Стратегия товарной политики включает в себя формирование товарного ассортимента.
1. Расширение ассортимента –происходит, если компания увеличивает количество выпускаемых товаров за пределы ее нынешней величины.
|
Расширение ассортимента вниз происходит, когда вначале фирма занимает верхний сегмент, придавая своим товарам образ качественных, а затем распространяет свою деятельность в нижний сегмент
|
Причины
| Риски
|
· ответ на атаку конкурентов в верхнем сегменте
| · спровоцировать конкурентов к продвижению вверх
|
· фирма решила занять нишу, которую в противном случае могли бы занять конкуренты.
| · вызвать замешательство покупателей
|
· дилеры могут не захотеть или не смочь работать с низкокачественными товарами
|
Расширение ассортимента вверх
|
Причины
| Риски
|
· Более высокие темпы роста или более высокие прибыли в этой части рынка
| · Контратака конкурентов
|
· Возможность позиционировать себя как производителя полного ассортимента
| · Потенциальные покупатели могут не поверить, что компания способна производить товары высокого качества
|
· Повышение престижа уже существующих товаров
| · У торговых представителей может не хватить умений и знаний для обслуживания верхнего сегмента рынка.
|
Двустороннее расширение – представляет собой симбиоз двух вышеперечисленных видов. Характерно для фирм с агрессивной маркетинговой политикой в области товара, которая поставила своей целью захватить наибольшую долю рынка.
|
2. Насыщение товарного ассортимента: вместо распространения деятельности на нижний или верхний сегменты рынка, компания может насытить ассортимент выпускаемых товаров, добавляя к ним новые изделия того же соотношения цена/качество.
|
Причины
| Риски
|
· Стремление к дополнительной прибыли
| · Перенасыщение ассортимента приводит к «поеданию» одних товаров другими (т.н. товарный каннибализм)
|
· Попытка удовлетворить дилеров
|
· Желание задействовать избыточные производственные мощности
| · Оно может смутить покупателя – из чего следует, что компании нужно обязательно убедиться, что новые модели значительно отличаются от старых
|
· Стремление ликвидировать пробелы в ассортименте, чтобы держать натиск конкурентов
|
3. Обновление товарного ассортимента –бывает так, что длина линейки выпускаемых товаров вполне удовлетворительна, а вот само качество товара требует либо модернизации существующих моделей, либо создания совершенно новых. Компания может обновлять либо отдельные товары постепенно, либо весь ассортимент целиком.
|
| | |
Рис.1. Различные виды расширения