Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества и конкурентос-сти





Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия большинства заинтересованных сторон и утвержденный (принятый) признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарты, с одной стороны, устанавливают обязательные требования по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости, а с другой стороны - дают рекомендации по потребительским показателям продукции, направленные на повышение ее качества и экономию ресурсов.

К обязательным требованиям относятся: обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья, имущества граждан, охраны окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, требования к маркировке, методам испытаний, контроля и метрологическим хар-м средств измерений.

Уровни стандартизации:1 - международная (ISO, IEC); 2 - региональная (EN, ГОСТ); 3 национальная (СТБ, ГОСТ Р, ДСТУ, DIN); 4 - отраслевая (ОСТ, РД РБ); 5 - стандарты П (ТУ РБ, ТО РБ, СТП)

Организационно-правовые основы станд-ции в РБ Правовой базой обеспечения качества яв-ся законы и подзаконные акты, опред-щие политику в области стандартизации, метрологии и сертификации. Основоп-щими законами РБ в области обеспечения качества на сегодняшний день яв-ся:

1.Указ Президента Республики Беларусь от 20. 05.1998г. №268 «О повышении конкурентоспособности продукции (работ, услуг) отечественного производства и об усилении ответственности производителей, поставщиков и продавцов за качество продукции, работ, услуг);

2.Закон РБ от 09.01.2002г. №90-3 «О защите прав потребителей»;

3.Закон РБ от 05.01.2004г. №262-3 «О техническом нормировании и стандартизации»;

4.Закон РБ от 05.01.2004г. №269-3 «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат: требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации и или оказанию услуг..

Стандарты бывают международными, региональными, национальными и административно-территориальными.

-Государственные стандарты Республики Беларусь - СТБ;

-Технические нормативные правовые акты – ТНПА;

-стандарты отраслей - ОСТ;

-стандарты предприятий - СТП;

-стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.

Документ технических условий устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу.

Свод правил. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий.

Регламент — это документ, в кот. содержатся обязательные правовые нормы.

Так же в Республике Беларусь разработана и утверждена Государственная программа «Качество» на 2004 – 2006 годы

Наряду с Государственной программой «Качество» разработаны и реализуются 7 региональных и 14 отраслевых программ «Качество». В результате реализации мероприятий Государственной программы «Качество», региональных и отраслевых программ «Качество освоено производство новых видов продукции, внедрены новые ресурсосберегающие технологии с автоматизацией процесса производства и контроля качества продукции. В РБ действуют следующие нормативные документы на СМК:

-СТБ ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»,

-СТБ ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»,

-СТБ ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

На межотраслевом уровне менеджмент качества осуществляется на основе гос. технических нормативных правовых актов, определяющих общую терминологию по качеству, выбор показателей качества и методов их оценки, принципы построения систем менеджмента качества.

На отраслевом уровне менеджмент качества продукции осущ-ся на основе гос.-х и отраслевых тех-х нормативных правовых актов и др нормативных документов. Последние разрабатываются для учета специфических особенностей отраслей.

На уровне предприятия (объединения) менеджмент качества осущ-ся на основе гос. техн-х нормативных правовых актов, отраслевых стандартов, техн-х условий и стандартов П, других нормативно-техн-х документов

Сертификация – это совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствуют определённым стандартам или техническим условиям. В зав-сти от того, кто проводит, сертиф-ция бывает:

1.самосертификация (проводимая самим изготовителем);

2.сертификация, осуществляемая потребителем;

3.сертификация, проводимая 3-ей стороной (специализированной организацией, независимой от изготовителя или потребителя).

Сертификация носит добровольный и обязательный хар-р.

 

29. Конкурентоспособность товара: понятие, показатели, методы оценки.

Конкурентоспособность – комплексная многоаспектная хар-ка продукта, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общест-ной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого продукта в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обусловливается кач-ми и стоимостными особенностями продукта, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей.

Показатели.

1) Качественные показатели - хар-ют свойства товара, благодаря кот. он удовлетворяет конкретную обществ-ную потребность. Они подразделяются:

1.1) Классификационные показатели используются на исходных этапах оценки конкурентоспособности для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. К классификационным относятся:

-показатели, служащие для установления параметрического или типоразмерного ряда продукции;

- показатели исполнения продукции, определяющие область и условия ее применения;

- показатели, определяющие группу потребителей продукции.

1.2) Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара (регламентир.,сопоставительные)

1.2.1 Регламентируемые показатели характеризуют патентную чистоту товаров, требования их сертификации и соответствия определенным международным, национальным и региональным стандартам.

- Экологические показатели - Показатели безопасности - патентно-правовые показатели - показатели взаимозаменяемости и совместимости.

-1.2.2 Сопоставительные показатели:

- Функциональные показатели

- Показатели надежности товаров в потреблении. Надежность характеризуется четырьмя показателями - безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.

- Эргономические показатели обеспечивают удобство и комфорт эксплуатации изделий в системе ”человек- изделие - среда”.

К группе эргономических относятся следующие подгруппы показателей:

- гигиенические, -антропометрическме, -психофизиологические, -физиологические и психологические.

Эстетические. К эстетическим показателям относятся художественная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производ-го исполнения и стабильность товарного вида.

2)экономическим показателям, определяющим конкурентоспособность товаров, относятся полные затраты потребителя (единовременные) и издержки, связанные с их эксплуатацией (эксплуатационные или текущие).

-Единовременные затраты представляют собой постоянную составляющую цены потребления.

- Текущие (эксплуатационные) затраты являются переменной составляющей цены потребления.

3) Организационно-коммерческие показатели характеризуют условия и коммерческие затраты на формирование спроса и стимулирование сбыта товаров на конкретном рынке.

Методы оценки конкурентоспособности продукта классифицируют:

1. По области применения различают методы определения фактической и потенциальной конкурентоспособности товаров.

2. По стадии определения выделяют виды оценки конкурент-сти в завис-сти от стадий жизненного цикла продукции: предпроектная, проектная, готового изделия, рыночная, потребителями (в процессе эксплуатации).

3. Методы оценки конкурентоспособности в зависимости от источников получения информации и состава проводимых операций подразделяют на две группы: аналитико-эвристические и операционные. Первая группа включает экспертные, расчетно-инструментальные, социологические и комбинированные методы. Во вторую входят дифференциальный, комплексный и смешанный методы.

Большинство подходов к оценке фактической конкурентноспособности основывается на теории эффективной конкуренции (матричные методы) и на базе теории качества товаров (рейтинговая оценка).

Наиболее распространены следующие матричные методы:

Матрица роста. Она позволяет П классифицировать каждый из своих товаров по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам роста продаж. Можно определить, во-первых, какой из товаров фирмы играет ведущую роль по сравнению с конкурентами и, во-вторых, какова динамика его рынка: развивается, стабилизируется или сокращается. Главным инструментом метода служит матрица, построенная с использованием двух показателей. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали - доля рынка, кот. контролируют товары фирмы. Все товары могут быть расположены на этой матрице в зав-сти от своих хар-к и условий рынка. Наиболее конкурентоспособны будут те, кот. занимают долю на быстрорастущем рынке.

Матрица привлекательности отрасли Вместо показателей темпов роста рынка используется критерий привлекательности отрасли, а вместо относительной доли рынка – конкуренто-сть товаров. Такой подход нацелен на более обоснованную оценку перспектив отдельных товаров. Каждый из анализируемых параметров оценивается набором критериев, кот. заносятся в квадраты соответствующей матрицы. В результате проведения оценки определяется стратегия по каждому товару, которая включает формирование маркетинга для каждого сегмента в соответствии с уровнем его привлекательности и позиции в конкуренции товара П.

В матрице направленной политики используются критерии конкурентоспособности товаров и перспектив развития рынка. В отличии от других матриц она предполагает использование более четких количественных критериев оценки, что дает возможность получения более обоснованных результатов. Кроме того, модель позволяет оценить степень риска каждого стратегического варианта политики предприятия.Параметры модели (конкурентоспособность товаров и перспективы рынка) разбиваются на отдельные элементы, каждый из которых оценивается в баллах (от 0 до 4). При оценке конкур-сти учитывают такие показатели, как рыночная позиция (доля на рынке, сбытовая сеть, сеть послепродажного обслуживания), производственные мощности (эк-кие показатели произв-ва, доступность сырья, материалов, способность изменить продукт), качество товаров, возможность совершенствования технологии производства

В самостоятельную группу выделяются подходы к оценке конкурентоспособности, которые связывают ее уровень с показателями качества товаров,- рейтинговая оценка конкурентоспособности. Субъективная оценка качества, как правило, дается отдельным потребителем исходя из его собственных требований, предъявляемых к товару. Более взвешенная оценка - учет мнения большого круга потребителей данного продукта. Объективный подход к оценке предполагает сравнение качества товара рассматриваемого производителя с аналогичными изделиями других фирм. Сравнение чаще всего осуществляется на основании сопоставления ряда параметров продуктов, отражающих их потребительские свойства.

Оценка потенциальной конкурентоспособности может быть:

Качественная оценка дается, как правило, в результате сопоставления единичных показателей оцениваемого товара и базового образца с предоставлением результата такого сопоставления в неколичественной форме. Наиболее распространена альтернативная форма представления результата качественной оценки: ” лучше - хуже”, ”соответствует- не соответствует” и т.п.

Количественная оценка конкурентоспособности основывается на представлении конечных результатов исключительно в количественной форме. Большинство существующих подходов к количественной оценке потенциальной конкурентоспособности основано на применении экспертных методов, что чревато опасностью субъективизма.

Основой оценки конкурентоспособности являются маркетинговые исследования рынка. Главная их задача - выделение и анализ факторов, влияющих на формирование спроса в определенном секторе рынка (состояние конкуренции, деятельность конкурентов, уровень цен и тенденции их развития, круг потенциальных потребителей, требования стандартов и законодательства). Если на анализируемый товар отсутствует спрос или выявлены его значительный спад и небольшая емкость рынка, дальнейшая работа по оценке конкурентоспособности нецелесообразна.

Оценка производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров.

При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки. Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

 

 

30. Концепция стратегического маркетинга. Характеристика маркетинговых стратегий и особенности их применения.

Стратегический маркетинг – это процесс разработки стратегии, учитывающей изменчивость факторов внешней среды и направленной на повышение степени удовлетворения нужд потребителя, он направлен не столько на улучшение таких показателей, как объемы продаж, сколько на повышение эффективности работы компании в целом.

Соотношение функций и задач концепции стратегического маркетинга

1.Формирование рыночной стратегии фирмы

-Анализ и прогнозирование потребностей, конъюнктуры рынка, факторов конкурентного преимущества фирмы, связей фирмы с внешней средой, качества и ресурсоемкости аналогичных товаров конкурентов

-Прогнозирование воспроизводственных циклов товаров фирмы

Анализ и прогнозирование организационно- технического уровня производства конкурентов и фирмы

-Прогнозирование объемов рынков по сегментам, лимитных цен на будущие товары, конкурентоспособности будущих товаров на конкретных рынках

-Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности будущих товаров

-Окончательный выбор целевых рынков

-Разработка нормативов конкурентоспособности будущих товаров

2. Стратегическая реклама и стимулирование сбыта товара

-Определение целей рекламы, методов, правил и средств рекламы

-Формирование стратегии стимулирования сбыта товаров и роста прибыли

3. Реализация концепции маркетинга

-Согласование структуры и содержания системы менеджмента фирмы

-Участие в проектировании организационной и производственной структуры фирмы, в разработке положений и должностных инструкций фирмы

-Входной маркетинговый контроль (на предмет соблюдения концепции маркетинга) всей нормативно методической и технической документации, разрабатываемой фирмой

-Разработка, согласование и утверждение руководством фирмы "Плана мероприятий по реализации концепции маркетинга в деятельности фирмы на период "

-Участие в анализе внешнеэкономической деятельности фирмы

-Согласование цен на выпускаемые товары, долгосрочных контрактов и договоров

-Установление схемы обратной связи по стадиям жизненного цикла товаров

4. Обеспечение маркетинговых исследований

-Разработка структуры службы маркетинга фирмы

-Информационное обеспечение и создание нормативной базы маркетинговых исследований

- Кадровое обеспечение исследований

- Обеспечение внутренних и внешних связей службы маркетинга фирмы.

Date: 2015-12-11; view: 610; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию