Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Харизма и обаяние
К числу личностных факторов, обеспечивающих эффективность внушения и заражения, а также пробуждения импульса к подражанию, формирования благосклонности целевой персоны и просьбы относится таинственный «личный магнетизм», «обаяние»., «харизма» и др. Харизма — психологическая притягательность человека, способность вызывать у людей приверженность своим целям и энтузиазм в их достижении. Oxford Advanced Learners Dictionary Тренинг влияния и противостояния влиянию Глава 5. Спорные виды влияния и противостояния влиянию
Харизма — Божий дар, искра Божья, способность руководить, обаяние. «Харизмой» следует назвать качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфическими особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная Богом или как образец» (Вебер, 1999. С. 55). «В традиционном смысле слово «харизма» относится к священной личности. Оно определяет догмы религии и связано с благодатью, той, которая облегчает страдание; со светом, который нисходит на измученное сознание верующего; с живым словом пророка, которое трогает сердца; наконец, с внутренней гармонией учителя и его учеников» (Московичи, 1999. С. 409). Харизма в форме «военного неистовства» считалась разновидностью военного оружия (Вебер, 1999. С. 55). Как показал М. Вебер, харизма в действительности имеет социальное происхождение, и источниками ее являются: □ успех; □ признание подчиненных. «Фактическая значимость харизматического авторитета покоится, по сути, — целиком на признании подчиненных, которое обусловлено «доказательством»... Ни один пророк не считает свое качество независимым от мнения массы о нем...» (Вебер, 1999. С. 63). Если доказательства долго не приходят, то это свидетельствует о том, что одаренный харизматической милостью покинут своим богом или потерял свою магическую или героическую силу. Если продолжительное время ему изменяет успех, и в первую очередь если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть. В этом состоит подлинный смысл харизматической «божественной благодати» (Вебер, 1999. С. 56). К понятию харизмы близко понятие обаяния. Обаяние — очарование, притягательная сила. Обаять — обольстить краснобайством. В народе есть слова: Обаянщик (обаянщица) — краснобай, говорун и пролаз. Обаятель (обаятельница) — чародей, колдун; умеющий овладеть умом и волею другого, очаровать его. Обаятельный — очаровательный, волшебный; знахарский В. Даль В современном русском языке характеристика «обаятельный» может быть отнесена прежде всего к человеку. Примеры, которые приводит Даль, подтверждают связь «русского» обаяния с голосом и с волшебством: Обаятельные тайны кабалистики. У певицы обаятельный голос (Даль, 1999. Т. 2. С. 567). «В действительности, обаяние — это род господства какой-нибудь идеи или какого-нибудь дела над умом индивида. Это господство парализует все критические способности индивида и наполняет его душу удивлением и почтением. Вызванное чувство необъяснимо, как и все чувства, но, вероятно, оно принадлежит к том/же порядку, к какому принадлежит очарование, овладевающее замагнетизированным субъектом. Обаяние составляет самую могущественную причину всякого господства; боги, короли и женщины не могли бы никогда властвовать без него» (Лебон, 1995. С. 245). Лебон выделял два вида обаяния: обаяние приобретенное и обаяние личное. (Лебон, 1995. С. 245-247). Обаяние
Обаяние личное — «Не зависит ни от титула, ни от власти...» «...оно составляет достояние лишь немногих лиц и сообщает им какое-то магнетическое очарование, действующее на окружающих, несмотря даже на существование между ними равенства в социальном отношении...» По Лебону, личное обаяние «носит более индивидуальный характер и может существовать одновременно с репутацией, славой и богатством,
Тренинг влияния и противостояния влиянию но может обходиться и без них». Немногие избранные, обладающие личным обаянием, «внушают свои идеи, чувства тем, кто их окружает, и те им повинуется, как повинуются, например, хищные звери своему укротителю, хотя они легко могли бы его разорвать» (Лебон, 1995. С. 245—247). Задолго до Макса Вебера, провозгласившего успех главным источником и подтверждением харизмы, Лебон провозгласил его источником и подтверждением обаяния. «Доказательством того, что успех составляет одну из главных основ обаяния, является одновременное исчезновение обаяния с исчезновением успеха» (Лебон, 1995. С. 253). Характерно, что Лебон использует такие обороты речи, как «производить обаяние» и «оказывать обаяние». При этом, по его мнению, наибольшим обаянием «пользуются» умершие (Лебон, 1995. С. 244). На мой взгляд, все это свидетельствует о том, что Лебон имел в виду не обаяние в современном значении этого слова, а влияние. В современной организационной науке понятие харизмы используется в связи с менеджментом изменений. При описании харизмы речь идет уже не столько о даре, сколько о миссии, не о харизматической милости, а о харизматической призванности. Необходимость вводить изменения и руководить переменами в организации требует транфор-мационного лидера, который принимает на себя ответственность за то, чтобы вдохнуть в организацию новую жизнь (Burns, 1978). «Это новая порода лидеров... Эти люди определяют необходимость перемен, создают видение новых перспектив, формируют приверженность новому видению и полностью трансформируют организацию» (Tichy N. М., Devanna M. А., 1990. Р. 4). Такое преобразование требует не столько «эксцентричного поведения харизматических гениев», сколько «дисциплины с набором предсказуемых шагов», «целенаправленного и организованного поиска изменений, систематического анализа и способности перемещать ресурсы из менее продуктивных областей в более продуктивные» (Tichy N. М., Devanna M. А., 1990. Р. XII). Таким образом, трансформационное лидерство сочетает в себе признаки харизматической и транзакционной моделей лидерства, а возможно, и иных моделей (Burns, 1978; Hellriegel D., Slocum J. W., Woodman R. W., 2001. P. 363). Транзакционное лидерство предполагает использование в первую очередь поощрений и наказаний, соответствующих качеству и количеству произведенной работы. Транзакционный лидер склонен придерживаться метода моркови1 (хотя иногда и палки), устанавливает цели, оп- 1 Кнута и пряника — в русском варианте метода. ределяет количество и качество работы и обеспечивает последователей обратной связью о том. как ими выполняются поставленные задачи. Харизматический лидер мотивирует и направляет последователей прежде всего путем развития у них сильной эмоциональной приверженности своему видению будущего и определенному набору ценностей. Существуют общая и специфическая концепции харизматического лидерства. Общая концепция харизматического лидерства предполагает, что такой лидер проявляет следующие черты: 1) постоянно подчеркивает важность общих ценностей и общего 2) постоянно подчеркивает идентичность; сосредоточен на разви 3) моделирует желаемое поведение: проявляет личную привержен 4) выражает силу: создает и производит и впечатление,уверенности Харизматические лидеры обретают силу благодаря тому, что их последователи идентифицируются с ними. Последователи же идентифицируются с харизматическими лидерами в надежде, что те добьются успеха. Эта надежда подкрепляется обещаниями самих лидеров. Харизматические лидеры «обладают способностью преобразовывать сложные идеи в простые послания, передающие смысл через символы, метафоры и притчи» (Hellriegel D., Slocum J. W., Woodman R. W, 2001. P. 360). Специфическая концепция харизматического лидерства утверждает, что харизма существует только в том случае, когда налицо следующие пять взаимодействующих друг с другом элементов: 1) имеется человек необыкновенных качеств и дарований; 2) налицо социальный или организационный кризис либо ситуа 3) данным человеком (потенциальным лидером) выдвигаются ра 4) существует группа последователей, привлеченных одаренной лич Тренинг влияния и противостояния влиянию Глава 5. Спорные виды влияния и противостояния влиянию
5) в попытках преодоления переживаемого кризиса лидеру постоянно сопутствует успех, что подтверждает и его необыкновенные дарования, и правомерность предлагаемого им видения будущего (Trice H. М., Beyer J. М., 1986; Nur Y. А., 1998; Steyrer J., 1998; Beyer J. M., 1999). Дж. Бейер и Л. Броунинг кратко формулируют специфическое понимание харизмы следующим образом: «Харизматическое лидерство подразумевает нечто большее, чем набор экстраординарных характеристик отдельной личности — оно подразумевает также социальный процесс, являющийся результатом сложных взаимодействий всех пяти элементов. Особенно важными являются пусковые механизмы (триггеры), а именно переживание кризиса, с одной стороны, и радикально новое видение ситуации, обещающее преодоление кризиса, с другой. Без кризиса радикально новое видение вряд ли будет привлекательным для последователей. Без радикального видения человек исключительно выдающихся качеств может быть вдохновителем или культуральным вождем, привлекающим к себе людей, но вряд ли он будет способствовать драматическим социальным изменениям, которые могут быть произведены харизмой... Поскольку основания харизмы зиждятся на эмоциональном расположении последователей... харизма по существу своему внутренне нестабильна. Для того, чтобы она смогла стать устойчивой во времени, ее необходимо преобразовать в институциональные структуры» (Beyer J. M., Browning L. D., 2000). Для задач тренинга важно рассматривать харизматическое лидерство не столько в масштабах страны или даже мира, сколько в масштабах межличностного взаимодействия внутри организации. В связи с этим особенно важно попытаться установить, какие «выдающиеся качества» позволяют человеку стать вдохновителем других, то есть каковы должны быть личные способности и умения харизматического лидера. Проанализировав существующую литературу, А. Нахаванди выделяет следующие характеристики харизматического лидера: □ высокий уровень уверенности в себе; □ сильнейшая убежденность в правильности своих идей; □ высокий уровень экспрессивности, внешняя выразительность; □ активное моделирование роли и формирование имиджа (Naha- По С. И. Макшанову (устное сообщение, 2000), харизма имеет следующие составляющие:
□ физическая привлекательность; □ интеллект выше среднего уровня; СП социально приемлемая маргинальность личности; □ наличие экстремального опыта в истории жизни. При использовании этой схемы для развития харизматического образа можно использовать составляющие 1,2 и 5. Однако как это можно перевести на уровень конкретных операций, тренинговых упражнений? С этим возникают некоторые затруднения. Тем не менее схема Мак-шанова оказалась полезной для развития новых идей. Основываясь на этой схеме, мы совместно с Маргаритой Адаевой используем в тренинге лидерских навыков в Стокгольмской Школе Экономики в Санкт-Петербурге схему из трех составляющих: 1. Психосексуальная привлекательность. 2. Маргинальность, или внутренняя противоречивость, личности. 3. Создание вокруг себя уникального психологического поля. Психосексуальная привлекательность — это та составляющая, которая является биологически обусловленной, связанной с эволюционной потребностью продолжения рода. Притягивает тот, чей вид и иные характеристики чем-то обещают эффективное продолжение рода, и закономерности такого притяжения записаны в глубинах нашего коллективного бессознательного, генной памяти и т. п. Маргинальность, или внутренняя противоречивость, притягивает, как загадка. Она пробуждает исследовательский рефлекс. К числу внутриличностных противоречий можно отнести, например, сосуществование в человеке таких противоположных личностных качеств, как жестокость и трепетность, креативность и занудство, легкомыслие и расчетливость, озорство и чопорность, скромность и величие и т. п. Способность к созданию вокруг себя уникального психологического поля — это способность к внушению, заражению и формированию импульса к подражанию. При этом имеют значение все три вида психологических средств — вербальные, паралингвистические и невербальные. Характерно, что многие авторы подчеркивают значение невербальной экспрессивности харизматических лидеров и их красноречия (Nahavandi A., 1997; Hellriegel D., Slocum J. W., Woodman R. W., 2001). «Они весьма экспрессивны, и их невербальные сигналы создают драматический эффект, усиливающий слова... Часто они обладают исключительными навыками красноречия, которые позволяют им передавать как содержание их идей, так и свое волнение по поводу этих идей» (Conger, 1991). Т ренинг влияния и противостояния влиянию Глава 5. Сп орные виды влияния и противостояния влиянию
Поэтому в тренинге я применяю теперь уже новую схему, учитывающую значение успеха и речи для формирования харизматического образа. Моя новая схема классифицирует не компоненты харизмы, а задачи развития. 1.Развитие красноречия (построения речи и манеры произносить ее). 2.Концентрация речи на интересах слушателей. 3.Развитие навыков внушения, заражения, формирования импуль
4. Проявление своей личностной самобытности в любой ситуации, 5. Превращение любого собственного выступления в совместное со Однако в данном тренинге мы лишь ставим эти задачи. Для того, чтобы по-настоящему продвинуться в их решении, необходим специальный тренинг. Date: 2015-12-11; view: 741; Нарушение авторских прав |