Стратегия товарной политики включает в себя формирование товарного ассортимента.
| 1. Расширение ассортимента –происходит, если компания увеличивает количество выпускаемых товаров за пределы ее нынешней величины.
|
| Расширение ассортимента вниз происходит, когда вначале фирма занимает верхний сегмент, придавая своим товарам образ качественных, а затем распространяет свою деятельность в нижний сегмент
|
| Причины
| Риски
|
| · ответ на атаку конкурентов в верхнем сегменте
| · спровоцировать конкурентов к продвижению вверх
|
| · фирма решила занять нишу, которую в противном случае могли бы занять конкуренты.
| · вызвать замешательство покупателей
|
| · дилеры могут не захотеть или не смочь работать с низкокачественными товарами
|
| Расширение ассортимента вверх
|
| Причины
| Риски
|
| · Более высокие темпы роста или более высокие прибыли в этой части рынка
| · Контратака конкурентов
|
| · Возможность позиционировать себя как производителя полного ассортимента
| · Потенциальные покупатели могут не поверить, что компания способна производить товары высокого качества
|
| · Повышение престижа уже существующих товаров
| · У торговых представителей может не хватить умений и знаний для обслуживания верхнего сегмента рынка.
|
| Двустороннее расширение – представляет собой симбиоз двух вышеперечисленных видов. Характерно для фирм с агрессивной маркетинговой политикой в области товара, которая поставила своей целью захватить наибольшую долю рынка.
|
| 2. Насыщение товарного ассортимента: вместо распространения деятельности на нижний или верхний сегменты рынка, компания может насытить ассортимент выпускаемых товаров, добавляя к ним новые изделия того же соотношения цена/качество.
|
| Причины
| Риски
|
| · Стремление к дополнительной прибыли
| · Перенасыщение ассортимента приводит к «поеданию» одних товаров другими (т.н. товарный каннибализм)
|
| · Попытка удовлетворить дилеров
|
| · Желание задействовать избыточные производственные мощности
| · Оно может смутить покупателя – из чего следует, что компании нужно обязательно убедиться, что новые модели значительно отличаются от старых
|
| · Стремление ликвидировать пробелы в ассортименте, чтобы держать натиск конкурентов
|
| 3. Обновление товарного ассортимента –бывает так, что длина линейки выпускаемых товаров вполне удовлетворительна, а вот само качество товара требует либо модернизации существующих моделей, либо создания совершенно новых. Компания может обновлять либо отдельные товары постепенно, либо весь ассортимент целиком.
|
| | | |
Рис.1. Различные виды расширения