Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Харизма и обаяние





К числу личностных факторов, обеспечивающих эффективность внушения и заражения, а также пробуждения импульса к подражанию, формирования благосклонности целевой персоны и просьбы относит­ся таинственный «личный магнетизм», «обаяние»., «харизма» и др.

Харизма — психологическая притягательность человека, способность вызывать у людей приверженность своим це­лям и энтузиазм в их достижении.

Oxford Advanced Learners Dictionary


Тренинг влияния и противостояния влиянию


Глава 5. Спорные виды влияния и противостояния влиянию



 


Харизма — Божий дар, искра Божья, способность руководить, обаяние.

«Харизмой» следует назвать качество личности, признаваемое нео­бычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъе­стественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфи­ческими особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная Богом или как образец» (Вебер, 1999. С. 55).

«В традиционном смысле слово «харизма» относится к священной личности. Оно определяет догмы религии и связано с благодатью, той, которая облегчает страдание; со светом, который нисходит на изму­ченное сознание верующего; с живым словом пророка, которое трога­ет сердца; наконец, с внутренней гармонией учителя и его учеников» (Московичи, 1999. С. 409).

Харизма в форме «военного неистовства» считалась разновиднос­тью военного оружия (Вебер, 1999. С. 55).

Как показал М. Вебер, харизма в действительности имеет социаль­ное происхождение, и источниками ее являются:

□ успех;

□ признание подчиненных.

«Фактическая значимость харизматического авторитета покоится, по сути, — целиком на признании подчиненных, которое обусловлено «доказательством»...

Ни один пророк не считает свое качество независимым от мнения массы о нем...» (Вебер, 1999. С. 63).

Если доказательства долго не приходят, то это свидетельствует о том, что одаренный харизматической милостью покинут своим богом или потерял свою магическую или героическую силу. Если продолжитель­ное время ему изменяет успех, и в первую очередь если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным, то его харизмати­ческий авторитет может исчезнуть. В этом состоит подлинный смысл харизматической «божественной благодати» (Вебер, 1999. С. 56).

К понятию харизмы близко понятие обаяния.

Обаяние — очарование, притягательная сила. Обаять — обольстить краснобайством.


В народе есть слова:

Обаянщик (обаянщица) — краснобай, говорун и пролаз. Обаятель (обаятельница) — чародей, колдун; умеющий овладеть умом и волею другого, очаровать его. Обаятельный — очаровательный, волшебный; знахарский

В. Даль

В современном русском языке характеристика «обаятельный» мо­жет быть отнесена прежде всего к человеку. Примеры, которые приво­дит Даль, подтверждают связь «русского» обаяния с голосом и с вол­шебством: Обаятельные тайны кабалистики. У певицы обаятельный голос (Даль, 1999. Т. 2. С. 567).

«В действительности, обаяние — это род господства какой-нибудь идеи или какого-нибудь дела над умом индивида. Это господство па­рализует все критические способности индивида и наполняет его душу удивлением и почтением. Вызванное чувство необъяснимо, как и все чувства, но, вероятно, оно принадлежит к том/же порядку, к какому принадлежит очарование, овладевающее замагнетизированным субъек­том. Обаяние составляет самую могущественную причину всякого гос­подства; боги, короли и женщины не могли бы никогда властвовать без него» (Лебон, 1995. С. 245).

Лебон выделял два вида обаяния: обаяние приобретенное и обая­ние личное. (Лебон, 1995. С. 245-247).

Обаяние

Обаяние приобретенное, или искусственное — «...то, которое доставляется именем, богатством, репутацией». • «Может совершенно не зависеть отличного обаяния». • Гораздо больше распространено, чем личное.

Обаяние личное — «Не зависит ни от титула, ни от власти...» «...оно составляет достояние лишь немногих лиц и сообщает им какое-то магнетическое очарование, действующее на окружающих, несмотря даже на существование между ними равенства в социальном отношении...»

По Лебону, личное обаяние «носит более индивидуальный характер и может существовать одновременно с репутацией, славой и богатством,


Глава 5. Спорные виды влияния и противостояния влиянию

 

Тренинг влияния и противостояния влиянию

но может обходиться и без них». Немногие избранные, обладающие лич­ным обаянием, «внушают свои идеи, чувства тем, кто их окружает, и те им повинуется, как повинуются, например, хищные звери своему укроти­телю, хотя они легко могли бы его разорвать» (Лебон, 1995. С. 245—247).


Задолго до Макса Вебера, провозгласившего успех главным источ­ником и подтверждением харизмы, Лебон провозгласил его источни­ком и подтверждением обаяния. «Доказательством того, что успех со­ставляет одну из главных основ обаяния, является одновременное исчезновение обаяния с исчезновением успеха» (Лебон, 1995. С. 253).

Характерно, что Лебон использует такие обороты речи, как «произ­водить обаяние» и «оказывать обаяние». При этом, по его мнению, наи­большим обаянием «пользуются» умершие (Лебон, 1995. С. 244). На мой взгляд, все это свидетельствует о том, что Лебон имел в виду не обаяние в современном значении этого слова, а влияние.

В современной организационной науке понятие харизмы исполь­зуется в связи с менеджментом изменений. При описании харизмы речь идет уже не столько о даре, сколько о миссии, не о харизматической милости, а о харизматической призванности. Необходимость вводить изменения и руководить переменами в организации требует транфор-мационного лидера, который принимает на себя ответственность за то, чтобы вдохнуть в организацию новую жизнь (Burns, 1978). «Это новая порода лидеров... Эти люди определяют необходимость перемен, со­здают видение новых перспектив, формируют приверженность ново­му видению и полностью трансформируют организацию» (Tichy N. М., Devanna M. А., 1990. Р. 4). Такое преобразование требует не столько «эк­сцентричного поведения харизматических гениев», сколько «дисцип­лины с набором предсказуемых шагов», «целенаправленного и органи­зованного поиска изменений, систематического анализа и способности перемещать ресурсы из менее продуктивных областей в более продук­тивные» (Tichy N. М., Devanna M. А., 1990. Р. XII).

Таким образом, трансформационное лидерство сочетает в себе при­знаки харизматической и транзакционной моделей лидерства, а воз­можно, и иных моделей (Burns, 1978; Hellriegel D., Slocum J. W., Woodman R. W., 2001. P. 363).

Транзакционное лидерство предполагает использование в первую очередь поощрений и наказаний, соответствующих качеству и количе­ству произведенной работы. Транзакционный лидер склонен придержи­ваться метода моркови1 (хотя иногда и палки), устанавливает цели, оп-

1 Кнута и пряника — в русском варианте метода.


ределяет количество и качество работы и обеспечивает последователей обратной связью о том. как ими выполняются поставленные задачи.

Харизматический лидер мотивирует и направляет последователей прежде всего путем развития у них сильной эмоциональной привер­женности своему видению будущего и определенному набору ценнос­тей. Существуют общая и специфическая концепции харизматическо­го лидерства.

Общая концепция харизматического лидерства предполагает, что та­кой лидер проявляет следующие черты:

1) постоянно подчеркивает важность общих ценностей и общего
видения будущего;

2) постоянно подчеркивает идентичность; сосредоточен на разви­
тии связующих уз между своими последователями и формировании у
них чувства «кто мы есть» и «за что мы стоим» как организация;

3) моделирует желаемое поведение: проявляет личную привержен­
ность ценностям, идентичности и целям, которые он (или она) про­
двигает, проявляет самопожертвование, свидетельствующее о привер­
женности этим целям и ценностям;


4) выражает силу: создает и производит и впечатление,уверенности
в себе, физической и социальной смелости, решительности, оптимиз­
ма и новаторства (DuBrin A. J., 1997; Shamir В., etal., 1998; Gardner W. L.,
AvolioB. J., 1998).

Харизматические лидеры обретают силу благодаря тому, что их по­следователи идентифицируются с ними. Последователи же идентифи­цируются с харизматическими лидерами в надежде, что те добьются успеха. Эта надежда подкрепляется обещаниями самих лидеров. Хариз­матические лидеры «обладают способностью преобразовывать сложные идеи в простые послания, передающие смысл через символы, метафоры и притчи» (Hellriegel D., Slocum J. W., Woodman R. W, 2001. P. 360).

Специфическая концепция харизматического лидерства утверждает, что харизма существует только в том случае, когда налицо следующие пять взаимодействующих друг с другом элементов:

1) имеется человек необыкновенных качеств и дарований;

2) налицо социальный или организационный кризис либо ситуа­
ция безнадежности;

3) данным человеком (потенциальным лидером) выдвигаются ра­
дикально новое видение и идеи, обещающие преодолеть кризис;

4) существует группа последователей, привлеченных одаренной лич­
ностью (лидером) и поверивших в его видение будущего и в его исклю­
чительные возможности;



Тренинг влияния и противостояния влиянию


Глава 5. Спорные виды влияния и противостояния влиянию



 


5) в попытках преодоления переживаемого кризиса лидеру посто­янно сопутствует успех, что подтверждает и его необыкновенные даро­вания, и правомерность предлагаемого им видения будущего (Trice H. М., Beyer J. М., 1986; Nur Y. А., 1998; Steyrer J., 1998; Beyer J. M., 1999).

Дж. Бейер и Л. Броунинг кратко формулируют специфическое по­нимание харизмы следующим образом: «Харизматическое лидерство подразумевает нечто большее, чем набор экстраординарных характе­ристик отдельной личности — оно подразумевает также социальный процесс, являющийся результатом сложных взаимодействий всех пяти элементов. Особенно важными являются пусковые механизмы (триг­геры), а именно переживание кризиса, с одной стороны, и радикально новое видение ситуации, обещающее преодоление кризиса, с другой. Без кризиса радикально новое видение вряд ли будет привлекательным для последователей. Без радикального видения человек исключитель­но выдающихся качеств может быть вдохновителем или культуральным вождем, привлекающим к себе людей, но вряд ли он будет способство­вать драматическим социальным изменениям, которые могут быть про­изведены харизмой... Поскольку основания харизмы зиждятся на эмо­циональном расположении последователей... харизма по существу своему внутренне нестабильна. Для того, чтобы она смогла стать устойчивой во времени, ее необходимо преобразовать в институцио­нальные структуры» (Beyer J. M., Browning L. D., 2000).


Для задач тренинга важно рассматривать харизматическое лидер­ство не столько в масштабах страны или даже мира, сколько в масштабах межличностного взаимодействия внутри организации. В связи с этим особенно важно попытаться установить, какие «выдающиеся качества» позволяют человеку стать вдохновителем других, то есть каковы долж­ны быть личные способности и умения харизматического лидера.

Проанализировав существующую литературу, А. Нахаванди выде­ляет следующие характеристики харизматического лидера:

□ высокий уровень уверенности в себе;

□ сильнейшая убежденность в правильности своих идей;
D высокий уровень энергии и энтузиазма;

□ высокий уровень экспрессивности, внешняя выразительность;
О блестящие коммуникационные и ораторские навыки;

□ активное моделирование роли и формирование имиджа (Naha-
vandiA., 1997).

По С. И. Макшанову (устное сообщение, 2000), харизма имеет сле­дующие составляющие:


 

□ физическая привлекательность;
П сексуальная привлекательность;

□ интеллект выше среднего уровня;

СП социально приемлемая маргинальность личности;

□ наличие экстремального опыта в истории жизни.

При использовании этой схемы для развития харизматического об­раза можно использовать составляющие 1,2 и 5. Однако как это можно перевести на уровень конкретных операций, тренинговых упражнений? С этим возникают некоторые затруднения. Тем не менее схема Мак-шанова оказалась полезной для развития новых идей.

Основываясь на этой схеме, мы совместно с Маргаритой Адаевой используем в тренинге лидерских навыков в Стокгольмской Школе Экономики в Санкт-Петербурге схему из трех составляющих:

1. Психосексуальная привлекательность.

2. Маргинальность, или внутренняя противоречивость, личности.

3. Создание вокруг себя уникального психологического поля.

Психосексуальная привлекательность — это та составляющая, ко­торая является биологически обусловленной, связанной с эволюцион­ной потребностью продолжения рода. Притягивает тот, чей вид и иные характеристики чем-то обещают эффективное продолжение рода, и за­кономерности такого притяжения записаны в глубинах нашего коллек­тивного бессознательного, генной памяти и т. п. Маргинальность, или внутренняя противоречивость, притягивает, как загадка. Она пробуж­дает исследовательский рефлекс. К числу внутриличностных противо­речий можно отнести, например, сосуществование в человеке таких противоположных личностных качеств, как жестокость и трепетность, креативность и занудство, легкомыслие и расчетливость, озорство и чопорность, скромность и величие и т. п.

Способность к созданию вокруг себя уникального психологическо­го поля — это способность к внушению, заражению и формированию импульса к подражанию.

При этом имеют значение все три вида психологических средств — вербальные, паралингвистические и невербальные. Характерно, что многие авторы подчеркивают значение невербальной экспрессивнос­ти харизматических лидеров и их красноречия (Nahavandi A., 1997; Hellriegel D., Slocum J. W., Woodman R. W., 2001). «Они весьма экспрес­сивны, и их невербальные сигналы создают драматический эффект, усиливающий слова... Часто они обладают исключительными навыка­ми красноречия, которые позволяют им передавать как содержание их идей, так и свое волнение по поводу этих идей» (Conger, 1991).


Т ренинг влияния и противостояния влиянию


Глава 5. Сп орные виды влияния и противостояния влиянию



 


Поэтому в тренинге я применяю теперь уже новую схему, учитыва­ющую значение успеха и речи для формирования харизматического об­раза. Моя новая схема классифицирует не компоненты харизмы, а за­дачи развития.

1.Развитие красноречия (построения речи и манеры произносить ее).

2.Концентрация речи на интересах слушателей.

3.Развитие навыков внушения, заражения, формирования импуль­
са к подражанию;

 

4. Проявление своей личностной самобытности в любой ситуации,
вместо следования предполагаемым ожиданиям окружающих.

5. Превращение любого собственного выступления в совместное со
слушателями «действо» (возможно, даже «шоу»).

Однако в данном тренинге мы лишь ставим эти задачи. Для того, чтобы по-настоящему продвинуться в их решении, необходим специ­альный тренинг.







Date: 2015-12-11; view: 741; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию