученик боится получить двойку, каждый взрослый боится потерять свою работу. Моя мама боится, я знаю.

Еще я боюсь своих снов. Мне часто снятся кошмары. В них нет особого сюжета, но в них есть краски. Там много крови и злости. Они снятся мне с самого детства».

Очень часто детей пугает то, что они видят в мультфильмах, по телевизору. И если родители не придают большого значения тому, что смотрят их дети, то часто потом сталкиваются с проблемами страха у детей.


Опаснее, на наш взгляд, страх перед школой, когда ребенок отказывается учиться, боится учителя. И наши дети, к сожалению, иногда бывают и правы. Не могу не привести здесь полностью высказывание К.Д.Ушинского о том, что такое страх Божий из его книги «Человек как предмет воспитания». Так оно поразило меня в свое время:

«Если человек достигает той нравственной высоты, что боится одного только Бога, то значит он боится одной своей собственной совести – и больше ничего в мире не боится. Осталась ли эта совесть в своем естественном состоянии, раскрыта ли она учением Откровения – во всяком случае, она для человека голос Божий, и если человек, не внимая никаким угрозам и приманкам света, начнет внимательно прислушиваться только к этому голосу, то и откроет в нем источник премудрости, то есть нравственности или высшей практической мудрости. 46

 

Но как жалко злоупотребляют этим глубоким библейским изречением различные любители задать страху детям! Они прикрывают им свое неумение сдерживать гнев, неумение, которое должно бы вычеркнуть их из списка воспитателей, и внушают детям не страх Божий, а страх учительский, из которого родится ложь, притворство, хитрость, трусость, рабство, слабость, ничтожество души, а не премудрость».

Видимо, эти проблемы нравственного воспитания вечны и в каждый период времени решаются по-своему, но есть истины, и они всегда одни и те же. Сколько научных работ написано на эти темы, сколько книг, статей. И каждый все равно рано или поздно остается со своей совестью наедине. И как трудно бывает порой выдержать этот внутренний диалог. Легче от него убежать, скрыться в привычной суете. Мы боимся каяться, потому что заглядывать в глубь своей души очень страшно. Мы не хотим видеть греха, да, честно говоря, всегда ли мы понимаем, что такое грех, что считать грехом по законам совести. Мы чаще красиво рассуждаем о нем, а не исправляем в себе недостатки, не лечим наши язвы души.

 

 

Как близки сердцу слова К.Д. Ушинского о том, что «педагогика, будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшую из потребностей человека и человечества – их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека – его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек». «Учитель учителей» выражал твердое убеждение в том, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его. Возможно, сбываются его пророческие слова уже сейчас. И этому искусству нам всем необходимо упорно учиться.

 

 

«МЕНЯ МАМА УБЬЕТ»







Date: 2015-11-13; view: 402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию