Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система обеспечения качества подготовки





Система обеспечения качества подготовки, являющаяся составной частью общевузовской системы качества образования, реализуется за счет высокого уровня планирования и управления; обеспечивается высоким квалификационным уровнем профессорско-преподавательского состава, контролем и постоянным улучшением качества образования по всем специальностям и направлениям подготовки Института.

Система обеспечения качества в ИПССО включает:

 

· Проектирование основных образовательных программ (ООП);

· Организацию и разнообразие форм контроля качества преподавания и освоения знаний сиудентами;

· Информационное обеспечение;

· Деятельность академических консультантов;

· Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

· Научно-исследовательское обеспечение.

 

Образовательная программа является центральным моментом, обеспечивающим качество образовательного процесса. Основными векторами проектирования ОП являются:

актуальность – практическая ценность заявленных в программе проблем и результатов обучения, учитывающих современную ситуацию в образовании;

целесообразность – соответствие цели программы и планируемых по программе результатов статусу образовательного учреждения, компетенциям преподавательского состава, уровню информационной обеспеченности, учебно-методического потенциала, материально-технической базы;

фундаментальность и соответствие достигнутому уровню развития знания и образовательных технологий: в принципах обучения, в формах и методах обучения, в управлении образовательным процессом, в средствах обучения;

наличие основных компонентов методической системы программы, таких как: цель, содержание, методы и формы обучения, виды учебной деятельности учащихся, используемые технические средства, результаты обучения и методы их оценивания, сочетание результатов обучения и адекватных им методов обучения, оценивания и содержания программы, целостность и логическая последовательность содержания программы;

реализация принципов дидактики (преемственность, систематичность, логичность и последовательность изложения учебного материала и др.), дающих основание для целостного представления учебного предмета.

Важно учесть такие составляющие, как: вариативность, технологичность, прогнозируемость. Рассматриваются следующие критерии реализации образовательной программы:

интерактивность как общая характеристика процесса реализации образовательной программы;

- презентативность – проектирование и обеспечение возможности представить процесс освоения программы и ее итоговый результат для всех участников;

конвертируемость, предполагающая определение рейтинга учебных достижений образовательной программы;.

наличие результата образовательной деятельности, т.е. образовательная программа должна содержать описание способа аттестации выпускника программы, критерии его оценки.

В Институте в течение учебного года велась работа по проектированию образовательных прграмм в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям подготовки бакалавриата «Психология», «Социология», «Специальное (дефектологическое образование» (профиль «Специальная психология»), «Конфликтология», «Организация работы с молодежью» и специальности «Клиническая психология».

В соответствии с графиком проектирование ООП осуществлялось в несколько этапов:

· Разработка матрицы компетенций для направлений подготовки и специальности ИПССО;

· Определение компетенций для психологических дисциплин, входящих в учебные планы других направлений подготовки Университета;

· Проектирование компетентностной модели выпускника по всем направлениям подготовки и специальности Института;

· Проектирование паспорта и программы формирования компетенций;

· Формирование фонда оценочных средств по каждой дисциплине;

· Разработка и обновление программ дисциплин, практик;

· Формирование ООП в целом для всех направлений и специальности Института.;

 

Новые образовательные подходы и концепции отражены в принципе обеспечения прозрачности образовательного процесса за счет соответствия между результатами обучения, методами обучения, оценочными заданиями и критериями оценивания. Формы и методы обучения предполагают обязательное использование активных и интерактивных методов обучения, формирующих деятельностные знания. Обучение направлено не только на формирование знаний, но и на развитие ключевых компетенций студентов.

В целях создания системы мониторинга качества образования имеется:

- достаточное количество текущих форм контроля успеваемости студентов и их соответствие ГОС и ФГОС,

- высокий уровень требований при проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов.

В настоящее время разрабатываются средства и способы диагностики сформированных компетенций в соответствии с компетентностным подходом, реализованным в ФГОС.

Профессорско-преподавательским составом кафедр разработаны и внедрены различные формы контроля знаний студентов, в том числе компьютерное тестирование, балльно-рейтинговая система, организация самостоятельной работы, практические студенческие конференции. Эффективность реализации профессиональной программы во многом обеспечивается за счет использования современных педагогических технологий обучения. Наряду с традиционными формами широко используются такие активные формы обучения, как социальное проектирование, дискуссии,, психолого-педагогические тренинги, деловые и дидактические игры и другие.

 

Образовательная деятельность поддерживается высоким уровнем педагогического и кадрового обеспечения.

На кафедрах осуществляется систематический контроль качества преподавания дисциплин, в том числе посредством открытых учебных занятий, взаимных посещений занятий профессорско-преподавательского состава. Имеются журналы взаимопосещений, ведутся протоколы в соответствии с утвержденной формой.

Важным моментом подготовки является мотивация студентов на практическую деятельность, реализуемую посредством организации практик, привлечения студентов к научным работам, ведущимся на кафедрах, участия студентов в научно-практических конференциях.

В ИПССО постоянно действует научное студенческое общество, возглавляемое опытными специалистами. Студенты в рамках научных исследований являются активными участниками мониторинговых и проблемных исследований, в том числе по заказу органов государственного и местного управления. Научно-исследовательская деятельность выпускающих кафедр является основанием для построения образовательного процесса и воспитательной деятельности.

При подготовке студентов преподаватели применют личностно-ориентированный уровневый подход. Системообразующим критерием качества подготовки выпускника является уровень его творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности.

Контроль качества освоения студентами содержания образования осуществляется как в период межсессионной аттестации, так и в период зачетно-экзаменационной сессии. Большое внимание уделяется организации и контролю за самостоятельной работой студентов (контрольные работы, коллоквиумы, консультации). Основные формы межсеместрового контроля (помимо собеседования со студентами на семинарских и практических занятиях): курсовые работы, рефераты и другие творческие работы исследовательского характера.

Вопросы к зачетам и экзаменационные билеты обновляются преподавателями и утверждаются на кафедрах ежегодно. Зачетные и экзаменационные вопросы соответствуют программам читаемых курсов и направлены на выявление уровня теоретических знаний, практической подготовки и умений исследовательского характера.

Итоговые аттестации студентов включают оценку текущих и остаточных знаний, требования к аттестации постоянно обновляются в соответствии с уровнем развития науки и требованиями практики. Одним из главных требований при подготовке квалификационных работ студентов является использование ими Интернет - источников и применение современных методов обработки эмпирических данных.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена (устно или письменно), зачета (перед экзаменационной сессией) и зачета по практике. Неуспевающим студентам предоставляется возможность ликвидации задолженностей в соответствии с графиком. При проведении экзамена компьютерное тестирование применяется как вспомогательная (предварительная) форма контроля знаний студентов.

В Институте активно ведется работа по развитию и сопровождению проектной деятельности студентов в разных формах: в процессе учебных занятий по дисциплинам профессионального цикла, практики, подготовки курсовых и дипломных работ. Создана система продвижения студенческих проектов в профессиональных конкурсах, поддержки студенческого творчества.

В целях повышения качества образования в ИПССО регулярно проводится анкетирование студентов об оценке качества преподавания (анкета «Преподаватель глазами студентов»).

Результаты анкетирования показывают высокие оценки, полученные преподавателями, что свидетельствует о высокой удовлетворенности студентов качеством преподавания в ИПССО.

 

Информационное обеспечение учебного процесса соответствует современным требованиям подготовки студентов. Все структурные подразделения Института объединены в сеть, имеют выход в Интернет. Институт обеспечивает каждого обучающегося основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам лицензированных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС и ГОС ВПО. Студенты имеют возможность пользоваться учебниками и учебными пособиями, энциклопедическими словарями, справочниками, монографиями, подшивками периодических изданий по специальности, имеющимися в библиотеке Института. В учебной и научно-исследовательской деятельности студенты могут использовать интерактивные технологии, компьютерные информационные программы и мультимедийное оборудование. Также обучающимся обеспечен доступ к современным информационным базам, электронным каталогам посредством доступа к сети Интернет.

Преподаватели используют различные формы и методы дистанционного обучения в образовательном процессе.

По всем общепрофессиональным и специальным дисциплинам созданы фонды тестовых материалов.

 

В Институте р азработана Компьютерная система балльно-рейтинговой оценки качества знаний студентов. Система была апробирована в учебном процессе по всем направлениям подготовки и специальностям Института («Психология», «Социология», «Социальная работа», «Конфликтология», «Специальная психология», «Клиническая психология»). В течение 2021-2013 учебного года дважды подводились итоги аценки знаний студенов с использованием компьютерной системы – перед началом зимней и летней зачетно-экзаменационной сессий. Результаты рейтинга доводятся до сведения студентов.

Проведена апробация использования компьютерной балльно-рейтинговой системы на заочном отделении в период зачетно-экзаменационных сессий, получена высокая оценка эффективности ее применения студентами и преподавателями.

Анализ результатов аиспользования балльно-рейтинговой системы позволил уточнить инновационные возможности системы и выявить некоторые тенденции, касающиеся и качества преподавания, и качества усвоения знаний. Первый уровень анализа данных – рассмотрение результатов по каждой дисциплине. В результате оценивания для всех студентов были получены ряды балльных оценок по каждой дисциплине, которые включали: оценки преподавателей, читающих лекции; оценки преподавателей, ведущих семинарские занятия; оценки методистов, т.е. показатели посещаемости; объективные оценки выполнения тестов. Использование метода ранговой корреляции при обработке данных позволяет обнаружить особенности организации образовательного процесса и наметить дальнейшие пути его совершенствования.

Следующий уровень анализа – сравнение оценок по разным дисциплинам и формирование интегральной балльно-рейтинговой оценки. Тщательный анализ рейтингов позволяет выявить трудности и слабые места в подготовке студентов, их мотивационные предпочтения, реализовать индивидуальный подход в работе кураторов. С другой стороны, полученный материал дает основания для усиления междисциплинарных связей в обучении.

В процессе балльно-рейтингового оценивания проявляются индивидуальные стратегии оценочной деятельности каждого преподавателя. Балльно-рейтинговая оценка также позволяет проследить динамику качества знаний студентов при переходе от курса к курсу.

В рамках реализации компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию методика балльно-рейтинговой оценки дает возможность оценивать уровень сформированности основных общекультурных и профессиональных компетенций студентов в соответствии с ФГОС. Оценка качества знаний по дисциплинам, обеспечивающим ту или иную компетенцию, в соответствии с матрицей компетенций для каждой образовательной программы, позволит оценить, насколько выпускник обладает требуемыми компетенциями. В перспективе методика позволяет установить рейтинг студента по каждой из выделенных компетенций.

 

Важным фактором повышения качества образования являетсся деятельность академических консультантов.

Академические консультанты осуществляют взаимодействие со студентами, помощь в адаптации к студенческой жизни, в решении проблем, связанных с обучением. Консультанты контролируют посещаемость и академическую успеваемость студентов, результаты сдачи промежуточной межсеммионной аттестации и сессий, осуществляют сотрудничество с родителями. Консультанты проводят профилактическую работу на основе изучения особенностей личности студента и характеристик группы. Задача академического консультанта – определить вместе со студентом образовательную траекторию в соответствии с его интересами и способностями, определиться в курсах по выбору, темах курсовых и дипломных работ, содержании практики, поддержать инициативу в общественном, творческом и научном планах. Особое внимание уделяется проблемным студентам, не успевающим выполнять учебный план. Практикуется обмен опытом, академические консультанты регулярно сдают отчеты о проделанной работе, их деятельность обсуждается на заседаниях кафедр и ученого совета Института. В отчетах консультантов отмечается обратная связь от студентов по вопросам совершенствования качества образовательного процесса в Институте.

 

Освоение студентами интегративного содержания образования, построенного на основе компетентностного подхода, обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение— это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становле­ния личности.

Целями психолого-педагогического сопровождения являются:

- создание благоприятных социально-психологических и психолого-педагогических условий для обучения в условиях компетентностного подхода;

- формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья студентов;

- помощь в раскрытии личностного потенциала, саморазвитии, самореализации студентов;

- оказание психологической помощи в затруднительных личных ситуациях.

В Институте реализуются следующие функции психолого-педагогического сопровож­дения:

- развивающей диагностики, на основе которой разрабатываются индивидуальные рекомендации для студента, определяются условия его успешного обучения;

- тренингов личностного и профессионального раз­вития и саморазвития;

- мониторинга социально-профессионального раз­вития;

- психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;

- личностно ориентированных тренингов повыше­ния социально-профессиональной компетентности;

- тренингов адаптации, самоуправления, саморегуляции эмоци­онально-волевой сферы и самовосстановления личности.

Одна из главных задач психолого-педагогического сопро­вождения— не толь­ко оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и помочь ей овладеть эффективными способами преодоления широкого спектра возможных проблем. Результатом психолого-педагогического сопровождения является профессио­нальное развитие и саморазвитие личности, реализа­ция профессионально-психологического потенциала студентов, обеспечение профессионального самосох­ранения и удовлетворенности профессиональной деятельностью в будущем. Важным принципом является превентивность: переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к их профилактике.

Начальная цель взаимодействия - определение и формирование готовности студентов к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель взаимодействия - формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию, формирование компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение на основе компетентностного подхода осуществляется по следующим направлениям:

- адаптационное, главной задачей которого является адаптация студентов к условиям обучения в вузе; повышение стрессоустойчивости и адаптация к высоким интеллектуальным нагрузкам. Среди средств и методов: адаптационный «Тренинг первокурсника»; тренинг «Успешный студент»; организация совместной (научной, творческой, спортивной, общественной и т.д.) работы студентов первых и старших курсов и т.п.;

- профориентационное, задачамикоторого являются тестирование и консультирование по вопросам профессионального становления и путям профессионального развития, формирование готовности выпускников к выполнению будущей профессиональной деятельности (конкурентоспособных, психологически устойчивых профессионалов);

- диагностическое (анкетирование и тестирование) с целью определения основных потребностей и запросов студентов в работе Психологической службы поддержки студентов;

- развивающее, предполагающее развитие различных сторон личности студента. Среди средств и методов: проведение тренинговых занятий, основными темами которых являются «Тренинг общения», «Тренинг саморегуляции», «Тренинг уверенности в себе», «Тренинг разрешения конфликтов» ит.п.;

- консультационное (индивидуальные психологические консультации студентов).

Психологическая служба поддержки студентов ГБОУ ВПО МГПУна базе ИПССО проводит работу во всех институтах и на факультетах Университета. В течение 2012-13 учебного года сотрудниками Службы было проведено более тысячи индивидуальных и групповых консультаций. Расширяется объем дистанционного консультирования, которое особенно эфетивно для студентов, находящихся в отсрых кризисных жизненных ситуациях. Проводится посотяннный мониториенг и анализ динамики запросов студентов В прошедшем учебнном году отмечались запросы следующих видов: относящиеся к эмоционально-волевой сфере (28%), общению (26%), самооценке (15%), организации времени (11%), мотивации учебной деятельности (20%).

Индивидуальное консультирование студентов в рамках целевой программы психологического сопровождения личностно-профессионального развития осуществляется с учетом дальнейшего профессионального самоопределения студентов, жизненного самоопределении в целом, принятия высшей формы ответственности личности, проектирующей настоящее и будущее.

Групповое консультирование студентов объединяет тренинговые группы, имеющие различные теоретические основы, стимулирующие личностный рост и направленные на развитие отдельных сторон личности в целях более эффективной адаптации студента к обучению в вузе.

Консультирование родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса – тенденция, возникшая за отчетный период.

Содержание психологического воздействия в ходе индивидуальных и групповых консультаций ориентировано на формирование субъекта саморазвития, достижение позитивного самовосприятия; повышение инструментальной гибкости в развиваемой области, изменение неэффективных сценариев поведения, расширение диапазона активно используемых средств саморазвития; освоение средств управления психическими состояниями; развитие личностного потенциала, обозначение перспектив дальнейшего личностного и профессионального роста.

Актуальная информация о работе Психологической службы расположена на сайте www.ipsso.ru, www.mgpu.ru, постоянно осуществляется обратная связь.

 

Научно-исследовательское обеспечение улучшает качество обучения и воспитания студентов, привлекает обучающихся к проведению исследований в выбранной профессиональной сфере деятельности, повышает научную квалификацию руководящего и профессорско-преподавательского состава.

Важное место в организации деятельности по повышению качества образования занимает Ученый совет Института. Ученый совет определяет основные направления научных исследований, тематику научно-исследовательских работ, утверждает план научной работы Института на год; анализирует организацию и содержание научной работы в Институте, направленность и тематику научных конференций, семинаров и других ее форм; формирует приоритеты в разработке научных изданий, монографий, сборников научных статей, материалов конференций; подводит итоги конкурсов на лучшую научную работу студентов и определяет лауреатов; рекомендует кандидатов на зачисление в аспирантуру из числа выпускников Института, а также утверждает индивидуальные планы аспирантов и темы кандидатских диссертаций.

Профессора, доценты и преподаватели ведут теоретические разработки и экспериментальные исследования в ведущих областях науки.

 

Date: 2015-12-11; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию